ГКИНП-05-052-85. СОСТАВЛЕНИЕ И ПОДГОТОВКА К ИЗДАНИЮ ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТЫ МАСШТАБА 1:1000000 - часть 12

 

  Главная      Учебники - Геология, Геодезия     ГКИНП-05-052-85. СОСТАВЛЕНИЕ И ПОДГОТОВКА К ИЗДАНИЮ ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТЫ МАСШТАБА 1:1000000

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13   ..

 

 

ГКИНП-05-052-85. СОСТАВЛЕНИЕ И ПОДГОТОВКА К ИЗДАНИЮ ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТЫ МАСШТАБА 1:1000000 - часть 12

 

 

Дороги и дорожные сооружения 

187. На карте показываются: 
- железные дороги; 
-  автомобильные  дороги  (автомагистрали  и  автодороги:  с  усовершенствованным 

покрытием, с покрытием и без покрытия)

*

- грунтовые дороги; 
- караванные пути и вьючные тропы, зимние дороги; 
- дорожные сооружения: 

*

  Ранее  эти  дороги  назывались  соответственно  автострадами,  усовершенствованными 

шоссе, шоссе и улучшенными грунтовыми дорогами. 

188. При изображении дорог необходимо правильно и наглядно отобразить: 
- относительную густоту дорожной сети с четким выделением основных дорог; 
- местоположение, класс, состояние и конфигурацию каждой изображаемой дороги; 
- подходы дорог к населенным пунктам, перевалам, переправам; 
- важнейшие дорожные сооружения. 
Дороги  изображаются  в  последовательности  от  высшего  класса  к  низшему.  Железные 

дороги  магистрального  значения,  автомагистрали  и  автодороги  с  усовершенствованным 
покрытием показываются в первую очередь. Отбор остальных дорог производится с учетом 
особенностей  района  картографирования  (его  населенности,  общего  развития  дорожной 
сети, преобладающего класса дорог, густоты дорожной сети и т.п.); при этом нагрузка карты 
изображениями  дорог  должна  обеспечивать  наглядное  представление  об  основных 
транспортных связях картографируемого района. 

189.  Изображения  дорог  должны  быть  увязаны  с  изображениями  других  элементов 

местности  (гидрографии,  населенных  пунктов,  рельефа  и  т.д.).  При  показе  дорог  должны 
четко отображаться их прямолинейные участки, характерные изгибы, степень относительной 
извилистости, места стыков и пересечений дорог. 

При  изображении  дорог,  проложенных  по  берегам  морей,  озер,  водохранилищ  и  рек,  а 

также  дорог,  идущих  параллельно  друг  другу,  между  береговой  линией  и  изображениями 
дорог, а также между изображениями параллельно идущих железной дороги и автодороги с 
покрытием (или грунтовой дороги) должен оставляться промежуток не менее 0,2 - 0,3 мм. В 
необходимых случаях, если дороги проходят на близком расстоянии (менее 0,3 мм) от берега 
или  друг  от  друга,  допускается  смещение  изображения  дороги  по  отношению  к  береговой 
линии  и  изображения  автодороги  с  покрытием  (или  грунтовой  дороги) - по  отношению  к 
условному  знаку  железной  дороги.  Во  всех  случаях  смещения  должно  быть  сохранено 
плановое подобие изображения объектов. 

Если  рядом  с  железной  дорогой  проходит  автомагистраль  или  автодорога  без  покрытия, 

то условные знаки этих дорог могут вычерчиваться без просвета между ними. 

190. При составлении карты на районы с густой сетью железных и автомобильных дорог 

ширину  их  условных  знаков  разрешается  уменьшать  на 0,1 мм.  При  составлении  карты  на 
малообжитые районы с малым количеством грунтовых дорог, караванных путей и вьючных 
троп толщину их условных знаков, наоборот, разрешается увеличивать в 1,5 раза. 

Изменения размеров условных знаков предусматриваются в редакционном плане. 
В отдельных случаях, когда дороги проходят по ущельям, теснинам или имеют большое 

количество  извилин,  ширину  условного  знака  дорог  в  зависимости  от  ее  величины 
разрешается уменьшать на 0,1 - 0,2 мм, а ширину изображений ущелий (теснин) - несколько 
увеличивать. 

