(Из наблюдений над поэтикой сборника Иосифа Бродского "Урания")

  Главная      Учебники - Литература     О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  .. 

 

 

Между вещью и пустотой

                               

   

(Из наблюдений над поэтикой сборника Иосифа Бродского "Урания")

                                          

   1. Поэзия Иосифа Бродского органически связана с Пе-

тербургом  и петербургским акмеизмом.  Связь эта двойс-

твенная:  связь с миром, из которого исходят и из кото-

рого уходят.  В этом - самом точном и прямом значении -

поэзия Бродского антиакмеистична:  она  есть  отрицание

акмеизма А.  Ахматовой и О. Мандельштама на языке акме-

изма Ахматовой и Мандельштама2.  В статье "Утро акмеиз-

ма"  (1919)  Мандельштам идеалом поэтической реальности

объявил "десятизначную степень"  уплотненности  вещи  в

слове;  поэзия  отождествляется со строительством - за-

полнением пустого пространства организованной материей.

"Для того, чтобы успешно строить, первое условие - иск-

ренний пиетет к трем измерениям пространства - смотреть

на них не как на обузу и несчастную случайность,  а как

на Богом данный дворец.  Строить - значит бороться

с  пустотой..." Творчество "в заговоре против пустоты и

небытия.  Любите существование вещи больше самой вещи и

свое  бытие больше самих себя - вот высшая заповедь ак-

меизма"3.                                             

   Конечно, в этих формулировках отразился не весь  ак-

меизм,  а исходная точка его развития. Для нее характе-

рен приоритет пространства над временем (в основе - три

измерения!) и представление о реальности как материаль-

но

                          


   1 Статья написана совместно с М. Ю. Лотманом.      

   2 Такое утверждение сопряжено,  конечно, с известным

схематизмом.  Во-первых, сам акмеизм от деклараций 1913

г. до позднего Мандельштама и Ахматовой проделал огром-

ную эволюцию.  Во-вторых, творчество Бродского питается

многими источниками,  а в русской поэзии все  культурно

значимые  явления приводят в конечном счете к трансфор-

мированной в той или  иной  мере  пушкинской  традиции.

Вопрос  о  влиянии Цветаевой на Бродского также требует

особого рассмотрения.                                 

   3 Мандельштам О. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 143,

144.                                                  


 

заполненном пространстве,  отвоеванном  у  пустоты.   В

дальнейшем,  уйдя от отождествления реальности и вещной

неподвижности,  акмеизм сохранил,  однако, исходный им-

пульс - тягу к полноте.  Но теперь это была уже не пол-

нота "адамистов",  акмэ голой внеисторической  личности

(ср.: "Как адамисты, мы немного лесные звери и, во вся-

ком случае,  не отдадим того, что в нас есть звериного,

в обмен не неврастению"'), а полнота напитанности текс-

та всей предшествующей традицией  мировой  культуры.  В

1921 г. Мандельштам писал:                            

   "Слово стало  не  семиствольной,  а  тысячествольной

цевницей, оживляемой сразу дыханием всех веков". Говоря

о "синтетическом поэте современности",  Мандельштам пи-

шет: "В нем поют идеи, научные системы, государственные

теории  так  же точно,  как в его предшественниках пели

соловьи и розы"2.                                     

   Организующий принцип акмеизма -  наполненность,  уп-

лотненность материи смысла.                           

   2. Вещь  у  Бродского находится в конфликте с прост-

ранством,  особенно остром именно  в  "Урании".  Раньше

вещь могла пониматься как часть пространства:         

  

Вещь есть пространство, вне

коего вещи нет.        

   ("Натюрморт", 1971)

                                

   Сформулированный ранее  закон  взаимодействия прост-

ранства и вещи:                                       

  

...Новейший Архимед

прибавить мог бы к старому закону,

  что тело, помещенное в пространство,

пространством вытесняется, -

                                        

   ("Открытка из города К.", 1967)

                    

   теперь подлежит переформулировке:                  

  

Вещь, помещенной будучи,  как в Аш-

два-0,  в  пространство <...>

   пространство жаждет вытеснить... -

                

   ("Посвящается стулу", II, [1987])

                  

   то есть  в конфликте пространства и вещи вещь стано-

вится (или жаждет стать) активной стороной:  пространс-

тво  стремится  вещь  поглотить,  вещь - его вытеснить.

Вещь, по Бродскому, - аристотелевская энтелехия: актуа-

лизированная форма плюс материя:                      

   Стул состоит  из чувства пустоты плюс крашеной мате-

рии... (VI)

                       


   1 Гумилев Н. С. Наследие символизма и акмеизм // Гу-

милев Н. С. Письма о русской поэзии. М., 1990. С. 57.  

