Система технического обслуживания и ремонта строительных подъемников

  Главная      Учебники - Лифты     Строительные подъемники (Галиченко А.Н., Гехт А.Х.) изд. 2 - 1979 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

§ 55.

Система технического обслуживания и ремонта строительных подъемников

Для поддержания строительных подъемников в работоспособном состоянии, увеличения срока их службы и обеспечения надежности в эксплуатации проводят их техническое обслуживание

 

и ремонт в соответствии с системой планово-предупредительных ремонтов (ППР).

Система планово-предупредительных ремонтов представляет собой комплекс организационно-технических мероприятий предупредительного характера, проводимых в плановом порядке с целью обеспечения работоспособности машин и исправности в течение всего срока их службы при заданных условиях и режимах эксплуатации, улучшения качества, сокращения сроков и снижения стоимости ремонта. В соответствии с этой системой машины останавливают для проведения технического обслуживания и ремонта согласно заранее разработанному графику.

Техническое обслуживание — это комплекс технических мероприятий, направленных на поддержание работоспособности машины в процессе эксплуатации, создание наиболее благоприятных условий работы деталей и сопряжений, предупреждение неисправностей и выявление дефектов. Техническое обслуживание подразделяется на следующие виды: ежесменное (ЕО), выполняемое регулярно перед началом, в перерывах и по окончании рабочей смены; плановое техническое обслуживание (ТО), выполняемое в плановом порядке через определенные величины наработки; сезонное техническое обслуживание (СО), выполняемое два раза в год при подготовке машин к использованию в период последующего сезона (летнего или зимнего). Объем работ, проводимых по ЕО и ТО, их периодичность и затраты труда в чел.-ч на проведение ТО, указываются в инструкции по эксплуатации.

Ежесменное техническое обслуживание является обязательным и специально не планируется.

Ежесменное техническое обслуживание для подъемников включает осмотр перед мочалом работы механизмов, приборов, металлоконструкций, канатов, рельсовых путей (для самоходных подъемников), очистку от грязи, снега, льда грузонесущего органа и других механизмов, проверку шпоночных и болтовых соединений, смазывание деталей, проверку герметичности редукторов (не должно вытекать масло); проверку действия тормозных и предохранительных устройств и их регулировку; устранение обнаруженных дефектов без разборки машины.

Большую часть из указанных работ машинист выполняет ежедневно как до, так и в течение всей рабочей смены. Часть работ, например смазывание, машинист проводит в сроки, указанные в инструкции. Ряд работ (регулировка тормозов) выполняют по мере выявления неполадок и неисправностей.

Объем и характер работ ежесменного обслуживания (ЕО) можно проследить на примере. Для обслуживания подъемника С-953 требуется 15 мин.

Перед началом работы и после нее очищают опорную раму, лебедку и грузовую каретку от грязи, снега и льда (зимой), проверяют затяжку резьбовых соединений. Затем удостоверяются, что во всех трущихся деталях есть смазочный материал и в редук-торе масло находится на требуемом уровне. Контролируют состояние грузового каната, тягового каната для выдвижения монорельса и каната для привода ловителей, правильность крепления этих канатов. -При этом обращают внимание на чистоту ловителей, подвижность их элементов, зазоры между направляющей мачты и рабочими поверхностями ловителей, а также проверяют затяжку приводных пружин ловителей. Действие механизма привода ловителей опробуют вручную без нагрузки, осматривают электрооборудование. После этого поднимают и опускают грузовую каретку без груза, проверяя при этом работу конечного выключателя, ограничивающего перемещение грузовой платформы вверх. Выдвигают монорельс и грузовую тележку и при необходимости подтягивают тяговый канат с помощью натяжного винта. При первых подъемах платформы с грузом убеждаются в надежности работы тормоза лебедки, рядом повторных включений проверяют четкость работы электрогидротолкателя тормоза.

