ГКИНП-05-052-85. СОСТАВЛЕНИЕ И ПОДГОТОВКА К ИЗДАНИЮ ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТЫ МАСШТАБА 1:1000000 - часть 13

 

  Главная      Учебники - Геология, Геодезия     ГКИНП-05-052-85. СОСТАВЛЕНИЕ И ПОДГОТОВКА К ИЗДАНИЮ ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТЫ МАСШТАБА 1:1000000

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  11  12  13  14   ..

 

 

ГКИНП-05-052-85. СОСТАВЛЕНИЕ И ПОДГОТОВКА К ИЗДАНИЮ ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТЫ МАСШТАБА 1:1000000 - часть 13

 

 

205.  Изображения  автомагистралей  и  автодорог  с  покрытием  сопровождаются  на  карте 

подписями  их  номеров.  При  картографировании  территорий  с  густой  сетью  автодорог 
обозначаются  номера  только  международных  и  трансконтинентальных  маршрутов 
(европейских,  азиатских  и  др.),  а  со  средне-  и  слаборазвитой  сетью - и  государственных 
маршрутов  важных  направлений,  соединяющих  крупные  населенные  пункты.  При  этом  на 
изображении  автомобильных  дорог  СССР  даются  номера  (буквенные  индексы  и  цифровые 
подписи)  магистральных  и  прочих  автодорог  общегосударственного  значения  и  автодорог 
республиканского значения. 

Для  определения  номеров  дорог  кроме  основных  картографических  материалов 

привлекаются дорожные национальные карты, атласы и схемы. 

Подписи номеров дорог размещаются по возможности на свободных местах через 10 - 15 

см  так,  чтобы  легко  было  проследить  на  карте  всю  трассу  номерной  дороги.  Если  дорога 
проходит  через  населенные  пункты,  то  ее  номер  подписывается,  как  правило,  на 
изображении каждого участка, ограниченного крупными населенными пунктами. 

206.  На  изображениях  автомагистралей  и  автодорог  с  усовершенствованным  покрытием 

указываются расстояния (в километрах) между основными пересечениями дорог и крупными 
населенными  пунктами.  Подписи  расстояний  даются  шрифтом  Т-132-1,4.  Условные  знаки 
указателей располагаются на свободных местах и даются цветом, принятым для изображения 
автомобильных  дорог  с  покрытием.  У  изображений  значительных  по  площади  городов  с 
населением 50000 жителей  и  более,  показанных  контурным  знаком  с  фоновой  окраской 
оранжевого цвета, условные знаки указателей не помещаются (расстояния отсчитываются от 
центра города). 

Пункты,  между  которыми  указываются  расстояния,  выбираются  на  карте  с  таким 

расчетом, чтобы между ними был промежуток, как правило, в пределах 8 - 12 см

Если  расстояние  по  дороге  определено  между  пунктами,  изображенными  на  двух 

смежных листах, то подпись расстояния помещается на том листе карты, на котором показан 
больший отрезок дороги. 

Если  на  основном  материале  расстояния  не  подписаны,  то  они  устанавливаются  по 

дополнительным  и  справочным  материалам  или  определяются  по  картографическим 
материалам путем промеров. 

207.  При  изображении  дорог  и  троп,  проходящих  через  горные  хребты,  обозначаются 

перевалы. Перевалы через значительные горные хребты наносятся по возможности все. При 
большом числе перевалов отбирают наиболее важные из них, через которые проходят дороги 
более высокого класса. 

Перевалы через пологие, легкодоступные хребты, как правило, не обозначаются. 
Обозначения  перевалов  сопровождаются  подписями  их  собственных  названий,  которые 

даются вместе с подписью пер. (перевал), отметок высот и периода доступности - времени их 
действия (римскими цифрами указываются первый и последний месяцы). 

Главные  перевалы  (наиболее  известные,  на  важных  дорогах  через  большие  хребты) 

выделяются более крупными подписями их собственных названий и отметок высот (отметки 
высот перевалов при этом подписываются шрифтом, применяемым для выделения главных 
высот второго порядка). 

На  карте  помещаются  также  подписи  названий  горных  проходов - шрифтом,  принятым 

для  подписей  названий  перевалов;  названия  наиболее  известных  из  них  подписываются 
более крупным шрифтом. 

