Пастернак был человеком высокопрофессиональной философской

  Главная      Учебники - Литература     О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  .. 

 

 

 

Стихотворения раннего Пастернака - часть 7

 

              

   Пастернак был человеком высокопрофессиональной философской культуры.  Естественно,  что определение  собс-

твенной  позиции в терминах того или иного философского

метаязыка его весьма занимало.  Однако, хотя бесспорно,

что  такая  автомодель  собственного сознания оказывала

определенное воздействие на позицию Пастернака как поэ-

та,  отождествлять  обе  эти  стороны вопроса у нас нет

достаточных оснований. Для истории философского самооп-

ределения Пастернака публикуемый цикл представляет осо-

бый интерес.  В рамках его отчетливо выделяется  группа

стихотворений и стихотворных набросков, непосредственно

посвященных философии как теме.                       

   Стихотворения эти имеют ряд общих признаков. Во-пер-

вых,  все они носят шуточный или сатирический характер.

Во-вторых, семантическая фактура стиха, которую выраба-

тывает  Пастернак в это же самое время,  им оказывается

полностью чуждой.  Это не семантическая  соположенность

типа:                                                 

  

   Облака были осенью набело                           

   В заскорузлые мхи перенесены                       

    На дорогах безвременье грабило                    

   Прошлой ночи отъезжие сны (XLIX).                   

  

Это те  каламбуры  и  шутливые бессмыслицы,  которые

представляют для иронической поэзии вполне традиционное

явление:                                              

  

   В животе у кандидата                               

   Найден перстень Поликрата... (XLIII).              

  

При этом любопытна одна особенность: в XIX в. шутли-

вая поэзия,  интимно-альбомная или  журнальная  сатира,

пародия зачастую играли роль лаборатории,  вырабатывав-

шей новые  формы  поэтического  выражения:  каламбурную

рифму,  фамильярные  стилистические  сочетания и т.  п.

Когда этот род поэзии был уравнен в  правах  с  высокой

лирикой  и  отдал  ей  присущие ему средства построения

текста,  он из революционизирующего начала  в  жанровой

иерархии превратился в консервативное. Стихи с установ-

кой на шутку стали значительно менее  экспериментальны-

ми,  чем лирические. Это видно в сатириконовских гимнах

Маяковского и в сатирической поэзии Пастернака.       

   В-третьих, стихотворения этого цикла интересны  иро-

ническим отношением к той самой философии,  влияние ко-

торой на Пастернака - в эти же самые  годы   засвиде-

тельствовано бесспорными данными. Язык философии проти-

вопоставляется языку поэзии как фраза -  жизни.  Несов-

местимость этих двух полюсов действительности порождает

особый юмор,  родственный романтической иронии и сатире

Андрея Белого:                                        

  

   И разойдясь в народном танце

   В безбрежной дали тупика

    Перед трактиром  хор субстанций

Отплясывает трепака (XLIV).

                                               

   Романтические оксюмороны "даль тупика",  "субстанции

- трепак" или, в другом тексте, "Над гнусной, зловонною

Яузой - Восходит звезда Эббингауза" - иной природы, чем

семантические  соположения лирики.  То,  что сатира ис-

пользует более архаическую структуру стиля,  - знамена-

тельно.                                               

   Отталкивание от привычных структур сознания - не са-

моцель и не единственная характеристика стиля  молодого

Пастернака.  Не менее существенным является его тяготе-

ние к этим же обыденным формам мышления  и  речи.  Сущ-

ность  лишь  в  том,  что  из стихии авторской речи они

превращаются в объект  изображения.  Обыденный  мир  на

всем  протяжении творчества Пастернака был одной из су-

щественнейших его  поэтических  тем.  Однако  обыденные

связи  не  автоматически переносятся из области языка и

жизненных привычек, а воссоздаются из того поэтического

материала,  в котором любая рутинная последовательность

имеет альтернативу и поэтому становится фактом  свобод-

ного поэтического выбора, фактом познания и сознания. 

   Если сопоставить  полученные нами данные о художест-

венной функции выделенных нами на  с.  693-694  пластов

правил  в  поэтике Пушкина и Пастернака,  то мы получим

ряд содержательных различий.  В системе поэзии  Пушкина

первые  два  пласта связаны и,  не давая альтернативных

возможностей, не являются сферами художественного моде-

лирования. Нормы третьего пласта в их внехудожественном

выражении выступают как внележащая по отношению к текс-

ту система, которая, с одной стороны, ему предшествует,

а с другой, представляет для текста идеальную цель дви-

жения. Таким образом, нормы третьего пласта, по сущест-

ву, лежат вне данного текста и представляют собой общее

семантическое поле, в котором текст движется.         

   

 

 

 

 

 

Нормы четвертого  и  пятого пластов в системе поэзии

Пушкина резко отделены от всех предшествующих. Именно в

их  сфере и совершается собственно художественное моде-

лирование. Анализ грамматической структуры поэтического

текста,  проведенный Р. О. Якобсоном, убедительно пока-

зал, что и первый пласт во всякой поэзии, в том числе и

пушкинской,  активен.  Однако необходимо отметить,  что

эта активность:  1) развертывается в пределах  языковой

литературной  нормы.  Поэт выбирает некоторые граммати-

ческие возможности из набора,  который в нехудожествен-

ном употреблении дает равнозначные,  с точки зрения со-

держания,  возможности. Выход за пределы языковой нормы

запрещен; 2) особая активность грамматической структуры

обнаруживается, если текст воспринимается как поэтичес-

кий.  То  есть в пределах пушкинской нормы текст должен

быть организован на четвертом и пятом уровнях (то  есть

восприниматься как "стихи") для того, чтобы организация

на первом или втором уровнях могла функционировать  как

художественно  значимая.  При  этом  необходимо  именно

единство организации четвертого и пятого  пластов.  Из-

вестный пример Б. В. Томашевского:                    

   безупречные хореи  в тексте "Пиковой дамы" ("Германн

немец:  он расчетлив / Вот и все! - заметил Томский") -

случай,  когда  организованность  текста на четвертом и

неорганизованность на пятом уровне не создает  "стихот-

ворения".                                             

   Тексты Пастернака дают иную иерархию организованнос-

ти.  Нормы первого и  пятого  уровней  реализуются  как

"система  нарушений".  На первом и втором уровнях текст

получает свободу,  не свойственную  практической  речи,

что  делает  эти уровни особенно активными в их функции

художественного моделирования.  Второй пласт  структуры

отменен вообще.  Он заменен "зримым миром" - цепью зри-

тельных представлений,  которые автор стремится освобо-

дить  от  давления формирующей инерции языка.  Этот мир

зрительных представлений стоит между объектом и текстом

и оказывает на текст регулирующее воздействие. "Монтаж"

зрительных образов составляет одну из основных образую-

щих художественной модели Пастернака и роднит ее с поэ-

тикой кино в понимании С.  Эйзенштейна.  Этот монтажный

принцип  проявляется в том,  что соединение слов стано-

вится основой  упорядочения  текста.  Оно  компенсирует

предельную освобожденность связей на других уровнях.  

   Системы Пушкина  и  Пастернака могут рассматриваться

как реализации двух  полярных  принципов  генеративного

построения текста.                                     

  

1969         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  ..