ЕГЭ по Истории. Полный курс по теории с заданиями и ответами - часть 44

 

  Главная      Книги - Тесты по ЕГЭ     ЕГЭ по Истории. Полный курс по теории с заданиями и ответами в конце

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  42  43  44  45   ..

 

 

ЕГЭ по Истории. Полный курс по теории с заданиями и ответами - часть 44

 

 

 

11 

 

Контрольные даты 

 
X

VII  в.  -  Возникновение  и  развитие  тенденции  обмирщéния  культуры  –  ослабление 

религиозного влияния на культуру и увеличение в ней светского содержания 

XVII  в.  -  Дальнейшее развитие  религиозной  литературы  и  отделение  от  нее  светской 

литературы.  Возникновение  жанра  демократической  сатиры.  Создание  сатирических 

произведений "Повесть о Шемякине суде" и "Повесть о Ерше Ершовиче" 

XVII в. - Начало издания светских книг – сводов законов, букварей, грамматик, таблиц 

умножения 

XVII в. - Первые записи произведений устного народного творчества – былин, песен, 

пословиц, загадок, заговóров 

XVII  в.  -  Появление  переводной  светской  художественной  литературы  –  перевод  на 

русский язык европейских рыцарских романов, бытовых новелл, юмористических рассказов 

и анекдотов 

XVII в. - Продолжение развития домашнего дворянского образования, возникновение в 

середине XVII в. церковных школ при монастырях 

XVII в. - Развитие бытовой архитектуры – увеличение числа каменных жилых построек 

и  появление  их  в  деревне.  Распространение  срубовой  пятистенной  деревянной  избы  с 

двускатной крышей и печным отоплением как основного типа крестьянского жилища  

XVII  в.  -  Развитие  географических  знаний  в  ходе  освоения  Восточной  Сибири  и 

Дальнего Востока. Возникновение картографии и начало описания открытых земель 

XVII 

в.  -  Развитие  прикладных  наук  в  форме  обобщения  практического  опыта. 

Публикация руководств, пособий, уставов  

XVII  в.,  вторая  половина  -  Возникновение  тенденций  реализма  в  иконописи  – 

творчество  Симона  Ушакова  (иконы  "Спас  Нерукотворный",  "Благовещенье",  "Троица"  и 

др.) 

XVII в., вторая половина - Развитие стиля монументализма в церковной архитектуре – 

строительство  ансамблей  Новоиерусалимского  монастыря  под  Москвой  и  Иверского 

монастыря на озере Валдай 

XVII в., конец - Возникновение нового архитектурного стиля – "московское барокко" 

(или  нарышкинский  стиль),  сочетавшего  в  себе  традиции  русской  архитектуры  с  обилием 

декоративных элементов западноевропейского барокко  

XVII  в.,  конец  -  Возникновение  парсунной  живописи.  Парсуна  –  светский  портрет, 

выполненный в иконописной манере, является переходной формой от иконописи к светской 

живописи.  Наиболее  известны  парсуны  царя  Алексея  Михайловича  и  его  сына  Федора, 

написанные Симоном Ушаковым  

XVII  в.,  первая  половина  -  Дальнейшее  развитие  иконописи  –  работы  Прокопия 

Чирина, Никифора Савина, Емельяна Москвитина 

XVII  в.,  первая  половина  -  Дальнейшее  развитие  шатрового  стиля  в  архитектуре, 

широкое распространение "узóрочья" – украшения церковных и светских зданий цветными 

изразцами и плитками 

XVII 

в., середина - Появление переводной научной литературы по астрономии 

 

1620 г. - Сказание Авраама Палицына. 

1621  г.  -  Создание  Анисимом Михайловым  "Устава  ратных,  пушечных  и  других  дел, 

касающихся  до  воинской  науки"  –  сборника  сведений  по  математике,  физике  и  химии,  а 

также практических рекомендаций по военному делу 

1621 г. - Куранты - Первая рукописная газета в России. 

1628  г.  -  Строительство  Успенской  церкви  Алексеевского  монастыря  в  Угличе  – 

типичного храма шатрового стиля XVII в. 

1634 г. - первое издание Букваря Василия Бурцева. 

 

12 

1640-

е гг. - Школа в Чудовом монастыре (Епифаний Славинецкий). 

