ЕГЭ по Истории. Полный курс по теории с заданиями и ответами - часть 43

 

  Главная      Книги - Тесты по ЕГЭ     ЕГЭ по Истории. Полный курс по теории с заданиями и ответами в конце

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  41  42  43  44   ..

 

 

ЕГЭ по Истории. Полный курс по теории с заданиями и ответами - часть 43

 

 

 

едва не довело его до погибели. В результате своих злоключений герой уходит в монастырь, 

где Горе не может его настичь. Сюжет этой повести переплетается с библейским сюжетом о 

блудном сыне. 

Той  же  теме  посвящена  стихотворная  комедия  "Притча  о  блудном  сыне"  Симеона 

Полоцкого (1629-1680). Он был автором и другой стихотворной пьесы "О Навуходоносоре 

царе…"  и  огромного  количества  стихов,  пропагандировавших  знания.  Он  ввел  в  русскую 

поэзию новые жанры, был одним из зачинателей русского силлабического стихосложения. 

Новым  в  русской  литературе  стал  жанр  демократической  сатиры.  В  сатирических 

произведениях  обличаются  порядки  феодального  суда  с  его  крючкотворством,  волокитой, 

продажностью судей. Это сатирические повести "О Шемякином суде" и "О Ерше Ершовиче - 

сыне  Щетинникове",  написанные  бытовым  народным  языком.  Последняя  из  них  была 

широко распространена и передавалась из столетия в столетие в виде сказки, в рифмованной 

и прозаической форме. 

Получила  распространение  и  переводная  литература,  которая  проникала  в  Россию  в 

основном через Польшу, а также Чехию. Переводные произведения издавались в сборниках 

"Великое  зерцало"  и  "Римские  деяния",  куда  входили  поучительные  повести,  рассказы. 

Попадали  в  Россию  и  рыцарские  романы,  героями  которых  были  короли,  графы  -  высшая 

знать.  Переводилась  также  бытовая  и  плутовская  новелла,  авантюрно-приключенческая 

повесть, юмористические рассказы и анекдоты. Зачастую под влиянием русского фольклора 

они претерпевали изменения, и сами становились достоянием устного народного творчества. 

Примером  может  служить  "Повесть  о  Бове  королевиче",  истоком  которой  послужил 

французский рыцарский роман. 

 

Архитектура 

В зодчестве XVII в., особенно во второй половине века, отражается также переходный 

характер эпохи. Происходит обмирщение зодчества - отказ от строгих церковных канонов, 

переход от строгости и простоты к внешней нарядности, декоративности. Сущность новых 

исканий  -  дивное  узорочье,  как  определили  этот  стиль  сами  современники.  Этот  термин 

отражает пристрастие к обилию декоративных мотивов, вплоть до заимствования восточных, 

а позднее - западных форм. 

Русские  храмы  XVII  в.  отличаются  богатым  внешним  декором  и  внутренним 

убранством.  Постепенно  усиливаются  светские  мотивы,  снижаются  различия  между 

храмовым  и  гражданским  строительством.  Церкви  становятся  похожими  на  светские 

хоромы:  к  основному  зданию  пристраивались  приделы,  галереи,  и  все  это  соединялось 

переходами, составляя ансамбль. 

Выдающимся  памятником  зодчества  этого  времени  является  московская  церковь 

Рождества в Путинках (строительство окончено в 1652 г.). Сооружение церкви обошлось в 

500  руб.,  по  тем  временам  -  огромная  сумма.  Сначала  деньги  дали  прихожане,  но  не 

рассчитали своих возможностей, и им дважды пришлось обращаться за помощью к царю. В 

композиции церкви сказалось то новое, что вошло в это время в каменную архитектуру Руси. 

Между основным храмом и приделом была встроена колокольня - самая высокая часть среди 

отдельных  построек,  составляющих  храм,  и  как  бы  объединяющая  их.  Церковь  украшена 

декоративными деталями, выделяется остротой силуэтов. 

