Главная      Учебники - Право     Лекции по праву - часть 21

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  244  245  246   ..

 

 

Государственное регулирование экономической деятельности малых предприятий в России

Государственное регулирование экономической деятельности малых предприятий в России

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. 3

Глава 1. Необходимость регулирования экономической деятельности малых предприятий в России. И ее значение.

1.1 Правовое регулирование деятельности малых предприятий. 4

1.2 Экономическое регулирование деятельности малых предприятий. 10

1.3 Основные направления совершенствования государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства.20

Глава 2. Анализ воздействия регулирования экономической деятельности малых предприятий на примере ООО «Южное». 25

2.1 Результаты правового и экономического регулирования коммерческой деятельности кафе «Южное». 25

2.2 Анализ внешней среды деятельности и необходимость совершенствования регулирования экономической деятельности малых предприятий. 31

Заключение…………………………………………………………………………33

Введение

Для нормального функционирования любой экономической системы важна роль государства. Практически на всем протяжении истории своего существования оно наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации обороны, здравоохранения, образования и т.д. выполняло и определенные функции в экономике. Примером этому может служить организация денежного обращения и сбор налогов. Вмешательство государства в экономику всегда вызывало споры среди представителей различных экономических направлений. Однако как показывает практика государственное регулирование необходимо как на макро- так и на микроуровне в особенности при переходе к рыночной экономике.

Необходимо отметить, что практика государственного регулирования экономики, включая и целенаправленные меры поддержки малого бизнеса, реализуется не только на федеральном, но и все более на региональном уровне. Местные власти заинтересованы в развитии малого предпринимательства в силу целого ряда причин: малый бизнес приносит значительные доходы в местный бюджет; малые предприятия способствуют развитию территорий, в том числе рациональному использованию свободных производственных мощностей, увеличению объема производимых товаров и услуг, решению проблем занятости и общему росту доходов; малые предприятия легче приспосабливаются к экономическим, географическим и национальным особенностям регионов. С помощью специальной системы льгот и стимулов (снижение тарифов, налогов, платы за сырье и материалы, электроэнергию и воду, аренду территорий или помещений и т.д.) местные власти могут стимулировать деятельность тех предприятий, которые наиболее важны для социального и экономического развития территории.

Перспективы развития малого пред­принимательства в России как неотъемлемого элемента совре­менной рыночной системы хозяйства соответствуют подлинной цели экономи­ческих реформ — созданию эффективной конкурентной экономики, обеспечива­ющей высокий уровень и качество жизни населения, и достойное участие России в мировом экономическом сообществе.

Малые предприятия в развитых странах являются основными создателями дополнительных рабочих мест. Например, в США только в 1970-1985 годах на малых и средних предприятиях создано 35 миллионов новых рабочих мест, в то время как на государственных предприятиях и компаниях крупного бизнеса число рабочих мест сократилось почти на 6 миллионов. Доля малых и средних предприятий в общей численности за­нятых в 1995 году составляла: в США — 70%, Японии — 78%, Италии — 73%, Франции — 54%.

Недостаточное внимание, уделяе­мое государством вопросам поддержки и развитию малого предпринимательства, не позволяет обеспечить рост экономической эффективности функционирования предприятий малого и среднего бизнеса. Однако именно малое предпринимательство, не требуя крупных стартовых инвестиций, гарантирует быстрый оборот ресурсов, высокую динамику роста, помогает экономно и оперативно решать проблемы реструктуризации экономики, гибко реагирует на изменение конъюнктуры рынка, при­дает экономике дополнительную стабильность.

Предметом исследования работы является:

- коммерческая деятельность общества с ограниченной ответственностью кафе «Южное» в условиях действующего законодательства по регулированию коммерческой деятельности малых предприятий и перспектив совершенствования данного регулирования;

Цель работы – рассмотреть механизм государственного регулирования экономической деятельности малых предприятий на примере ООО «Южное», показать возможности улучшения государственного регулирования деятельности малых предприятий, финансирования и расширения источников финансирования малого бизнеса, совершенствования форм и методов взаимодействия программных документов федерального и регионального уровня.

Для достижения этой цели в работе предполагается решить следующие задачи:

1. Констатировать необходимость государственного регулирования экономической деятельности малых предприятий.

2. Проанализировать воздействие государственного регулирования экономической деятельности малых предприятий на результаты малого бизнеса на примере предприятия.

3. Определить основные направления совершенствования государственного регулирования экономической деятельности малых предприятий.

Глава 1. Необходимость регулирования экономической деятельности малых предприятий в России. И ее значение

1.1 Правовое регулирование деятельности малых предприятий.

Необходимость правового регулирования малых предприятий в России обусловлена все большей значимостью того вклада, который они вносят в жизнь страны в целом. Малое предпринимательство занимает особое место в экономической системе страны, не только обеспечивая рост занятости и снижение социальной напряженности, но и являясь важнейшим фактором обеспечения устойчивости и инновационного характера экономического роста. Развитие малого бизнеса повышает гибкость и адаптивность экономики, обеспечивает основу для формирования массового среднего класса.

В последние годы отраслевая структура малых предприятий практически не меняется. Непроизводственная сфера деятельности (прежде всего торговля, общественное питание) остается более привлекательной, чем производственная. После августа 1998 г. от 25 до 35 процентов малых предприятий фактически прекратили свою деятельность. Остальные перешли к сохранению масштабов своего бизнеса в докризисном периоде за счет снижения численности персонала и оплаты его труда. По данным государственного комитета Российской Федерации по статистике число малых предприятий в 1998 году составляло всего 868 тысяч. Из них на долю предприятий торговли и общественного питания приходится 386,1 тысяч. Распределение деятельности предприятий малого бизнеса достаточно неравномерно, об этом свидетельствуют статистические данные Государственного комитета Российской Федерации по статистике[1] : промышленность – 15,7%; строительство – 15,8%; торговля и общественное питание – 44,5%; наука и научное обслуживание – 4,5%; общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка – 4%; транспорт – 2,1%; другие отрасли – 13,4%.

Характерными чертами малого и среднего предпринимательства в данное время является взаимосвязь понятий “выживаемости” и “неустойчивости”. В развитых странах в течение пяти лет примерно половина предприятий уходит с рынка и столько же приходит. Малые предприятия мобильны и быстро заполняют ниши в экономике с более высоким уровнем доходности, чем обеспечивают быстрое насыщение платежеспособного спроса, необходимые структурные сдвиги в экономике. Поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Они могут дать России необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдает качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.