При необходимости регулируют тормоз, устанавливают требуемое натяжение пружины тормоза, обеспечивают равномерный отход колодок в рабочем состоянии и надежное удерживание тормозного шкива в состоянии покоя.

При плановом техническом обслуживании (ТО) выполняют работы ежесменного обслуживания и дополнительно регулируют и смазывают механизмы, а также осматривают все редукторы, механизмы и детали. Эти работы выполняют машинист и слесарь-электрик, как правило, во внесменное время и выходные дни строительной организации, на объекте которой установлен подъемник. В некоторых случаях в работе принимает участие слесарь. Если возникает необходимость остановить машину во время рабочей смены, то строительная организация предупреждается в письменной форме не позднее чем за 5 дней до остановки.

На подъемнике С-953 плановое техническое обслуживание (ТО) проводят через каждые 100 маш-ч, но не реже чем 1 раз в месяц. Трудоемкость обслуживания 1 чел.-ч.

В зависимости от последовательности проведения ТО ему присваивается порядковый номер: ТО-1, ТО-2 и т. д. Для подъемника С-953 с момента начала эксплуатации до капитального ремонта должно быть проведено 43 ТО.

В состав ТО, проводимых на подъемнике С-953, входят полностью работы по ЕО, кроме того, проверяют состояние каната (браковка каната в соответствии с правилами Госгортехнадзора и смазывание его канатной мазью); работу ловителей (без груза); затягивают болтовые соединения; проверяют крепление оттяжек. В соответствии со СНиП III-A. 11—70 контролируют срабатывание ловителей и приборов безопасности не реже чем через 10 дней. В процессе периодического обслуживания также смазывают подъемник, осматривают магнитные пускатели, кнопочные посты, кабели.

При подготовке подъемников С-953 к осенне-зимнему и весенне-летнему периоду проводят сезонное техническое обслуживание

(СО). Трудоемкость СО ориентировочно равна 1 чел.*ч. Во время СО снимают верхнюю крышку редуктора лебедки, удаляют из редуктора, электрической тали механизма передвижения монорельса и электрогидротолкателя зимнее или летнее (смотря по сезону) масло, промывают шестерни редуктора И электрической тали, протирают шестерни редуктора и внутренние поверхности его корпуса, набивают подшипники пластичным смазочным материалом, соответствующим сезону, осматривают зубчатые передачи редуктора и заливают в корпус редуктора, электрической тали и электрогидротолкателя масло, соответствующее сезону, устанавливают верхнюю крышку редуктора, подкрашивают металлоконструкции и кожухи в местах, где повреждена краска, ремонтируют кожухи электродвигателя и электромагнита тормоза.

Ремонт — это комплекс технических мероприятий, устраняющих неисправности в машине и восстанавливающих ее работоспособность. При ремонте детали, сборочные единицы, приборы и металлоконструкции машины ремонтируют или заменяют.

В состав работ по ремонту входят разборка машины на сборочные единицы, а их в свою очередь — на детали. Изношенные детали заменяют новыми или отремонтированными, собирают их в сборочные единицы, восстанавливая посадки в сопряжениях.

Различают два вида ремонта подъемников: текущий (Т) и капитальный (К).

Текущий ремонт (Т) должен обеспечивать работоспособность машины путем восстановления или замены отдельных сборочных единиц и деталей. При текущем ремонте заменяют и ремонтируют детали (но не базисные), а также заменяют агрегаты, которые требуют капитального ремонта. Например, за полный межремонтный цикл подъемника С-953 должно быть проведено через каждые 160 маш.-ч два текущих ремонта (Т). Трудоемкость текущего ремонта 18 чел.-ч.

В состав текущего ремонта (Т), проводимого на подъемнике С-953, входят работы по техническому обслуживанию, замена быстроизнашивающихся деталей и сборочных единиц, канатов, фрикционных колодок тормозов, уплотнительных колец электро-гидравлического толкателя, вкладышей и колец муфты грузовой лебедки, частичная окраска подъемника, осмотр и подчистка контактов электропусковой аппаратуры. Через определенные промежутки времени проводится техническое обслуживание (ТО), а в случае совпадения с ремонтом — во время проведения последнего.

