|
|
содержание .. 13 14 15 16 ..
34 вневременному, вечному, вселенскому уровню, закрепляя семантику: “крест - Вселенная”. Внешний и внутренний образы храма соответствовали не только макрокосму, но и микрокосму. С XIV в. идея микрокосма постепенно становится преобладающей. Центр внимания переносится на человека, его внутренний мир. При этом претерпевает некоторые изменения и внешний облик храма. К началу XV в. он явно становится все более “человекообразным”, антропоморфируется. Изменяются его пропорции, несколько смещается вертикальная ось симметрии. Образ храма становится все более “человечным”. Очевидно, эти метаморфозы были связаны с определенными изменениями системы ценностей. В частности, судя по всему, стало ясно, что внутренний мир человека представляет собой вселенную, в целом совпадающую с внешним Божественно гармонизированным миром. А следовательно, каждый носит в себе свой “храм” - образы микрокосма слились с образами макрокосма. Храм становится местом (и “инструментом”) гармонизации внутреннего и внешнего мира человека, где он осознает себя и свое место в этом мире, обретает смысл своего бытия. Представление о гармонии внутреннего и внешнего, пожалуй, наиболее явственно проявляется в описаниях внешности человека, которые мы находим в древнерусской литературе. Материальное и телесное воспринимались тогда как видимая красота, свидетельствующая о красоте и целесообразности мира невидимого, духовного. Диалектическое соединение видимого (материального) и невидимого (сверхчувственного) стало сердцевиной средневековой христианской эстетики, которая понимала человека как двуединое существо (“животное смешанное”). Он - одно из самых прекрасных явлений окружающего мира, в котором открывается творческая идея Предвечного Строителя. Невидимый и видимый миры - творение Божие. Все, созданное Богом, прекрасно. Источник красоты и добра - в абсолютной красоте и абсолютном добре. Напротив, источник безобразного и злого - вне Бога, в свободной воле. Первым отпал от Бога Сатана. Человек был создан по образу и подобию Творца. В акте грехопадения Адам и Ева утратили подобие, первобытное, идеальное состояние человека. Дмитрий Ростовский писал: “Сотвори Бог человека незлобива, нрава добродетельна, беспечальна, бесскорбна, всякою добродетелию освещенна, всеми благами красящася, аки некий мир вторый, в великом мал [микрокосм], Ангела инаго... царя сущих на земле [равного Ангелу, царя над всем, что есть на Земле]...” Духовное совершенствование человека (после прихода Христа в мир) - путь восстановления первоначальной гармонии. Цель - обожение всей твари. Сам человек несет полную ответственность за свои поступки, поскольку наделен “самовластью”, свободой выбора между добром и злом. Во взаимодействии (сотрудничестве) воли тварных существ и идей - волений Божественных (синергия) - залог совершенного соединения с Богом. Идеальный образ князя (а никого, кроме князей или людей из самого близкого их окружения, мы в древнерусских литературных произведениях не видим) строился на сочетании и взаимопроникновении в “телесном храме” прекрасного вещественного и прекрасного духовного. Вот, например, как описывает автор “Сказания о Борисе и Глебе” одного из своих героев: |