 

Церковь  в  Путинках  -  последний  из  шатровых  храмов  в  Москве.  В  1652  г.  на 

патриарший  престол  вступил  Никон,  который  запретил  строительство  шатровых  храмов, 

поставив  за  образец  традиционное  пятиглавие.  Однако  шатровые  храмы  продолжали 

строиться вдали от столицы - Ярославле, Костроме и других городах. В Москве же зодчие 

использовали этот стиль при строительстве колоколен, которые пришли на смену звонницам. 

В  традиционном  стиле  построен  комплекс  зданий  Новоиерусалимского  монастыря  - 

загородной резиденции патриарха Никона. 

Наряду  со  старыми,  традиционными  формами  в  русском  зодчестве  появляются  и 

новые.  Архитектура  второй  половины  XVII  в.  отличается  большей  декоративностью, 

 

используются  различные  украшения,  яркая  раскраска,  фигурный  кирпич,  цветные  изразцы 

как снаружи, так и внутри зданий. Эта пышная архитектура получила название московского 

барокко.  Характерные  черты  этого  стиля  -  четкость  и  симметричность  композиции, 

многоярусность,  тщательная  проработка  деталей,  декоративная  резьба  по  белому  камню, 

раскраска  фасадов,  цветные  изразцы  и  подчеркнутая  устремленность  здания  вверх. 

Образцами  московского  барокко  стали  церковь  Покрова  в  Филях,  трапезная  Троице-

Сергиевого монастыря, а также многоярусная колокольня Новодевичьего монастыря. 

Черты этого стиля проявились в здании Печатного двора и в Сухаревой башне. 

Построенный  артелью  русских  мастеров  во  главе  с  Баженом  Огурцовым  Теремной 

дворец в Московском Кремле, представлял собой многоярусное ступенчато-пирамидальное 

сооружение, "олицетворяющее величие царской власти". Новым было убранство дворца - его 

резные наличники и многоцветные изразцовые пояса как снаружи, так и внутри здания. 

Новое  строительство  велось  не  только  в  Москве,  но  и  в  других  городах.  Своими 

храмовыми  постройками  по  заказу  богатых  купцов  славился  Ярославль.  Большинство 

ярославских  церквей  по  размерам  и  убранству  превосходило  московские:  церковь  Ильи 

Пророка,  церковь  Иоанна  Златоуста.  Вершина  ярославского  зодчества  -  церковь  Иоанна 

Предтечи в Толчкове. Ее характеризует монументальность, гармоничное сочетание золотых 

15 глав с красным кирпичом стен, украшенных голубыми изразцами. 

Развивается  гражданское  строительство:  богатые  дворяне  и  купцы  строят  для  себя 

каменные  жилые  дома.  В  них  также  наблюдается  отход  от  традиционной  простоты  и 

строгости  к  богатому  декоративному  оформлению  фасадов.  Такие  дома  строятся  как  в 

Москве,  так  и  в  Ярославле,  Калуге,  Нижнем  Новгороде  и  других  городах.  В  Москве 

памятники архитектуры нарышкинского стиля - палаты думного дьяка Аверкия Кириллова 

на Берсеневской набережной, дом дьяка Ивана Волкова в Харитоньевском переулке, палаты 

бояр Троекуровых в Георгиевском переулке. Стиль московского барокко конца XVII в., его 

новые приемы и формы оказали воздействие на архитектуру последующего времени. 

 

Живопись 

Живопись  в  XVII  в.  развивалась  необыкновенно  бурно,  ее,  как  и  другие  виды 

искусства,  также  затронул  процесс  обмирщения.  Происходят  становление  и  развитие 

реалистической направленности, появляется интерес к человеческой личности. Развивается 

бытовой жанр, портретный - парсунная живопись. 