1648 г. - Грамматика М. Смотрицкого. 

1649 г. - Создание первой церковной школы при Андреевском монастыре в Москве 

1665 г. - открытие школы в Заиконоспасском монастыре (Симеон Полоцкий).1668 г. - 

Строительство  деревянного  дворца  царя  Алексея  Михайловича  в  селе  Колóменском  – 

высшее достижение деревянного зодчества в архитектуре России 

1672 г. - появление придворного театра. 

1674  г.  -  Издание  в  Киеве  "Синóпсиса"  –  первого  светского  учебника  по  истории 

России 

1681-

1693 гг. - Типографская школа (монах Тимофей и грек Мануил). 

1682 г. - Считание удобное - таблица умножения.  

1687  г.  -  Создание  Славяно-греко-латинской  академии  –  первого  высшего  учебного 

заведения в России, имевшего церковно-светский характер 

1693 г. - Строительство церкви Покрова в Филях под Москвой – типичного памятника 

"московского барокко", который был построен по заказу Л.К.Нарышкина (дяди Петра I) 

20-

е – 70-е гг. XVII в. - Развитие архитектурного ансамбля Кремля – надстройка башен, 

установка курантов на Спасской башне, строительство Теремного дворца 

30-

е  гг.  XVII  в.  -  Создание  "Нового  летописца"  –  последней  русской  летописи. 

Завершение летописания в России и возникновение жанра исторической повести 

50-

е – 60-е гг. XVII в. - Развитие гражданской архитектуры – строительство в Москве 

Гостиного двора в Китай-городе и Хамовного двора 

60-

е  –  70-е  гг.  XVII  в.  -  Возникновения  жанра  мемуаристики  в  русской  литературе. 

Создание "Жития протопопа Авакума, написанного им самим" 

60-

е –70-е XVII в. - Возникновение новых жанров в русской литературе – драматургии 

и поэзии. Творчество Симеона Полоцкого. 

 
 

Вспомогательные историографические материалы 

 

К 1670-м годам Россия располагала сравнительно развитым начальным образованием 

(обучение  чтению,  письму  и  пению)  и  довольно  высоким  уровнем  грамотности 

господствующего класса и городского населения. Но системы образования не было, так как 

страна не обладала его ключевым элементом - университетом. Борьба за заведение в России 

Академии  шла  на  протяжении  всего  XVII  в.,  беря  начало  еще  с  проекта  Бориса  Годунова. 

Однако только с конца 60-х годов решение этого вопроса перешло к практической стадии. 

Но созданию Академии предшествовала упорная борьба двух группировок: латинствующих 

(южнорусская  группа),  выступавших  за  организацию  вуза  с  обучением  на  славянском, 

греческом  и  латинском  языках,  и  мудроборцев  (патриарх  Иоаким),  которые  выступали  в 

пользу  обучения  только  на  славянском  и  греческом  языках.  В  начале  80-х  годов  борьба 

обострилась:  создание  Сильвестром  Медведевым  от  имени  царя  Федора  в  1682  году 

Привилея 

Московской 

Академии, 

сформулировавшего 

основные 

принципы 

государственного  вуза  для  подготовки  светских  и  духовных  кадров,  и  организация  на 

средства патриарха в противовес ему сугубо церковного среднего Типографского училища 

Тимофея  в  1683  году  ясно  обнаружили  эту  борьбу.  Тогда  как  царь  Федор  поддерживал 

открытую  в  1681  году  славяно-латинскую  гимназию  Сильвестра  Медведева  в 

Заиконоспасском монастыре. 

Привилей в основу Академии положил следующие принципы: 

1) образование - ключ к решению задач государственного управления; 

2)  широкий  профиль  гражданских  и  духовных  наук:  гуманитарные  науки,  включая 

философию, математический цикл, богословие, юриспруденция, медицина и пр.; 

 

13 

3) основной источник финансирования - государственная казна и приписные дворцовые 

волости,  наличие  царской  пенсии  и  значительное  место  учителей  мирского  чина  , 

строительство и ремонт зданий за казенный счет; 

4) в ведение Академии переходила государственная библиотека; 

5) выпускникам гарантировалось преимущественное право на занятие государственных 

должностей; 

6)  автономия,  освобождение  студентов  на  период  обучения  от  преследования  по 

родительским долгам и уголовным преступлениям кроме убийства: блюстителя, учителей и 

студентов должен был судить академический совет при присутствии представителей царя и 

патриарха (даже по обвинению в убийстве разрешение на арест студента давал блюститель); 

7) академический совет приобретал значительные контрольные функции над чистотой 

веры  и  иностранными  вероисповеданиями:  без  его  санкции  запрещалось  назначать 

иноверных  ученых  на  государственные  должности;  он  надзирал  за  новокрещеными  и 

иноверцами, что существенно ограничивало функции патриарха. 

