Система технического обслуживания и
ремонта строительных подъемников
Для поддержания строительных подъемников в работоспособном состоянии,
увеличения срока их службы и обеспечения надежности в эксплуатации
проводят их техническое обслуживание
и ремонт в соответствии с системой
планово-предупредительных ремонтов (ППР).
Система планово-предупредительных ремонтов представляет собой комплекс
организационно-технических мероприятий предупредительного характера,
проводимых в плановом порядке с целью обеспечения работоспособности
машин и исправности в течение всего срока их службы при заданных
условиях и режимах эксплуатации, улучшения качества, сокращения сроков и
снижения стоимости ремонта. В соответствии с этой системой машины
останавливают для проведения технического обслуживания и ремонта
согласно заранее разработанному графику.
Техническое обслуживание — это комплекс технических мероприятий,
направленных на поддержание работоспособности машины в процессе
эксплуатации, создание наиболее благоприятных условий работы деталей и
сопряжений, предупреждение неисправностей и выявление дефектов.
Техническое обслуживание подразделяется на следующие виды: ежесменное (ЕО),
выполняемое регулярно перед началом, в перерывах и по окончании рабочей
смены; плановое техническое обслуживание (ТО), выполняемое в плановом
порядке через определенные величины наработки; сезонное техническое
обслуживание (СО), выполняемое два раза в год при подготовке машин к
использованию в период последующего сезона (летнего или зимнего). Объем
работ, проводимых по ЕО и ТО, их периодичность и затраты труда в чел.-ч
на проведение ТО, указываются в инструкции по эксплуатации.
Ежесменное техническое обслуживание является обязательным и специально
не планируется.
Ежесменное техническое обслуживание для подъемников включает осмотр
перед мочалом работы механизмов, приборов, металлоконструкций, канатов,
рельсовых путей (для самоходных подъемников), очистку от грязи, снега,
льда грузонесущего органа и других механизмов, проверку шпоночных и
болтовых соединений, смазывание деталей, проверку герметичности
редукторов (не должно вытекать масло); проверку действия тормозных и
предохранительных устройств и их регулировку; устранение обнаруженных
дефектов без разборки машины.
Большую часть из указанных работ машинист выполняет ежедневно как до,
так и в течение всей рабочей смены. Часть работ, например смазывание,
машинист проводит в сроки, указанные в инструкции. Ряд работ
(регулировка тормозов) выполняют по мере выявления неполадок и
неисправностей.
Объем и характер работ ежесменного обслуживания (ЕО) можно проследить на
примере. Для обслуживания подъемника С-953 требуется 15 мин.
Перед началом работы и после нее очищают опорную раму, лебедку и
грузовую каретку от грязи, снега и льда (зимой), проверяют затяжку
резьбовых соединений. Затем удостоверяются, что во всех трущихся деталях
есть смазочный материал и в редук-торе масло находится на требуемом
уровне. Контролируют состояние грузового каната, тягового каната для
выдвижения монорельса и каната для привода ловителей, правильность
крепления этих канатов. -При этом обращают внимание на чистоту
ловителей, подвижность их элементов, зазоры между направляющей мачты и
рабочими поверхностями ловителей, а также проверяют затяжку приводных
пружин ловителей. Действие механизма привода ловителей опробуют вручную
без нагрузки, осматривают электрооборудование. После этого поднимают и
опускают грузовую каретку без груза, проверяя при этом работу конечного
выключателя, ограничивающего перемещение грузовой платформы вверх.
Выдвигают монорельс и грузовую тележку и при необходимости подтягивают
тяговый канат с помощью натяжного винта. При первых подъемах платформы с
грузом убеждаются в надежности работы тормоза лебедки, рядом повторных
включений проверяют четкость работы электрогидротолкателя тормоза.
При необходимости регулируют тормоз, устанавливают требуемое натяжение
пружины тормоза, обеспечивают равномерный отход колодок в рабочем
состоянии и надежное удерживание тормозного шкива в состоянии покоя.
