SKF. Общий каталог подшипников - часть 129

 

  Главная      Учебники - Производство     SKF. Общий каталог подшипников

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  127  128  129  130   ..

 

 

SKF. Общий каталог подшипников - часть 129

 

 

положение вала и корпуса остается неизмен­

ным. Большие величины перекоса допускаются, 

но приводят к сокращению срока службы под­

шипников. В таких случаях целесообразно 

проконсультироваться со специалистами тех­

нической службы SKF. 

В тех случаях, когда подшипники исполь­

зуются для осевой фиксации положения вала, 

максимально допустимые величины перекоса 

должны быть уменьшены, т.к. неравномерная 

нагрузка на направляющие борта может 

привести к их повышенному износу и даже 

разрушению.

Максимально допустимые величины пере­

коса также не относятся к подшипникам типа 

NUP или подшипникам типа NJ с фасонными 

кольцами HJ. Поскольку эти подшипники имеют 

два внутренних и два наружных борта, а их 

осевой внутренний зазор относительно мал,  

в подшипнике может возникнуть осевое 

нагружение. В таких случаях целесообразно 

проконсультироваться со специалистами 

технической службы SKF.

Осевое смещение

Цилиндрические роликоподшипники с без­

бортовыми внутренними или наружными 

кольцами типа NU и N и подшипники типа  

NJ с одним цельным бортом на внутреннем 

кольце способны до определенной степени 

компенсировать осевое смещение вала отно­

сительно корпуса, возникающее в результате, 

например, температурного удлиннения дета­

лей (

† pис. 9). Поскольку осевое смещение 

возникает внутри подшипника, а не между 

кольцом подшипника или валом и отверстием 

корпуса, увеличения трения при вращении 

подшипника практически не происходит. 

Величины допустимого осевого смещения 

одного кольца подшипника относительно 

другого приведены в таблице подшипников.

Влияние температуры на материал 

подшипника

Цилиндрические роликоподшипники проходят 

специальную термическую обработку. Подшип­

ники, снабженные стальным, латунным или 

PEEK сепаратором, рассчитаны на эксплуата­

цию при температуре до +150 °C.

Однорядные цилиндрические роликоподшипники

Pис. 9

T

T

Pис. 10

 

b

 

d

516

Сепараторы

В зависимости от размера и типа конструкции 

цилиндрические роликоподшипники в стан­

дартном исполнении поставляются с одним из 

указанных ниже типов сепараторов (

† pис. 10)

•  литые сепараторы из стеклонаполненного 

полиамида 6,6, центрируемые по роликам, 

суффикс P (a)

• незакаленные штампованные стальные 

сепараторы, центрируемые по роликам, 

суффикс J (b)

• цельные механически обработанные 

латунные сепараторы оконного типа, 

центрируемые по внутреннему или 

наружному кольцу, суффиксы ML и MP 

соответственно (c)

• составные механически обработанные 

латунные сепараторы, центрируемые по 

роликам, суффикс обозначения M, по 

наружному кольцу, суффикс MA или по 

внутреннему кольцу, суффикс MB (d).

Многие типоразмеры подшипников стандарт­

ного ассортимента SKF могут поставляться  

с разными типами сепараторов в зависимости 

от конкретных условий применения (

 таблица 

подшипников).

Для тяжелых условий эксплуатации, напри­

мер, в компрессорах обычно используют литые 

сепараторы из стеклонаполненного полимера 

PEEK, который сочетает в себе такие свойства, 

как прочность, эластичность, высокую термо­

стойкость и технологичность. По вопросам 

использования подшипников с сепараторами 

PEEK обращайтесь в техническую службу SKF.

Примечание

Однорядные цилиндрические роликоподшип­

ники с сепаратором из полиамида 6,6 могут 

эксплуатироваться при рабочей температуре 

до +120 °C. Смазочные материалы, которые 

обычно используются для подшипников 

качения, не ухудшают характеристик таких 

сепараторов, за исключением нескольких сортов 

синтетических масел, пластичных смазок на 

синтетической основе и смазочных материа­

лов, имеющих большое содержание антиза­

дирных присадок в условиях высоких темпе­

ратур.