Однако  написанный  Медведевым  и  одобренный  Федором  Привилей  в  XVII  веке 

осуществлен  не  был.  Неустойчивое  положение  правительства  Софьи  не  позволяло  ему 

рисковать  обострением  отношений  с  патриархом.  В  Москве  действовали  Типографская 

школа  и  Заиконоспасская  гимназия,  но  вопрос  об  училище  свободных  мудростей  был 

законсервирован. Только в январе 1685 года Медведев вручил Софье экземпляр документа, 

но в марте 1685 года присланные иерусалимским патриархом Досифеем по просьбе Иоакима 

в  Москву  братья  Лихуды  открыли  Богоявленскую  школу,  которая  отражала  позиции 

мудроборцев.  Осенью  1687  года  вместо  гимназии  Медведева  и  Типографской  школы  в 

Заиконоспасском  монастыре  открылось  учебное  заведение  Лихудов  -  греческие  школы, 

финансировавшиеся  патриархом  и  вкладами  частных  лиц.  В  этих  школах  отсутствовал 

академический  совет,  автономия  и  прочее,  предусмотренное  Привилеем.  Преподавание 

вплоть до смерти в 1690 году Иоакима велось только на греческом языке и ограничивалось 

грамматикой и риторикой. Только кончина патриарха позволила Лихудам ввести латынь и 

курс логики, а в 1693 году - и поэтику. То есть речь шла о постепенном введении курса вуза. 

Но  затем  протест  Досифея  заставил  нового  патриарха  Адриана  заменить  Лихудов  на  их 

недоучившихся учеников. В начале XVIII в. программы и формы преподавания в Славяно-

Латинской  Академии  были  пересмотрены  Палладием  Роговским,  а  затем  за  перестройку 

школы в училище взялся Стефан Яворский. 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 

 

14 

Основная литература 

 

См. учебно-методические материалы 

 

Дополнительная литература 
 
1. 

Богданов  А.П.  Из  предыстории  петровских  преобразований  в  области  высшего 

образования // Реформы второй половины XVII-XX в.: Подготовка, проведение, результаты: 

Сб. научных трудов. М., 1989. С. 44-63. 

2. 

Богданов А.П. Перо и Крест: Русские писатели под церковным судом. М., 1990. 

3. 

Жуков Д.А., Пушкарев Л.Н. Русские писатели XVII века. М., 1972. 

4. 

Козловский И.Ф. Ф.М. Ртищев: Историко-биографическое исследование. Киев, 1906. 

5. 

Костомаров  Н.И.  Епифаний  Славинецкий,  Симеон  Полоцкий  и  их  преемники  // 

Костомаров  Н.И.  Исторические  исследования.  Исторические  портреты.  Автобиография. 

Киев, 1990. С. 313-348. 

6. 

Лаппо-Данилевский  А.С.  История  русской  общественной  мысли  и  культуры  XVII 

XVIII 

вв. М., 1990. 

7. 

Лихачев Д.С. развитие русской литературы X-XVII веков: Эпохи и стили. Л., 1973. 

Очерки русской культуры XVII в. / Под ред. А.В. Арциховского и А.М. Сахарова. Ч. 1-

2. М., 1979. 

8. 

Панченко А.М. Русская стихотворная культура XVII века. Л., 1973. 

9. 

Портнов Л.О. Сочинения иностранных путешественников второй половины XVII в. о 

Московском государстве // Вестник Московского ун-та. Серия 8. История. 1995. 3. С. 75-83. 

10. 

Пушкарев Л.Н. Общественно-политическая мысль России: Вторая половина XVII в. 

М., 1972. 

11. 

