SKF. Общий каталог подшипников - часть 145

 

  Главная      Учебники - Производство     SKF. Общий каталог подшипников

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  143  144  145  146   ..

 

 

SKF. Общий каталог подшипников - часть 145

 

 

Двухрядные бессепараторные цилиндрические роликоподшипники с максимальным 

количеством роликов

Pис. 3

T

T

Подшипники – основные 

сведения

Размеры

Основные размеры двухрядных бессепаратор­

ных цилиндрических роликоподшипников  

с максимальным количеством роликов соот­

ветствуют стандарту ISO 15:1998, за исклю­

чением подшипников серии NNF 50 и 3194(00). 

Ширина наружных колец подшипников типа 

NNF на 1 мм меньше, чем предусмотрено 

стандартом ISO для серии размеров 50. Раз­

меры подшипников серии 3194(00) продикто­

ваны практическими соображениями их использо­

вания и не отвечают каким­либо международным 

или национальным стандартам.

Допуски

В стандартном исполнении двухрядные бессепа­

раторные цилиндрические роликоподшипники 

с максимальным количеством роликов произ­

водятся по нормальному классу точности. 

Величины допусков соответствуют стандарту 

ISO 492:2002 и приведены в табл. 3 на стр. 125

Внутренний зазор

В стандартном исполнении двухрядные бессепа­

раторные цилиндрические роликоподшипники 

с максимальным количеством роликов произ­

водятся с нормальным радиальным внутрен­

ним зазором. Подшипники с увеличенным 

радиальным внутренним зазором группы C3 

или уменьшенным группы C2 поставляются по 

заказу. 

Предельные величины зазоров соответст­

вуют стандарту ISO 5753:1991. Они представ­

лены в табл. 1 на стр. 513. и действительны 

для подшипников в домонтажном состоянии 

при нулевой измерительной нагрузке.

Осевой внутренний зазор подшипников типа 

NNC и NNF, которые могут использоваться для 

двухсторонней осевой фиксации вала, состав­

ляет 0,1–0,2 мм для всех размеров.

Осевое смещение

Подшипники типа NNCL и NNCF способны до 

определенной степени компенсировать осевое 

смещение вала относительно корпуса подшип­

ника, возникающее в результате теплового 

расширения (

† pис. 3). Поскольку осевое 

смещение компенсируется внутри подшип­

ника, а не между кольцом и валом или отвер­

стием в корпусе, дополнительное трение при 

вращении подшипника практически не 

возникает. Величины допустимого осевого 

смещения от центрального положения при­

ведены в таблице подшипников.

Перекос

Любой угловой перекос наружного кольца по 

отношению к внутреннему кольцу двухрядного 

радиального роликоподшипника с мак­

симальным количеством роликов вызывает 

возникновение моментных нагрузок в подшип­

нике, в результате которых увеличивается 

нагрузка на подшипник и сокращается срок 

его службы.

580

Влияние температуры на материал 

подшипника

Двухрядные бессепараторные радиальные 

роликоподшипники с максимальным количест­

вом роликов проходят специальную терми­

ческую обработку и могут эксплуатироваться 

при постоянной температуре до +150 °C.

Минимальная нагрузка

Для обеспечения удовлетворительной работы 

двухрядных бессепараторных радиальных 

роликоподшипников с максимальным количест­

вом цилиндрических роликов, равно как и всех 

остальных типов подшипников качения, на них 

постоянно должна воздействовать некоторая 

минимальная нагрузка. Это особенно важно  

в тех случаях, когда подшипники вращаются  

с относительно высокими скоростями (свыше 

половины номинальной скорости вращения) 

или подвергаются воздействию высоких уско­

рений, либо быстрых изменений направления 

нагрузки. В таких условиях силы инерции роли­

ков и сепаратора, а также трение в смазочном 

материале могут оказывать вредное воздейст­

вие на условия качения в подшипнике и вызы­

вать проскальзывание роликов, что приводит  

к повреждению дорожки качения.