191.  Класс  дорог  устанавливается,  как  правило,  по  основным  и  дополнительным 

картографическим материалам и уточняется по новейшим дежурным данным (привлекаются 
дежурные карты и информационные материалы). 

Если  классификация  дорог  и  их  условные  знаки  на  используемых  картографических 

материалах  отличаются  от  принятых  для  создаваемой  карты,  то  отрабатывается  таблица 
приравнивания условных знаков дорог, которой руководствуются при составлении. 

Строящиеся  дороги  показываются  при  наличии  достоверных  материалов  и  сведений, 

подтверждающих их строительство. 

192. Железные дороги, автомагистрали, автодороги с усовершенствованным покрытием и 

автодороги  с  покрытием,  наносимые  по  картографическим  материалам  масштаба  мельче 
1:1000000  или  по  проектным  данным,  изображаются  на  карте  обычными  условными 
знаками.  В  южном  зарамочном  оформлении  листа  указывается  в  этом  случае,  на  каком 
участке и по каким материалам показаны такие дороги. 

Ж е л е з н ы е   д о р о г и  

193. Железные дороги показываются на карте с подразделением: 
-  по  ширине  колеи:  дороги  широкой  колеи - 1435 мм  и  более  (в  СССР - 1524 мм)  и 

узкоколейные - менее 1435 мм

- по числу путей: однопутные, двухпутные и т.д.; 
- по виду тяги: электрифицированные и прочие; 
- по состоянию: действующие, недействующие (законсервированные), строящиеся. 
При  картографировании  территорий,  где  железные  дороги  имеют  колею  шириной  менее 

1435 мм, как ширококолейные показываются дороги с шириной колеи 1000 мм и более, если 
такая  колея  является  основной  для  железных  дорог  данной  территории.  В  таких  случаях  в 
южном  зарамочном  оформлении  листа  дается  примечание  о  фактической  ширине  колеи 
изображенных железных дорог. Вопрос о том, какие из дорог, имеющих ширину колеи менее 
1435 мм, показывать как ширококолейные, решается в редакционном плане на каждый район 
картографирования. 

194.  Железные  дороги  широкой  колеи  показываются  на  карте,  как  правило,  все.  При 

картографировании  районов  с  густой  сетью  железных  дорог  исключаются  отдельные 
короткие  тупики  и  участки,  идущие  к  второстепенным  объектам,  дублирующие  ветки  и 
второстепенные  перемычки  между  основными  железными  дорогами.  Узкоколейные 
железные  дороги  в  таких  районах,  как  правило,  на  карту  не  наносятся,  за  исключением 
отдельных  важных  дорог,  ведущих  к  разработкам  полезных  ископаемых,  населенным 
пунктам в горах, лесу и т.п. 

При  картографировании  районов  со  среднеразвитой  сетью  железных  дорог  наносятся  и 

наиболее  важные  узкоколейные  дороги  (длиной 2 см  и  более);  при  картографировании 
районов  с  редкой  сетью  железных  дорог  показываются,  как  правило,  все  дороги. 
Узкоколейные  железные  дороги  временного  характера  (в  районах  лесозаготовок  и  т.п.)  на 
карте не показываются. 

Недействующие  (законсервированные)  железные  дороги  изображаются  условными 

знаками  действующих  дорог  с  пояснительной  подписью  недействующая  (недейств.), 
помещаемой вдоль изображения железной дороги (подпись дается шрифтом, принятым для 
пояснительных подписей). 

195.  Линии  условных  знаков  железных  дорог  проводятся  через  контурные  изображения 

населенных пунктов без разрывов, с уменьшением их толщины до 0,3 мм - для обеспечения 
лучшей читаемости карты. 

При  расположении  населенного  пункта,  изображаемого  пунсоном,  по  обе  стороны  от 

железной  дороги,  ее  знак  прерывается,  при  этом  осевая  линия  знака  дороги  должна 
совпадать с центром пунсона. 

196.  Станции  и  разъезды  на  железных  дорогах  наносятся  на  карту  с  отбором  по 

картографическим  материалам  с  дополнительной  проверкой  их  наличия  и  собственных 
названий по новейшим официальным справочникам и схемам железных дорог. 

