А. Н. ГАЛИЧЕНКО, А. X. ГЕХТ - СТРОИТЕЛЬНЫЕ
ПОДЪЕМНИКИ
ИЗДАНИЕ 2-Е, ПЕРЕРАБОТАННОЕ И ДОПОЛНЕННОЕ
Одобрено Ученым советом Государственного комитета СССР по
профессионально-техническому образованию в качестве учебника
для подготовки рабочих на производстве
В книге описаны строительные подъемники: мачтовые,
шахтные, с подвесными направляющими; их устройство, работа, правила
эксплуатации. Рассказано об электрическом оборудовании и электрических
схемах подъемников. Рассмотрены способы монтажа, демонтажа и
транспортирования подъемников. Даны сведения о системе обслуживания и
ремонта, приведены правила техники безопасности при эксплуатации и
монтаже подъемников: Освещены вопросы организации работы строительных
подъемников.
ВВЕДЕНИЕ
Подъемные приспособления известны уже несколько
тысячелетий. Например, рычажные подъемники типа «журавль» применяли в
Китае и Египте для подъема воды из колодцев. При возведении различных
сооружений широко использовали простейшие подъемные устройства: вороты,
рычаги. В I в. до н. э. появились более совершенные и менее громоздкие
подъемные устройства — лебедки, кабестаны, полиспасты. К этому времени
для увеличения выигрыша в силе и обеспечения безопасности подъема грузов
в подъемных устройствах начинают применять червячные самотор-мозящиеся
передачи, храповые колеса и зубчатые передачи, которые изготовляли из
дерева. К I в. до н. э. относят появление в Древнем Риме первых
подъемников. Упоминание о подъемниках с канатной подвеской клети и с
ручным приводом или приводом силой животных датируется VI в. н. э. по
данным египетских источников, первой четвертью XIII в.— французских и
XVII в.— английских. К середине XVIII в. подъемники начали применять в
России, главным образом, в дворцовых постройках и усадьбах (например,
винтовой подъемник И. П. Кулибина в Зимнем дворце; в подъемнике кабина
поднималась при помощи винтового механизма). Подъемники использовали
также в горной промышленности и на металлургических предприятиях для
обслуживания печей. Эти подъемники приводились в действие от водяных
колес, конской тягой либо вручную. В них было две бадьи. При подъеме
груженой бадьи порожняя опускалась вниз, играя роль противовеса.
В середине XIX в. был разработан подъемник с ловителями, которые
удерживали клеть при обрыве каната. Во второй половине XIX в. появились
подъемники с паровым и гидравлическим приводом. В 1880 г. в Германии был
создан первый электрический подъемник Сименса с реечным механизмом
подъема. В конце XIX в. электрические подъемники с канатными механизмами
подъема начинают широко применять в зданиях (лифты).
В строительстве грузы в основном перемещали вручную и лишь при подъеме
их па большую высоту использовали простейшие механизмы. Только в
советское время в нашей стране начали создавать средства механизации
вертикального транспорта. Еще до войны разработали конструкции шахтных и
мачтовых подъемников с металлическими и деревянными направляющими
высотой подъема до 66 м и грузоподъемностью до 1 т, в частности, создали
передвижные шахтные подъемники. Их устанавливали на
железнодорожных платформах и крепили в рабочем положении оттяжками.
Однако подъемников изготовляли мало, они были металлоемки, монтаж их
трудоемок, деревянные подъемники имели небольшой срок службы.
В связи с увеличением объемов и темпов строительства потребовались
подъемники более совершенных конструкций с лучшими монтажными
качествами. Этим требованиям в большей степени отвечают мачтовые
подъемники, в меньшей — шахтные и с подвесными направляющими. Мачтовые
строительные подъемники, выпускаемые в соответствий с ГОСТ 14092—68 и
21208—75, отличаются высокими качествами и надежностью. Сейчас ежегодно
выпускают свыше 8 тыс. мачтовых подъемников, а общий парк этих машин
составляет около 40 тыс.
Важнейшая задача, поставленная XXV съездом КПСС,— повышение
производительности труда и эффективности общественного производства. Это
достигается сокращением доли ручного труда, комплексной механизацией и
автоматизацией производства, внедрением более производительной техники,
в частности строительных подъемников.
Роль подъемников в современном строительстве значительна, несмотря на то
что ими подают груз ограниченных размеров и массы и только по одной
вертикали.
При строительстве многоэтажных зданий башенным краном транспортируют до
80—85% грузов, при повышенной сборности 90%. а остальные грузы
доставляют подъемниками. При строительстве зданий с несущим каркасом и
стенами из кирпича или блоков ведущий механизм — подъемник. В жилищном
строительстве подъемниками доставляется от 29 до 81 т строительных
материалов на 1000 м2 площади, а в промышленном — от 27 до 59 т. В ряде
случаев при строительстве малоэтажных зданий (до трех этажей), а также
сооружений башенного типа (элеваторов, труб) грузы поднимают по
вертикали в основном подъемниками.
Подъемники подают грузы внутрь зданий. При строительстве зданий средней
и повышенной этажности грузопассажирскими подъемниками доставляют
рабочих к месту работ, что невозможно выполнить кранами.
При строительстве большинства зданий не менее половины материалов для
отделочных работ также транспортируют подъемниками. Еще большую роль
играют подъемники при ремонте зданий. В этом случае все грузы подают,
через оконный проем.
Безопасная работа на подъемниках во Многом зависит от правильной
организации работы по обслуживанию подъемников и от квалификации
машинистов. Это позволяет снизить простои и увеличить межремонтные
сроки, повысить качество и экономичность работ.
Введение, главы I—IV и VII—X написаны А. X. Гехтом, главы V и VI — А. Н.
Галиченко.