Конструирование подшипниковых узлов - часть 3

 

  Главная      Учебники - Производство     Конструирование подшипниковых узлов

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  ..

 

Конструирование подшипниковых узлов - часть 3

 

 

 

169

Подшипники могут работать на жидкой или пластич-

ной смазке. В качестве жидкой смазки используются раз-
личные масла: индустриальные марок И-5А, И8А, ..., И-
100А, авиационные МС-14, МС-20, турбинные Т

22

, Т

30

, тур-

бинные масла с присадками Т

п

-22 и др. 

В состав пластичных смазок входят жидкие масла и 

твердые загустители. Мельчайшие твердые частицы загусти-
теля, сцепляясь друг с другом, образуют каркас, заполнен-
ный жидким маслом. Загустители в виде мыла могут быть 
трех типов: кальциевые, натриевые и литиевые. Для смазки 
подшипников качения используют следующие пластические 
материалы:  

на кальциевых загустителях – солидол синтетиче-

ский по ГОСТ-4366-76, солидол С, пресс-солидол, солидол 
жировой по ГОСТ-1033-79, солидолы УС-1 и УС-2, униол-1, 
ЦИАТИМ-221 по ГОСТ-9433-80;          

на натриевых загустителях – смазка автомобильная 

по ГОСТ9432-60; 

на литиевых загустителях – литол-24 по ГОСТ-

21150-87, смазка ВНИИ НП-242 по ГОСТ-18142-80, фиол-1, 
фиол-2       и др. 

8.5.2. Выбор типа смазки 

На основании опыта эксплуатации подшипниковых 

узлов установлено, что при выборе типа смазки следует учи-
тывать такие факторы, как  размеры подшипника и частоту 
его вращения, величину нагрузки на подшипник и темпера-
туру. 

При окружной скорости вращающегося кольца под-

шипника V < 5 м/с можно применять как жидкие, так и пла-
стичные смазки. При больших окружных скоростях реко-
мендуется применять жидкие смазки. При этом, чем выше 

окружная скорость, тем меньше должна быть вязкость жид-
кой смазки. 

Масляная пленка, обволакивающая шарики и дорожки 

колец подшипника, должна быть устойчива к действию на-
грузки. Устойчивость (прочность) пленок повышается с уве-
личением вязкости масел или консистентности пластичных 
смазок. Поэтому чем выше нагрузка, тем большей вязкостью 
(консистентностью) должны обладать применяемые масла 
(смазки). 

Для подшипников, работающих при низких темпера-

турах (ниже 0

°С), следует выбирать жидкие смазки. Для 

подшипников, работающих при 70-80

°С жидкие смазки 

должны обладать повышенной вязкостью, а пластичные – 
повышенной консистентностью. 

Для подшипниковых узлов фрезерных и четырехсто-

ронних продольно-фрезерных станков существуют такие ре-
комендации: если диаметр наружного кольца подшипника D 
= 22 –       240 мм, частота вращения n < 80% предельной час-
тоты вращения, отношение нагрузки на подшипник Р (Н)  к 
его динамической грузоподъемности С (Н) Р/С < 0,1 и рабо-
чей температуре подшипника 50

°С, то следует применять 

пластичную натриевую или литиевую пластичную смазку. 
Подшипники заправленные указанной смазкой могут рабо-
тать без дозаправки в течение 150-200 ч для фрезерных стан-
ков и 300-500 ч для продольно-фрезерных станков [34]. 

8.5.3. Устройства для смазки 

Устройства на пластичной смазке. Подшипники за-

правляются пластичной смазкой при сборке подшипникового 
узла. Необходимый объем смазки можно определить по 
формуле, см3: 

1000

/

2

o

fBD

V

=

 

170 

где   f – коэффициент заполнения, при d = 40-100 мм f = 1;  
       D

o

 – средний диаметр подшипника, мм; 

       В – ширина подшипника, мм. 

Излишнее количество пластичной смазки вызывает нагрев 

подшипника при работе. 

Для добавления пластичной смазки подшипниковый 

узел должны быть снабжен пресс-масленкой или колпачко-
вой масленкой. При использовании пресс-масленки смазка 
продавливается до подшипника шприцем. В колпачковую 
масленку смазка закладывается сверху, а затем продавлива-
ется винтом, который ввертывается в колпачок. 

Устройства на жидкой смазке. В подшипниковых 

узлах наиболее часто используются следующие системы 
смазки: масляной ванной, фитилями, винтовыми канавками, 
коническими насадками, масленками, распылением, раз-
брызгиванием. 

Смазывание в масляной ванне применяется для под-

шипников, посаженных на горизонтальном вале. При частоте 
вращения вала n < 3000 мин

-1

 уровень масла должен дохо-

дить до середины нижнего шарика (ролика) подшипника, а 
при большей частоте вращения уровень масла должен быть 
ниже указанного. При n 

≥ 3000 мин

-1

 смазка подшипников в 

ванне недопустима из-за 
больших энергетических 
потерь на перемешивание 
масла. 

 

171

Для поддержания 

заданного уровня масла в 
крышке делается отверстие 
для заливки нового масла, 
а в корпусе – для слива от-
работанного масла (рис. 51 

). 

Рис. 51. Смазка под-

шипника в масленой 

ванне

Уровень 

масла

 

Фитильное смазывание применяется как в горизон-

тальных (рис. 52), так и в вертикальных быстроходных 
шпинделях, где требуется дозированная подача масла.  

Устройство для 

смазки состоит из фетро-
вой кольцевой проклад-
ки, которая периодически 
пропитывается маслом, 
подаваемом через отвер-
стие в верхней части кор-
пуса. К прокладке при-
креплены два кольцевых 
фитиля, которые сопри-
касаются с коническими 

поверхностями вала. Прокладка и фитили не только проводят 
масло, но и фильтруют его. 

Рис. 52. Смазка при     

помощи фитилей 

При работе капельки масла, поступающие на кониче-

ские поверхности вала, под действием центробежных сил от-
брасываются по радиусу вращения вала. При этом центро-
бежная сила, действующая на капельку, раскладывается на 
нормальную и касательную составляющую, которая переме-
щает капельку по конусной поверхности в сторону большего 
диаметра конуса, т.е. в сторону подшипника. Если в под-
шипник попадет несколько капелек масла, то этого доста-
точно на долгие часы работы. 

Смазывание разбрызгиванием применяется в под-

шипниковых опорах горизонтальных валов, работающих с 
высокой частотой вращения. На валу возле подшипниковой 
опоры крепится диск, который на 1-5 мм погружается в мас-
ляную ванну. При вращении диск разбрызгивает капельки 
масла на стенки корпуса. Капельки, стекая по стенкам корпу-
са вниз, частично попадают в подшипник. При использова-
нии данного способа смазки следует беспокоиться о том, 

 

172 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  ..