SKF. Общий каталог подшипников - часть 140

 

  Главная      Учебники - Производство     SKF. Общий каталог подшипников

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  138  139  140  141   ..

 

 

SKF. Общий каталог подшипников - часть 140

 

 

Pис. 1

Pис. 2

Однорядные бессепараторные цилиндрические роликоподшипники с максимальным 

количеством роликов

Конструкции

Бессепараторные радиальные роликоподшип­

ники с максимальным количеством цилиндри­

ческих роликов имеют максимальное коли­ 

чество роликов и поэтому способны воспри­

нимать очень большие радиальные нагрузки. 

Однако они не могут работать на таких же 

высоких частотах вращения, как цилиндри­

ческие роликоподшипники с сепаратором. 

Стандартная номенклатура однорядных бессе­

параторных радиальных роликоподшипников 

SKF с максимальным количеством цилиндри­

ческих роликов включает подшипники типа 

NCF и NJG.

Подшипники типа NCF

Подшипники типа NCF (

† Pис. 1) имеют два 

борта на внутреннем кольце и один борт на 

наружном кольце, благодаря чему способны 

выдерживать односторонние осевые нагрузки 

и фиксировать положение вала в одном на­

правлении. Детали подшипника удерживаются 

при помощи стопорного кольца, расположен­

ного на безбортовой стороне наружного кольца. 

Величины осевого внутреннего зазора приве­

дены в таблице подшипников. Они рассчитаны 

с учетом небольших осевых смещений вала 

относительно корпуса подшипника, например, 

в результате теплового расширения вала.

Подшипники типа NJG

Подшипники типа NJG (

† Pис. 2) принадле­

жат к тяжелой серии размеров 23 и предназ­

начены для работы в условиях очень тяжелых 

нагрузок при малых скоростях вращения. Эти 

подшипники имеют два борта на наружном 

кольце и один борт на внутреннем кольце, 

благодаря чему способны выдерживать одно­

сторонние осевые нагрузки и фиксировать поло­

жение вала в одном направлении. В отличие от 

бессепараторных цилиндрических роликопод­

шипников других конструкций, подшипники 

типа NJG имеют самоудерживающийся набор 

роликов. Поэтому наружное кольцо с бортами 

и набором роликов можно снимать с внутрен­

него кольца без принятия каких­либо мер 

предосторожности по предотвращению выпа­

дения роликов. Такая конструкция позволяет 

упростить монтаж и демонтаж подшипника. 

Подшипники – основные 

сведения

Размеры

Основные размеры однорядных бессепара­

торных цилиндрических роликоподшипников 

с максимальным количеством роликов 

соответствуют стандарту ISO 15:1998.

Допуски

Однорядные бессепараторные цилиндри­

ческие роликоподшипники с максимальным 

количеством роликов производятся по 

нормальному классу точности. Величины 

560

допусков соответствуют стандарту ISO 

492:2002 и приведены в табл. 3 на стр. 125.

Радиальный внутренний зазор

Однорядные бессепараторные цилиндрические 

роликоподшипники с максимальным количест­

вом роликов в стандартном исполнении произ­

водятся с нормальным радиальным внутрен­

ним зазором. Большинство подшипников 

также может поставляться с увеличенным 

радиальным внутренним зазором группы C3. 

Величины зазора соответствуют стандарту ISO 

5753:1991 и приведены в табл. 1 на стр. 513

Предельные величины зазора действительны 

для подшипников в домонтажном состоянии 

при равной нулю измерительной нагрузке.

Перекос

Способность однорядных бессепараторных 

цилиндрических роликоподшипников с макси­

мальным количеством роликов компенсировать 

угловой перекос внутреннего кольца относи­

тельно наружного кольца ограничена несколь­

кими угловыми минутами. Фактические вели­

чины составляют

•  4 угловых минуты для подшипников серии 

18 и

•  3 угловых минуты для подшипников серии 

22, 23, 28, 29 и 30.

Эти ориентировочные величины действи­

тельны для плавающих подшипников при 

неизменном положении вала и корпуса. Боль­

шие величины перекоса допустимы, но при­

водят к сокращению срока службы подшип­

ников. В таких случаях обращайтесь за 

консультациями в техническую службу SKF. 