При плановом техническом обслуживании (ТО) выполняют работы ежесменного
обслуживания и дополнительно регулируют и смазывают механизмы, а также
осматривают все редукторы, механизмы и детали. Эти работы выполняют
машинист и слесарь-электрик, как правило, во внесменное время и выходные
дни строительной организации, на объекте которой установлен подъемник. В
некоторых случаях в работе принимает участие слесарь. Если возникает
необходимость остановить машину во время рабочей смены, то строительная
организация предупреждается в письменной форме не позднее чем за 5 дней
до остановки.
На подъемнике С-953 плановое техническое обслуживание (ТО) проводят
через каждые 100 маш-ч, но не реже чем 1 раз в месяц. Трудоемкость
обслуживания 1 чел.-ч.
В зависимости от последовательности проведения ТО ему присваивается
порядковый номер: ТО-1, ТО-2 и т. д. Для подъемника С-953 с момента
начала эксплуатации до капитального ремонта должно быть проведено 43 ТО.
В состав ТО, проводимых на подъемнике С-953, входят полностью работы по
ЕО, кроме того, проверяют состояние каната (браковка каната в
соответствии с правилами Госгортехнадзора и смазывание его канатной
мазью); работу ловителей (без груза); затягивают болтовые соединения;
проверяют крепление оттяжек. В соответствии со СНиП III-A. 11—70
контролируют срабатывание ловителей и приборов безопасности не реже чем
через 10 дней. В процессе периодического обслуживания также смазывают
подъемник, осматривают магнитные пускатели, кнопочные посты, кабели.
При подготовке подъемников С-953 к осенне-зимнему и весенне-летнему
периоду проводят сезонное техническое обслуживание
(СО). Трудоемкость СО ориентировочно равна 1
чел.*ч. Во время СО снимают верхнюю крышку редуктора лебедки, удаляют из
редуктора, электрической тали механизма передвижения монорельса и
электрогидротолкателя зимнее или летнее (смотря по сезону) масло,
промывают шестерни редуктора И электрической тали, протирают шестерни
редуктора и внутренние поверхности его корпуса, набивают подшипники
пластичным смазочным материалом, соответствующим сезону, осматривают
зубчатые передачи редуктора и заливают в корпус редуктора, электрической
тали и электрогидротолкателя масло, соответствующее сезону,
устанавливают верхнюю крышку редуктора, подкрашивают металлоконструкции
и кожухи в местах, где повреждена краска, ремонтируют кожухи
электродвигателя и электромагнита тормоза.
Ремонт — это комплекс технических мероприятий, устраняющих неисправности
в машине и восстанавливающих ее работоспособность. При ремонте детали,
сборочные единицы, приборы и металлоконструкции машины ремонтируют или
заменяют.
В состав работ по ремонту входят разборка машины на сборочные единицы, а
их в свою очередь — на детали. Изношенные детали заменяют новыми или
отремонтированными, собирают их в сборочные единицы, восстанавливая
посадки в сопряжениях.
Различают два вида ремонта подъемников: текущий (Т) и капитальный (К).
Текущий ремонт (Т) должен обеспечивать работоспособность машины путем
восстановления или замены отдельных сборочных единиц и деталей. При
текущем ремонте заменяют и ремонтируют детали (но не базисные), а также
заменяют агрегаты, которые требуют капитального ремонта. Например, за
полный межремонтный цикл подъемника С-953 должно быть проведено через
каждые 160 маш.-ч два текущих ремонта (Т). Трудоемкость текущего ремонта
18 чел.-ч.
В состав текущего ремонта (Т), проводимого на подъемнике С-953, входят
работы по техническому обслуживанию, замена быстроизнашивающихся деталей
и сборочных единиц, канатов, фрикционных колодок тормозов,
уплотнительных колец электро-гидравлического толкателя, вкладышей и
колец муфты грузовой лебедки, частичная окраска подъемника, осмотр и
подчистка контактов электропусковой аппаратуры. Через определенные
промежутки времени проводится техническое обслуживание (ТО), а в случае
совпадения с ремонтом — во время проведения последнего.