Величину требуемой минимальной нагрузки, 

которая должна быть приложена к двухряд­

ному бессепараторному цилиндрическому 

роликоподшипнику с максимальным коли­

чеством роликов, можно рассчитать по формуле

 

q  4 n w q  d

m

  w

2

F

rm

 = k

r

   6 + –––     ––––

 

<

 

n

r

  z <

 100 z

где

F

rm

 = минимальная радиальная нагрузка, кН

k

r

  = коэффициент минимальной нагрузки  

0,2 для подшипников серии 48 

0,25 для подшипников серии 49 

0,4 для подшипников серии NNF 50 

и 3194(00)  

0,5 для подшипников серии NNCF 50

n  = частота вращения, об/мин

n

r

  = частота вращения по таблицам подшип­

ников, об/мин: 

– для открытых подшипников – величина 

номинальной частоты вращения, 

– для подшипников с уплотнениями –  

  1,3 

× предельная частота вращения

d

= средний диаметр подшипника  

= 0,5 (d + D), мм

При запуске подшипников в работу в условиях 

низких температур или использовании высо­

ковязких смазочных материалов могут потребо­

ваться повышенные минимальные нагрузки. 

Масса деталей, опирающихся на подшипник, 

вместе с внешними силами, как правило, пре­

восходит требуемую минимальную нагрузку.  

В противном случае двухрядному бессепаратор­

ному цилиндрическому роликоподшипнику 

требуется дополнительное радиальное 

нагружение.

Динамическая осевая грузоподъем-

ность

Двухрядные бессепараторные цилиндриче­

ские роликоподшипники с максимальным 

количеством роликов, имеющие борта на 

внутреннем и наружном кольцах, способны 

воспринимать как осевые, так и радиальные 

нагрузки. Их осевая грузоподъемность, глав­

ным образом, определяется несущей способ­

ностью контакта торцов роликов с бортом. 

Основные факторы, оказывающие влияние  

на эту способность, включают смазывание, 

рабочую температуру и рассеяние тепла, 

исходящего от подшипника. Применительно  

к перечисленным ниже условиям допустимую 

осевую нагрузку можно с достаточной точ­

ностью рассчитать по формуле:

 

k

1

 C

0

 10

4

F

ap

 = ––––––––– 

 

– k

2

 F

r

       n (d + D)

где

F

ap

 = допустимая осевая нагрузка, кН

C

0

  = статическая грузоподъемность, кН

F

r

  = радиальная нагрузка на подшипник, кН

n  = частота вращения, об/мин

d  = диаметр отверстия подшипника, мм

D  = наружный диаметр подшипника, мм

k

1

  = коэффициент, равный:  

0,35 для смазывания маслом  

0,2 для смазывания пластичной мазкой

k

2

  = коэффициент, равный:  

0,1 для смазывания маслом  

0,06 для смазывания пластичной смазкой

581

Pис. 4

E

BT

E



'

Двухрядные бессепараторные цилиндрические роликоподшипники с максимальным 

количеством роликов

Приведенное уравнение основано на следую­

щих условиях, которые считаются типичными 

условиями нормальной эксплуатации

•  разность между рабочей температурой 

подшипника и температурой окружающей 

среды 60 °C

•  удельная теплоотдача 0,5 мВт/мм2 °C по 

поверхности наружного кольца подшипника 

(p D B)

•  относительная вязкость k ≥ 2. 

Для пластичной смазки можно использовать 

величину вязкости базового масла. При вели­

чине k меньше 2 коэффициент трения возрас­

тает, и износ подшипника увеличивается. Этот 

эффект можно снизить на пониженных скоростях, 

например, за счет использования смазочных 

материалов, содержащих противоизносные  

и антизадирные присадки. 

При смазывании подшипников пластичной 

смазкой в условиях действия продолжитель­

ных осевых нагрузок рекомендуется использо­

вать смазочный материал с хорошим показа­

телем маслоотделения при рабочей темпе­

ратуре (> 3 % согласно стандарту DIN 51 817). 

