Главная      Учебники - Право     Лекции по праву - часть 21

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  27  28  29   ..

 

 

Оценка эффективности принятия управленческого решения в организации

Оценка эффективности принятия управленческого решения в организации

Московский гуманитарно-экономический институт

Понятие «эффективность решений» можно рассматривать как эффективность разработки решения и эффективность реализации управленческих решений, что соответствует двум стадиям процесса принятия управленческих решений. При всех сложностях оценки эффективности управленческого труда в большей мере разработаны теоретико-методологические и методические приемы оценки эффективности отдельных мероприятий, чем управления в целом. Так, известны методы оценки эффективности внедрения новой техники, автоматизированных систем управления и др. До недавнего времени для характеристики экономической эффективности управления на государственном уровне среди других использовался обобщающий показатель – национальный доход (вновь созданная стоимость) за конкретный период времени, на уровне отрасли – показатель производительности труда, на уровне предприятия – прибыль. Один из известных подходов к оценке эффективности управления состоит в использовании понятий «эффективность в широком смысле» и «эффективность в узком смысле». Под эффективностью в широком смысле понимается результат деятельности, достигнутый за счет труда всего коллектива (включая работников аппарата управления). В узком смысле эффективность отражает результативность собственно управленческой деятельности. В одном и другом смыслах для характеристики эффективности применяются обобщающие показатели и система частных показателей экономической и социальной эффективности. Последовательность проведения расчетов в рамках данного подхода показана на схеме (рис. 1).
) в узком смысле характеризуют следующие показатели:

Частные показатели:- доля административно-управленческих расходов в общей сумме затратпредприятия,- доля численности управленческих работников в общей численностиработающих на предприятии,- нагрузка управляемости (фактическая численность работающих наодного работника аппарата управления) и др. Обобщающими показателями социальной эффективности в узком смысле являются:- доля решений, принятых по предложению работников трудового коллектива,- количество работников, привлеченных к разработке управленческого решения. К частным показателям социальной эффективности относятся: степень технической оснащенности управленческого труда, текучесть работников аппарата управления, квалифицированный уровень кадров и т.п. Правомерной является и оценка эффективности выполнения отдельных управленческих функций: планирования, организации, мотивации, контроля (работа отдельных подразделений аппарата управления). Для этого используется также комплекс показателей, отражающих специфику деятельности по каждой управленческой функции. Так, например, по функции планирования оценивается степень достижения поставленных целей (плановых задач); по функции организации – оснащенность предприятия современным технологическим оборудованием, текучесть кадров; по функции мотивации – используемые методы воздействия на коллектив (поощрения, наказания, их соотношение); по функции контроля – количество нарушений трудовой, технологической дисциплины и др. Оценка эффективности управления может осуществляться за различные календарные отрезки времени (месяц, квартал, год). Динамика этих показателей, а также сопоставление с аналогичными данными однородных предприятий, работающих в подобных природно-географических и экономических условиях, позволяют сделать вывод об эффективности работы аппарата управления. Изложенный подход к оценке эффективности правомерен как для характеристики результативности работы аппарата управления в целом, так и для оценки конкретных решений. В первом случае эффективность отражает результативность процесса управления, который проявляется через совокупность принятых и реализованных решений, в истекшем периоде. Во втором случае изложенная методология оценки вполне приемлема для оценки отдельных управленческих решений. По данной схеме, например, может осуществляться оценка эффективности стратегических решений. По тактическим решениям оценка эффективности возможна не в столь глобальном варианте, а допуская некоторое упрощение расчета. Заслуживает внимания и другой подход к оценке эффективности управленческих решений, ориентированный на использование объемных показателей и удельных качественных показателей. Рассмотрим его применительно к маркетинговой деятельности торговой организации. Предварительно отметим исходные положения методологического характера.Во-первых, результативность маркетинга проявляется через эффективностькоммерческих решений, принятых по материалам проведенных мероприятий по изучению спроса. Под эффективностью мероприятий (проведенных в рамках принятого решения) понимается соизмерение затрат на их организацию и проведение и полученных результатов; во-вторых, правомерно при оценке использовать понятие совокупный экономический эффект, т.к. в достигнутых результатах содержится доля труда работников разных специальностей (товароведов, продавцов и др.). Наряду с совокупным возможно исчисление экономического эффекта, который может быть отнесен к деятельности только маркетинговой службы (например, при оценке эффективности разработанных прогнозов спроса, товарооборота); в-третьих, хозяйственные организации, действующие на рынке, ориентированы, с одной стороны, на реализацию миссии по удовлетворению запросов потребителей, с другой – на повышение экономических показателей своей деятельности. Поэтому оценка эффективности решений включает расчет социальной и экономической эффективности; в-четвертых, точный расчет эффективности решений требует строгого учета доходов и расходов по отдельным товарным группам, что весьма затруднительно. Поэтому рекомендуется использование так называемых, удельных показателей – прибыль на 1 млн. руб. товарооборота и издержки обращения на 1 млн. товарных запасов (либо на 1 тыс. рублей товарооборота издержек). Эффект коммерческих решений в наиболее общем виде и прежде всего количественно выражается в приросте объема товарооборота, ускорении товарооборота и в уменьшении объема товарных запасов. Конечный экономический результат проявляется в увеличении доходов организации или предприятия (на сумму реализованного наложения) и уменьшении расходов. Расчет экономической эффективности решений, результатом которых явилось увеличение товарооборота, а следовательно, доходов и прибыли, производится на основании материалов оперативного учета и бухгалтерских данных организации за последний отчетный период по формуле: где - экономическая эффективность (тыс. руб.); - прибыль на 1 млн. руб. товарооборота (тыс. руб.); - прирост товарооборота (млн. руб.); - товарооборот фактический (после проведенного мероприятия по изучению спроса), млн. руб.; - товарооборот по плану (или за сопоставимый период – месяц, год – до проведения мероприятия), млн. руб. Экономическая