Д о р о ж н ы е   с о о р у ж е н и я  

208.  Из  дорожных  сооружений  на  карте  показываются  мосты,  путепроводы,  туннели, 

крупные насыпи и выемки на железных и автомобильных дорогах. 

Мосты  на  железных,  автомобильных  и  грунтовых  дорогах  наносятся  при  длине 100 м  и 

более.  При  изображении  обжитых  районов,  особенно  вблизи  крупных  городов,  мосты 

показываются  с  отбором,  в  первую  очередь  наносятся  мосты  на  дорогах  более  высокого 
класса,  проходящих  через  реки,  изображаемые  в  две  линии.  При  создании  карты  на 
малообжитые  районы  в  виде  исключения  могут  показываться  отдельные  мосты  длиной 
менее 100 м

Мосты  длиной 1500 м  и  более  изображаются  на  карте  по  их  действительным  размерам. 

Все остальные мосты показываются внемасштабным условным знаком размером 1,3 мм. При 
отсутствии  сведений  о  длине  мостов  рекомендации  по  их  отбору  и  нанесению  на  карту 
даются в редакционных указаниях на район картографирования. 

209. Туннели на железных и автомобильных дорогах длиной 500 м и более показываются 

все.  Отдельно  расположенные  туннели  наносятся  при  длине 200 м  и  более.  При  частом 
расположении коротких туннелей изображаются только наиболее крупные из них. Туннели, 
не выражающиеся в масштабе карты, показываются условным знаком длиной 1,5 мм

У знаков наиболее значительных и важных туннелей дается подпись тун. и указывается 

их длина (в метрах), например: тун1200

210.  При  изображении  пересечений  автомобильных  дорог  на  разных  уровнях  условный 

знак  нижней  дороги  прерывается  и  показывается  путепровод  (виадук),  расположенный  на 
верхней дороге, - условным знаком мостов. 

Путепроводы  наносятся  на  карту  со  значительным  отбором - как  правило,  из  числа 

наиболее  крупных  и  только  на  пересечении  дорог  высшего  класса  (железных  дорог, 
автомагистралей  и  автодорог  с  усовершенствованным  покрытием).  В  южном  зарамочном 
оформлении листов условные знаки мостов и путепроводов поясняются: Мосты длиной 100 
м и болеепутепроводы, а при отсутствии сведений о длине мостов - Мостыпутепроводы

211. Насыпи и выемки на железных дорогах, автомагистралях и автодорогах с покрытием 

показываются при высоте (глубине) 10 м и более и длине не менее 5 мм

Условные  знаки  насыпей  (выемок)  сопровождаются  подписями  их  высот  и  глубин  (в 

метрах).  При  частом  расположении  насыпей  (выемок)  подписываются  характеристики 
только наиболее значительных по протяженности и высоте. 

П о д п и с и   н а п р а в л е н и й   д о р о г  

212.  У  выходов  за  рамку  листа  карты  условных  знаков  основных  для  данного  района 

дорог подписывается их направление. 

Для указания направления у выходов знаков ширококолейных железных дорог за рамкой 

листа  карты  подписывается  собственное  название  ближайшего  крупного  города, 
железнодорожного узла или конечной станции. 

При  создании  карты  на  районы  с  густой  сетью  железных  и  автомобильных  дорог  кроме 

направлений  ширококолейных  железных  дорог  подписываются  направления  отдельных 
наиболее  важных  автомобильных  дорог  (например,  автомагистралей  и  автодорог  с 
усовершенствованным  покрытием);  на  районы,  где  железные  дороги  отсутствуют  или 
единичны, - направления  автодорог  с  усовершенствованным  покрытием  и  наиболее 
значительных  автодорог  с  покрытием;  на  районы  с  малым  количеством  автодорог  с 
покрытием - направления  автодорог  с  покрытием  и  отдельных  автодорог  без  покрытия;  на 
малообжитые  и  пустынные  районы - также  направления  грунтовых  дорог,  важнейших 
караванных путей и вьючных троп. 

У выходов за рамку условных знаков автомагистралей, автодорог с усовершенствованным 

покрытием  или  автодорог  с  покрытием  подписывается  собственное  название  ближайшего 
города, крупного узлового или конечного населенного пункта. 