При  картографировании  районов  с  густой  сетью  железных  дорог  наносятся  только 

крупные  станции;  расположенные  в  других  районах  станции  и  разъезды  показываются  на 
карте примерно через 3 - 5 см

При  отборе  сохраняются  все  конечные  и  узловые  станции,  а  из  числа  прочих 

предпочтение  отдается  станциям,  на  которых  останавливаются  пассажирские  поезда,  в 
первую очередь при этом показываются станции в крупных городах, а также расположенные 
вне  населенных  пунктов  и  имеющие  названия,  отличающиеся  от  названий  близлежащих 
поселков. 

На карте редконаселенных и малообжитых районов показываются все станции и разъезды. 
197.  Станции,  расположенные  в  населенных  пунктах,  изображаемых  пунсонами,  не 

показываются.  Если  у  железной  дороги  расположены  станция  и  небольшой  населенный 
пункт  сельского  типа,  на  карте  вычерчивается  только  знак  станции.  При  расположении  в 
крупном городе нескольких станций, на карту наносятся самые значительные из них. 

Если картографические материалы для нанесения станций (разъездов) отсутствуют, то при 

необходимости допускается устанавливать их местоположение по расстояниям, указанным в 
официальных расписаниях движения поездов, и другим справочным данным. 

Условный  знак  станции  располагается  с  той  стороны  знака  железной  дороги,  с  какой 

находится  главное  здание  станции.  Если  главное  здание  станции  расположено  между 
путями, а также в случаях, когда расположение станции относительно путей неизвестно, знак 
станции может помещаться с любой стороны линии условного знака дороги (на свободном 
месте). 

198.  У  знаков  станций  и  разъездов  помещаются  подписи  их  собственных  названий. 

Количество подписываемых названий станций и разъездов устанавливается в зависимости от 
их  значения,  частоты  расположения,  густоты  железнодорожной  сети  и  общей  нагрузки 
карты. Как правило, подписываются названия: 

- узловых, конечных и приграничных станций; 
- станций, расположенных у пересечений железных дорог с важнейшими магистральными 

автомобильными дорогами и крупными реками; 

- всех станций и разъездов в редконаселенных и малообжитых районах. 
Название станции или разъезда не подписывается, если оно совпадает с названием рядом 

расположенного  населенного  пункта.  Подписи  названий  поселений,  общих  с  названиями 
станций или разъездов, не подчеркиваются. 

Подписи  рода  объектов  ст.  и  раз.  у  знаков  станций  и  разъездов  не  даются,  кроме 

разъездов, имеющих цифровые обозначения, например: раз40 км

А в т о м о б и л ь н ы е   и   г р у н т о в ы е   д о р о г и ,   т р о п ы  

199. Автомобильные дороги при изображении на карте в зависимости от их технической 

оснащенности  подразделяются  на  автомагистрали,  автодороги  с  усовершенствованным 
покрытием, автодороги с покрытием и автодороги без покрытия, а грунтовые дороги и тропы 
в  зависимости  от  их  проходимости - на  грунтовые  дороги,  караванные  пути  и  вьючные 
тропы.  Показываются  также  зимние  дороги  и  строящиеся  участки  автомагистралей  и 
автомобильных дорог. 

200. Автомагистрали и автодороги с усовершенствованным покрытием показываются все. 

Автодороги  с  покрытием  в  районах  с  густой  сетью  дорог  высокого  класса  показываются  с 
отбором  за  счет  исключения  менее  значительных;  в  первую  очередь  наносятся  автодороги, 
являющиеся основными и соединяющими по кратчайшим расстояниям крупные населенные 
пункты  между  собой  и  с  железнодорожными  станциями,  пристанями,  аэродромами  и 
другими важными объектами. При изображении районов со средне- и редко-развитой сетью 
дорог показываются, как правило, все автодороги с покрытием; разрешается исключать лишь 
незначительные по протяженности (менее 1 - 2 см), идущие к второстепенным объектам, а 
также участки автодорог местного значения вблизи крупных промышленных центров и т.п. 