эффективность мероприятий по изучению спроса, результатом которых явилось снижение товарных запасов, характеризуется сокращением издержек обращения на остаток товаров, что в конечном счете влияет на объем получаемой прибыли. Она рассчитывается следующим образом: где - экономическая эффективность мероприятия (тыс. руб.); - издержки обращения на 1 млн. руб. товарных остатков (тыс. руб.); - размер уменьшения товарных запасов, млн. руб.; - товарные запасы до проведения мероприятий (млн. руб.); - товарные запасы после проведения мероприятий (млн. руб.). Экономическая эффективность мероприятий по изучению спроса отражается также на ускорении оборачиваемости товаров и оценивается по формуле: где - экономическая эффективность (тыс. руб.); - однодневный размер издержек обращения. (тыс. руб.) - ускорение оборачиваемости товаров (в днях); -оборачиваемость в днях фактическая (после проведения мероприятий); - оборачиваемость в днях (до проведения мероприятий). 2. Практическая часть. 2.1. Общая характеристика предприятия. ООО «Бизон» - это мясоперерабатывающий цех, который занимаетсяпроизводством и продажей колбасных изделий, мясных полуфабрикатов иделикатесов. Месторасположение предприятия: д.Зониха Слободского района Кировской области. ООО «Бизон» является обществом с ограниченной ответственностью. Главный признак, определивший организационно-правовую форму юридического лица и составляющий одно из важнейших преимуществ общества с ограниченной ответственностью, состоит в том, что участники общества с ограниченной ответственностью несут ответственность по обязательствам, принятым на себя таким обществом, только в пределах своихвкладов в капитал общества. Именно в этом смысле ответственность общества ограничена. В то же время само общество, как юридическое лицо, отвечает перед кредиторами по обязательствам всем своим имуществом. Тот факт, что участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по обязательствам компаний, безусловно, является большим достоинством. Действительно, в самом худшем случае член подобного общества может потерять только свой пай в капитале общества. Это означает, что предпринимательский риск делового человека заранее ограничен определенной суммой. К числу преимуществ обществ с ограниченной ответственностью относится относительно невысокий минимально допустимый размер уставного капитала (на сегодняшний день – 10 000 рублей). Это дает возможность начать собственное дело даже при малом стартовом капитале. 2.2. Характеристика продукции предприятия. ООО «Бизон» производит более 50 видов колбасных изделий, полуфабрикатов и деликатесов из разных видов мяса, а именно свинины, говядины и мяса птицы. Основными из них являются:1) колбасы:- вареные: высшего сорта («докторская», «телячья» идр.), первого («молочная» и др.) и второго сорта («чайная», «посадская»);- ветчины («Андреевская», «Алексеевская». «Николаевская» и др.);- варено-копченые («московская», различные сервелаты);- полукопченые («краковская», «прима» и др.);2) сосиски, сардельки;3) хлеба мясные;4) деликатесы (корейка, пастрома, различные рулеты и т.п.);5) полуфабрикаты (пельмени, котлеты, шницеля свиные, шашлыксвиной и т.д.). Несмотря на то, что предприятие выпускает широкий ассортимент продукции, качество изделий не в полной мере отвечает запросам потребителей, а именно не соответствие реальных сроков хранения срокам, указанным в ГОСТе и ТУ, непрезентабельный вид упаковки, нестабильные вкусовые характеристики. 2.3. Факторы внешней среды, оказывающие влияние на управление деятельностью предприятия. Так как данное предприятие является фирмой-изготовителем и занимается оптовой продажей, то к основным потребителям относятся: частные предприниматели и магазины. Их можно разделить на группы по объему заказываемой продукции:- более 100 кг в день;- от 30 до 100 кг в день;- менее 30 кг в день. Основное требование клиентов, которые покупают более 100 кг в день – товарный вид продукции и вкусовые качества. Как правило, такие клиенты находятся на продовольственных рынках или в местах большой проходимости покупателей и срок реализации продукции минимальный, поэтому срок хранения не является существенной проблемой. А вот если продукция не соответствует вкусовым характеристикам и выглядит непрезентабельно, то покупатель уйдет к конкурентам. Цена для таких клиентов тоже не является главным требованием, для них на предприятии существует система скидок. Для магазинов, которые покупают от 30 до 100 кг в день, основнымитребованиями являются цена и вкусовые характеристики, потому что 50% покупателей таких магазинов – это постоянные клиенты, и если им не понравится продукция ООО «Бизон», магазин будет вынужден отказаться работать с ним и заключить договор с одним из его конкурентов. Требование клиентов, покупающих менее 30 кг в день – это срок хранения. Большинство таких магазинов находятся в Коми. Исходя из этого, такие клиенты не заказывают продукцию каждый день. Основными конкурентами ООО «Бизон» являются Завод «Абсолют», ООО «ПКФ «КИБИ». Сравнительная характеристика этих предприятий с ООО «Бизон»представлена в таблице 1. Таблица 1 Сравнительная характеристика конкурентов ООО «Ваши колбасы»

