Механизмы в современной технике (Артоболевский) - часть 1

 

  Главная      Учебники - Производство     Механизмы в современной технике. Том 1-7 (Артоболевский). Справочное пособие для инженеров, конструкторов и изобретателей - 1979 год

 

поиск по сайту                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3   ..

 

 

Механизмы в современной технике (Артоболевский) - часть 1

 

 

ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ

Одной из задач современной теории механизмов яв-

ляется изучение и систематизация громадного наследства,

накопленного практическим машиностроением в виде

различных механизмов, применяемых в самых разно-

образных машинах, приборах и устройствах.

Анализ этого материала по видам механизмов показал,

что вся работа по их систематизации должна быть разбита

на несколько этапов. Первый этап — сборники, включаю-

щие механизмы, применяемые в самых различных отраслях

машиностроения. Следующий этап — сборники, посвя-

щенные отдельным отраслям машиностроения, например,

механизмы точной механики, механизмы металлорежущих

станков, механизмы авиадвигателей и т. д.

При отборе механизмов автор в основном дал схемы

и описания механизмов общего назначения, или механиз-

мов, применяемых в самых различных отраслях машино-

строения. Но отдельные механизмы целевого, отраслевого

направления были также включены в справочник как

представляющие интерес не только для данной узкой

отрасли, но и для других отраслей машиностроения. Эти

механизмы выделены в отдельную подгруппу — механиз-

мов целевых устройств. Кинематические пары и подвиж-

ные соединения даны автором не в схематическом, а в кон-

структивном изображении, с тем чтобы облегчить конст-

руктору процесс проектирования механизма.

Автором был использован обширный материал на рус-

ском и иностранных языках. Список таких источников

не приводится, так как это перегрузило бы издание и не

могло бы оказать существенную пользу читателям без

постраничных ссылок, тем более что для большинства

механизмов трудно установить приоритет в отношении

того, кем он был предложен и впервые описан. Было

7

сделано исключение только в отношении тех механизмов,

авторы которых являются известными. В этих случаях

в название механизма включалась и фамилия его автора.

По мере возможности автор стремился сохранить изо-

бражение механизма в том виде, в каком оно дано в тех

литературных источниках, откуда оно взято, внеся изме-

нения только в тех случаях, когда это было необходимо
с точки зрения понимания структуры и кинематики меха-

низмов.

Автор выражает свою глубокую признательность кол-

лективам руководимых им лабораторий Института маши-

новедения за большую дружескую помощь в оформлении
издания и подготовке его к печати и коллективу кафедры

теории механизмов и машин Всесоюзного заочного поли-

технического института за те многочисленные замечания,

которые были сделаны в процессе рецензирования ру-
кописи.

И. И. Артоболевский

Москва, 1966 г.

Второе издание многотомного справочного пособия

«Механизмы в современной технике» выходит в свет уже

после смерти автора. Герой Социалистического Труда, ака-

демик Иван Иванович Артоболевский, крупнейший со-

ветский ученый и видный общественный деятель, скон-

чался 21 сентября 1977 года.

Настоящее издание несколько отличается от предыду-

щего. В соответствии с намерениями И. И. Артоболевско-

го, в свое время им высказывавшимися, в книгу внесен

ряд изменений.

Издание будет состоять из семи томов вместо пяти,

причем каждый том будет содержать справочные таблицы.

Количество описываемых механизмов будет несколько сокра-

щено за счет изъятия механизмов, отличающихся от дру-
гих лишь несущественными конструктивными деталями.

ВВЕДЕНИЕ

§ 1. Схематическое изображение механизмов

С целью большей наглядности и удобства пользования

настоящим справочным руководством при изображении

механизмов были взяты в основу не установленные соот-

ветствующими стандартами условные изображения звеньев

и элементов кинематических пар, а схематические обозна-

чения, носящие полуконструктивный характер, т. е. звенья

и элементы кинематических пар изображались в виде

условных стержней, ползунов, кулис и т. д., обладающих

только приблизительно теми соотношениями размеров,

которыми они могли бы обладать при их конструктивном

оформлении.

Далее, в процессе обработки материала в большинстве

случаев приходилось отказываться от точного изображения

отдельных деталей механизмов, как это принято в черте-

жах конструкций, так как это потребовало бы введения

в чертеж ряда дополнительных частностей, имеющих важ-

ное конструктивное значение, но затемняющих основное

восприятие той формы движения, которая данным меха-

низмом может быть воспроизведена. Особенно это отно-

сится к деталям рам, подшипников, стоек, к упорным

кольцам, втулкам и т. д. Более того, некоторые условности,

применяемые в современных чертежах конструкций в части

разрезов, проекций, штриховки, изображения резьб, пунк-

тиров и т. д., не всегда принимались во внимание, так как

строгое их соблюдение нанесло бы ущерб ясности вос-

приятия читателями кинематики и структуры меха-

низмов.

Так, например, в некоторых рычажно-зубчатых меха-

низмах показаны зубцы, в других — только соответствую-

щие окружности, их вмещающие; изображения винтовых

9

резьб различны в зависимости от назначения механизма,

отсутствует лишний пунктир и т. д.

Для большего удобства рассмотрения структуры и кине-

матики механизмов оси вращательных пар, принадлежа-

щие стойке механизма, изображаются зачерненными кру-

жочками.

Далее, при отдельных звеньях механизмов поставлены

стрелки, иллюстрирующие формы их движения: прямые —

при поступательном движении, круговые — при враща-

тельно'м, прямые двойные — при возвратно-поступатель-

ном движении и круговые двойные — при возвратно-

вращательном.

Звенья обозначены арабскими цифрами, оси отдельных

пар — прописными буквами латинского алфавита или

малыми буквами х, у и z. Дополнительные детали или

необходимые дополнительные размеры обозначены строч-

ными буквами латинского алфавита.

В тех случаях, когда та или иная форма движения

механизма обусловливается строго определенными соот-

ношениями между размерами его звеньев (направляющие

механизмы, механизмы с остановками), в описании меха-

низма указываются и эти соотношения, обычно в виде

функции от размера ведущего звена. В отношении всех

остальных механизмов, размеры звеньев которых на черте-

жах не указаны, следует иметь в виду, что при пользовании

справочником нельзя брать их размеры непосредственно

с чертежа без предварительного пересчета для конкретно

проектируемого конструктором механизма, так как в спра-

вочнике дается только принципиальная кинематическая

схема без исследования перемещений звеньев, провора-

чиваемости механизмов, их предельных положений.

При окончательном проектировании того или иного

шарнирно-рычажного механизма конструктор должен

сам решить, в каких плоскостях располагаются

звенья механизма, как конструктивно оформляются

шарниры и т. п.

§ 2. Описание механизмов

Каждая схема механизма сопровождается ее кратким

описанием. Описания механизмов не унифицировались,

так как механизмы имеют различную степень сложности,

а поэтому некоторые из них требуют значительных поясне-

ний для отчетливого понимания их функций, другие же
10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3   ..