по формуле:
1
c
бр
д
R
/
M
/
W
F
N
бр
где φ
1
— коэффициент продольного изгиба,
определяемый по расчетной длине l
1
равной
расстоянию между узлами стойки; F
бр
— площадь
брутто сечения ветви; W
бр
— момент сопротивления
брутто сечения ветви; М
д
=М/ξ — изгибающий момент в
стойке, определяемый по деформированной схеме; М —
изгибающий момент у основания стойки.
Расчет элементов стойки из плоскости рамы произ-
водят без учета изгибающего момента М, отдельно для
каждой ветви стойки по расчетной длине, равной рас-
стоянию между пространственными связями,
раскрепляющими ветви. Если сечение ветви составное,
то расчет ведут как для составного центрально-сжатого
стержня. Усилия в элементах решетки определяют .как
в ферме с последующим делением на коэффициент £,
Анкеры рассчитывают по максимальному
растягивающему усилию в ветвях стойки при действии
постоянной вертикальной минимально возможной и
максимальной горизонтальной нагрузок.
49. Пневматически строительные конструкции покрытий
Пневматические строительные конструкции покрытий
по характеру работы очень близки к пространственным
висячим и тентовым мембранам. Оболочки этих конст-
рукций, изготовленные из тканых материалов, способны
стабилизировать свою форму только при наличии пред-
варительного напряжения. В отличие от тентовых мембран,
где предварительное напряжение создается механическим
путем, пневматические конструкции реализуют
предварительное напряжение вследствие разности давления
(избыточного или вакуума) в подоболочечном и ок-
ружающем конструкцию пространстве.
Среди преимуществ пневматических конструкций
следует отметить малый собственный вес, высокую мобиль-
ность, быстроту и простоту возведения, возможность
перекрытия больших пролетов, высокую степень заводской
готовности и др. Пневматические строительные
конструкции в зависимости от характера работы обычно
разделяются на две самостоятельные группы —
пневмокаркасные (надувные) и воздухоопорные.
Пневмокаркасные конструкции — это надувные стержни
или панели, несущая способность которых (сопротивление
сжатию, изгибу, кручению) обеспечивается повышенным
давлением воздуха в замкнутом объеме элемента. Большое
внутреннее давление воздуха (до 150 кПа) требует высокой
степени герметичности и прочности материала. Это же
условие ограничивает пролет конструкций, который с
учетом экономической целесообразности для рядовых
сооружений не превышает 15—16 м. Стоимость
пневмокаркасных конструкций в 3—5 раза выше, чем
воздухоопорных. Основным достоинством
пневмокаркасных конструкций является отсутствие
избыточного давления воздуха в эксплуатируемом
пространстве и, как следствие этого, потребности в процессе
шлюзования.
Воздухоопорные конструкции представляют собой
оболочки, стабилизированные в проектном положении
незначительной разницей давления в разделяемых обо-
лочкой пространствах. Это конструкции, которые опира-
ются на воздух. Для противодействия внешним нагрузкам
давление воздуха под оболочкой по сравнению с ат-
мосферным повышается в пределах 10—40 кПа. Такое
незначительное избыточное давление не осложняет
требований к герметичности и к самочувствию находящихся
под оболочкой людей.
Воздухоопорные сооружения получили в строительстве
большце распространение. Покрытия этого типа отличаются
простотой конструкции, безопасностью и надежностью в
эксплуатации, низкой стоимостью, способностью
перекрывать большие пролеты. Около 50—70 % возве-1
денных в настоящее время воздухоопорных покрытий
используются как складские помещения; 20—40% — как
покрытия для спортивных сооружений. Часть конструкций
используют как выставочные павильоны, покрытия
строительно-монтажных площадок, различного рода ук-
рытия.
Наибольшее распространение получили оболочки в
форме цилиндрических сводов и сферических куполов.
Поскольку оболочка «лежит» на воздушной подушке,
пролеты воздухоопорных конструкций теоретически не
имеют ограничений. Практически пролет оболочек без
усиления канатами или тросовыми сетками достигает
50—70 м. Пролеты оболочек, усиленные тросами, достигают
168 м, что не является предельным. В нашей стране
приняты следующие размеры воздухоопорных оболочек:
сферические купола диаметром 12, 24, 36, 42, 60 м;
цилиндрические оболочки пролетом 12, 18, 24, 30, 36, 42,
48, 60 м; длина цилиндрических оболочек в зависимости от
пролета изменяется от 24 до 90 м, высота от 6 до 20 м.
Любая классификация таких конструкций условна.
Поэтому двухслойные покрытия, называемые пневмолин-