У выходов за рамку знаков автодорог без покрытия, грунтовых дорог, караванных путей и 

вьючных троп может помещаться подпись названия ближайшего населенного пункта, а при 
его отсутствии - ближайшего выделяющегося на местности объекта (колодца, озера и т.п.). 
Название объекта дается во всех случаях в именительном падеже. 

Рельеф 

213. Рельеф на карте изображается горизонталями в сочетании с условными знаками скал, 

обрывов,  оврагов  и  промоин,  сухих  русл,  ледников,  фирновых  полей  и  т.д.  Кроме  того, 
изображение  рельефа  дополняется  подписями  отметок  высот,  горизонталей  и  собственных 
названий орографических объектов. 

На  основном  издании  карты  изображение  горного  рельефа  дополняется  отмывкой 

основных  его  форм  в  сочетании  с  гипсометрической  окраской.  На  гипсометрическом 
издании  карты  дается  полная  гипсометрическая  окраска  всего  изображения  суши  по 
ступеням высот без отмывки горного рельефа. 

214. При изображении рельефа необходимо правильно и наглядно отобразить: 
-  морфологические  особенности  различных  типов  рельефа  (горного,  вулканического, 

равнинно-эрозионного и др.); 

- основные формы рельефа и степень вертикальной и горизонтальной его расчлененности 

(направление и протяженность хребтов и водоразделов, форму и высоту гор, относительную 
крутизну и расчлененность склонов); 

-  основные  орографические  (структурные)  линии  и  характерные  точки  рельефа: 

водоразделы, тальвеги, подошвы гор, седловины, вершины и т.д. 

В ы с о т а   с е ч е н и я   р е л ь е ф а  

215. Для изображения рельефа горизонталями применяется общая для всех листов карты 

переменная основная высота сечения по шкале, указанной в табл. 5. 

Таблица 5 

Высотные пояса 

Высота сечения рельефа (в метрах) 

От 150 (ниже уровня моря) до 500 м 50 
От 500 до 1000 м 100 
Выше 1000 м 200 

В  отдельных  случаях  допускаются  отступления  от  указанной  шкалы  (принимается  для 

всего  листа  другая  высота  сечения  рельефа),  что  оговаривается  в  редакционных  указаниях 
(редакционном плане) на район, а именно:

 

-  при  изображении  горных  районов  в  случаях,  когда  горы  круто  спускаются  к  берегам 

морей или межгорным котловинам, для высотного пояса от 0 до 500 м принимается основная 
высота сечения рельефа 100 м вместо установленной 50 м

-  при  изображении  отдельных  предгорных  районов,  если  подножие  горной  страны 

изображается горизонталями 300 или 400 м, для более наглядного отображения перехода от 
равнины к горному ландшафту может быть исключена горизонталь 350 или 450 м

Горизонтали нулевая, пятисотая и кратные 1000 м изображаются утолщенными. 
При  изображении  побережий  океанов  и  открытых  морей  нулевая  горизонталь  не 

проводится. 

216.  Для  более  полного  и  наглядного  изображения  характерных  форм  рельефа,  когда 

выполнить  это  горизонталями  основной  высоты  сечения  нельзя  (например,  изобразить 
систему  отдельно  расположенных  холмов,  сопок,  долин  или  показать  направления 
водоразделов),  применяются  дополнительные  горизонтали  (полугоризонтали),  проводимые 
при высоте сечения, равной половине основной. 

Кроме того, дополнительные горизонтали применяются для обеспечения сводки листов с 

разными  основными  высотами  сечения  рельефа;  при  этом  на  листе  с  большей  высотой 
сечения  проводятся  полугоризонтали  в  пределах  распространения  форм  рельефа, 
аналогичных изображенным на смежном листе с меньшей высотой сечения, или в пределах 
полосы  шириной 5 - 7 см  вдоль  рамки  листа.  У  окончаний  дополнительных  горизонталей, 
принятых по сводке со смежного листа, даются их подписи. 