Симеон Полоцкий и его книгоиздательская деятельность / Под ред. А.Н. Робинсона. 

М., 1982.  

12. 

Тимофеев И. Временник. СПб., 1907. 

13. 

Чистякова  Е.В.,  Богданов  А.П.  Да  будет  потомкам  явлено:  Очерки  о  русских 

историках 2-ой половины XVII в. в их трудах. М., 1988. 

 

15 

Раздел: Задания для самостоятельной работы 

 

Тест к теме 10 

 

 

I. 

Выберите правильный ответ: 

 

1. Василий Бурцев издал: 

1. Грамматику 

2. Устав ратных дел 

3. Букварь 

4. Арифметику 

5. Геометрию 
 
2. 

В стиле «московского барокко» выстроена: 

1. 

Церковь Рождества в Путинках 

2. 

Церковь Вознесения в Коломенском 

3. 

Церковь Троицы в Никитниках 

4. 

Церковь Покрова в Филях 

5. 

Церковь Покрова на рву 

 

3. Первая рукописная газета в XVII веке называлась: 

1. Ведомости 

2. Московские ведомости 

3. Новая газета 

4. Известия 

5. Куранты 
 
4. 

К историческим произведениям XVII века о Смуте относится: 

1. 

«Житие» протопопа Аввакума 

2. 

«Домострой» Сильвестра 

3. 

«Послание на Звездочетцев» старца Филофея 

4. 

«Повесть о Петре и Февронии» Ермолая-Еразма 

5. 

«Сказание» Авраамия Палицына 

 
5. 

Первая пьеса, поставленная в придворном театре Алексея Михайловича: 

1. 

« Юдифь или Олоферново действо» 

2. 

«Артаксерксово действо» 

3. «Адам и Ева» 
4. 

«Орфей» 

5. 

«Темир-Аксаково действо» 

 
6. 

Самое знаменитое произведение деревянного зодчества XVII века: 

1. 

Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове 

2. 

Церковь Ильи Пророка в Ярославле 

3. 

Дворец Алексея Михайловича в Коломенском 

4. 

Теремной дворец в Кремле 

5. 

Церковь Троицы в Никитниках 

 
 
 
 

 

16 

7. Отметьте неверное утверждение 

1. Царь Алексей Михайлович писал письма жене и детям 
2. 

В славяно-греко-латинской академии преподавали пиитику, риторику и математику 

3. 

Симеон Полоцкий писал стихи и пьесы 

4. 

Новоиерусалимский монастырь – загородная резиденция патриарха Никона 

5. 

В Аптекарском приказе служили специалисты, обладавшие знаниями в области 

ботаники, химии. 
 
II

. Внимание! Необходимо выбрать все верные ответы. 

 

8. Русской культуре XVII века свойственны следующие черты: 

1. секуляризация, усиление гражданского характера 

2. усиление элитарного характера 
3. 

расширение культурных заимствований из Западной Европы и стран Востока 

4. 

исчезновение пятиглавия в строительстве православных храмов 

5. 

исчезновения парсунного письма и появление портретной живописи 

 
 

III

. Необходимо ответить на вопросы по итогам чтения отрывка из источника. 

 

Прочтите отрывок из сочинения XVII века. 

Таже с Нерчи реки паки назад возвратилися к Русе. Пять недель по льду голому ехали 

на нартах. Мне под робят и под рухлишко дал две клячки, а сам и протопопица брели пеши, 

убивающеся о лед. Страна варварская, иноземцы немирные; отстать от лошадей не смеем, а 

за лошедьми итти не поспеем, голодные и томные люди. Протопопица бедная бредет-бредет, 

да  и  повалится,  -  кользко  гораздо!  В  ыную  пору,  бредучи,  повалилась,  а  иной  томной  же 

человек на нее набрел, тут же и повалился; оба кричат, а встать не могут. Мужик кричит: 

"матушка-государыня,  прости!"  А  протопопица  кричит:  "что  ты,  батько,  меня  задавил?"  Я 

пришел, - на меня, бедная, пеняет, говоря: "долго ли муки сея, протопоп, будет?" И я говорю: 

"Марковна,  до  самыя  смерти!"  Она  же,  вздохня,  отвещала:  "добро,  Петровичь,  ино  еще 

побредем". 

 
9. 