Эффективность управления

Показатели

Завод Абсолют

ООО «Бизон»

ООО «ПКФ «КИБИ»

Вкусовые качества

Стабильные

Нестабильные

Стабильные

Цены

Высокие

Средние

Средние

Добавление сои

Только в колбасы второго сорта

В колбасы первого и второго сорта

В колбасы первого и второго сорта

Вид упаковки

Презентабельный

Непрезентабельный

Непрезентабельный

Срок хранения

Соответствует ГОСТ и ТУ

Не соответствует ГОСТ и ТУ

Соответствует ГОСТ и ТУ

Ассортимент товаров

Более 150 видов (включая сырокопченую колбасу), а также продукция из рыбы и кондитерские изделия

Более 50 видов колбасных изделий, полуфабрикатов и деликатесов

Более 40 видов колбасных изделий (включая сырокопченую), полуфабрикатов и деликатесов

Выполнение заказа клиента

В полной мере

В полной мере

Не в полной мере

Клиенты

Магазины различной величины (включая гипер- и супермаркеты), частные предприни-матели, рынки

Магазины средней величины, частные предприниматели, рынки

Магазины средней величины, частные предприниматели, рынки

С целью укрепления позиций на рынке ООО «Бизон»:- осуществляет бесплатную доставку;- предоставляет скидки клиентам;- предоставляет отсрочку платежа;- проводит дегустации в магазинах клиентов;- разрабатывает новые виды продукции. 2.4. Организационная и производственная структура управления предприятия. Рисунок 1 Организационная структура управления ООО «Ваши колбасы» Генеральный директор определяет стратегию развития и контролирует работу всего предприятия. Коммерческий директор определяет сбытовую стратегию предприятия, контролирует и объединяет работу начальников реализации и транспортного отдела. Начальник реализации составляет заказ на производство, отвечает за полное выполнение заказов и своевременность доставки продукции клиентам, контролирует работу отдела реализации и менеджеров по сбыту. Менеджера по сбыту осуществляют поиск новых магазинов, являются связующим звеном между клиентами и предприятием. Начальник транспортного отдела отвечает за состояние автотранспорта и работу водителей. В обязанности главного бухгалтера входит составление баланса предприятия, подготовка отчетности для проверяющих органов и контроль за работой бухгалтерии и операторов. Технолог отвечает за технологию производства продукции, занимается разработкой новых видов и ее сертификацией, контролирует работу начальника производства. Начальник производства следит за работой мастера по специям и цехов, непосредственно участвующих в процессе производства, отвечает за качество продукции. Начальник отдела снабжения отвечает за наличие сырья, его качество и материально-техническое обеспечение предприятия. Мастер по мясосырью отвечает за приемку мяса и его обработку, т.е. за цех обвалки. Главный инженер следит за состоянием всего оборудования на предприятии, контролирует работу слесарей, электриков и термовщиков.Производственная структура управления ООО «Бизон» представлена на рисунке 2.

Цех приемки, хранения и обработки мясосырья

Рисунок 2 Производственная структура управления ООО «Бизон» В цехе обработки мясосырья происходит разделка мяса на отдельные части (кости, ноги, шейка, окорок и т.д.). В цехе формовки фаршесоставители готовят фарш, который потом формовщицы при помощи специального оборудования забивают в оболочку и вешают на рамы. Далее в цехе термообработки термовщики загоняют эти рамы в термокамеры, из них в душ с холодной водой. Затем рамы поступают на склад готовой продукции, а оттуда в отдел реализации. 2 .5. Оценка потенциала и ресурсов предприятия. ООО «Бизон» занимает площадь около 2000 м2 :- в цехе приемки, хранения и обработки мясосырья на площади 500 м2 размещается участок приемки, холодильная камера, инъектор, ленточная пила, мешалка;- цех формовки занимает площадь 200 м2 . В нем находятся куттер, шприцы вакуумные (2 шт.), клипсатор (2 шт.);- в цехе полуфабрикатов на площади 100 м2 располагаются установка для производства пельменей и вареников (1 шт.), котлет (1 шт.), упаковочный аппарат (1 шт.);- в цехе термообработки, площадью 200 м2 , размещаются термокамеры (6 шт.), душевые кабины (2 шт.);- склад готовой продукции представляет собой помещение, площадью 200 м2 , с мощной системой вентиляции;- отдел реализации занимает площадь 500 м2 . Здесь находится участок отгрузки готовой продукции, весы (3 шт.), оргтехника. Технология производства на ООО «Бизон» не соответствует современным требованиям, так как она морально устарела и не позволяет добиться требуемого уровня качества. На данном предприятии существует служба снабжения. Это отдельная служба со своим штатом. На нее возложены все вопросы материально-технического обеспечения. ООО «Бизон» имеет четко сформулированную организационную структуру управления. Подготовка кадров происходит на рабочих местах, подбор персонала, как правило, по рекомендации или по объявлениям, вывешенным на КПП, так как на предприятии отсутствует отдел кадров. Контроль деятельности кадров осуществляется вышестоящим руководством. Текучесть персонала практически отсутствует, но персонал работает не достаточно эффективно, так как нет материального стимулирования. Основные финансово-экономические показатели предприятия в среднем за месяц:Объем реализации продукции – 6 432 700 руб.Численность работников – 86 чел.Средняя заработная плата – 9 000 руб.Себестоимость – 3 802 700 руб.Прибыль – 245 250 руб.Рентабельность – 6,5% 2.6. Ценообразование на предприятии. На предприятии действуют оптовые цены. На ООО «Бизон» применяется гибкая система скидок. Скидка зависит от:- объемов заказа в день;- продолжительности совместной работы;- договоренности менеджера магазина с руководством предприятия. По Кировской области и даже в целом по стране цены ООО «Бизон» достаточно конкурентоспособные, хотя необходимо отметить, что уровень качества продукции не в полной мере отвечает уровню цен. 2.7. Выявление проблемы, требующей принятия управленческого решения и постановка цели решения. ООО «Бизон» работает не достаточно эффективно из-за невысокого уровня качества продукции. Это обусловлено, во-первых низким качеством сырья и расходных материалов, во-вторых, оборудование, которое используется на предприятии, морально устарело и не позволяет выпускать продукцию, отвечающую современным требованиям, в-третьих, отсутствием квалифицированного технолога и производственного персонала. Необходимость решения этих проблем вызвана постоянным снижением уровня качества продукции, падением спроса и ослаблениемпозиций предприятия на рынке. Конечная цель управленческого решения – повышение качества выпускаемой продукции. 2.8. Построение дерева цели управленческого решения. Проблема и цель – повышение качества продукции в течение полугода.

