SKF. Повреждения подшипников качения и их причины - часть 1

 

  Главная      Учебники - Производство     SKF. Повреждения подшипников качения и их причины - 2002 год

 

поиск по сайту                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3   ..

 

 

SKF. Повреждения подшипников качения и их причины - часть 1

 

 

 
 

Введение 
 

Повреждение подшипников и их причины 
Подшипники качения являются важнейшими деталями большинства машин. К их 

несущей способности и надёжности предъявляются высокие требования. По этой причине 
уже много лет подшипники качения являются предметом интенсивных исследований. Со 
временем теория и технология подшипников качения развилась в особую область научно-
исследовательской работы. Фирма SKF является пионером и занимает ведущие позиции в 
таких исследованиях. 
 

Благодаря проведённым исследованиям стал возможен расчёт долговечности 

подшипников с высокой точностью. Это сделало возможным согласование между собой 
долговечности подшипников и машины. Однако время от времени случается, что 
фактическая долговечность подшипника оказывается ниже расчётной. Это происходит 
вследствие множества причин. Например, не предполагаемо высокая нагрузка, 
недостаточное смазывание или неподходящий смазочный материал, неправильный 
монтаж подшипника, недостаточная эффективность уплотнений, посадка подшипника с 
чрезмерным натягом и, соответственно, недостаточный внутренний зазор или чрезмерный 
внутренний натяг подшипника. Каждая такая ситуация порождает специфическое 
повреждение подшипника, которое находит отражение в характерной картине 
повреждения. Следовательно, в большинстве случаев становится возможным при 
исследовании повреждённого подшипника установить причину повреждения и принять 
соответствующие меры, для того чтобы избежать повторного повреждения подшипника 
после возобновления работы машины. 
 

Как определяют понятие «долговечность подшипников качения»? 
Упрощенно суть выражается следующим образом: в реальных условиях 

подшипник качения не может работать произвольно долго. Раньше или позже возникает 
усталостное разрушение материала, и работа подшипника становится невозможной. 
Промежуток времени до появления первых признаков усталости материала зависит от 
частоты вращения подшипника и величины нагрузки. Усталостное разрушение является 
следствием переменных напряжений сдвига непосредственно под поверхностью качения в 
зоне действия нагрузки. Эти напряжения обуславливают образование трещин, которые 
постепенно распространяются к поверхности. Когда по таким трещинам перекатываются 
тела качения, происходит отделение частиц материала. Такой процесс, который называют 
образованием усталостных раковин, со временем прогрессирует до тех пор, пока 
подшипник становится непригодным для работы (см. рис. 1 - 4).  
 

Долговечностью подшипника качения называют число оборотов, которое он 

совершит прежде, чем станут заметными первые признаки усталостного разрушения на 
дорожках и телах качения. Это не означает, что после этого подшипник не может 
продолжать работу. Усталостное выкрашивание  распространяется медленно и 
обнаруживает себя возрастанием шума и вибраций. Поэтому, как правило, остаётся 
достаточно времени для подготовки замены подшипника. 

 

 
 
 

 

 
 

Рис. 1- 4. Стадии усталостного разрушения подшипника (развитие усталостной раковины). 

 

Содержание

 

 

 
 

Следы качения и их значение 

 

У вращающегося под нагрузкой подшипника поверхности соприкосновения 

дорожек и тел качения, как правило, выглядят немного матовыми. Это не признак износа 
в обычном смысле, такое явление не оказывает влияния на долговечность подшипника. 
Матовые участки поверхности дорожек качения внутренних и наружных колец являются 
следами качения, которые выглядят по-разному в зависимости от условий вращения и 
нагружения. Исследование следов качения на разобранном подшипнике даёт возможность 
делать выводы о том, при каких условиях он был установлен и работал. Зная различия 
между нормальными и фактическими следами качения, можно определить, работал ли 
подшипник в нормальных или в необычных условиях. 
 

Следующие эскизы показывают нормальные следы качения при различных 

условиях вращения и нагружения. (рис. 5 – 11) и типичные следы качения, возникающие 
при неблагоприятных условиях работы (рис. 12 – 18). 
 

В большинстве случаев дефекты подшипников могут быть выявлены по следам 

качения. Вид и расположение следов качения могут быть полезными вспомогательными 
средствами при диагностике повреждений подшипников.  
 

На примере радиальных и упорных шарикоподшипников показаны типичные виды 

следов качения. Однако эти данные могут быть распространены и на подшипники качения 
других видов. 
 
 

Рис. 5. Радиальная нагрузка

Направление нагрузки постоянное. 
Вращается внутреннее кольцо, наружное 
кольцо не вращается.  
Внутреннее кольцо: равномерно широкий 
след качения расположен по середине 
дорожки качения и распространяется по 
всей окружности.  
Наружное кольцо: след качения, самый 
широкий в направлении нагрузки,  к концу 
зоны нагружения вырождается в острие. 
При нормальной посадке  и нормальном 
зазоре в подшипнике след качения 
распространяется примерно на половину 
окружности дорожки качения. 
 
Рис. 6. Радиальная нагрузка
Направление нагрузки постоянное. 
Вращается наружное кольцо, внутреннее 
кольцо не вращается.  
Внутреннее кольцо: след качения, самый 
широкий в направлении нагрузки,  к концу 
зоны нагружения вырождается в острие. 
При нормальной посадке  и нормальном 
зазоре в подшипнике след качения 
распространяется примерно на половину 
окружности дорожки качения. 
Наружное кольцо: равномерно широкий 
след качения расположен по середине 
дорожки качения и распространяется по 
всей окружности.  

 

 

 
 

 

 

Рис. 7. Радиальная нагрузка, вращающаяся с 
той же частотой, что и внутреннее кольцо.
 
Вращается внутреннее кольцо. Наружное кольцо 
не вращается. Внутреннее кольцо: след качения, 
самый широкий в направлении нагрузки,  к концу 
зоны нагружения вырождается в острие. При 
нормальной посадке  и нормальном зазоре в 
подшипнике след качения распространяется 
примерно на половину окружности дорожки 
качения. 
Наружное кольцо: равномерно широкий след 
качения расположен по середине дорожки 
качения и распространяется по всей окружности. 
 
Рис. 8. Радиальная нагрузка, вращающаяся с 
той же частотой, что и наружное кольцо

Внутреннее кольцо не вращается. Наружное 
кольцо  вращается. Внутреннее кольцо: 
равномерно широкий след качения расположен 
по середине дорожки качения и 
распространяется по всей окружности. Наружное 
кольцо: след качения, самый широкий в 
направлении нагрузки,  к концу зоны нагружения 
вырождается в острие. При нормальной посадке  
и нормальном зазоре в подшипнике след качения
распространяется примерно на половину
окружности дорожки качения. 
 
 
Рис. 9. Осевая  нагрузка постоянного 
направления.
  
Вращается внутреннее или наружное кольцо. 
Внутреннее и наружное кольца: след качения 
равномерно распространён по всей окружности 
дорожек качения обоих колец, однако смещён в 
сторону 
  

 
 
 
 
 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3   ..