Также рекомендуется более частое повторное 

смазывание подшипников.

Величины допустимой нагрузки F

ap

, полу­

ченные из уравнения теплового баланса, 

действительны для условий постоянно дейст­

вующей осевой нагрузки и достаточной подачи 

смазочного материала в зону контакта торцов 

роликов с бортами. Если осевые нагрузки 

действуют только в течение короткого времени, 

эти значения можно превысить в два, а для 

осевых ударных нагрузок – в три раза при 

условии, что предельные значения в отноше­

нии прочности бортов не будут превышены.

Во избежание поломки бортов постоянно 

действующая на подшипник осевая нагрузка 

не должна превышать величину

F

a max

 = 0,0023 D

1,7

Случайная ударная осевая нагрузка, дейст­

вующая на подшипник, никогда не должна 

превышать величину

F

a

 

max

 = 0,007 D

1,7

где

F

a max

  =  максимальная постоянно или временно 

действующая осевая нагрузка, кН

=  наружный диаметр подшипника, мм

Для достижения равномерной нагрузки на 

борта и достаточной точности вращения вала  

в условиях больших осевых нагрузок следует 

уделить особое внимание осевому биению  

и размерам опорных поверхностей сопряжен­

ных с подшипниками деталей.

При сочетании осевых нагрузок с дефор­

мацией вала во избежание повреждения борта 

внутреннего кольца в результате воздействия 

знакопеременных напряжений высота запле­

чика вала должна быть в два раза меньше 

высоты борта (

† pис. 4). Рекомендуемый 

диаметр заплечика вала d

as

 приведен таблице 

подшипников.

Если перекос между внутренним и наруж­

ным кольцами подшипника превышает одну 

угловую минуту, характер действия нагрузки 

на борт значительно меняется. При этом реко­

мендованные коэффициенты запаса прочности 

могут оказаться недостаточными. В таких 

случаях просим обращаться в техническую 

службу SKF за консультацией.

Эквивалентная динамическая 

нагрузка на подшипник 

P = F

r

582

При использовании двухрядных бессепара­

торных цилиндрических роликоподшипников, 

имеющих борта на внутренних и наружных 

кольцах для односторонней или двухсторон­

ней осевой фиксации вала, при расчете экви­

валентной динамической нагрузки на подшип­

ник следует использовать следующие 

формулы:

P = F

r

 

при F

a

/F

r

 ≤ 0,15

P = 0,92 F

r

 + 0,4 F

a

 

при F

a

/F

r

 > 0,15

Ввиду того, что нагруженные осевой силой 

двухрядные бессепараторные цилиндрические 

роликоподшипники удовлетворительно рабо­

тают только тогда, когда на них одновременно 

действует осевая и радиальная нагрузка, 

величина отношения F

a

/F

не должна превы­

шать 0,25.

Эквивалентная статическая нагрузка 

на подшипник

P

0

 = F

r

Дополнительные обозначения

Ниже представлен перечень и значение суф­

фиксов, используемых для обозначения опре­

деленных характеристик двухрядных бессепа­

раторных цилиндрических роликоподшипни­

ков с максимальным количеством роликов.

ADA  Mодифицированные канавки под 

стопорное кольцо в наружном кольце; 

составное внутреннее кольцо 

удерживается при помощи стяжного 

кольца

CV  Mодифицированная внутренняя 

конструкция, полный комплект роликов

C2 

Pадиальный внутренний зазор группы 

С2, меньше нормального

C3 

Pадиальный внутренний зазор группы 

С3, больше нормального

DA  Mодифицированные канавки под 

стопорное кольцо на наружном кольце; 

составное внутреннее кольцо 

удерживается при помощи стяжного 

кольца

L4B  Kольца подшипника и тела качения со 

специальным поверхностным покрытием 

L5B  Tела качения со специальным 

поверхностным покрытием

2LS  Kонтактные уплотнения из полиуретана 

с обеих сторон подшипника

V 

Полный комплект роликов (без 

сепаратора)

583

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  143  144  145  146   ..