Повышение качества продукции

Рисунок 3 Дерево цели управленческого решения На основании дерева цели можно сделать вывод, что достижению поставленной цели препятствуют материальные, трудовые и, в первую очередь, финансовые трудности. 2.9. Определение места решения в системе управления. Данное решение относится к функции организации. Принимается на высшей ступени управления генеральным директором.2 .10. Разработка решения. Повышение качества продукции возможно путем:- повышения качества сырья и расходных материалов;- обновления оборудования;- повышения качества труда работников. Рассмотрим эти альтернативы подробнее. Повышение качества сырья и расходных материалов. Средняя стоимость одного килограмма мяса, которое ООО «Бизон» закупает на данный момент и качество которого не устраивает, составляет 57 руб. Мясо более высокого качества стоит 65 руб./кг. Есть два варианта действий: 1) покупать мясо у новых поставщиков по 65 руб./кг.; 2) покупать мясо у старых поставщиков, тем более, что они готовы дать скидку 5%. Очевидно, что ООО «Бизон» выгодно покупать сырье у старых поставщиков, плюс к тому, там уже сложились доверительные длительные отношения. Посчитаем затраты: 39600 ((65 – 5%) – 57) = 188100 руб., где 39600 - среднемесячная закупка мяса (кг), (65 – 5%) – новая цена на мясо (руб.), 57 – старая цена на мясо (руб.). Стоимость одного метра оболочки на данный момент составляет 4 руб./м. Есть два варианта действий: 1) покупать у старых поставщиков; 2) покупать у новых поставщиков. Проведя анализ, начальник отдела снабжения нашел фирму, которая продает оболочку с более высоким сроком хранения за 5,5 руб./м., тогда как у старых поставщиков такой оболочки нет. Поэтому, следуя цели, выбираем второй вариант. Посчитаем затраты: 12100 (5,5 – 4) = 18 150 руб., где 12100 – среднемесячная закупка оболочки (м), 5,5 – новая цена на оболочку (руб.), 4 – старая цена (руб.). Всего затраты составят: 188 100 + 18 150 = 206 250 руб. Обновление оборудования. Есть 2 варианта действий:1) Полное обновление оборудования. Включает в себя замену основного оборудования, участвующего непосредственно в производстве:- куттер – 10 млн. руб.;- клипсатор (2 шт.) – 2 млн. руб.;- мешалка – 400 тыс. руб.;- шприц вакуумный (2 шт.) – 1 570 тыс. руб.;- термокамера (6 шт.) – 5 400 тыс. руб.;- инъектор – 200 тыс. руб.Итого: 19 570 тыс. руб. Предприятие не в состоянии выделить эти средства для замены всего оборудования.2) Частичное обновление оборудования. По результатам диагностики, проведенной главным инженером, выяснилось, что некоторые виды оборудования можно модернизировать. Например усовершенствование двух клипсаторов – 400 тыс. руб., мешалки – 150 тыс. руб., термокамер – 600 тыс. руб. Итого, частичное обновление оборудования, которое позволит повысить уровень качества, составит 1 150 тыс. руб. Повышение качества труда работников. Анализ эффективности труда персонала и его квалификационного уровня показал, что никаких принципиальных изменений не требуется. Единственное, что можно предложить – это оптимизировать график работы, что практически не требует финансовых вложений. Так как, по существу, на качестве продукции сказывается, в большей степени, сырье и оборудование, чем квалификация работников, и сравнивая эти две альтернативы с точки зрения экономических и временных факторов, становится очевидным, что для данного предприятия наиболее приемлемый вариант – повышение качества сырья и расходных материалов. 2.11. Организация выполнения принятого решения. Распоряжение оформляется за подписью генерального директора и начинает действовать с момента подписания.План реализации решения представлен в таблице 2. Таблица 2. План реализации решения.