Новое  направление  возглавил  Симон  Федорович  Ушаков  (1626-  1686)  -  русский 

живописец и гравер. Произведения Симона Ушакова - парсуны, миниатюры сочетают в себе 

традиционные  приемы  живописи  и  новаторские  искания.  Они  знаменуют  переход  от 

религиозного к светскому искусству. Ушаков переходит от условности изображения к более 

точному, стараясь придать своим иконописным изображениям характер живых лиц. На его 

иконах  -  реалистический  пейзаж  и  другие  изображения,  не  имеющие  непосредственного 

отношения к сюжету иконы. 

Самое  известное  произведение  Симона  Ушакова  -  "Спас  Нерукотворный",  в  котором 

художник с помощью светотени передаст объемность, изображает не абстрактного святого, а 

реального человека. Ушаков выступил как художник-реформатор, используя традиционные 

иконографические схемы, он одновременно стремился к светотеневой моделировке формы, к 

объемности изображаемых ликов. В 1617 г. он создал икону "Троица", в которой, в отличие 

от  одноименной  иконы  А.  Рублева,  передает  не  духовную  красоту,  а  красоту  земную, 

изобразив ангелов цветущими полными здоровья юношами. 

В  первой  половине  XVII  в.  парсуны  создавались  в  старой  иконописной  манере  -  на 

липовых  досках,  яичными  красками.  Так  написаны  парсуны  царя  -  Федора  Ивановича  и 

воеводы  князя  М.В.  Скопина-Шуйского.  В  изображении,  характерный  для  иконы, 

трехчетвертной  поворот,  крупные  головы,  широко  раскрытые  глаза.  При  этом  художники 

стремятся как можно точнее изобразить реальные черты оригиналов. 

 

В  80-90-е  гг.  XVII  в.  русские  художники  создают  наиболее  значительные  парсуны: 

портрет  в  рост  дяди  Петра  I  Л.К.  Нарышкина  и  поясной  портрет  матери  Петра  I  -  Н.К. 

Нарышкиной.  Для  них  характерны  пристальное  внимание  к  внутреннему  миру  человека, 

тонкая цветовая гамма. 

В  живописи  XVII  в.  заметно  стремление  к  реализму,  повышению  интереса  к 

человеческой личности. 

 

Научные знания. 

Становление  знаний  и  рационалистического  мировоззрения.  В  XVII  в.  умели  решать 

многие  практические  задачи  по  математике,  которые  выдвигались  практикой  описания 

земель,  торговой  деятельности,  а  также  военного  дела.  По  указаниям  в  «Книге  сошному 

письму» измеряли площади, извлекали квадратные и кубические корни, решали уравнения с 

несколькими неизвестными. 

Крупным  памятником  научных  знаний  XVII  в.  является  «Устав  ратных,  пушечных  и 

других  дел,  касающихся  до  воинской  науки»,  составленный  Онисимом  Михайловым 

(Радышевским)  в  1621  г.  Текст  содержит  сведения  об  организации  войска,  употреблении 

артиллерии и ее устройстве, о приемах ведения боевых действий. В нем много практических 

сведений  из  различных  областей  знания  –  геометрии,  механики,  физики,  химии.  «Устав» 

проникнут идеей старого конкретного, опытного, рационалистического подхода к изучению 

различных явлений. В «Уставе» содержится ряд сведений из математики, дана таблица мер, 

уделено  внимание  вопросам  динамики,  описан  угломерный  прибор,  содержатся  некоторые 

наблюдения  над  разницей  удельного  веса  металлов  –  железа  и  свинца  (хотя  само  понятие 

еще не сформулировано). 

Медицинские  знания  носили  также  преимущественно  узкопрактический  характер  и  в 

немалой  степени  основывались  на  многовековом  народном  опыте  лечения  болезней. 