Для анализа малого бизнеса необходимо найти метод подразделения предприятий на мелкие и крупные. Существует много способов. Часто выделяют понятие монополии, а все, что не подходит под это определение, относят к мелкому предпринимательству. Понимая, что этого недостаточно, сравнивают обороты средств, объемы прибыли и продаж. В настоящее время, в области правового регулирования малые предприятия, в соответствии с Федеральным законодательством[2] , определяются как коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений) благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов. Средняя численность работников в них за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия): в промышленности, в строительстве и на транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве и в научно-технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек. При этом следует иметь в виду, что к малым предприятиям могут относиться только предприятия, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации. Для сравнения в зарубежных странах практика определения малых предприятий несколько иная[3] :В США к малым предприятиям относятся те, которые вместе с филиалами нанимают не более 500 человек;В Великобритании считается малым - если годовая прибыль предприятия не превышает 250 тыс. фунтов стерлингов, независимо от числа занятых и сферы, в котором оно работает.Во Франции и Германии к категории малых закон относит предприятия, занятые в любой сфере, если число наемных рабочих не превышает 50 человек. Хозяин предприятия, в котором заняты не более 10 человек, считается ремесленником.

По данным Госкомстата России, доля продукции произведенной на малых предприятиях оценивается в 10% ВНП, что в среднем примерно в 5-6 раз ниже чем, в развитых капиталистических странах: Италия – 57-60%; Франция – 55-62%; Япония – 52-55%; Великобритания – 50-53%; Германия – 50-52%; США – 50-52% (Приложение 2).

Число зарегистрированных предприятий с численностью до 200 человек составляет примерно 1 млн. (с учетом кризиса 17 августа 1998 года количество рентабельных предприятий несомненно сократилось). Численность занятых в малом бизнесе с учетом работающих по совместительству, договорам и т.п. оценивается в 20 млн. человек, что составляет почти треть экономически активного населения страны.

Причем достаточно важно то, что часто малое предприятие становится банкротом не полностью, а лишь выкупается более крупной фирмой или само становится таковой.

По данным опроса владельцев малых предприятий в Германии 55% не планируют расширение, 35% разрабатывают планы медленного устойчивого роста, и только 10% - быстрого развития за счет производства новой продукции или вступления на новые рынки, что говорит о стремлении к сохранению своего статус-кво, видимо удовлетворяющего своих владельцев.

Тем не менее, по-прежнему социально-экономическое положение пример­но пятой части населения России (25-27 млн. человек) так или иначе связано с малым бизнесом. «Экономический вес» малого бизнеса в народном хозяйстве России характеризуется следующими данными. В 1997г. на долю малых пред­приятий приходилось 12% ВВП России и 10% численности постоянно рабо­тающих на предприятиях страны. Только по основному виду деятельности в 1997г. малыми предприятиями было произведено продукции в объеме 7-8% от всего объема оказанных услуг или произведенной продукции (в том числе, бо­лее 20 % объема подрядных строительных работ). МП дают 7 % всей прибыли в промышленности России. Большое значение имеет вклад малого бизнеса в оживление инвестиционного процесса в стране. В 1997г. инвестиции малых предприятий в основной капитал составили более 25 трлн. руб. Из них 67 % пришлось на частные инвестиции. В целом это 7 % инвестиций в основной ка­питал в российской экономике. Именно динамичное развитие малого бизнеса сделало возможным некоторое увеличение объема промышленного производ­ства в России в 1997г. по сравнению с аналогичным периодом 1996г. Малый бизнес играет исключительно важную роль в «подпитке» бюджетов всех уров­ней, особенно региональных и местных. В 1996г. бюджеты всех уровней полу­чили от МП доходов на сумму 36,7 трлн. руб., в том числе федеральный бюджет - 15,4 трлн. руб. Собираемость налогов по малым предприятиям значительно выше, чем в целом по всем категориям российских предприятий.

И все же нынешние тенденции развития Российских малых предприятий более правиль­ным было характеризовать как стагнацию, а не как оживление или, тем более, уверенный подъем. Доля малого бизнеса в ВВП России остается заметно ниже аналогично­го показателя для стран с развитой системой рыночного хозяйствования. Рос­сия существенно уступает странам с развитой рыночной экономики и по степе­ни «насыщенности» МП, в частности, на 1 тыс. жителей. Крайне негативно вы­глядит и картина распределения малых предприятий по отдельным регионам - субъектам Рос­сийской Федерации. Наряду с несколькими регионами-лидерами (Москва, С. Петербург, Н. Новгород и ряд других) существует большое количество тер­риторий, где развитие и самого МП, и систем его государственной и общест­венной поддержки находится в зачаточном состоянии.

Преобладающая доля Российских малых предприятий функционирует в достаточно узкой хозяйственной нише (преимущественно, торгово-посредническая деятельность), сама природа которой ограничивает полное раскрытие преимуществ малых форм предпринимательства и производства. В 1996-1997 гг. наблюдалось некоторое опережение в темпах развития МП сферы промышленности и строитель­ства, однако эти темпы структурных изменений не могут быть признаны удов­летворительными, т.е. соответствующими задаче резкого усиления роли малого бизнеса в процессах социально-экономической стабилизации и подъема производства в стране.

Сказанное выше свидетельствует о недостаточной эффек­тивности действующей в настоящее время в российской экономике системы государственного регулирования экономической деятельности и общественной поддержки малого предпринимательства. По существу, несмотря на известные концептуальные и институциональные продвижения, эта система так и не смогла подняться выше методов деятельности, которые сложились на самых начальных этапах реформ и развития российского частного предприни­мательства, в частности, сферы малого бизнеса. Продолжают доминировать формы и инструменты политики поддержки, характерные для «стартового» эта­па реформ, когда принципиальное значение имело расширение «поля малого бизнеса» (т.е. числа МП), а не их качественные показатели их деятельности (степень хозяйственной зрелости, производственная и инновационная актив­ность, вовлеченность в систему производственно-кооперационных связей, в т.ч. и с крупным бизнесом и пр.). В осуществляемых мерах государственной под­держки по-прежнему наблюдается негативная тенденция «самоизоляции» мало­го бизнеса и проблематики его интересов от общего контекста экономических и социальных реформ. Недостаточно понимание того, что долговременное разви­тие сферы малого бизнеса, тем более, в реальном секторе, возможно только при условии общего оздоровления российской экономики и ее основы в виде крупных пред­приятий, которые, в свою очередь, должны получить стимулы активного коо­перационного и иного взаимодействия с малым бизнесом.