Содержание этапов выполнения решения

Конкретные действия

Ответствен-ный исполнитель

Срок исполнения

Контролиру-ющее должностное лицо

Работа со старыми поставщиками

Пересмотр догово-ров и проведение пе-реговоров на пред-мет предоставления скидки на продукцию

Генеральный директор

2 недели

Генеральный директор

Поиск новых поставщиков

Анализ рынка предложений по мясосырью, выбор подходящих поставщиков

Начальник снабжения

1 месяц

Генеральный директор

Заключение дого-воров с новыми поставщиками

Получение «пилот-ной» партиии про-дукции, проведение переговоров, заклю-чение договоров

Начальник снабжения

1 месяц

Главный бухгалтер

2 .12. Контроль выполнения решения. Ответственный за выполнение решения - начальник отдела снабжения, который еженедельно подает отчет о проделанной работе генеральному директору, осуществляющему оперативное регулирование процесса выполнения решения. 2.13 . Выводы . Переход на более дорогое, но более качественное сырье позволит выпускать привлекательную для потребителя продукцию. Финансовые потери, в этом случае компенсируются повышением спроса. Как следствие – повышение конкурентоспособности и повышение имиджа предприятия на рынке. Качественная продукция всегда востребованная и узнаваемая, это позволит сократить расходы на рекламу и при этом выйти на региональные рынки сбыта продукции.

Заключение .

Подводя итоги данной работы, можно сделать вывод, что выполнить перечисленные условия повышения качества и эффективности управленческого решения довольно трудно и дорого. В настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества учитываемых условий повышения качества и эффективности.

Только упорный труд над собой, помощь и поддержка других людей, постоянная учеба, преодоление "шипов познания" позволяют человеку взойти на уровень, с которого он вправе управлять общественными процессами. Приобрести власть, даже высокую, в условиях демократии не так уж трудно: сыграть роль могут многие обстоятельства, вплоть до случайных (особенно "случайные" встречаются при избрании депутатов в представительные органы власти). Наслаждение властью тоже не нуждается в особой подготовке. Но реально управлять, способен лишь очень талантливый, многогранно обученный и добросовестный человек. Поэтому вокруг много "управляющих", но нет самого управления. И надо ценить и уважать тех, кто действительно умеет вести управленческие дела. Это самый сложный вид человеческих усилий.

Грамотно составленная и выполненная производственная программа, несомненно, является основополагающим фактором успешного функционирования любого предприятия, особенно в условиях нестабильной экономической ситуации в стране.

Каждый руководитель должен понимать, что берет на себя определенную ответственность при принятии, реализации и подведении итогов принятых решений. При этом ответственность может быть не только финансовой (если принятое решение повлекло за собой финансовые потери), но и моральный.


Список литературы.

1. Голубков Е.П. Какое принять решение? Москва «Экономика», 1990.

2. Менеджмент организации. / Под редакцией З.П. Румянцевой. Москва, 1996.

3. Андрушкив Б.М., Кузьмин О.Е. Основы менеджмента, 1995.

4. Рейльян Я.Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений. М.: 1991.

5. Большой энциклопедический словарь.- 2-е изд., перераб. и доп. – М: Большая Российская энциклопедия, 1998. – 1456 с.: ил.

6. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. – М.: Издательство МГУ, 1995. – с. 309

7. Евланов Л.Г. Теория и практика принятия решений. - М.: Экономика, 1984. - 175 с.

8. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2000. – 704 с.

9. Мильнер Б.З. Теория организаций. – М: ИНФРА-М, 1998. – 336 с.

10. Молл Е.Г. Менеджмент: организационное поведение. – М.: Финансы и статистика, 1998.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  27  28  29   ..