Широкое распространение получили переводы иностранных лечебников и «травников». При 

переводах  вырабатывалась  русская  терминология.  Аптекарский  приказ  в  Москве 

сосредоточил  искусных  мастеров,  умевших  изготавливать  лекарства  и  обладавших 

широкими для того времени познаниями в области химии, ботаники и фармакопеи. Таковы 

были  Тихон  Ананьин,  Иван  Венедиктов,  Василий  Шилов  и  др.  В  том  же  приказе 

производилось обучение новых мастеров по изготовлению медикаментов, а также врачей. 

На  протяжении  XVII  в.  развивался  интерес  к  общим  вопросам  биологии.  В  Россию 

проникли  и  первые  сочинения  по  вопросам  агротехники.  Внимание  русских  людей  стало 

обращаться  и  к  богатым  конкретным  материалам  сочинениям  в  области  зоологии  и 

анатомии.  В  середине  XVII  в.  в  Россию  стали  проникать  сочинения,  знакомившие  с 

гелиоцентрической системой Коперника. Само появление в России сочинений, излагавших 

данную  систему,  весьма  знаменательно  для  XVII  в.  Оно  свидетельствует  о  том  интересе, 

который  возникал  к  проблемам  рационального  объяснения  мироустройства  в  XVII  в.  О 

прогрессирующем развитии астрономических знаний говорит также и то, что в XVII в. стали 

все более приобретаться и использоваться в России различные астрономические приборы. 

Большое  развитие  получили  географические  знания.  Продвижение  русских 

землепроходцев  в  Сибирь,  обследование  ими  рек  и  морских  побережий    обогатило 

географию открытиями исключительного значения. Было составлено несколько карт; еще в 

начале  XVII  в.  была  сделана  несохранившаяся  карта  всего  Русского  государства.  Важный 

географический  материал  был  получен  в  ходе  освоения  Сибири  экспедициями  Стадухина, 

Реброва,  Пояркова,  Дежнева,  Хабарова,  Атласова  и  др.  Возникли  сводные  географические 

описания, как, например, «Роспись сибирским городам и острогам», «Роспись морского пути 

вдоль Охотского моря», и др. В 1667 г. в Тобольске Юрским стольником и воеводой П.П. 

Годуновым был составлен чертеж сибирских земель с соответствующим описанием. Спустя 

пять  лет  был  составлен  новый  чертеж  Сибири.  Значительно  расширились  сведения  о 

географии зарубежных стран. Эти сведения собирались русскими посольствами за границей 

 

и обобщались в «статейных списках». Большое внимание привлекали тогда страны Дальнего 

Востока – Монголия и Китай. 

 

Раздел: Учебно-методические материалы 

 

Методические указания 

1. 

Укажите основные характерные черты и новые явления в культуре России XVII века. 

Чем вызвано появление новых черт русской культуры? 

2. 

Каковы особенности просвещения в XVII веке? Назовите  наиболее важные явления 

в книгопечатании. Что из учебной литературы XVII века вам известно? Что можно сказать о 

деятельности Печатного двора в Москве? 

3. 

Проанализируйте новые тенденции в архитектуре XVII столетия. назовите наиболее 

значительные памятники гражданской и церковной архитектуры в Москве и других городах 

России. 

5. 

Охарактеризуйте  строгановскую  школу  иконописи.  Почему  творчество  Симона 

Ушакова характеризуется как переходное. Охарактеризуйте русское парсунное письмо XVII 

века и назовите наиболее известные парсуны. 

6. 

Как  проходило  накопление  научных  знаний  в  России?  Можно  ли  говорить  о 

появлении науки в России в XVII веке? 

 

Основные понятия и термины 

 

Барокко (от итальянского вычурный, странный) - архитектурный стиль, возникший в 

Италии  в  конце  XVI  века  и  получивший  развитие  в  искусстве  ряда  европейский  стран  до 

начала  XVIII  столетия.  Основополагающими  чертами  барокко  выступают:  синтетичность 

архитектуры,  скульптуры  и  живописи;  контрастность,  динамичность  и  напряженность; 

слияние иллюзии и реальности.  

