36. Распорная система треугольного очертания
Распорную систему треугольного очертания
проектируют с применением прямолинейных
клеедощатых элементов, со стальной затяжкой или с
опиранием непосредственно на фундаменты. Узлы в этой
конструкции решают с эксцентриситетом (см.
рис.VI.26),благодаря чему уменьшается расчетный
изгибающий момент, который будет
где M
q
— момент от поперечной нагрузки; M
N
—
разгружающий момент от продольной силы; е —
эксцентриситет.
При равномерно распределенной нагрузке
Клееный элемент проверяют на прочность и
устойчивость плоской формы деформирования по
обычным формулам расчета сжато-изгибаемых
элементов.
К недостаткам эксцентричного решения узлов
относится концентрация скалывающих напряжений в
зоне опирания, что учитывается введением
коэффициента k
ск
>1.
Треугольные распорные системы.
Применяются как ригели равных поперечников
производственных зданий при пролетах до 24м. верхний
пояс выполняют из одной доски по ширине до 18см,
доски толстые 33мм, нижний пояс из арматурной стали,
подвески устанавливаются конструктивно – гибкость
пояса ≤400; высота f ≥1/7 пролета.
Эксцентричное примыкание верхних поясов к
нижнему в опорных и коньковых узлах позволяет
уменьшить изгибающий момент на величину Ne, чем
больше эксцентриситет, тем меньше расчетный момент
М. однако при увеличении эксцентриситета растут
касательные напряжения по уменьшенным площадкам
опирания.
Эксцентриситет должен приниматься е≤0,15h,
с≤0,3h.
Расчет.
1. Верхний пояс проверяется на сжатие с изгибом
0,289
l
R
N
1
;
/
3000
m
W
0
C
э
2
э
б
БР
Д
C
Д
A
М
М
R
M
A
N
На действительные касательные напряжения
37. Дощатоклееные гнутые рамы
Рамные конструкции отличаются от арочных своим
очертанием, которое сильно влияет на распределение
изгибающих моментов в пролете. При ломаном очертании
рамы в жестком карнизном узле при загружении как левой,
так и правой половины рамы возникают моменты одного
знака. В результате при загружении рамы по всему пролету
угловые моменты сильно увеличиваются, что ограничивает
длину пролетов, перекрываемых рамами, до 18 - 30 м.
Рамы могут воспринимать горизонтальные нагрузки,
обеспечивая поперечную устойчивость здания без защем-
ления стоек и без устройства жестких поперечных стен.
Рекомендуется делать рамы трехшарнирными, так как в
статически определимых системах не происходит пе-
рераспределения усилий при деформировании под длительно
действующей нагрузкой, что обеспечивает Соответствие их
расчетным усилиям.
Дощатоклееные гнутые рамы. Дощатоклееные
гнутые рамы выполняют трехшарнирными, что облегчает их
изготовление, транспортирование и монтаж.
Криволинейность карнизных узлов достигается выгибом
слоев (досок) по окружности при изготовлении рам. Радиус
кривизны обычно невелик и составляет 2,5-4м. Так как по
условиям гнутья отношение радиуса кривизны к толщине
слоя (R/δ) не может быть меньше 150, то толщина слоев для
изготовления дощатоклееных гнутых рам после
фрезерования будет составлять не более 1,6-2,5 см.
Следовательно, дощатоклееные гнутые рамы более
трудоемки в изготовлении, чем арки и требуют большего
расхода древесины и клея. Кроме того, расчетное
сопротивление изгибу уменьшается умножением на ко-
эффициент гнутья, меньший единицы.
Сечение рамы делают прямоугольным, а высоту се-
чения — переменной по длине, что достигается уменьше-
нием числа досок в пакете с внутренней стороны рамы.
Постепенное плавное изменение высоты сечения
предпочтительнее с архитектурной точки зрения, но
технологически менее выгодно. Менее сложно и трудоемко
изготовление дощатоклееных гнутых рам с применением
ступенчатого изменения высоты сечения, которые
разработаны для пролетов 12 и 18м. Рамы работают на
сжатие и поперечный изгиб.
Расчет.
Расчет производится на нагрузки от собственного веса
конструкции и снеговой нагрузки, при высоте стойки до 4м
ветровую нагрузку допускается не учитывать. Наиболее
опасно сечение таких рам находится на криволинейном
участке (наибольший момент + продольная сила).
Проверка прочности этого сечения производится по
теории расчета кривых брусьев, при этом учитывается
смещение нулевой линии эпюры изгибных напряжений
относительно центра тяжести в сторону сжатой кромки, что
учитывается корректировкой W – моментом сопротивления.
Проверяется прочность наиболее напряженного сечения на
сжатие поперек волокон (учитывается напряжение σ
у
).
учитываются начальные напряжения в изогнутых слоях
рамы.
Наиболее напряженные сечения проверяются в трех
точках.
Смотри эпюры и формулы →
Расчет производится по деформированной схеме:
В точке 1:
l
;
i
l
R
N
1
;
/
3000
m
m
m
W
0
0
C
э
2
э
гн
сл
б
вн
пр
A
к
М
М
W
R
M
A
N
БР
жн
Д
с
Д