Второстепенные  (узкие)  автомобильные  дороги  с  покрытием,  изображенные  на 

картографических  материалах  условным  знаком  автодорог  без  покрытия,  на  составляемой 
карте показываются тем же условным знаком и при отборе им отдается предпочтение перед 
другими дорогами более низкого класса. 

Автодороги без покрытия при картографировании районов с густой сетью дорог высокого 

класса, как правило, не показываются. На карте районов со среднеразвитой сетью дорог из 
автодорог  без  покрытия  показываются  только  основные  (являющиеся  продолжением 
автодорог  более  высокого  класса,  соединяющие  крупные  населенные  пункты  с  другими 
автодорогами и т.п.). 

При создании карты на редконаселенные и малообжитые районы автодороги без покрытия 

показываются, как правило, все. 

201.  Грунтовые  дороги  показываются  главным  образом  при  изображении  районов  со 

слаборазвитой сетью дорог более высоких классов. С наибольшей подробностью грунтовые 
дороги  изображаются  при  картографировании  редконаселенных  и  малообжитых  районов 
(горных,  таежных,  пустынных),  при  картографировании  остальных  районов  они 
показываются с отбором - тем большим, чем в районе лучше развита сеть путей сообщения. 

В  первую  очередь  показываются  грунтовые  дороги,  связывающие  важные  населенные 

пункты,  служащие  подъездами  к  автодорогам,  станциям,  пристаням,  горным  перевалам, 
речным  переправам,  идущие  к  государственным  границам  или  проходящие  вдоль  них,  а 
также дороги в малопроходимых местах (в лесах, болотах, горах и т.д.). Затем изображение 
сети  грунтовых  дорог  дополняется  с  таким  расчетом,  чтобы  отобразить  относительную 
густоту  прохождения  дорог,  но  не  допустить  перегрузки  карты,  обеспечив  хорошую  ее 
читаемость.  При  этом  изображения  отдельных  сельских  населенных  пунктов  в  хорошо 
обжитых районах могут быть оставлены на карте не связанными условными знаками дорог. 

Изменение класса автомобильных и грунтовых дорог на участках длиной менее 5 мм не 

учитывается. 

202.  Полевые  и  лесные  дороги,  изображенные  на  картографических  материалах,  при 

картографировании обжитых районов на составляемой карте, как правило, не показываются. 
При  картографировании  малообжитых  районов  (например,  таежных)  с  редкой  сетью  дорог 
более  высокого  класса  (или участков  с  крупными  лесными  массивами  в  обжитых  районах) 
отдельные  лесные  дороги,  идущие  к  рекам,  перевалам  и  другим  объектам,  могут  быть 
показаны условным знаком грунтовых дорог. 

203. Зимние дороги показываются при создании карты на малообжитые труднодоступные 

северные районы, где нет других дорог и проезд возможен только в зимнее время. Условный 
знак  зимних  дорог,  проходящих  по  замерзшим  озерам,  заливам  и  рекам,  показывается  с 
разрывами,  но  таким  образом,  чтобы  трасса  всей  дороги  хорошо  прослеживалась.  Зимние 
дороги  выделяются  подписью  автозимник  или  тракторная,  размещаемой  вдоль 
изображения дороги. 

204. Караванные пути и вьючные тропы показываются при изображении малоосвоенных 

безводных  и  пустынных  районов.  Вьючные  тропы  наносятся  также  при  изображении 
малообжитых  горных  и  лесных  районов,  если  эти  тропы  являются  единственными  путями 
сообщения. 

Отбор  караванных  путей  и  вьючных  троп  производится  так,  чтобы  отобразить  связь 

между  населенными  пунктами,  промысловыми  участками,  приисками,  а  также  общей 
дорожной  сетью  района,  показать  пути  и  тропы,  идущие  к  важнейшим  источникам 
водоснабжения, проходящие через горы и значительные по площади леса, болота, пески. 

При  изображении  горных  и  особенно  высокогорных  областей,  лишенных  современных 

дорог, должны быть показаны все перевальные вьючные тропы. 

При  изображении  на  карте  оазисов  и  других  освоенных  районов  в  пустынных  областях 

отбор дорог производится так же, как при изображении обжитых районов. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13   ..