Предпринимательская общественность давно добивалась принятия декларации или даже концепции отношения власти к малому и среднему бизнесу. Это важно предпринимателям как условие налаживания диалога с властными структурами, повышения имиджа предпри­нимательства в общественном сознании. Власть сформулировала свои взгляды в рассмотренном 19 декабря 2001 г. Государственным советом проекте Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в России[4] . В ней отражены основные цели и задачи государственной политики поддержки и развития малого бизнеса в России. Данная концепция базируется на признании малого предприниматель­ства сферой экономической деятельно­сти, способной (в силу максимальной адаптивности, самоорганизации и са­моразвития) при должной государствен­ной политике обеспечить наиболее бы­стрый и значительный социально-эко­номический эффект. Исходя из этого, целью государственной политики развития и поддержки малого пред­принимательства является созда­ние политических, правовых и эко­номических условий для свободно­го развития малого предпринима­тельства, обеспечивающих:

— повышение социальной эффективно­сти деятельности малых предприятий

— рост численности занятых в секторе ма­лого предпринимательства, средних до­ходов и уровня социальной защищеннос­ти работников малых предприятий и, как следствие, формирование среднего клас­са — базы политической стабильности;

— повышение темпов развития мало­го предпринимательства, как одного из стратегических факторов социально-экономического развития государства, увеличение доли малого предпринима­тельства в формировании всех состав­ляющих внутреннего валового продукта (производство товаров, оказание услуг, чистые налоги), расширение сфер дея­тельности и экономическое укрепление малых предприятий.

Для достижения поставленной цели государственной политики в сфере ма­лого предпринимательства должны быть решены задачи:

— формирования правовой среды, обеспечивающей беспрепятственное раз­витие сферы малого предприниматель­ства; предоставления правовой, судебной и физической защиты субъектам малого предпринимательства, осуществляемой на основе федеральных законов и законов субъектов РФ;

— финансового обеспечения государ­ственной поддержки малого предприни­мательства;

— формирования инфраструктуры, обеспечивающей доступность для субъектов малого предпринимательства необходимых услуг и ресурсов;

— повышения эффективности дея­тельности органов государственной вла­сти России, субъектов Российской Федерации и органов мес­тного самоуправления по поддержке ма­лого предпринимательства.

1.2 Экономическое регулирование деятельности малых предприятий .

Экономическое регулирование деятельности малых предприятий осуществляется по различным направлениям. С 1 января 2002 года вступили в силу изменения в Налоговый Кодекс[5] . Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности[6] , утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации, с 1 января 2001 года был введен в действие новый план счетов. В какой бы сфере не функционировало малое предприятие, везде существуют свои приказы, положения и инструкции.

Частые изменения в налоговом законодательстве делают невозможным грамотное планирование экономической деятельности, создавая немалые трудности предприятиям. Особенно болезненными такие действия становятся для малых и средних предприятий, зачастую ставя их на грань банкротства. Постоянные изменения налоговых законов сдерживают рост малого и среднего бизнеса.

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе. Налог – одна из форм финансовых отношений, осуществляемая в виде платежей, взимаемых государством с юридических и физических лиц с целью их перераспределения для нужд граждан и общества в целом. Малые предприятия, являясь юридическим лицом, как и все остальные предприятия, платят налоги в соответствии с законодательством России. В зависимости от своей деятельности они могут применять соответствующую систему оплаты налогов.

Согласно Федеральному Закону Российской Федерации № 148 «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности»[7] малые предприятия уплачивают единый налог, если их деятельность соответствует его требованиям. Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее - единый налог) устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с действующим Федеральным законом и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Со дня введения единого налога на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации с плательщиков этого налога не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги, предусмотренные статьями Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"[8] , за исключением:

1) государственной пошлины;

2) таможенных пошлин и иных таможенных платежей;

3) лицензионных и регистрационных сборов;

4) налога на приобретение транспортных средств;

5) налога на владельцев транспортных средств;

6) земельного налога;

7) налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;

8) подоходного налога, уплачиваемого физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с любых доходов, за исключением доходов, получаемых при осуществлении предпринимательской деятельности в сферах, указанных в статьях Федерального закона «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности»;

9) удержанных сумм подоходного налога, а также налога на добавленную стоимость и налога на доходы от источника в Российской Федерации в случаях, когда законодательными актами Российской Федерации о налогах установлена обязанность по удержанию налога у источника выплат.

Плательщиками единого налога являются юридические лица и (или) физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Они осуществляют предпринимательскую деятельность в следующих сферах:

1) оказание предпринимателями ремонтно-строительных услуг (строительство завершенных зданий и сооружений или их частей, оборудование зданий, подготовка строительного участка и иные услуги по ремонту и строительству зданий и сооружений или их частей, благоустройство территорий);

2) оказание бытовых услуг физическим лицам (ремонт обуви, изделий из кожи, меха, пошив и ремонт одежды, ремонт часов и ювелирных изделий; ремонт бытовой техники и предметов личного пользования, ремонт и изготовление металлических изделий, ремонт машин, оборудования и приборов, оргтехники и периферийного оборудования, сервисное обслуживание автотранспортных средств и иные бытовые услуги населению, в том числе фото и киноуслуги, прокат, за исключением проката кинофильмов);

3) оказание физическим лицам парикмахерских услуг (деятельность парикмахерских салонов), медицинских, косметологических услуг (в том числе в косметических салонах), ветеринарных и зооуслуг;

4) оказание предпринимателями услуг по краткосрочному проживанию;

5) оказание предпринимателями консультаций, а также бухгалтерских, аудиторских и юридических услуг, обучение, репетиторство, преподавание и иная деятельность в области образования;

6) общественное питание (деятельность ресторанов, кафе, баров, столовых, нестационарных и других точек общественного питания с численностью работающих до 50 человек);

7) розничная торговля, осуществляемая через магазины с численностью работающих до 30 человек, палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны и другие места организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади;

8) розничная выездная (нестационарная) торговля горюче - смазочными материалами;

8.1) розничная стационарная торговля горюче - смазочными материалами;

9) оказание автотранспортных услуг предпринимателями и организациями с численностью работающих до 100 человек, за исключением оказания на коммерческой основе услуг по перевозке пассажиров маршрутными такси;

10) оказание на коммерческой основе услуг по перевозке пассажиров маршрутными такси;

11) оказание услуг по предоставлению автомобильных стоянок и гаражей;

12) деятельность организаций по сбору металлолома;

13) изготовление и реализация предпринимателями игрушек и изделий художественных народных промыслов.