Кто автор этого сочинения? 

1. Симеон Полоцкий 

2. Симон Улаков 

3. Мелетий Смотрицкий 

4. Иннокентий Гизель 

5. Аввакум, протопоп 
 
10. 

Как называется сочинение? 

1. Повествование 

2. Хожение 

3. Служба 

4. Житие 

5. Статейный список 
 

Раздел: Календарно-тематический план 

 

ТЕМА 11 

 

Россия в первой четверти XVIII века. Преобразования эпохи Петра Великого. Новые 

черты внутренней политики, экономики, торговли. Становление абсолютизма. 

Россия в европейской политике. Россия и Восток. 

 
 

Содержание темы 

1. 

Предпосылки  петровских  преобразований.  Особенности  развития  экономики  и 

хозяйства, власти и управления. 

2. 

Реформы Петра Великого. Основные характеристики преобразований. 

3. Внешняя политика России первой четверти ХVIII века. Основные направления. 
4

. Личность Петра и оценка его преобразований. 

 

 

1. Предпосылки петровских преобразований. 

Россия к концу XVII века была обширным государством, занимавшим большую часть 

Восточно-Европейской равнины, а также Сибирь и часть Дальнего Востока. Однако страна 

была  отрезана  от  морских  берегов,  она  не  могла  широко  использовать  дешевые  пути 

сообщения.  Хотя  на  востоке  Россия  омывалась  Тихим океаном,  но  выгод  из  этого  извлечь 

было нельзя, так как Дальний Восток только начинал осваиваться. На юге страны Астрахань 

открывала путь в Каспийское море, но оно было закрытым. Выход к Азовскому и Черному 

морям запирали две турецкие крепости — Азов и Очаков. Балтийское побережье находилось 

под  властью  Швеции.  Единственным  морским  портом  был  Архангельск,  но  он  слишком 

удален от центра и на несколько месяцев в году замерзал. 

Население  России  в  конце  XVII  века  насчитывало  около  13  млн  человек.  Основная 

масса  людей  размещалась  в  центре  Европейской  равнины  на  малоплодородных  землях, 

черноземы  Причерноморья  и  Кубани  еще  не  были  освоены.  Продолжался  отток  части 

населения  из  обжитых  районов  центра  на  окраины  страны.  Россия  в  те  годы  оставалась 

отсталой  страной.  Ее  отсталость  определялась  не  только  неблагоприятными  почвенно-

климатическими  условиями  и  отсутствием  удобного  выхода  к  морским  берегам,  но  и 

последствиями татаро-монгольского ига. 

Отсталой  экономике  соответствовали  и  отсталые  общественные  отношения.  В 

некоторых  странах  Западной  Европы  ко  второй  половине  XVII  века  уже  произошли 

буржуазные  революции,  они  вступили  на  путь  капиталистического  развития.  Россия  же 

развивалась на принципах крепостного хозяйства, для которого были характерны господство 

натурального  хозяйства,  прикрепление  работников  к  земле  и  личная  зависимость 

крестьянина от помещика. Земля, возделываемая примитивными орудиями, давала скудный 

урожай,  значительная  часть  которого  попадала  в  руки  светским  и  духовным  феодалам. 

Крепостничество  сковывало  хозяйственную  инициативу  крестьян,  глушило  все  новое  и 

задерживало движение страны по пути прогресса. 

Тем не менее, новые явления, хотя и медленно, но пробивали себе путь. В экономике 

постепенно  нарушался  натуральный  характер  хозяйства,  развивалось  ремесло  и 

мелкотоварное производство. 

Большое значение для развития производительных сил имело появление производства 

мануфактурного типа: тульские, каширские, олонецкие и другие железоделательные заводы. 

Под  Москвой  были  построены  стеклянный  и  кожевенные  заводы,  казенная  полотняная 

мануфактура  в  Москве  превратилась  в  крупное  предприятие.  На  Урале  предпринимались 

первые  шаги  по  созданию  крупных  металлургических  заводов.  Все  эти  факты  говорили  о 

том,  что  государство  и  частные  предприниматели  начинали  переход  от  ремесленных 

 

мастерских к крупным мануфактурам, основанным на применении машин, разделении труда 

и новых технологий в производственных процессах. 