   2 Мандельштам О. Соч.: В 2 т. Т. 2. С. 172.        


 

При этом граница вещи (например,  ее окраска)  обладает

двойственной                                          

   природой - будучи материальной,  она скрывает в себе

чистую форму:                                         

 

                Окраска

 вещи на самом деле маска

бесконечности, жадной к деталям.

                                        

   ("Эклоги 5-я: летняя". II. 1981)

                   

   Материя, из  которой состоят вещи,  - конечна и вре-

менна;  форма вещи - бесконечна и абсолютна; ср. заклю-

чительную  формулировку стихотворения "Посвящается сту-

лу":                                                  

  

...материя конечна. Но не вещь.

                   

   (Смысл этого утверждения прямо  противоположен  ман-

дельштамовскому предположению:                        

  

   Быть может, прежде губ уже родился шепот,          

   И в бездревесности кружилися листы...)             

  

Из примата формы над материей следует,  в частности,

что основным признаком вещи становятся ее границы;  ре-

альность вещи - это дыра, которую она после себя остав-

ляет в пространстве.  Поэтому переход  от  материальной

вещи  к чистым структурам,  потенциально могущим запол-

нить пустоту пространства,  платоновское восхождение  к

абстрактной форме, к идее, есть не ослабление, а усиле-

ние реальности, не обеднение, а обогащение:           

   Чем незримей вещь,  тем верней, что она когда-то су-

ществовала на земле,  и тем больше она - везде. ("Римс-

кие элегии". XII)                                     

   2.1. Именно причастность оформленным,  потенциальным

структурам и придает смысл сущему.  Однако, несмотря на

то что  натурфилософия  поэзии  Бродского  обнаруживает

платоническую основу, по крайней мере в двух существен-

ных моментах она прямо противонаправлена Платону.  Пер-

вый  из них связан с трактовкой категорий "порядок/бес-

порядок" ("Космос/Хаос");                             

   второй - категорий "общее/частное".                

   В противоположность Платону,  сущность бытия просту-

пает не в упорядоченности, а в беспорядке, не в законо-

мерности,  а в случайности.  Именно беспорядок  достоин

того, чтобы быть запечатленным в памяти ("Помнишь свал-

ку вещей...");  именно в бессмысленности,  бездумности,

эфемерности  проступают черты бесконечности,  вечности,

абсолюта:                                              

  

смущать календари  и  числа

 присутствием, лишенным смысла,

 доказывая посторонним,

что жизнь - синоним

   небытия и нарушенья правил.

 ("Муха". XII. 1985) 

  

   Я, как мог, обессмертил то,

что не удержал.         

   ("Строфы". XVI. [1978])

                            

   Бессмертно то, что потеряно; небытие ("ничто") - аб-

солютно.                                              

   С другой стороны, дематериализация вещи, трансформа-

ция ее в абстрактную структуру,  связана не с восхожде-

нием к общему,  а с усилением особенного, частного, ин-

дивидуального:                                        

  

В этом и есть, видать,

роль материи во

времени - передать

  все  во власть ничего,

  чтоб заселить верто-

град голубой мечты,

  разменявши ничто

на собственные  черты.

                                                 

   Так говорят "лишь ты",

заглядывая в лицо.

          

   ("Сидя в тени". XXII-XXIII. июнь. 1983)

            

   Только полностью  перейдя  "во власть ничего",  вещь

приобретает свою подлинную индивидуальность, становится

личностью.  В этом контексте следует воспринимать и тот

пафос случайности и частности,  который пронизывает но-

белевскую лекцию Бродского;  ср., например, две ее пер-

вые фразы:                                             

   "Для человека частного и частность эту всю жизнь ка-

кой-либо общественной роли предпочитавшего, для челове-

ка,  зашедшего в предпочтении этом довольно далеко - ив

частности1 от родины,  ибо лучше быть последним неудач-

ником в демократии,  чем мучеником  или  властелином  в

деспотии,  оказаться внезапно на этой трибуне - большая

неловкость и испытание.                               

   Ощущение это усугубляется не столько мыслью  о  тех,

кто  стоял здесь до меня,  сколько памятию о тех,  кого

эта честь миновала, кто не смог обратиться, что называ-

ется,  "урби эт орби" с этой трибуны и чье общее молча-

ние как бы ищет и не находит себе в вас выхода" (курсив

наш. - М. Л., Ю. Л.).                                 

   Здесь четко  прослеживается одна из философем Бродс-

кого:  наиболее реально не происходящее, даже не проис-

шедшее, а то, что так и не произошло.                 

  

 

 

 

 

 

содержание   ..  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  ..