|
|
содержание .. 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 ..
Стихотворения раннего Пастернака - часть 7
Пастернак был человеком высокопрофессиональной философской культуры. Естественно, что определение собс- твенной позиции в терминах того или иного философского метаязыка его весьма занимало. Однако, хотя бесспорно, что такая автомодель собственного сознания оказывала определенное воздействие на позицию Пастернака как поэ- та, отождествлять обе эти стороны вопроса у нас нет достаточных оснований. Для истории философского самооп- ределения Пастернака публикуемый цикл представляет осо- бый интерес. В рамках его отчетливо выделяется группа стихотворений и стихотворных набросков, непосредственно посвященных философии как теме. Стихотворения эти имеют ряд общих признаков. Во-пер- вых, все они носят шуточный или сатирический характер. Во-вторых, семантическая фактура стиха, которую выраба- тывает Пастернак в это же самое время, им оказывается полностью чуждой. Это не семантическая соположенность типа:
Облака были осенью набело В заскорузлые мхи перенесены На дорогах безвременье грабило Прошлой ночи отъезжие сны (XLIX).
Это те каламбуры и шутливые бессмыслицы, которые представляют для иронической поэзии вполне традиционное явление:
В животе у кандидата Найден перстень Поликрата... (XLIII).
При этом любопытна одна особенность: в XIX в. шутли- вая поэзия, интимно-альбомная или журнальная сатира, пародия зачастую играли роль лаборатории, вырабатывав- шей новые формы поэтического выражения: каламбурную рифму, фамильярные стилистические сочетания и т. п. Когда этот род поэзии был уравнен в правах с высокой лирикой и отдал ей присущие ему средства построения текста, он из революционизирующего начала в жанровой иерархии превратился в консервативное. Стихи с установ- кой на шутку стали значительно менее экспериментальны- ми, чем лирические. Это видно в сатириконовских гимнах Маяковского и в сатирической поэзии Пастернака. В-третьих, стихотворения этого цикла интересны иро- ническим отношением к той самой философии, влияние ко- торой на Пастернака - в эти же самые годы - засвиде- тельствовано бесспорными данными. Язык философии проти- вопоставляется языку поэзии как фраза - жизни. Несов- местимость этих двух полюсов действительности порождает особый юмор, родственный романтической иронии и сатире Андрея Белого:
И разойдясь в народном танце В безбрежной дали тупика Перед трактиром хор субстанций Отплясывает трепака (XLIV).
Романтические оксюмороны "даль тупика", "субстанции - трепак" или, в другом тексте, "Над гнусной, зловонною Яузой - Восходит звезда Эббингауза" - иной природы, чем семантические соположения лирики. То, что сатира ис- пользует более архаическую структуру стиля, - знамена- тельно. Отталкивание от привычных структур сознания - не са- моцель и не единственная характеристика стиля молодого Пастернака. Не менее существенным является его тяготе- ние к этим же обыденным формам мышления и речи. Сущ- ность лишь в том, что из стихии авторской речи они превращаются в объект изображения. Обыденный мир на всем протяжении творчества Пастернака был одной из су- щественнейших его поэтических тем. Однако обыденные связи не автоматически переносятся из области языка и жизненных привычек, а воссоздаются из того поэтического материала, в котором любая рутинная последовательность имеет альтернативу и поэтому становится фактом свобод- ного поэтического выбора, фактом познания и сознания. Если сопоставить полученные нами данные о художест- венной функции выделенных нами на с. 693-694 пластов правил в поэтике Пушкина и Пастернака, то мы получим ряд содержательных различий. В системе поэзии Пушкина первые два пласта связаны и, не давая альтернативных возможностей, не являются сферами художественного моде- лирования. Нормы третьего пласта в их внехудожественном выражении выступают как внележащая по отношению к текс- ту система, которая, с одной стороны, ему предшествует, а с другой, представляет для текста идеальную цель дви- жения. Таким образом, нормы третьего пласта, по сущест- ву, лежат вне данного текста и представляют собой общее семантическое поле, в котором текст движется.
Нормы четвертого и пятого пластов в системе поэзии Пушкина резко отделены от всех предшествующих. Именно в их сфере и совершается собственно художественное моде- лирование. Анализ грамматической структуры поэтического текста, проведенный Р. О. Якобсоном, убедительно пока- зал, что и первый пласт во всякой поэзии, в том числе и пушкинской, активен. Однако необходимо отметить, что эта активность: 1) развертывается в пределах языковой литературной нормы. Поэт выбирает некоторые граммати- ческие возможности из набора, который в нехудожествен- ном употреблении дает равнозначные, с точки зрения со- держания, возможности. Выход за пределы языковой нормы запрещен; 2) особая активность грамматической структуры обнаруживается, если текст воспринимается как поэтичес- кий. То есть в пределах пушкинской нормы текст должен быть организован на четвертом и пятом уровнях (то есть восприниматься как "стихи") для того, чтобы организация на первом или втором уровнях могла функционировать как художественно значимая. При этом необходимо именно единство организации четвертого и пятого пластов. Из- вестный пример Б. В. Томашевского: безупречные хореи в тексте "Пиковой дамы" ("Германн немец: он расчетлив / Вот и все! - заметил Томский") - случай, когда организованность текста на четвертом и неорганизованность на пятом уровне не создает "стихот- ворения". Тексты Пастернака дают иную иерархию организованнос- ти. Нормы первого и пятого уровней реализуются как "система нарушений". На первом и втором уровнях текст получает свободу, не свойственную практической речи, что делает эти уровни особенно активными в их функции художественного моделирования. Второй пласт структуры отменен вообще. Он заменен "зримым миром" - цепью зри- тельных представлений, которые автор стремится освобо- дить от давления формирующей инерции языка. Этот мир зрительных представлений стоит между объектом и текстом и оказывает на текст регулирующее воздействие. "Монтаж" зрительных образов составляет одну из основных образую- щих художественной модели Пастернака и роднит ее с поэ- тикой кино в понимании С. Эйзенштейна. Этот монтажный принцип проявляется в том, что соединение слов стано- вится основой упорядочения текста. Оно компенсирует предельную освобожденность связей на других уровнях. Системы Пушкина и Пастернака могут рассматриваться как реализации двух полярных принципов генеративного построения текста.
1969
содержание .. 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 ..
|
|
|