Постепенно  усиливалось  общественное  и  географическое  разделение  труда,  что 

составляло основу складывающегося всероссийского рынка. Со второй половины XVII века 

увеличивается число городов в России, город все более отделяется от деревни. 

Разделение  труда  отразилось  в  выделении  промысловых  и  земледельческих  районов. 

Около  Тулы,  Каргополя,  Устюжны  складываются  ремесленные  и  кустарные 

железоделательные  промыслы.  В  Ярославле,  Костроме,  Белозерске,  Казани  развиваются 

суконные,  полотняные,  кожевенные  и  другие  промыслы.  Устанавливаются  торговые  связи 

между городами. По сведениям таможенных книг, Вязьма торговала с 45 городами, Тихвин 
— 

с  30.  Растут  городские  рынки,  появляются  ярмарки  (Макарьевская,  Ирбитская, 

Архангельская).  Сибирь  поставляла  меха,  Север  —  лес,  смолу,  деготь,  ворвань,  Рязанская 

земля — хлеб, Поволжье — рыбу, соль, поташ и т. д. 

Развитие  промыслов  и  ремесел,  появление  первых  мануфактур,  рост  внутренней  и 

внешней торговли — все это не могло не повлиять на экономическую политику российского 

правительства.  Интересным  документом  того  времени  является  Новоторговый  устав, 

составленный  под  руководством  боярина  А.Л.  Ордин-Нащокина  в  1667  году.  Уставом 

определялась  единая  таможенная  политика,  устанавливались  тарифы  и  правила  торговли, 

которые  были  выгодны  для  русских  купцов.  Новоторговый  устав  свидетельствовал  о 

зарождении  в  России  политики  меркантилизма.  Интересно  отметить,  что  Ордин-Нащокин 

рекомендовал  русским  купцам  организовывать  торговые  компании,  чтобы  защититься  от 

произвола и конкуренции со стороны иностранных купцов. 

Постепенно  преодолевалась  изолированность  России  от  Западной  Европы.  Все  шире 

распространялись  элементы  западноевропейской  культуры  и  научных  знаний. 

Устанавливались  торговые  и  дипломатические  связи,  осуществлялся  взаимный  обмен 

опытом. В Москве открылась Немецкая слобода, чаще стали посещать Россию иностранцы, а 

русские люди — выезжать за границу. 

Таким  образом,  к  концу  XVII  века  в  экономической  жизни  страны  наметились 

существенные  изменения,  прежние  натурально-хозяйственные  отношения  заменялись 

товарно-денежными, оживляется внутренний обмен, возникает более тесная торговая связь с 

заграничными рынками. 

Во  второй  половине  XVII  века  произошли  перемены  в  системе  государственного 

управления.  Укреплялось  самодержавие,  осуществлялась  государственная  централизация. 

Шел процесс постепенного перехода от сословно-представительной к абсолютной монархии. 

Регулярно  созываемые  прежде  земские  соборы,  состоявшие  из  выборных  от  дворян  и  от 

городского  населения,  а  также  из  числа  членов  Боярской  думы  и  высшего  духовенства, 

прекращают собираться. Последний Земский собор был созван в 1653 году. 

Другим признаком формирования абсолютизма являлось изменение состава Боярской 

думы.  В  это  некогда  аристократическое  учреждение  стали  проникать  люди,  чья  карьера 

находилась в прямой зависимости от личных способностей, а не от происхождения. Боярская 

дума все больше становилась зависимой от царя. 

Менялся и приказной строй, который все больше выявлял свои недостатки. Частичные 

усовершенствования  уже  не  могли  улучшить  центральный  аппарат  управления,  но  они 

показательны в смысле отражения тенденции к централизации. 

Некоторые нововведения начались и в военном деле. Вместо дворянского ополчения и 

стрелецкого  войска  в  армии  все  большее  значение  приобретали  полки  нового  строя  — 

рейтарские,  драгунские  и  солдатские,  предвосхитившие  регулярную  армию  начала  XVIII 

века. 

Изменения  затронули  и  область  культуры.  Начинается  «обмирщение»  культуры,  то 

есть  проникновение  в  нее  светских  начал.  Образованные  слои  горожан  и  дворянства  все 

больше стали проявлять интерес к научным знаниям. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  42  43  44  45   ..