Влияние температуры на материал 

подшипника 

Однорядные бессепараторные цилиндри­

ческие роликоподшипники с максимальным 

количеством роликов проходят специальную 

термическую обработку и рассчитаны на 

эксплуатацию при постоянной температуре до 

+150 °C. 

Минимальная нагрузка

Для обеспечения удовлетворительной работы 

однорядных бессепараторных цилиндрических  

роликоподшипников с максимальным коли­

чеством роликов, равно как и всех остальных 

типов подшипников качения, на них постоянно 

должна воздействовать минимальная нагруз­

ка. Это особенно важно в тех случаях, когда 

подшипники вращаются с относительно 

высокими скоростями (свыше половины номи­

нальной частоты вращения) или подвергаются 

воздействию высоких ускорений или быстрых 

изменений направления нагрузки. В таких 

условиях силы инерции роликов и сепаратора, 

а также трение в смазочном материале могут 

оказывать негативное воздействие на условия 

качения в подшипнике и вызывать проскальзы­

вание роликов, что приводит к повреждению 

дорожек качения.

Величину требуемой минимальной нагрузки, 

которая должна быть приложена к одноряд­

ному бессепараторному цилиндрическому 

роликоподшипнику с максимальным количест­

вом роликов, можно рассчитать по формуле

 

q  4 n w q  d

m

  w

2

F

rm

 = k

r

   6 + –––     ––––

 

<

 

n

r

  z <

 100 z

где 

F

rm

 = минимальная радиальная нагрузка, кН

k

r

  = коэффициент минимальной нагрузки  

0,1 для подшипников серии 18 

0,11 для подшипников серии 28 

0,2 для подшипников серии 29 

0,3 для подшипников серии 30 и 22 

0,35 для подшипников серии 23

n  = частота вращения, об/мин

n

r

  = номинальная частота вращения  

(

 таблица подшипников), об/мин

d

m

  = средний диаметр подшипника  

= 0,5 (d + D), мм

При запуске подшипника в работу в условиях 

низких температур или использовании высо­

ковязких смазочных материалов могут потре­

боваться еще большие минимальные нагрузки. 

Масса деталей, опирающихся на подшипник, 

вместе с внешними силами, как правило, 

превосходит необходимую минимальную 

нагрузку. В противном случае однорядному 

бессепараторному радиальному роликопод­

шипнику с максимальным количеством цилинд­

561

рических роликов требуется дополнительное 

радиальное нагружение. 

Динамическая осевая 

грузоподъемность

Однорядные бессепараторные цилиндрические 

роликоподшипники с максимальным количест­

вом роликов, имеющие борта на внутреннем  

и наружном кольцах, способны воспринимать 

осевые нагрузки, действующие в одном напра­

влении. Их осевая грузоподъемность опреде­

ляется, в основном, несущей способностью 

торцов роликов и бортов. Главные факторы, 

влияющие на эту способность, включают смазы­

вание, а также рабочую температуру и рассея­

ние тепла, исходящего от подшипника. Приме­

нительно к нижеуказанным условиям допусти­

мую осевую нагрузку можно с достаточной  

точностью рассчитать по формуле

 

k

1

 C

0

 10

4

F

ap

 = ––––––––– 

 

– k

2

 F

r

 

n (d + D)

где 

F

ap

 = максимальная допустимая осевая 

нагрузка, кН 

C

0

  = статическая грузоподъемность 

подшипника, кН 

F

r

  = радиальная нагрузка на подшипник, кН

n  = частота вращения, об/мин 

d  = диаметр отверстия подшипника, мм

D  = наружный диаметр подшипника, мм

k

1

  = коэффициент, рaвный  

1 для смазывания маслом  

0,5 для смазывания пластичной смазкой 

k

2

  = коэффициент, рaвный 

0,3 для смазывания маслом 

0,15 для смазывания пластичной смазкой  

Приведенное уравнение основано на 

следующих условиях, которые считаются 

условиями нормальной эксплуатации

•  разность между рабочей температурой 

подшипника и температурой окружающей 

среды 60 °C

•  удельная теплоотдача 0,5 мВт/мм

2

 °C по 

поверхности наружного кольца подшипника 

(p D B)

•  относительная вязкость k ≥ 2.

Для пластичной смазки можно использовать 

величину вязкости базового масла. Если 

величина k меньше 2, то коэффициент трения 

возрастает, и износ подшипника увеличи­

вается. Этот эффект можно снизить на понижен­

ных скоростях, например, за счет использо­

вания смазочных материалов, содержащих 

противоизносные и антизадирные присадки.