Объектом налогообложения при применении единого налога является вмененный доход на очередной календарный месяц. Налоговый период по единому налогу устанавливается в один квартал.

Налогоплательщики обязаны вести учет своих доходов и расходов, а также соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций.

Переход на уплату единого налога не освобождает налогоплательщиков от обязанностей, установленных действующими нормативными актами Российской Федерации, по представлению в налоговые и иные государственные органы бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности. Формы отчетности по единому налогу устанавливаются нормативными (правовыми) актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

При осуществлении нескольких видов деятельности на основе свидетельства учет доходов и расходов ведется раздельно по каждому виду деятельности.

Порядок исчисления единого налога определяется нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» и на основе формул расчета сумм единого налога для всех категорий налогоплательщиков.

Уплата единого налога производится ежемесячно путем осуществления авансового платежа в размере 100 процентов суммы единого налога за календарный месяц. Сроки уплаты авансового платежа устанавливаются нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Налогоплательщик может произвести уплату единого налога путем авансового перечисления суммы единого налога за 3, 6, 9 или 12 месяцев. В этом случае сумма единого налога, подлежащая уплате налогоплательщиком, уменьшается соответственно на 2, 5, 8 и 11 процентов.

При оплате налога налогоплательщику выдается свидетельство. Свидетельство об уплате единого налога является документом, подтверждающим уплату налогоплательщиком единого налога. На каждый вид деятельности выдается отдельное свидетельство. Налогоплательщикам, имеющим два и более отдельно расположенных места осуществления деятельности на основе свидетельства (палатки, ларьки, кафе и другие), свидетельство выдается на каждое из таких мест. Форма свидетельства устанавливается Правительством Российской Федерации. Порядок выдачи свидетельства устанавливается нормативными правовыми актами законодательных органов субъектов Российской Федерации. Свидетельство выдается налогоплательщику не позднее трех дней со дня уплаты единого налога, определяемого в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". При выдаче свидетельства заполняется также второй экземпляр, который хранится в налоговом органе. Использование при осуществлении предпринимательской деятельности любых копий свидетельства (в том числе и нотариально удостоверенных) не допускается.

Ставка единого налога на в 2002 году установлена в размере 15 процентов от вмененного дохода[9] .

Важным законом в сфере государственного регулирования экономической деятельности малых предприятий является Федеральный Закон № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»[10] . Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы введения и применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства - юридических лиц и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства - организаций и индивидуальных предпринимателей применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, предоставляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе в порядке, предусмотренном Федеральным законом.

Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период. Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, единого социального налога.

Малым предприятиям, применяющим упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, предоставляется право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности.

Упрощенная форма первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов устанавливается Министерством финансов Российской Федерации и является единой на всей территории Российской Федерации.

При применении упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций и представления необходимой статистической отчетности.

С 2002 года отношения власти и малого бизнеса серьезно обострились. 1 января 2002 года, когда правительство, а вместе с ним и крупные предприятия отмечали вступление в силу новых налоговых законов и в первую очередь снижение ставки налога на прибыль с 35 до 24%, малым предприятиям было не до праздника. Во-первых, их лишили основной льготы - возможности первые два года работы вообще не платить налог на прибыль, а следующие два года платить соответственно 25 и 50% от ставки. Во-вторых - обложили единым социальным налогом, который до сих пор не взимался с тех, кто платит единый налог на вмененный доход (именно им в основном и облагались предприятия малого бизнеса). В результате налоговая нагрузка на малый бизнес серьезно возросла - несмотря даже на то, что налог на вмененный доход снизился с 20 до 15%.

По всей стране прокатились митинги протеста предпринимателей - плательщиков единого налога на вмененный доход. Президент не мог на это не отреагировать и поручил правительству принять срочные меры, чтобы снизить налоговую нагрузку на своих избирателей-предпринимателей. Тем более что предприниматели в любой момент могли опротестовать введенный закон в суде. Формально он начал действовать с нарушением первой части Налогового кодекса: его опубликовали только 31 декабря 2001 года, а должны были за месяц до вступления в силу. Отмена закона сулила бюджету существенные потери. Правительство тут же взялось за работу. Правда, отменять для малых предприятий единый социальный налог, с которого, собственно, все проблемы и начались, никто не спешил.

Минэкономразвития и Минфин подготовили законопроект о реформе налогообложения малых предприятий. Малым станет считается предприятие, годовой оборот которого не превышает 10 млн. рублей, а численность сотрудников - 20 человек. Основные тезисы продекларированной реформы сводятся к следующему: налоговая нагрузка будет снижена, единый социальный налог отменен, бухгалтерский учет максимально упрощен, а бюджет от этого только выиграет. По крайней мере, так утверждает правительство. Попробуем проанализировать, что же мы имеем на самом деле:

налоговая нагрузка снижается. Сравним действующий порядок с тем, который предлагается в новом законопроекте.

В настоящее время существуют две специальные системы налогообложения малых предприятий - упрощенная и по принципу вмененного дохода.

Первая - добровольная. Суть ее в том, что пять основных налогов (налог на прибыль или подоходный налог для индивидуальных предпринимателей, НДС, налог с продаж, налог на имущество и единый социальный налог) заменяются одним - 10% с выручки или 30% с чистого дохода. Налогоплательщик сам вправе решать, пользоваться ли этой системой или платить в общем порядке.

Вторая система действует в тех регионах, власти которых приняли решение ввести у себя единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности. Состоит она в том, что предприниматели должны заранее заплатить государству деньги, исходя из своего предполагаемого (вмененного) дохода. Размер дохода определяют региональные власти. Такая система является обязательной. Если, например, в регионе существует налог на вмененный доход для кафе, у него есть только одна возможность - платить этот налог. Он не может ни перейти на упрощенную систему, ни платить в общем порядке.

По новому закону изменению подвергнутся обе системы. В упрощенной системе действительно налицо снижение налога: в место действующих 10% с выручки или 30% с чистого дохода, правительство предлагает платить соответственно 8 или 20%. Оно обещает, что в итоге это приведет к снижению налогового бремени на малые предприятия в два-четыре раза.

Суть реформы системы налогообложения по принципу вмененного дохода сводится к тому, что региональным властям урежут полномочия манипулировать различными коэффициентами, от которых и зависит итоговая сумма налога: основные из них будут закреплены в федеральном законе.