Для подшипниковых узлов, постоянно 

работающих при высоких температурах или в 

тяжелых условиях эксплуатации, рекомендуется 

использовать подшипники с металлическими 

сепараторами. При использовании подшипни­

ков в оборудовании, где используются такие 

хладагенты, как аммиак или фреон, подшип­

ники с сепараторами из полиамида могут 

эксплуатироваться при рабочей температуре 

до 70 °C. При более высокой рабочей темпе­

ратуре должны использоваться подшипники, 

укомплектованные сепараторами из латуни, 

стали или полимера PEEK.

Более подробная информация о температур­

ной устойчивости сепараторов и их предназ­

начении представлена в разделе «Материалы 

сепараторов», стр. 140.

Скорости вращения

Предельные скорости вращения определяют, 

руководствуясь определенными критериями, 

которые, в частности, включают стабильность 

формы и прочность сепаратора (

† раздел 

«Предельные частоты вращения», стр. 114). 

Указанные в таблице подшипников величины 

действительны для стандартных сепараторов. 

Для упрощения расчета предельных скорос­

тей вращения подшипников, снабженных 

альтернативными типами сепараторов, в 

табл. 4 приведены соответствующие 

коэффициенты.

 

P, J, M, MR 

1,3 

1,5

 

 

 

MA, MB 

0,75 

1,2

 

 

 

ML, MP 

0,65 

0,85 

1

Таблица 4

Переводные коэффициенты для предельных 

скоростей вращения

Подшипник со 

Варианты стандартных

стандартным 

сепараторов

сепаратором 

P, J, M, MR 

MA, MB 

ML, MP

517

Однорядные цилиндрические роликоподшипники

Минимальная нагрузка

Для обеспечения удовлетворительной работы 

однорядных цилиндрических роликоподшип­

ников, равно как и всех остальных типов под­

шипников качения, на них постоянно должна 

воздействовать минимальная нагрузка. Это 

особенно важно в тех случаях, когда подшип­

ники вращаются с высокими скоростями, либо 

подвергаются воздействию высоких ускорений 

или быстрых изменений направления нагрузки. 

В таких условиях силы инерции роликов и сепа­

ратора, а также трение в смазочном материале 

могут оказывать вредное воздействие на усло­

вия качения в подшипнике и вызывать про­

скальзывание роликов, что ведет к поврежде­

нию дорожки качения.

Величину требуемой минимальной нагрузки, 

которая должна быть приложена к одноряд­

ному цилиндрическому роликоподшипнику, 

можно рассчитать по формуле

 

q  4 n w q  d

m

  w

2

F

rm

 = k

r

   6 + –––     ––––

 

<

 

n

r

  z <

 100 z

где 

F

rm

 = минимальная радиальная нагрузка, кН 

k

r

  = коэффициент минимальной нагрузки  

(

 таблица подшипников) 

n  = частота вращения, об/мин 

n

r

  = номинальная частота вращения  

(

† таблица подшипников)

d

m

  = средний диаметр подшипника  

= 0,5 (d + D), мм

При запуске подшипников в работу в условиях 

низких температур или использовании высо­

ковязких смазочных материалов могут потре­

боваться еще большие минимальные нагрузки. 

Масса деталей, опирающихся на подшипник, 

вместе с внешними силами, как правило, пре­

восходит необходимую минимальную нагрузку. 

В противном случае, однорядному цилиндри­

ческому роликоподшипнику требуется допол­

нительная радиальная нагрузка.

Динамическая осевая 

грузоподъемность

Однорядные цилиндрические роликоподшип­

ники, имеющие направляющие борта на внут­

реннем и наружном кольцах, способны восп­

ринимать как радиальные, так и осевые наг­

рузки. Их осевая грузоподъемность в основном, 

определяется несущей способностью торцов 

роликов и бортов в зоне их контакта. Главными 

факторами, влияющими на эту способность, 

являются смазывание, рабочая температура  

и рассеивание тепла, исходящего от подшип­

ника.