Капитальный ремонт (К) проводят на ремонтных заводах. При этом машину
полностью разбирают, все ее детали ремонтируют. Часть сборочных единиц и
деталей, включая и базовые, заменяют новыми. При сборке деталей после
ремонта, как правило, должны быть восстановлены все первоначальные
посадки в соединениях.
Капитальный ремонт проводится на машинах, отработавших установленное
количество часов. Если к этому времени машина не нуждается в ремонте, то
специальная комиссия может, осмотрев
машину, установить ее техническое состояние и
оформить соответствующим актом отсрочку ремонта ее на определенный срок.
Для подъемника С-953 капитальный ремонт проводят через каждые 4800
маш.-ч, соответствующие его межремонтному циклу. Объем работ, их
качество и порядок приемки машины из ремонта должны соответствовать
техническим условиям на ремонт.
Помимо планово-предупредительных ремонтов иногда приходится проводить
внеплановые заявочные.
Заявочные ремонты — это замена преждевременно вышедших из строя деталей
или сборочных единиц.
Для проведения технического обслуживания и ремонтов разработаны графики,
приведенные в главе СНиП III-I—76. «Организация строительного
производства». Межремонтный цикл характеризует время (в часах) работы
машины между двумя капитальными ремонтами (К). Он устанавливается для
каждой машины в зависимости от ее грузоподъемности и 'конструкции.
Межремонтные циклы рассчитаны так, чтобы каждая остановка машины на
ремонт соответствовала времени достижения предельного износа некоторой
группы деталей. ГОСТ 21208—75 и СНиП III.1-76 устанавливает ресурс
подъемников до первого капитального ремонта не менее 4800 ч. При этом
под ресурсом понимается наработка (время работы) подъемника в часах
чистой его работы (т. е. за то время, когда работает хотя бы один
механизм подъемника, а также за время, когда подъемник удерживает груз
на весу при неработающих механизмах, например, при разгрузке платформы
на этаже). После капитального ремонта подъемник должен иметь ресурс,
равный или близкий к полному.
Наработка машины регистрируется счетчиком машинного времени и
учитывается в журнале машины.
В условиях эксплуатации мероприятия ППР и мелкий аварийный ремонт
подъемников выполняют эксплуатационные и ремонтные участка.
Эксплуатационные участки проводят главным образом техническое
обслуживание подъемника по системе ППР, а ремонтные участки — аварийные
внеплановые ремонты.
Для проведения ремонта в условиях эксплуатации ремонтные участки
располагают автомобилями технической помощи или передвижными
мастерскими, которые оснащены необходимым оборудованием, инструментами,
материалами и запасными частями.
Организация работы бригад слесарей по ремонту и контролю за качеством
ремонта осуществляется линейным механиком участка. Наряд-заказ на
ремонтные работы выдает начальник участка ППР бригадиру ремонтной
бригады. Бригада выезжает к подъемнику и в зависимости от принятого
метода ремонта либо ремонтирует поврежденный механизм, либо заменяет его
новым. Вновь устанавливаемые механизмы изготовляют или ремонтируют
заранее с высокой точностью. Преимущество этого метода состоит в том,
что время ремонта сокращается до минимума.
Приемку подъемника после проведения технического
обслуживания или текущего ремонта производят машинист и механик
эксплуатационного участка.
При индивидуальном методе ремонта поврежденные узлы или детали снимают с
машины, ремонтируют или вновь устанавливают, на место. Некоторые узлы
(например, погнутые элементы секций мачты) при возможности ремонтируют
на месте без разборки мачты. Недостаток указанного метода состоит в том,
что ремонт иногда связан со значительными простоями машины. Однако
индивидуальный метод ремонта широко распространен, так как ремонтные
участки трестов механизации еще недостаточно оснащены запасными частями.
При индивидуальном ремонте в каждом конкретном случае приходится
разрабатывать способы проведения работ.