При  изображении  рельефа  равнинных  районов,  таких,  например,  как  Прикаспийская  и 

Западно-Сибирская  низменности,  ввиду  больших  величин  заложений  между  основными 
горизонталями  (более 3 - 4 см)  дополнительные  горизонтали  проводятся,  как  правило,  по 
всей площади листа. 

При  изображении  дополнительными  горизонталями  вершин,  холмов  и  седловин 

показываются одноименные ответные полугоризонтали на противоположных склонах. 

217.  На  замкнутых  горизонталях,  рисующих  вершины  и  котловины,  а  также  на  изгибах 

горизонталей в местах, где затруднено определение направления склонов, ставятся указатели 
направления скатов (бергштрихи). 

О б щ и е   т р е б о в а н и я   к   и з о б р а ж е н и ю   р е л ь е ф а   г о р и з о н т а л я м и  

218.  При  изображении  рельефа  горизонталями  особое  внимание  обращается  на 

сохранение географического подобия его основных форм. С этой целью плановое положение 
структурных  линий  и  характерных  точек  рельефа - гребней  хребтов,  тальвегов,  резких 
перегибов склонов и вершин передается с возможно большей точностью. 

Составление элементов рельефа на карте производится путем отбора и обобщения форм 

рельефа, изображенных на основном картографическом материале. 

Для  показа  отбираются  наиболее  крупные  и  важные  формы  и  характерные  детали 

изображаемого типа рельефа, а мелкие, несущественные исключаются, при этом исключение 
второстепенных  форм  не  должно  приводить  к  обеднению  содержания  карты  и,  наоборот, 
нагрузка ее мелкими деталями не должна ухудшать читаемость изображения основных форм 
рельефа;  более  расчлененному  рельефу  должно  соответствовать  и  более  детальное  его 
изображение. 

219.  Составление  элементов  рельефа  выполняется,  как  правило,  по  участкам  в  пределах 

отдельных  орографических  форм  (хребет,  широкая  долина,  междуречье  и  т.п.).  Сначала 
обозначаются  карандашом  основные  структурные  линии  (гребни  хребтов,  тальвеги  лощин, 
подошвы  хребтов,  уступов)  и  характерные  точки  рельефа.  Затем  наносятся  скалы,  обрывы, 
овраги  и  промоины,  проводятся  горизонтали,  определяющие  положение  гребня,  подошвы 
хребта и резких перегибов склонов, и, наконец, все остальные горизонтали. 

220.  Горизонтали  проводятся,  как  правило,  с  необходимым  обобщением  по 

соответствующим  горизонталям  основного  картографического  материала.  Если  же  подобие 
форм лучше передается ближайшими к одноименным горизонталям основного материала, то 
разрешается смещать горизонтали в пределах допусков, указанных в ст. 10. 

221.  При  использовании  картографических  материалов,  на  которых  горизонтали 

проведены  при  высоте  сечения,  отличающейся  от  принятой  для  составляемой  карты, 
разрешается производить приравнивание горизонталей, если расхождения в их значениях не 
превышают  допустимых  пределов  (ст. 10). При  больших  расхождениях  положение 
горизонталей на составляемой карте определяется интерполированием. 

222.  Изображение  горизонталями  отдельных  форм  и  элементов  рельефа  производится  с 

соблюдением следующих основных правил: 

-  характер  рисунка  горизонталей  (остроугольный,  округлый,  ребристый  и  т.п.)  должен 

четко  передавать  основные  черты,  свойственные  формам  рельефа  определенного  типа  и 
происхождения.  Это  достигается  подчеркиванием  типичных  для  каждой  формы  рельефа 
изгибов горизонталей и характера их взаимного расположения и наряду с этим исключением 
нетипичных  изгибов.  Для  придания  изображению  форм  рельефа  наибольшей 
выразительности допускается в необходимых случаях некоторое утрирование отдельных его 
деталей (затягивание горизонталей по тальвегу, увеличение заостренности горизонталей при 
изображении гребней хребтов альпийского типа и т.п.); 

-  пластичность  и  выразительность  в  передаче  отдельных  форм  рельефа  достигаются 

сопряженностью  (согласованностью)  горизонталей,  то  есть  каждому  изгибу  одной 
горизонтали,  изображающей  склон,  как  правило,  должен  соответствовать  изгиб  соседней 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  11  12  13  14   ..