единый социальный налог отменяется. Именно этого предприниматели и ждут в первую очередь. Оказывается, однако, что отменяется он не сейчас, а с 1 января 2003 года, не для всех и не полностью. Для тех, кто платит налоги с вмененного дохода, вместо 35,6% единого социального налога останутся 14% взносов в пенсионный фонд. Конечно, это меньше, чем сейчас, но хуже, чем в прошлом году, когда ни единый социальный налог, ни страховые взносы в пенсионный фонд предприниматели вообще не платили.

Налогоплательщикам, работающим по упрощенной системе налогообложения, повезло больше - им разрешено уменьшать свой 8-процентный или 20-роцентный налог на сумму уплаченных страховых взносов. Правда, существует условие: общая ставка налога не должна из-за этого уменьшиться больше чем в два раза.

Бухгалтерский учет становится проще. И на сей раз правительство немного лукавит. Во-первых, страховые взносы. Чтобы платить их, предпринимателям придется вести персонифицированный учет выплат по каждому из своих работников. Во-вторых, среди предпринимателей много таких, которые платят налог не с выручки, а с чистого дохода. Для них учет расходов никто не отменял. А через два года у малых предприятий уже не будет права выбора - платить с выручки или с чистого дохода. Останется только последняя возможность.

бюджетные поступления вырастут. По оценке первого замминистра финансов Сергея Шаталова, в случае успеха налоговой реформы доходы бюджета от малого бизнеса могут увеличиться, по меньшей мере, в четыре-пять раз. Расчет прост: правительство надеется, что часть налогоплательщиков выйдут из тени и начнут легально платить налоги в бюджет. Это, однако, далеко не очевидно. По оценкам специалистов, при действующей упрощенной системе налогообложения с ее 10-процентным налогом с выручки более половины налогоплательщиков предпочитают работать в тени. Нет гарантии, что 8-процентный налог покажется им намного привлекательнее.

1.3 Основные направления совершенствования государственной
политики поддержки и развития малого предпринимательства
.

К настоящему времени сделаны только самые первые шаги в правовом и организационном обеспечении формирования малого предпринимательства. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий фактически не существует, как нет и хозяйственного механизма их поддержки. Более того, развернувшиеся в настоящий период в России экономические процессы сдерживают образование новых малых фирм, а подчас ведут к ликвидации уже работающих предприятий. Основной проблемой, а подчас и непреодолимым барьером для малых предприятий остается бюрократия.

В целях дебюрократизации внешней среды функционирования малого биз­неса необходимо провести ревизию действующего законодательства для ликвидации избыточных функций орга­нов власти по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью предприя­тий малого бизнеса и оптимизировать нормативные правовые основы админи­стрирования малого предприниматель­ства со стороны государства.

В целях снижения уровня админист­ративных барьеров и упорядочения де­ятельности контролирующих и инспек­тирующих органов необходимо:

— создать единую нормативную пра­вовую базу, позволяющую унифициро­вать подходы федеральных и региональ­ных властей по сокращению и недопу­щению создания новых административ­ных барьеров, а также по вопросам сни­жения налогового бремени;

— осуществлять регулирование пре­имущественно через нормы прямого действия, установленные в законах, а не подзаконных актах;

— отменить подзаконные акты, кото­рые препятствуют развитию малого предпринимательства и нарушают по­ложения действующих законов, в том числе в сферах: лицензирования видов деятельности, сертификации продук­ции, регистрации юридических лиц, аренды помещений и землеотвода;

— ввести ответственность должност­ных лиц за действия или бездействие, препятствующие созданию и деятельно­сти малых предприятий, а также — обя­занность по возмещению ущерба, воз­никшего в связи с превышением долж­ностными лицами полномочий при про­ведении проверок;

— установить упрощенную процедуру ликвидации малых предприятий, не имеющих кредиторской задолженности;

— законодательно закрепить безвоз­мездность проведения обследований контролирующими и иными органами, финансируемыми из федерального бюд­жета или бюджетов субъектов РФ;

— установить ограничения на приня­тие органом государственного контро­ля решения об остановке про­изводственной деятельности малого предприятия при выявлении нарушений;

— установить ограничения по видам нарушений, по которым проверяющие (контрольные) органы имеют право при­менять финансовые санкции;

— ввести дифференцированные раз­меры штрафов для крупных и малых предприятий в сторону их уменьшения для последних. Исключить практику ус­тановления контролирующими органа­ми «вилок» для величин взимаемых штрафов, практическое применение ко­торых не имеет жесткого регламента.

Для оптимизации работы по реали­зации перечисленных мер необходимо создать механизм взаимодействия вла­сти и предпринимательской обществен­ности:

— сформировать в Общественном со­вете предпринимателей при Правитель­стве РФ секцию ма­лого предпринимательства, с возложением на указанную секцию функций про­ведения ревизии действующего законо­дательства и предварительной обще­ственной экспертизы всех проектов пра­вовых и нормативных документов по воп­росам развития и регулирования мало­го предпринимательства;

— ввести в состав Межведомствен­ной комиссии при Правительстве РФ по устранению ад­министративных барьеров в отношении малого предпринимательства представи­телей объединений предпринимателей, отстаивающих интересы малого предпри­нимательства.

В соответствии с Федеральными законами [11] в Российской Федерации действует Фонд поддержки малого предпринимательства. Он является правопреемником Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции при Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Фондом поддержки малого предпринимательства является некоммерческая организация, создаваемая в целях финансирования программ, проектов, мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, путем аккумулирования средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также доходов, получаемых по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства.

Фонд поддержки малого предпринимательства является юридическим лицом. Основными направлениями его деятельности являются:

1) содействие в формировании рыночных отношений на основе государственной поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации целевых программ, проектов и мероприятий в области малого предпринимательства;

2) участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсном отборе, а также в реализации федеральных, региональных (межрегиональных), отраслевых (межотраслевых) и муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства, демонополизации экономики, развития конкуренции, насыщения товарного рынка, создания новых рабочих мест;

3) участие в формировании инфраструктуры рынка, обеспечивающей равные условия и возможности для осуществления деятельности в области малого предпринимательства;

В соответствии с программой социально-экономического развития Российской Федерации на (2002-2004 годы)[12] выравнивание условий конкуренции, активная государственная антимонопольная политика являются важнейшими факторами обеспечения благоприятной среды для развития малого предпринимательства.

Действия Правительства Российской Федерации в сфере поддержки развития малого предпринимательства будут направлены на решение следующих основных задач:

формирование стабильных нормативно-правовых условий функционирования малого предпринимательства;

создание условий для инвестирования и кредитования малого предпринимательства на основе внедрения прогрессивных финансовых технологий;

упорядочение механизмов налогообложения и процедур учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства;

Аналогичные действия необходимо реализовать на региональном и местном уровнях.