Применительно к нижеуказанным условиям 

допустимая осевая нагрузка с достаточной 

степенью точности может быть рассчитана  

по следующей формуле

    k

1

 C

0

 10

4

F

ap

 = ————  – k

2

 F

r

    n (d + D)

где

F

ap

 = максимальная допустимая осевая 

нагрузка, кН

C

0

  = статическая грузоподъемность, кН

F

r

  = фактическая радиальная нагрузка на 

подшипник, кН 

n  = частота вращения, об/мин

d  = диаметр отверстия подшипника, мм

D  = наружный диаметр подшипника, мм

k

1

  = коэффициент, равный  

1,5 для смазывания маслом 

1 для смазывания пластичной смазкой

k

2

  = коэффициент, равный  

0,15 для смазывания маслом 

0,1 для смазывания пластичной смазкой

Указанное уравнение основано на следующих 

условиях, которые рассматриваются как 

нормальные условия эксплуатации

•  разность между рабочей температурой 

подшипника и температурой окружающей 

среды 60 °C

•  удельная теплоотдача 0,5 мВт/мм

2

 °C по 

поверхности наружного кольца подшипника 

(p D B)

•  относительная вязкость k ≥ 2.

Для пластичной смазки можно использовать 

вязкость базового масла. Если k меньше 2, то 

коэффициент трения возрастает и износ 

518

подшипника увеличивается. Этот эффект можно 

снизить на пониженных скоростях, например, 

за счет использования смазочных материалов, 

содержащих противоизносные и антизадир­

ные присадки. 

При смазывании пластичными смазками  

в условиях продолжительных осевых нагрузок 

рекомендуется использовать смазку с хорошим 

маслоотделением при рабочей температуре  

(> 3 % согласно стандарта DIN 51 817). Также 

рекомендуется более частое повторное смазы­

вание подшипников.

Величины допустимой нагрузки F

ap

, полу­

ченные из этого уравнения, действительны 

для условий постоянно действующей посто­

янной осевой нагрузки и достаточной подачи 

смазки на поверхность торцов роликов – в зону 

контакта с бортами. В случае, если осевые 

нагрузки действуют только в течение корот­

кого времени, эти значения можно умножить на 

два, а для осевых ударных нагрузок – на три.

Во избежание поломки бортов постоянно 

действующая на подшипник осевая нагрузка 

Fa никогда не должна превышать численное 

значение

F

a max

 = 0,0045 D

1,5

 (подшипники серии  

 

  диаметра 2)

или

F

a max

 = 0,0023 D

1,7

 (подшипники других  

 

  серий)

Величина случайной ударной нагрузки, дейст­

вующей на подшипник, никогда не должна 

превышать численное значение

F

a max

 = 0,013 D

1,5

 (подшипники серии  

 

  диаметра 2)

или

F

a max

 = 0,007 D

1,7

 (подшипники других серий)

где 

F

a max

 = максимальная постоянно или случайно 

действующая осевая нагрузка, кН

= наружный диаметр подшипника, мм

Для достижения равномерной нагрузки на 

борт и достаточной точности вращения вала  

в условиях больших осевых нагрузок следует 

уделить особое внимание соблюдению реко­

мендуемых допусков размеров и осевого биения 

поверхностей сопряженных с подшипниками 

деталей. Указанные рекомендации приведены 

в разделе «Точность размеров, форм и враще­

ния посадочных поверхностей подшипников  

и сопряженных деталей» на стр. 194. Что 

касается размеров заплечиков вала, то компа­

ния SKF рекомендует обеспечить опору внут­

реннего кольца по высоте, соответствующей 

половине высоты борта (

† pис. 11), что 

можно определить по формуле

d

as

 = 0,5 (d

1

 + F)

где

d

as

 = диаметр заплечика вала, мм

d

1

  = диаметр борта внутреннего кольца, мм

F  = диаметр дорожки качения внутреннего 

кольца, мм

Если перекос между внутренним и наружным 

кольцами превышает одну угловую минуту, 

характер действия нагрузки на борт значи­

тельно меняется. При этом коэффициенты 

запаса, включенные в ориентировочные вели­

чины, могут оказаться недостаточными.  

В таких случаях просим обращаться в техни­

ческую службу SKF за консультациями. 

Pис. 11

E



'

E

BT

519

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  127  128  129  130   ..