Рекомендации по устранению скручивания ветвей
грузового каната автомобильного крана КС-45717-1
Перед установкой на кран нового каната для уменьшения внутренних
напряжений, образующихся при изготовлении каната, последний
рекомендуется размотать с бухты и разложить прямолинейно, оберегая от
загрязнения.
При навивке каната на барабан необходимо обращать внимание на
правильность укладки первого слоя, чтобы витки ложились вплотную один к
другому и плотно обхватывали барабан.
Навивать канат на барабан лебедки и сматывать с него желательно плавно,
без рывков, чтобы исключить нарушение структурной целостности каната при
перегибе на блоках и барабане.
При пуске нового каната в эксплуатацию обязательно необходима его
приработка в течение 20-30 циклов с грузом массой 10 % от номинального.
Для устранения скручивания ветвей грузового каната необходимо установить
кран на выносные опоры и выполнить вытяжку каната. Эта операция
уменьшает также выпучивание проволок в виде петель, способствует
выравниванию напряжения между прядями каната, что в результате повышает
его долговечность.
Вытяжку каната рекомендуется производить при длине стрелы 9 м и
кратности полиспаста 8 с постепенным увеличением нагрузки (50%, 75% и
100% от номинальной) в течение двух-трех рабочих смен.
При неустранении скручивания после вытяжки каната необходимо выполнить
следующие операции:
- опустить стрелу до положения, при котором расстояние между оголовком
стрелы и уровнем площадки составит 1,5-1,8 м;
- снять коуш с концом грузового каната с оголовка стрелы крана или с
крюковой подвески в зависимости от кратности полиспаста;
-несколько раз повернуть коуш с канатом вокруг оси каната в направлении
закручивания ветвей каната. Число оборотов вращения коуша должно быть на
1-5 оборотов больше числа оборотов закручивания ветвей каната;
- установить и закрепить коуш с канатом на оголовке стрелы или на
крюковой подвеске в зависимости от кратности полиспаста;
- поднять стрелу;
- поднять максимально допустимый груз на соответствующем вылете
используемой грузовой характеристики на высоту 100-200 мм от уровня
площадки и выдержать груз в этом положении 10-15 мин;
- выполнить 5-8-кратный подъем лебедкой на максимальную высоту
максимально допустимого груза на соответствующем вылете при максимальной
длине стрелы.
При повторном скручивании ветвей каната повторить вышеперечисленные
операции.
Стальные канаты, установленные на кране, подлежат периодической
проверке:
- грузовой канат проверяется при ТО-1;
- канаты выдвижения (втягивания) секции стрелы проверяются не реже
одного раза в год при СО.
Канаты проверяются по всей длине, и особое внимание обращается на места
заделок концов.
Для оценки безопасности использования канатов применяют следующие
критерии:
- характер и число обрывов проволок, в том числе наличие обрывов
проволок у концевых заделок, наличие мест сосредоточения обрывов
проволок, интенсивность возрастания числа обрывов проволок;
- поверхностный и внутренний износ или коррозия;
- разрыв пряди;
- местное уменьшение диаметра каната, включая разрыв сердечника;
- уменьшение площади поперечного сечения проволок каната (потери
внутреннего сечения);
- деформация в виде волнистости;
-деформация в виде корзинообразности, выдавливания проволок и прядей,
раздавливание прядей, заломов, перегибов, а также повреждения в
результате температурного воздействия или электрического дугового
разряда;
1 Браковку канатов следует проводить по числу обрывов проволок в
соответствии с таблицей Н.1.
Таблица Н.1
Число несущих
проволок в наружных прядях
Число обрывов
проволок, при
Назначение
каната
Конструкция и
обозначение каната
наличии которых
канаты, работающие со стальными и чугунными блоками,
отбраковываются
на участке длиной
6d
30d
Грузовой
6x19
(1+6+6/6)+1 о.с.
15-Г-ВК-Ж-Н-Р-1670
(170) ГОСТ 2688-80
114
5
10
Д ля втягивания
6x19
(1+6+6/6)+1
о.с.