При смазывании пластичной смазкой  

в условиях продолжительных осевых нагрузок 

рекомендуется использовать пластичную 

смазку с хорошим маслотделением при рабо­

чей температуре (> 3 % согласно стандарту DIN 

51 817). Также рекомендуется более частое 

повторное смазывание подшипников.

Величины допустимой нагрузки F

ap

, полу­

ченные из уравнения теплового баланса, 

действительны для условий постоянно дейст­

вующей осевой нагрузки и достаточной подачи 

смазочного материала в зону контакта торцов 

роликов с бортами. Если осевые нагрузки 

действуют в течение короткого времени, полу­

ченные значения можно превышать вдвое,  

а для осевых ударных нагрузок – втрое при 

условии, что предельные значения в отноше­

нии прочности бортов не будут превышены.

Во избежание поломки бортов, постоянно 

действующая на подшипник осевая нагрузка 

никогда не должна превышать величину

F

a max

 = 0,0023 D

1,7

а случайные ударные нагрузки никогда не 

должны превышать численное значение

F

a

 

max

 = 0,007 D

1,7

где 

F

a max

 = максимальная постоянно или временно 

действующая осевая нагрузка, кН

= наружный диаметр подшипника, мм

Для достижения равномерной нагрузки на 

борта и достаточной точности вращения вала 

в условиях больших осевых нагрузок на одноряд­

ные бессепараторные цилиндрические роли­

коподшипники следует уделить особое внима­

ние осевому биению и размерам опорных 

поверхностей сопряженных с подшипником 

деталей.

Однорядные бессепараторные цилиндрические роликоподшипники с максимальным 

количеством роликов

562

Pис. 3

E

BT

'

E



При сочетании осевых нагрузок с деформа­

цией вала, во избежание повреждения борта 

внутреннего кольца, высота заплечика вала 

должна быть в два раза меньше высоты борта 

(

† pис. 3). Рекомендуемый диаметр запле­

чика вала d

as

 приведен в таблице подшипни­

ков. 

Если перекос колец подшипника превышает 

одну угловую минуту, характер действия 

нагрузки на борт значительно меняется. При 

этом рекомендуемые коэффициенты запаса 

могут оказаться недостаточными. В таких 

случаях просим обращаться в техническую 

службу SKF за консультациями. 

Эквивалентная динамическая 

нагрузка на подшипник 

Для плавающих подшипников

P = F

r

При использовании подшипников для одно­

направленной фиксации вала расчет эквива­

лентной динамической нагрузки на под­

шипник следует производить по формуле:

P = F

r

 

 

когда F

a

/F

r

 ≤ e 

P = 0,92 F

r

 + Y F

a

 

когда F

a

/F

r

 > e 

где

e = коэффициент 

= 0,2 для подшипников серии 18  

= 0,3 для подшипников серии 22, 23, 28,  

  29 и 30

Y = коэффициент осевой нагрузки 

= 0,6 для подшипников серии 18 

= 0,4 для подшипников серии 22, 23, 

  28, 29 и 30

Вопринимающие осевую нагрузку однорядные 

бессепараторные цилиндрические роликопод­

шипники удовлетворительно работают только 

тогда, когда на них одновременно действует  

и радиальная нагрузка, поэтому величина 

отношения F

a

/F

r

 не должна превышать 0,5.

Эквивалентная статическая нагрузка 

на подшипник

P

0

 = F

r

Дополнительные обозначения

Ниже представлен перечень и значения суф­

фиксов, используемых для обозначения опре­

деленных характеристик однорядных бессепа­

раторных цилиндрических роликоподшипников 

с максимальным количеством роликов.

CV  модифицированная внутренняя 

конструкция, полный комплект роликов.

C3  радиальный внутренний зазор больше 

нормального

HA1  внутренние и наружные кольца из 

цементируемой стали

HB1  внутренние и наружные кольца с 

закалкой на бейнит

L4B  кольца подшипника и тела качения со 

специальным поверхностным покрытием.

L5B  тела качения со специальным 

поверхностным покрытием

V 

полный комплект роликов (без 

сепаратора)

VH  полный комплект роликов (без 

сепаратора), самоудерживающийся

563

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  138  139  140  141   ..