Московское  барокко  (или  нарышкинский  стиль)  -  условное  название  самобытного 

архитектурного  стиля,  получившего  распространение  в  России  в  90-х  годах  XVII  начале 

XVIII  веков  и  характеризующегося  многоярусностью,  двухцветностью  (белый  и  красный 

кирпич), многообразием орнамента и пластичностью декора, а также применением присущих 

европейскому барокко ордерных деталей.  

Парсуна (от латинского персона) - живописный жанр в России в XVII веке, выросший 

из  живописи  и  предшествующий  портретному  жанру,  для  которого  было  характерно 

сохранение плоскостного письма, идеальности и каноничности образов. 

Оклад  -  декоративное  покрытие  иконы  или  книжного  переплета,  главным  образом,  в 

православном культе. 

Силлабическая  поэзия  -  стихосложение,  для  которого  характерно  упорядоченное 

число  слогов  в  строке,  пауза  в  середине  строки  и  ударение  на  предпоследнем  слоге 

последнего слова. 

Терем (от греческого кров , жилище ) - в русской архитектуре верхний светлый жилой 

ярус в хоромах, сооружаемый над сенями и покрытый высокой кровлей. 

Синопсис - первое историческое печатное произведение на Руси, принадлежащее перу 

Иннокентия Гизеля. 

Артаксерксово  действо  -  первая  пьеса,  поставленная  в  придворном  театре  Алексея 

Михайловича. 

 

Некоторые понятия и термины русской политической и экономической культуры 
 

Бархатная книга. Составлена в правление Софьи. В ней перечислено до 930 служилых 

фамилий, которые составили основной корпус московского служилого класса, тот слой, что 

позднее  стали  называть  столбовым  дворянством.  Книга  дает  представление  о  дворянском 

происхождении  фамилий.  Так,  фамилий  великорусских  -  33%,  польско-литовского 

происхождения (западнорусского) - 24%, происхождения немецкого, западно-европейского - 

25%, татарского и вообще восточного - 17% и неопределим - 1%. 

 

Белая Русь - название белорусских земель в XIV-XVII вв. 

Бояре  -  в  России  IX-XVII  вв.  высшее  сословие  феодалов  (потомки  родоплеменной 

знати,  старшие  дружинники,  крупные  землевладельцы).  Имели  своих  вассалов  и  право 

отъезда к другим князьям. В Новгородской республике фактически управляли государством. 

При  дворах  великих  князей  ведали  отдельными  отраслями  дворцового  хозяйства  и 

управлением государственными территориями. В XV в. члены Боярской Думы при великом 

князе  составляли  совещательный  орган.  Звание  отменено  Петром  I  в  XVIII  в.  В  XVIII  в. 

окончательно слились с дворянами. 

Боярская Дума - сословно-представительный орган княжеско-боярской аристократии. 

Активно функционировал в XV-XVI вв. В 1613 г. в Боярской Думе было 40 чел., в 1679 - 97 

чел. С образованием Сената в 1711 г. Боярская Дума была ликвидирована. 

"Бунташный  век"  -  так  называли  современники  XVII  в.  в  истории  России  -  время 

различных  народных  движений:  двух  крестьянских  войн  (И.Болотникова  и  С.Разина), 

Соляного бунта 1648 г., городских восстаний 1648-1650 гг., Медного бунта 1662 г. в Москве, 

восстания 1682 г. (Хованщина) в Москве. 

Великая  Россия  -  официальное  название  со  2-й  пол.  XVII  в.  европейской  части 

Русского государства. В царском титуле употреблялось с XVI в., как географическое понятие 

возникло в связи с присоединением Левобережной Украины (Малой России). 