114
5
10
верхней секции
15-Г-ВК-Ж-Н-Р-1670
(170)
стрелы
ГОСТ 2688-80
Для выдви
6x36
(1+7+7/7+14)
216
7
14
жения верхней
+7х7(1+6)
секции стрелы
16-Г-В-Ж-Н-Р-1770
(180) ГОСТ 7669-80
Примечание -
d
- диаметр
каната.
*
Распространяется на краны, эксплуатируемые в России.
При уменьшении диаметра каната в результате
поверхностного износа или коррозии на 7 % и более по сравнению с
номинальным диаметром (диаметром нового каната) канат подлежит браковке
даже при отсутствии видимых обрывов проволок.
2 При наличии у каната поверхностного износа или коррозии проволок число
обрывов, как признак браковки, должно быть уменьшено в соответствии с
данными таблицы Н.2.
Таблица Н.2
Уменьшение
диаметра проволок в результате поверхностного износа или
коррозии, %
Число обрывов
проволок на шаге свивки, % от норм, указанных в таблице Н.1
10
85
15
75
20
70
25
60
30 и более
50
При
уменьшении первоначального диаметра наружных проволок (таблица Н.З) в
результате износа или коррозии на 40 % и более канат бракуется.
Таблица Н.З
Обозначение каната
Первоначальный
диаметр проволок наружного слоя каната, мм
16-Г-ВК-Ж-Н-Р-1770
(180) ГОСТ 7669-80
0,9
15-Г-ВК-Ж-Н-Р-1670
(170) ГОСТ 2688-80
тонкой - 0,8
толстой-1,1
Определение износа или коррозии проволок по диаметру производится с
помощью микрометра или иного инструмента, обеспечивающего аналогичную
точность.
При меньшем, чем указано в таблице Н.2, числе обрывов проволок, а также
при наличии поверхностного износа проволок без их обрыва, канат может
быть допущен к работе при условии тщательного наблюдения за его
состоянием при периодических осмотрах с записью результатов в журнал
осмотров и смены каната по достижении степени износа, указанной в
таблице Н.2.
3 При обнаружении в канате одной или нескольких оборванных прядей канат
к дальнейшей работе не допускается.
4 При уменьшении диаметра каната в результате повреждения сердечника
(внутреннего износа, обмятия, разрыва и т.п.) на 3 % от номинального
диаметра канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов
проволок.
5 Для оценки состояния внутренних проволок, т.е. для контроля потери
металлической части поперечного сечения каната (потери внутреннего
сечения), вызванные обрывами, механическим износом и коррозией проволок
внутренних слоев прядей канат необходимо подвергать дефектоскопии по
всей его длине. При
регистрации с помощью дефектоскопа потери сечения металла проволок
достигших 17,5 % и более, канат бракуется.
6 Волнистость каната характеризуется шагом и направлением ее спирали
(рисунок Н.1).
При совпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и
равенстве шагов спирали волнистости Нв и свивки каната Нк канат
бракуется при с1в>1,08с1к.,
где de - диаметр спирали волнистости, dK - номинальный диаметр каната.
При несовпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и
неравенстве шагов спирали волнистости и свивки каната или совпадении
одного из параметров канат подлежит браковке при dB >= 4/3 dK. Длина
рассматриваемого отрезка каната не должна превышать 25dK.
7 Канаты не должны допускаться к дальнейшей работе при обнаружении:
- корзинообразной деформации (рисунок Н.2);
- выдавливания сердечника (рисунок Н.З);
- выдавливания или расслоения прядей (рисунок Н.4);
- местного увеличения диаметра каната (рисунок Н.5);
- местного уменьшения диаметра каната (рисунок Н.6);
- раздавления участков (рисунок Н.7);
- перекручиваний (рисунок Н.8);
- заломов (рисунок Н.9);
- перегибов (рисунок Н.10);
- повреждений в результате температурных воздействий или электрического
дугового разряда.