SKF. Общий каталог подшипников - часть 13

 

  Главная      Учебники - Производство     SKF. Общий каталог подшипников

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  11  12  13  14   ..

 

 

SKF. Общий каталог подшипников - часть 13

 

 

Согласно стандарту ISO 76:1987 базовая 

статическая грузоподъемность соответствует 

расчетному напряжению в центре контакта 

наиболее нагруженного тела качения/дорожки 

качения, и составляет

–  4 600 MПa для самоустанавливающихся 

шарикоподшипников

–  4 200 MПa для других шарикоподшипников

–  4 000 MПa для всех роликоподшипников.

Это напряжение создает общую остаточ­

ную деформацию тела и дорожки качения, 

составляющую приблизительно 0,0001 

диаметра тела качения. Рассматриваемые 

нагрузки включают только радиальные для 

радиальных подшипников и осевые, действую­

щие строго по центральной оси, для упорных 

подшипников.

Проверка соответствия статических нагрузок 

на подшипник производится по статическому 

коэффициенту запаса, который определяется как

s

0

  = C

0

/P

0

,

где

C

0

 = статическая грузоподъемность, кН

P

0

 = эквивалентная статическая нагрузка на 

подшипник, кН

s

0

  = статический коэффициент запаса.

Для расчета величины эквивалентной стати­

ческой нагрузки на подшипник должна 

использоваться величина максимальной 

нагрузки на подшипник. Дополнительную 

информацию о рекомендуемых величинах 

коэффициента запаса и методику его расчета 

можно найти в разделе «Выбор размера под­

шипника по статической грузоподъемности»,  

стр. 76.

Выбор размера подшипни­

ков по формулам ресурса

Номинальный ресурс

Номинальный ресурс подшипника согласно 

ISO 281:1990 составляет

 

q C w

p

L

10

 =

  

 ––

 

< P z

Если частота вращения подшипника постоян­

на, вычисление ресурса зачастую удобнее произ­

водить в рабочих часах по формуле

 

10

6

L

10h

 = –––– L

10

,

 

60 n

где

L

10

  = номинальный ресурс (при надежности 

90 %), миллионы оборотов

L

10h

 = номинальный ресурс (при надежности 

90 %), рабочие часы

C  = динамическая грузоподъемность 

подшипника, кН

P  = эквивалентная динамическая нагрузка 

на подшипник, кН

n  = частота вращения, об/мин

p  = показатель степени уравнения ресурса: 

= 3 для шарикоподшипников 

= 10/3 для роликоподшипников

Номинальный ресурс SKF

Номинальный ресурс современных высокока­

чественных подшипников может значительно 

отличаться от реального срока службы в опре­

деленных условиях эксплуатации. Конкретный 

срок службы подшипника зависит от целого 

ряда факторов, включая условия смазывания, 

степень загрязненности, наличие перекосов, 

правильность монтажа и условия окружающей 

среды.

Поэтому методика ISO 281:1990/Amd 2:2000 

предполагает включение в уравнение ресурса 

коэффициента модифицированного ресурса, 

который учитывает условия смазывания и 

загрязненности подшипника, а также гранич­

ную нагрузку по усталости материала.

Согласно методике ISO 281:1990/

Amd 2:2000 производители подшипников 

также должны рекомендовать соответствую­

щий метод расчета коэффициента модифициро­

ванной ресурса подшипника в зависимости от 

условий его эксплуатации. При расчете 

коэффициента a

SKF

 используется тот же 

принцип граничной нагрузки по усталости P

u

что и при расчете других деталей машин. 

Величины граничной нагрузки по усталости 

приведены в таблицах подшипников. Кроме 

того, коэффициент ресурса a

SKF

 учитывает 

фактические условия смазывания (относи­

Выбор размера подшипника

52

тельную вязкость k) и коэффициент уровня 

загрязненности подшипника h

c

Уравнение ресурса SKF, соответствующее 

требованиям ISO 281:1990/Amd 2:2000,  

выглядит следующим образом:

 

 

q C w

p

L

nm

 = a

1

 a

SKF

 L

10

 = a

1

 a

SKF

   ––

 

< P z

При постоянной частоте вращения ресурс 

может быть рассчитан в рабочих часах по 

формуле:

 