Великое  посольство  -  русская  дипломатическая  миссия  в  1697-1698  гг.  Западную 

Европу,  которая  имела  целью  укрепление  и  расширение  союза  для  борьбы  с  Турцией, 

приглашение  на  русскую  службу  специалистов,  закупку  и  заказ  вооружений.  Миссия 

официально возглавлялась Ф.Лефортом, Ф.Головиным, а фактически во главе ее стоял Петр, 

который  путешествовал  под  именем  десятника  Петра  Михайлова.  Для  учения  Великое 

посольство привезло в Европу 35 юношей. Прямой цели - союза против Турции - достигнуто 

не  было  ,  но  миссия  разведала  обстановку  в  Европе  и  подготовила  почву  для  борьбы  за 

Прибалтику. 

Воевода - военноначальник, правитель у славянских народов. На Руси появились в X в. 

В Российском государстве стояли во главе полка, отряда (конец XV - нач. XVIII вв.); города 

(сер. XVI в. - 1775 г.); провинции (1719-1775 гг.). 

Вотчина  -  древнейший  вид  феодальной  земельной  собственности  в  России,  родовое 

имение,  переходившее  по  наследству.  Возникла  в  X-XI  вв.  (княжеская,  боярская, 

монастырская),  в  XIII-XV  вв.  -  господствующая  форма  землевладения.  С  конца  XV  в. 

противостояла поместью, с которым сближалась по характеру в XVI-XVII вв., в нач. XVIII в. 

окончательно  слилась  в  один  вид.  С  этого  времени  вотчина,  поместье,  имение  -  полные 

синонимы.  В  пределах  вотчины  ее  собственнику  принадлежала  административная  и 

судебная власть, право взимания налогов. 

В более широком смысле вотчина - это собственность и полномочия, унаследованные 

от отца. Вотчиной было: поместье, рабы, ценности, право на рыболовство и разработку недр, 

родословная,  политическая  власть.  Именно  это,  расширительное  толкование  термина,  дает 

ключ к пониманию вотчинного уклада и вотчинного характера русского государства. 

Дворянство  -  господствующее  привилегированное  сословие  в  эпоху  феодализма.  В 

России возникло в XII-XIII вв. как низшая часть феодального военно-служилого сословия, с 

XIV  в.  стали  получать  за  службу  земли  (поместья).  В  сер.  XVI  в.  усиливается  роль 

дворянства,  оформляются  его  права  и  участие  в  государственном  управлении.  В  XVII  в. 

дворянство  вносится  в  специальные  разрядные  списки,  а  родословные  записываются  в 

Государев  родословец.  Петровская  Табель  о  рангах  расширила  возможности  получения 

дворянства,  при  Екатерине  II  расширяются  права  и  привилегии  дворянства,  завершается 

юридическое  оформление  их  прав.  К  концу  XVIII  в.  бояре  и  дворяне  сливаются  в  одно 

дворянское  (помещичье)  сословие,  а  вотчины  и  поместья  уравниваются  в  правах. 

Существует  термин  "столбовые  дворяне"  -  это  потомки  знатных  родов,  занесенных  в 

столбцы - разрядные списки. 

 

Думные  чины  -  в  Русском  государстве  XV-XVII  вв.  члены  Боярской  думы:  бояре, 

окольничие,  думные  дворяне  (3-й  чин  членов  Боярской  думы  -  после  бояр  и  окольничих), 

думные дьяки (4-й, низший членов Боярской думы). 

Законодательная деятельность при Алексее Михайловиче. 

1) Указ о таможенных пошлинах с товаров - упорядочивание пошлин и сведение их к 

минимуму. 

2)  Новоторговый  устав  1667  г.  -  законодательство  о  торговле.  Все  торговые  сборы 

заменены одним - десяти денег с рубля. Установлены правила торговли русских купцов за 

границей и иностранцев в России. 

3)  Кормчая  книга,  или  Новоканон  -  постановление  относительно  церковного 

управления  и  суда.  Способствовала  взаимодействию  и  разграничению  церковного  и 

светского законодательства. 

