Мачта предназначена для направления движения грузонесущего органа,
восприятия нагрузок от ветра, смещения центра тяжести груза и
грузонесущего органа относительно направления усилия, поднимающего
грузонесущий орган, а также для установки настенных опор.
Рис. 19. Сечение мачт подъемников:
а — решетчатые с передними поясами из уголков с противоположно
направленными полками, б— то же, с передними и задними поясами из
уголков с противоположно направленными полками, в — то же. с
крестообразными передними поясами, г — то же. с коробчатыми передними
поясами, о — то же, с центральным направляющим швеллером, е — то же, с
передними и задними поясами из уголков с параллельно направленными
полками, ж — то же, трехгранного сечения из труб и швеллеров, а — то же,
прямоугольного сечения из труб, и — мачта из двух одиночных швеллеров,
соединенных поперечинами
По конструкции мачты делятся на одностоечные и
двухстоечные.
Одностоечные мачты бывают решетчатыми (рис. 19, а—з) или из швеллеров,
соединенных между собой планками. Двухстоечные мачты состоят из двух
ветвей, выполненных из одиночных швеллеров и соединенных поперечинами
(рис. 19, и). Наиболее распространены одностоечные мачты решетчатой
конструкции, имеющие прямоугольное сечение. Такие мачты имеют большую
жесткость, что позволяет использовать их в качестве, свободностоящих
подъемников и увеличить шаг настенных опор у приставных машин. Кроме
того, монтажники могут подниматься непосредственно по мачте к месту
работ, что повышает безопасность выполнения монтажа.
Мачта решетчатой конструкции состоит из секций одинаковой длины (1,5—3
м). Каждая секция имеет передние и задние пояса, сваренные между собой
поперечинами и диагональными раскосами. Передние пояса используют в
качестве направляющих для роликов грузонесущего органа, задние в
подъемниках, оборудованных противовесом (МГП-1000, Зремб-Гнезно,
МГПР-1000), служат в качестве направляющих для противовеса. В стыках
секций расположены направляющие втулки и штифты для центрирования
смежных секций при сборке. Торец секции (плоскость стыка) выполняется
жестким при помощи фасонок и .поперечин, образующих жесткую коробку
(диафрагму).
Мачту каждого подъемника собирают из рядовых секций и верхней головной.
Головная секция отличается от рядовой тем, что на ее верхнем торце
расположены блоки для грузового каната, либо головка с блоками.
Пояса мачт иа многих подъемниках выполнены из уголков, причем полки
уголков передних поясов, по которым перемещаются ролики грузонесущего
органа, направлены противоположно (см. рис. 19, а). У подъемника С-598А
также направлены полки не только передних, но и задних поясов. Передние
пояса мачты подъемника ТП-9 и ТП-12 — крестообразного сечения (см. рис.
19, в). Каждый пояс образован двумя уголками, сваренными прерывистым
швом. Полки уголков образуют беговые дорожки для направляющих роликов
грузовой каретки.
Мачта подъемника С-953 (см. рис. 19, г) отличается от описанных тем, что
два передних пояса ее коробчатые из неравнобоких уголков, а задняя грань
фермы имеет решетку из поперечин, которая служит лестницей для
монтажников. Сечение мачты позволяет I рабочему передвигаться внутри
мачты. В подъемниках С-953-1 и ТП-14 коробчатые пояса заменены
одиночными уголками, а для восприятия нагрузки в плоскости передней
грани мачты она имеет посередине этой грани направляющий швеллер (см.
рис. 19, д). Аналогичное сечение имеют мачты усовершенствованных
подъемников ТП-9 И ТП-12. На подъемнике ПР1-172 пояса мачты — коробчатые
из швеллера, а по середине передней грани мачты, как у подъемника
С-953-1, проходит направляющий швеллер.
Мачты грузопассажирских подъемников МГП-1000 и МГПР-1000 выполнены из
уголков (направляющие) и труб (раскосы), а поперечины, образующие
жесткие диафрагмы,— из швеллеров и уголков (см. рис. 19, е). На боковых
гранях каждой секции подъемника МГП-1000 приварены детали с отверстиями
для крепления настенных опор и пальцев, фиксирующих на мачте монтажную
головку.
Мачты из труб более сложны в изготовлении, но обладают большей
жесткостью, чем мачты из уголков. Трехгранная мачта подъемника ПГС-800
имеет решетчатую конструкцию (см. рис.
19, ж)у у которой задний пояс и элементы
соединительной решетки изготовлены из труб, а два передних пояса из
швеллеров. Они служат направляющими для роликов кабины. К швеллерам
приварены уголки для захвата их ловителями. На верху мачты
устанавливается головка сварной конструкции, несущая на себе верхние
блоки и площадку с ограждением.
Мачта грузопассажирского подъемника Зремб-Гнезно также выполнена из труб
(см. рис. 19, з), но имеет прямоугольное сечение. К раскосам и
поперечинам передней грани мачты прикрепляется на винтах зубчатая рейка,
расположенная между передними поясами. Задние пояса служат направляющими
для противовеса. Из труб выполнены также задние пояса и раскосная
решетка мачты самоходного грузового .подъемника ПГП-27-500. Пояса мачты
прямоугольного сечения сделаны из швеллеров.