Капитальный ремонт (К) проводят на ремонтных заводах. При этом машину полностью разбирают, все ее детали ремонтируют. Часть сборочных единиц и деталей, включая и базовые, заменяют новыми. При сборке деталей после ремонта, как правило, должны быть восстановлены все первоначальные посадки в соединениях.

Капитальный ремонт проводится на машинах, отработавших установленное количество часов. Если к этому времени машина не нуждается в ремонте, то специальная комиссия может, осмотрев

машину, установить ее техническое состояние и оформить соответствующим актом отсрочку ремонта ее на определенный срок.

Для подъемника С-953 капитальный ремонт проводят через каждые 4800 маш.-ч, соответствующие его межремонтному циклу. Объем работ, их качество и порядок приемки машины из ремонта должны соответствовать техническим условиям на ремонт.

Помимо планово-предупредительных ремонтов иногда приходится проводить внеплановые заявочные.

Заявочные ремонты — это замена преждевременно вышедших из строя деталей или сборочных единиц.

Для проведения технического обслуживания и ремонтов разработаны графики, приведенные в главе СНиП III-I—76. «Организация строительного производства». Межремонтный цикл характеризует время (в часах) работы машины между двумя капитальными ремонтами (К). Он устанавливается для каждой машины в зависимости от ее грузоподъемности и 'конструкции. Межремонтные циклы рассчитаны так, чтобы каждая остановка машины на ремонт соответствовала времени достижения предельного износа некоторой группы деталей. ГОСТ 21208—75 и СНиП III.1-76 устанавливает ресурс подъемников до первого капитального ремонта не менее 4800 ч. При этом под ресурсом понимается наработка (время работы) подъемника в часах чистой его работы (т. е. за то время, когда работает хотя бы один механизм подъемника, а также за время, когда подъемник удерживает груз на весу при неработающих механизмах, например, при разгрузке платформы на этаже). После капитального ремонта подъемник должен иметь ресурс, равный или близкий к полному.

Наработка машины регистрируется счетчиком машинного времени и учитывается в журнале машины.

В условиях эксплуатации мероприятия ППР и мелкий аварийный ремонт подъемников выполняют эксплуатационные и ремонтные участка. Эксплуатационные участки проводят главным образом техническое обслуживание подъемника по системе ППР, а ремонтные участки — аварийные внеплановые ремонты.

Для проведения ремонта в условиях эксплуатации ремонтные участки располагают автомобилями технической помощи или передвижными мастерскими, которые оснащены необходимым оборудованием, инструментами, материалами и запасными частями.

Организация работы бригад слесарей по ремонту и контролю за качеством ремонта осуществляется линейным механиком участка. Наряд-заказ на ремонтные работы выдает начальник участка ППР бригадиру ремонтной бригады. Бригада выезжает к подъемнику и в зависимости от принятого метода ремонта либо ремонтирует поврежденный механизм, либо заменяет его новым. Вновь устанавливаемые механизмы изготовляют или ремонтируют заранее с высокой точностью. Преимущество этого метода состоит в том, что время ремонта сокращается до минимума.

 

Приемку подъемника после проведения технического обслуживания или текущего ремонта производят машинист и механик эксплуатационного участка.

При индивидуальном методе ремонта поврежденные узлы или детали снимают с машины, ремонтируют или вновь устанавливают, на место. Некоторые узлы (например, погнутые элементы секций мачты) при возможности ремонтируют на месте без разборки мачты. Недостаток указанного метода состоит в том, что ремонт иногда связан со значительными простоями машины. Однако индивидуальный метод ремонта широко распространен, так как ремонтные участки трестов механизации еще недостаточно оснащены запасными частями. При индивидуальном ремонте в каждом конкретном случае приходится разрабатывать способы проведения работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..