4) Соборное уложение 1649 г. 

Земские соборы - высшие сословно-представительные учреждения в России сер. XVI - 

конца  XVII  вв.  В  состав  Земских  соборов  входили  представители  высшего  духовенства, 

Боярская  Дума,  представители  провинциального  дворянства  и  горожан.  На  них 

рассматривались  важнейшие  общегосударственные  вопросы.  Первый  Земский  собор  был 

созван  в  1549  г.  Всего  состоялось  более  50  Земских  соборов.  Это  период  сословно-

представительной монархии в России. 

Конюший - высшая придворная должность в русском государстве XV-XVII вв., глава 

Боярской Думы. 

 

Сельское население России превратилось из арендаторов в крепостных между 1550 г. и 

1650 г. 

Уложение 1649 г. отменило все ограничения во времени на возврат беглых крестьян. 

Первые  постоянные  дипломатический  миссии  в  Москве  -  Швеция  -  1666  г.,  Дания  - 

1672 г., Польша – 1673 г., Бранденбург - 1675 г., Голландия - 1678 г. 

Первые  русские  постоянные  миссии  в  европейских  государствах.  1634  г.  -  Швеция, 

1673  г.  -  Речь  Посполитая,  1699  г.  -  Голландия,  1700  г.  -  Дания,  1701  г.  -  Австрийская 

империя, 1702 г. - Франция, 1706 г. - Великобритания. 

Раскол - отделение от Русской православной церкви части верующих, не признавших 

церковной реформы Никона (1653-1656 гг.). Реформа должна была устранить разночтения в 

церковных книгах и разницу в проведении обрядов; она не касалась существа православия. 

Однако под лозунгом возвращения к старой вере объединились люди, не желавшие мириться 

с усилением государственно-бюрократического давления, возрастанием роли иностранцев и 

т.п.  В  расколе  объединились  самые  разные  силы,  выступавшие  за  неприкосновенность 

традиционной  русской  культуры.  Сторонников  раскола  стали  называть  раскольниками  = 

старообрядцами = староверами. В результате раскола церковь попала в полную зависимость 

от государства. 

Служилые  люди  -  в  Русском  государстве  XIV-XVII  вв.  люди,  находившиеся  на 

государственной службе. С сер. XVI в. делились на служилых людей по "отечеству" (бояр, 

дворян,  их  детей,  владевших  землей  с  крестьянами),  имевших  привилегии  и  занимавших 

руководящие должности в армии и государстве, а также служилых "по выбору" - стрельцов, 

пушкарей,  городовых  казаков  и  др.,  набиравшихся  из  крестьян  и  посадских  людей, 

получавших жалованье и землю. 

Сословие  -  социальная  группа  общества,  обладающая  закрепленными  в  обычае  или 

законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. 

Староверы - одно из названий сторонников старообрядчества. 

Старообрядцы - совокупность религиозных групп, не принявших церковных реформ 

середины XVII в. и ставших оппозиционными или враждебными официальной православной 

церкви  и  государству.  Это  сторонники  ортодоксального  православия.  До  1906  г. 

 

10 

преследовались  царским  правительством.  Делились  на  ряд  течений  (поповцы,  беспоповцы, 

беглопоповцы) и толков. 

Главной  идеей  старообрядцев  было  "отпадение"  от  мира  зла,  нежелание  жить  в  нем. 

Поэтому  для  них  характерна  замкнутость  и  нежелание  контактировать  с  другими 

верующими. В поисках находящихся под защитой самого Бога "сокровенного града Китежа" 

и  утопической  страны  Беловодье,  старообрядцы  заселили  значительную  часть  Сибири  и 

создали  базу  для  освоения  новых  земель.  Статистика  старообрядцев  недостоверна:  по 

переписи  1897  г.  староверцев  и  сектантов  было  2  млн.  человек  (хотя  по  неофициальным 

данным примерно 20 млн. человек). 