10

6

L

nmh

 = –––– L

nm

,

 

60 n

где

L

nm

  = ресурс SKF (при надежности 100 – n

1)

 %), 

миллионы оборотов

L

nmh

 = ресурс SKF (при надежности 100 – n

1)

 %), 

рабочие часы

L

10

  = номинальный ресурс (при надежности 

90 %), миллионы оборотов

a

1

  = поправочный коэффициент надежности 

(

† табл. 1)

a

SKF

  = коэффициент ресурса SKF  

(

† диаграммы 1–4)

= динамическая грузоподъемность, кН

= эквивалентная динамическая нагрузка 

на подшипник, кН

1)

 Параметр n характеризует вероятность отказа, т.е. разницу 

между требуемой и 100 % надежностью

90 

10 

L

10m

 

1

95 

L

5m

 

0,62

96 

L

4m

 

0,53

 

 

 

97 

L

3m

 

0,44

98 

L

2m

 

0,33

99 

L

1m

 

0,21

Таблица 1

Величины поправочного коэффициента 

ресурса a

1

Надеж­ 

Вероятность  Ресурс 

Коэф­

ность  

отказа 

SKF  

фициент

n

L

nm

 

a

1

 

 

n  =  частота вращения, об/мин

p  =  показатель степени:  

= 3 для шарикоподшипников  

= 10/3 для роликоподшипников

В некоторых случаях удобнее выражать 

ресурс подшипника не в миллионах оборотов 

или часах, а в других единицах. Например, 

ресурс буксовых подшипников, используемых 

в рельсовых транспортных средствах, обычно 

выражается в пройденных километрах. Для 

упрощения расчета ресурса подшипника  

в различных единицах в табл. 2стр. 58, при­

ведены наиболее употребительные перевод­

ные формулы.

Коэффициент ресурса a

SKF

Как указывалось ранее, этот коэффициент 

зависит от отношения граничной нагрузки по 

усталости к эквивалентной нагрузке (P

u

/P), 

условий смазывания (относительная вязкость 
k

) и уровня загрязненности подшипника (h

c

).  

В зависимости от типа подшипника величины 

коэффициента a

SKF

 можно определить по 

одной из следующих четырех диаграмм, где 

представлены кривые зависимости между h

c

 

(P

u

/P) стандартных подшипников SKF / 

подшипников класса SKF Explorer и различ­

ными величинами коэффициента вязкости k:

Диаграмма 1:  Радиальные шарикоподшип­ 

 

ники, стр. 54.

Диаграмма 2: Радиальные роликоподшип­ 

 

ники, стр. 55.

Диаграмма 3: Упорные шарикоподшип­  

 

ники, стр. 56.

Диаграмма 4: Упорные роликоподшип­ 

 

ники, стр. 57.

Кривые построены для типичных величин  

и коэффициентов запаса, обычно ассоциируемых 

с пределами усталостной прочности других 

механических деталей. Учитывая допущения, 

присущие уравнению ресурса SKF, даже если 

рабочие условия точно определены, исполь­

зование величин a

SKF

 свыше 50 не имеет 

смысла.

53

Выбор размера подшипника

Диаграмма 1

Коэффициент a

SKF

 для радиальных шарикоподшипников







































B

4,'

I

D

1

V

1

°°

I

D

1

V

1

°°

L 





































B





Если k > 4, использовать кривую для k = 4

Т.к. величина h

c

 (P

u

/P) стремится к нулю, a

SKF

 стремится к 0,1 для всех величин k

Пунктирной линией обозначено местоположение старой шкалы a

23

 (k), где a

SKF

 = a

23

Подшипники  

класса  

SKF Explorer

Другие

стандартные 

подшипники SKF

54

Диаграмма 2

Коэффициент a

SKF

 для радиальных роликоподшипников









































B

4,'

I

D

1

V

1

°°

I

D

1

V

1

°°

L 





































B





Если k > 4, использовать кривую для k = 4

Т.к. величина h

c

 (P

u

/P) стремится к нулю, a

SKF

 стремится 0,1 для всех величин k

Пунктирной линией обозначено местоположение старой шкалы a

23

 (k), где a

SKF

 = a

23

Подшипники  

класса  

SKF Explorer

Другие

стандартные 

подшипники SKF

55

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  11  12  13  14   ..