В Свердловской области действует областная целевая программа "Государственная поддержка и развитие малого предпринимательства в Свердловской области на 2001 - 2003 годы"[13] . Она разработана в соответствии с: Федеральным Законом № 88 - ФЗ от 14.06.95 г. "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"; В остальных муниципальных образованиях вопросами малого предпринимательства зачастую занимаются только органы областной и муниципальной администраций.

Реализация областной целевой программы осуществляется посредством взаимных действий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти области, органов местного самоуправления, в первую очередь, администраций муниципальных образований, коммерческих и некоммерческих организаций, составляющих инфраструктуру поддержки предпринимательства, союзов и общественных объединений субъектов малого предпринимательства, направленных на создание условий интенсивного развития и устойчивой деятельности малых предприятий. Основными направлениями реализации определены совершенствование нормативно-правовой базы, формирование инвестиционной привлекательности Свердловской области в сфере малого предпринимательства, развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

Непосредственно вопросами, связанными с малым бизнесом в Свердловской области занимается Уральская Торгово-промышленная палата. В ее структуре создан Центр деловой поддержки малого предпринимательства. В сферу его деятельности входит разработка инвестиционных бизнес проектов, консультирование и сопровождение, проведение маркетинговых исследований. Он проводит обучающие семинары по различным вопросам в области малого предпринимательства.


Глава 2. Анализ воздействия регулирования экономической деятельности малых предприятий на примере ООО «Южное»

2.1 Результаты правового и экономического регулирования коммерческой деятельности кафе «Южное».

Законодательство Российской Федерации относит деятельность в сфере предоставления услуг общественного питания к предпринимательской деятельности. Реализация услуг общественного питания осуществляется в основном коммерческими организациями. Выбор организационно-правовой формы при создании предприятия общественного питания производится в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Одной из самых распространенных организационно-правовых форм предприятий общественного питания является общество с ограниченной ответственностью.

ООО «Южное» образовано в соответствии с законодательством Российской Федерации[14] . Основной целью создания общества является получение прибыли. Основным видом деятельности ООО «Южное» является организация общественного питания, производство и переработка сельскохозяйственных продуктов питания. В соответствии с Законами Российской Федерации «О защите прав потребителей», «О сертификации продукции и услуг», Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997г. № 1013 на территории России введена обязательная сертификация услуг питания, независимо от места их оказания, форм собственности и ведомственной принадлежности. Кафе прошло эту сертификацию в 2001 году.

Общество имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных Федеральным законодательством России.

Размер уставного капитала Общества не может быть менее стократной величины установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Уставной капитал Общества разделен на доли, которые в уставном капитале Общества составляют:

1. 1 участник - 51/100 доли, 5100 руб.;

2. 2 участник - 15/100 доли, 1500 руб.;

3. 3 участник - 8/100 доли, 800 руб.;

4. 4 участник - 10/100 доли, 1000 руб.;

5. 5 участник - 8/100 доли, 800 руб.;

6. 6 участник - 8/100 доли, 800 руб.

До 1.08.01г. в ООО «Южное» использовалась общепринятая система налогообложения, и кафе выплачивало следующие виды налогов и сборов[15] : НДС, налог на пользователей автодорог, налог на содержание жилищного фонда и объектов соцкультсферы, целевой сбор на содержание муниципальной милиции, целевой сбор на содержание образовательных учреждений, налог на имущество, налог на прибыль.

Отчисления из фонда заработной платы: пенсионный фонд - 29%, фонд соцстраха - 5,4 + 0,3%, фонд медицинского страхования - 3,6%, фонд занятости - 1,5%, подоходный налог с работников - 12%. В среднем общая сумма всех налогов и сборов уплачиваемых Обществом составляла 23 858 рублей.

В соответствии с Законом «О едином налоге на вмененный налог» № 37-ОЗ от 29.05.01г. принятым Законодательным собранием ООО «Южное» перешло на уплату единого вмененного налога. Его величина составляла в 2001 году 12 000 рублей. Расчет этой суммы происходил в налоговой инспекции по следующей схеме:

1) Было взято 20 %, в соответствии с Федеральным законом «О едином налоге на вмененный налог»,от средней величины доходов на одно посадочное место, которая равнялась 25 000 рублей, в соответствии с законом «О едином налоге на вмененный налог». 25 000 / 100 Х 20 = 5 000р.

2) Полученное число 5 000 умножили число посадочных мест равное 36:
5 000 Х 36 = 180 000р.

3) Величина налога делится на 12 месяцев (налог уплачивается ежемесячно): 180 000 / 12 = 15 000р.

4) 15 000р. умножаем на корректирующий коэффициент видов деятельности - 0,8 (для первого года деятельности), для кафе с числом посадочных мест до 50: 15 000 Х 0,8 = 12 000р.

5) 12 000р. умножаем на корректирующий коэффициент по месту деятельности на территории области – 1: 12 000 Х 1 = 12 000р.

6) 12 000 умножаем на коэффициент учитывающий место дислокации осуществления предпринимательской деятельности – 1: 12 000 Х 1 = 12 000р.

В соответствии с вступлением в силу Федерального закона «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»[16] ставка единого налога устанавливается в размере 15% вмененного дохода. В связи с этим сумма налога составляет 11 264 рубля. Это ненамного меньше чем налог в предыдущем году, так как прибавился так называемый «дефлятор» – 125,15%, устанавливаемый Центральным Банком. Хотя в законодательстве и предусмотрено снижение налога при оплате за несколько месяцев в перед, ООО «Южное» не имеет возможности пользоваться данным положением, так как величина налога и процент его снижения несоизмеримы. С 2002 года добавился еще и единый социальный налог 35,6%, который до внесения изменений предприятие не платило. Всего же ежемесячные выплаты кафе (налоги, аренда, коммунальные услуги, электроэнергия и т.п.) в 2002г. стали составлять примерно 33 000 рублей.

ООО «Южное» также не попадает в категорию предприятий использующих упрощенную систему налогообложения, так как численность работников предприятия составляет 18 человек, а в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 29.12.95г. № 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности распространяется на индивидуальных предпринимателей и организации с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой деятельности, при условии, если в течение года, предшествующего кварталу, в котором ими подано заявление о применении данной системы, совокупный размер валовой выручки не превысил сумму 100 000-кратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на первый день квартала, в котором произошла подача заявления.