Соборное Уложение 1649 г. Оно определяло все стороны жизни общества: земельные, 

семейные отношения, наказания за уголовные и политические преступления и др. Причины, 

по которым нужно было принять Уложение: 1) Законодательный материал был чрезвычайно 

беспорядочен  и  случаен.  С  конца  XV  в.  Московское  государство управлялось  Судебником 

Ивана III и многими частными указами. Была потребность свести законодательство в одно 

целое.  2)  К  сер.  XVII  в.  все  слои  населения  были  недовольны  своим  положением. 

Многочисленные  челобитья  показывали,  что  нужно  пересмотреть  и  исправить  сообразно 

новым требованиям многие законы. К делу составления кодекса были привлечены выборные 

люди,  съехавшиеся  на  собор  из  130  городов.  Среди  выборных  насчитывалось  до  150 

служилых  и  до  100  тяглых  людей.  От  московских  дворян  и  придворных  чинов  тоже  были 

выборные (а не все, как ранее). 

Уложение  -  это  кодекс  всех  законодательных  норм,  выражение  действующего 

государственного,  гражданского  и  уголовного  права.  Оно  охватывало  все  сферы 

государственной  жизни  и  состояло  из  25  глав,  почти  1  тыс.  статей.  Законодательный 

материал  не  был  механически  перенесен,  но  разработан  и  исправлен.  Новые  статьи  часто 

имели  характер  крупных  общественных  реформ.  Уложение  отменило  урочные  лета  для 

сыска  беглых  крестьян  и  окончательно  прикрепило  их  к  земле.  Это  отвечало  интересам 

служилого  сословия  и  означало  окончательное  закрепление  крепостного  права.  Уложение 

запретило духовенству приобретать вотчины, что отвечало интересам служилого сословия. 

Ограничены  судебные  льготы  и  привилегии  духовенства.  Уложение  впервые 

последовательно  закрепило  и  обособило  посадское  население,  обращая  его  в  замкнутый 

класс. Из посада теперь нельзя уйти, но нельзя и войти никому постороннему. 

Все новые положения в документе возникали по коллективным челобитьям выборных 

людей и составили суть реформы. Уложение фактически было общественной реформой, т.к. 

вышло из земских челобитий и программ. Служилые классы достигли большего, чем прежде, 

обладания крестьянским трудом и успели остановить выход вотчин из служебного оборота. 

Тяглые  посадские  общины  добились  обособления  и  защитили  себя  от  вторжения  в  посад 

высших  классов.  Вся  земщина  достигла  некоторых  улучшений  в  деле  суда  с  боярством  и 

духовенством  и  в  отношениях  с  администрацией.  Торговые  люди  ослабили  конкуренцию 

иностранных  купцов  через  уничтожение  некоторых  их  льгот.  Принятие  Уложения  было 

победой Средних классов. Церковь в лице патриарха Никона отрицательно отнеслась к его 

принятию,  т.к.  оно  поколебало  принцип  независимости  церковного  строя  и  подчиняло 

церковные  лица  и  владения  общегосударственному  суду,  затронуло  и  церковное 

землевладение.  Собор,  на  котором  было  принято  Уложение,  восстановил  против  себя  и 

крепостную  массу.  Уложение  было  несовершенно,  в  дальнейшем  его  исправляли  и 

дополняли по частям новоуказные статьи. 

Ярмарки – регулярные торги; рынки, которые собирались в определенном месте и в 

определенное время. На Руси появились в XII веке. Особенно большое развитие получили в 

XVII веке, когда в стране начал формироваться национальный рынок. Наиболее известные 

ярмарки  в  XVII  -  1-й  пол.  XIX  вв.-  Макарьевская,  Ирбитская,  Контрактовая  (у  Киева), 

Кяхтинская, Харьковские. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  41  42  43  44   ..