Организация и ведение бухгалтерского учета в ООО «Южное» ведется в соответствии с Федеральным законодательством и «Положениями по бухгалтерскому учету». Бухгалтерская отчетность кафе состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Она представляется ежеквартально и за год в целом. Ежегодно главный бухгалтер подает в налоговую инспекцию декларации о доходах сотрудников на основе налоговых карточек. На основании приказа министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 1 ноября 2000г. № БГ-3-08/379 «Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц»[17] сведения о полученных доходах предоставляются на магнитных носителях. Нужно отметить еще и тот факт, что каждый год компьютерная программа по вводу данных изменяется. Для предоставления сведений о доходах за 2001 год вышла новая редакция формы 2-НДФЛ. В нее добавлены сведения по единому социальному налогу (взносу). Порядок ее заполнения и представления сведений о доходах ФЛ и ЕСН определяются Приказом МНС России № БГ-3-04/458 от 30.10.2001 г. "Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу (взносу)", зарегистрированным Министерством юстиции России 18.12.2001 г. № 3086.

ООО «Южное» для своей деятельности арендует помещение у балансодержателя государственного унитарного. На основании пункта 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации[18] договор аренды нежилых помещений, заключенный на срок не менее одного года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации, договор аренды зарегистрирован Комитетом государственного имущества Свердловской области. На 01.01.02г. арендная плата определена в размере 5913,96 рублей плюс НДС 1182,79 рублей = 7096,75 рублей.

За 2001 год товарооборот Общества составил 1 506 971 рубль, что в среднем составляет 125 580 рублей в месяц. Валовой доход составляет 842 189 рублей. В этом же периоде издержки производства составили 629 658 рублей. Прибыль предприятия на конец 2001 года составила 824 рубля. Здесь необходимо отметить тот факт, что первые 7 месяцев в 2001г. кафе платило все налоги по общепринятой системе и на 01.08.01г. убыток составлял 4 137 рублей.

В своей финансовой деятельности ООО «Южное» использует безналичный и наличный расчет. Безналичный расчет осуществляется через расчетный счет в банке, а наличный через кассу.

В соответствии с договором обслуживания банковского счета № 3389 от 20.01.1999г. банк взимает при получении денег с заявкой – 1%, без заявки – 2%. При сдаче денег 0,3%.

На основании закона Российской Федерации «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением»[19] кафе «Южное» использует ККМ. Кассовый аппарат зарегистрирован в налоговой инспекции, а также ведется журнал его технического обслуживания. Техническое обслуживание и обновление программного обеспечения ККМ производится на основе договора с предприятием, осуществляющим соответственную деятельность.

На основании Постановления Госкомстата России от 25.12.98г. №132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций», ООО «Южное» в своей деятельности использует следующие первичные документы: приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, авансовый расчет, накладные, дневной заборный лист, справку-отчет кассира операциониста, калькуляционную карточку, ведомость учета движения посуды и приборов.

При получении товара от поставщиков ООО «Южное» требует от них наличие следующих документов: накладные; сертификаты или сведения о сертификации; договор купли-продажи.

При получении товара от частного предпринимателя составляется закупочный акт формы ОП-05.

Продовольственные товары отечественного производства сопровождаются качественным удостоверением, выданным производителем. Импортные продовольственные товары сопровождаются копией налоговой декларации.

В ООО «Южное» применяется повременно-премиальная оплата труда, установленная на основании учетной политики предприятия, приказа руководителя и штатного расписания. При расчете зарплаты используется табель учета рабочего времени и приказ руководителя на дополнительную премию.

Прием и увольнение на работу в ООО «Южное» осуществляется на контрактной основе по приказу директора. Контракт с работником заключается сроком на три месяца. С материально ответственными лицами заключается договор о полной индивидуальной ответственности.

ООО «Южное» при осуществлении операций в общественном питании руководствуется «Правилами оказания услуг общественного питания», утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.08.97 г. № 1036[20] .

При осуществлении своей хозяйственной деятельности в ООО «Южное» использует следующие лицензии: на право розничной торговли алкогольной продукцией в том числе в разлив, на право по розничной продаже алкогольной продукции - вина, на право по розничной продаже алкогольной продукции - спиртных напитков (Приложение 6). Для получения лицензии необходимы следующие документы: копия свидетельства о регистрации, копия устава, разрешение Центра Госсанэпиднадзора, коды статистики, свидетельство о постановке на учет в налоговой инспекции, справка об отсутствии задолженности по налогам и отчислениям в бюджетные фонды, справка из банка о наличие расчетного счета, копия поручения об оплате.

На основании всего вышеизложенного можно сказать, что в экономической деятельности ООО «Южное» не существует ни одного момента, который не охватывается государственным регулированием. Начиная с образования и кончая ликвидацией предприятия, государство все время определяет порядок ведения деятельности кафе.

2.2 Анализ внешней среды деятельности и необходимость совершенствования регулирования экономической деятельности малых предприятий.

Как и любое другое предприятие ООО «Южное» в своей деятельности не изолировано от внешней среды. На его экономическую деятельность влияют различные факторы как социально-экономической сферы, так и природные факторы. Однако наибольшее воздействие на работу кафе оказывает выполнение контрольных функций государственными органами. Контролирующие и надзорные органы осуществляют проверки по самым различным вопросам: соблюдение правил, технических норм, стандартов, проверка финансово-хозяйственной, внешнеторговой деятельности и т.п. Необходимость такой деятельности очевидна. Механизм проверок устанавливается ведомственными нормативными актами: инструкциями, положениями, приказами. Необходимо подчеркнуть, что неупорядоченность контроля за деятельностью субъектов малого предпринимательства, злоупотребления со стороны представителей государственных органов являются одним из главных факторов, оказывающих негативное воздействие на сферу предпринимательства.

Количество и время проведения проверок конкретного предприятия не регламентируется, что достаточно часто приводит к случаям, когда предприятие начинает «лихорадить» от большого количества проверок различными контролирующими органами. В ООО «Южное» имели место случаи, когда в течение одного рабочего дня приходили с проверками два раза.

Так же следует выделить тот факт, что при проверке кафе «Южное» контролирующие организации часто дублируют друг друга. Например, государственный контроль и надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов осуществляется органами Госсанэпиднадзора, ветеринарной службы, госторгинспекцией, ЦСМ. Правильность применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов контролирует налоговая инспекция, налоговая полиция, госторгинспекция, правоохранительные органы.

Одним из факторов, влияющих на экономическую деятельность кафе, является его месторасположение - на территории гостиницы «Приокская» и не имеет своего отдельного входа. В связи с этим количество потенциальных посетителей сокращено. Качество и цена рекламных фирм и организаций находятся не на должном уровне. Как правило, рекламные услуги находятся на низком уровне, а оплата за них достаточно высока. Однако в расположении ООО «Южное» есть и свои преимущества, так как естественно, что человек, поселившийся в гостинице, скорее всего, посетит, и кафе которое находится здесь же.

Заключение

Проблемы государственного регулирования экономической деятельности малых предприятий в России нельзя рассматривать вне общего контекста экономических и социальных преобразований. Особенности состояния и развития малого бизнеса на нынешнем этапе определяются, прежде всего, результатами экономической политики государства и состоянием соответствующего ей хозяйственного права. Переориентация экономической реформы на цели поддержки производства и ее предполагаемая социальная направленность должны создать базисные условия развития малого производства и организации малого предпринимательства в различных хозяйственных сферах, ослабить "теневой" и криминальный характер его развития, учесть социальные основы, на которых малый бизнес может развиваться.

Безусловно правильно, что большое внимание в деле поддержки и развития малого бизнеса уделяется финансово-кредитным отношениям. Однако в этих документах практически не затронута проблема кредитных перспектив малого предпринимательства. Предполагается, что эта задача как бы тривиальна - иди в банк и бери кредит без проблем. Тем не менее, проблемы есть.

Формирование финансовой базы для малого бизнеса - проблема номер один. Для ее решения необходимо осуществить целую систему мер: обеспечить восстановление и индексацию банковских вкладов населения, сделать возможным получение льготного кредита при образовании малого предприятия. Банковский кредит должен быть основным источником формирования первоначального капитала, однако, на практике это не так. Необходимо продумать такие формы и такой механизм кредитования малого бизнеса, при которых интересы кредиторов и заемщиков были бы государственно защищены.

Проблема защиты интересов малого предпринимательства, как и проблема использования его потенциала, усугубляется еще и тем, что эффективная управленческая структура сферой малого бизнеса на федеральном уровне пока не найдена. Ранее, как известно, существовал комитет по поддержке малого бизнеса, который затем был упразднен. С 01.01.2001 г. его функции возложены на Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, но и эта структура оказалась малоэффективной, поскольку не может охватить всего многообразия проблем малого предпринимательства, а также его форм и видов. Но дело не только в создании оптимальной государственной управленческой структуры и негосударственных координирующих или поддерживающих малый бизнес организаций.

Особое место в государственном регулировании экономической деятельности малых предприятий должно быть отведено предприятиям, осуществляющим свою деятельность в приоритетных направлениях научно-технического прогресса. Малое предприятие, оснащенное новейшей технологией или создающее ее – это та форма предпринимательства, которая отвечает современным требованиям научно-технической революции. Без развития и помощи таким фирмам в нашей стране приходится очень тяжело.

При подготовке материалов для выпускной квалификационной работы нами было отмечен тот факт, что специализированной литературы именно по малым предприятиям практически нет ни в библиотеках, ни в книжных магазинах.

Таким образом, разрабатывая комплексные меры по поддержке и регулированию экономической деятельности малого предпринимательства (льготное налогообложение, кредитные преференции, формы и способы обеспечения его материальными ресурсами, разработка и принятие законов об инвестициях, о Земле, о кооперации, о Банках, новый специальный раздел Налогового кодекса по налогообложению субъектов малого предпринимательства, правовых программ борьбы с криминальными структурами и др.), государственные органы должны учитывать сложившиеся к настоящему времени социальное положение в малом бизнесе, интересы занятых в нем работников, степень их приверженности к рыночным отношениям, характер ожидаемых ими перемен, предполагаемые перспективы.

Только в этом случае государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства окажется эффективной, будет способствовать его дальнейшему становлению и развитию в интересах экономики всей страны, а не отдельных хозяйственных групп и структур.


Список литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. М.; Юридическая литература 1999

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая, главы 33-37, статьи 578-732) (ред. от 17.12.1999) Федеральный закон от 26 января 1996 года № 14-ФЗ НТЦ правовой информации "Система" Федерального агентства правительственной связи и информации

3. Федеральный закон от 31 декабря 2001 года № 198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» НТЦ правовой информации "Система" Федерального агентства правительственной связи и информации

4. Федеральный закон 27.12.91. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (ред. от 31.12.2001) НТЦ правовой информации "Система" Федерального агентства правительственной связи и информации

5. Федеральный закон от 31 июля 1998 года № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» (ред. от 31.12.2001) Электронная библиотека «Ваше право» 03.2002.

6. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы) Собрание законодательства РФ 30.07.2001, N 31, ст. 3295

7. Баранников М.М., Воробьев В.А., Кизилов А.Н. и др. «Основы предпринимательства» 2001.

8. Информационно-методическое пособие «Организации осуществляющие проверки» 2001.

9. Информационно-методическое пособие «Регистрация предприятий. Лицензирование предпринимательской деятельности.» 2000.


[1] Статистический сборник «Малое предпринимательство в России» 1999г.

[2] Федеральный Закон от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» Электронная библиотека «Ваше право»

[3] Издание «Коммерсантъ-Власть» 16.04.2002г. №14

[4] Концепция государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации 2001г.

[5] Налоговый Кодекс часть вторая 31.12.2001г. НТЦ правовой информации "Система"

[6] "Собрание законодательства РФ", 16.03.98, № 11, ст. 1290

[7] «Собрание законодательства РФ», 03.08.98, № 31, ст. 3826

[8] «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (ред. от 31.12.2001) СЗРФ

[9] «Собрание законодательства РФ», 03.08.98, № 31, ст. 3826(ред. от 31.12.2001)

[10] «Собрание законодательства РФ», 01.01.96, № 1 (ред. от 31.12.2001)

[11] «Сборник законодательства РФ», № 50, 11.12.95 (ред. от 27.11.2000)

[12] «Собрание законодательства РФ», 30.07.2001, № 31, ст. 3295

[13] Справочная правовая система «Кодекс» № 4.9.0.32 2002г.

[14] «Собрание законодательства РФ», 04.01.99, № 1

[15] ФЗ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» 27.12.91 № 2118-1

[16] НТЦ правовой информации "Система" Федерального агентства правительственной связи и информации

[17] Приказ от 30 октября 2001 г. № БГ-3-04/458 Министерство Российской Федерации по налогам и сборам

[18] Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая, главы 33-37, статьи 578-732) (ред. от 17.12.1999)

[19] Закон Российской Федерации «О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» 18.06.1993г. № 5215-1 (ред. от 01.04.1999)

[20]

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  244  245  246   ..