ГКИНП-05-029-84. СОЗДАНИЕ КАРТ МАСШТАБОВ 1:10000, 1:25000, 1:50000, 1:100000, 1:200000, 1:500000, 1:1000000 - часть 4

 

  Главная      Учебники - Геология, Геодезия     ГКИНП-05-029-84. СОЗДАНИЕ КАРТ МАСШТАБОВ 1:10000, 1:25000, 1:50000, 1:100000, 1:200000, 1:500000, 1:1000000

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  ..

 

 

ГКИНП-05-029-84. СОЗДАНИЕ КАРТ МАСШТАБОВ 1:10000, 1:25000, 1:50000, 1:100000, 1:200000, 1:500000, 1:1000000 - часть 4

 

 

внутриквартальной  застройки,  а  населенные  пункты,  площадь  которых  не  выражается  в  масштабе 
карты, изображаются внемасштабными знаками (пунсонами). 

Населенные  пункты  с  рассредоточенной,  дачной  и  бессистемной  застройками  на  картах  всего 

масштабного ряда отображаются условными знаками отдельных строений. 

Промышленные, сельскохозяйственные и социально-культурные объекты 

49. На топографических картах с учетом их масштаба показываются следующие промышленные, 

сельскохозяйственные и социально-культурные объекты: 

- заводы, фабрики, электростанции, гидроэлектростанции, электрические подстанции; 
-  аэродромы  и  гидроаэродромы;  участки  автомобильных  дорог,  оборудованные  для  взлета  и 

посадки самолетов; посадочные площадки; 

-  нефтяные  и  газовые  промыслы,  нефтяные  и  газовые  вышки  и  скважины,  выходы  нефти, 

нефтяные  бассейны  и  ямы,  устья  шахтных  стволов  и  штолен,  шахты,  рудники  и  прииски,  места 
добычи полезных ископаемых открытым способом (карьеры), торфоразработки, соляные разработки, 
терриконы, отвалы пород; 

- наземные и подземные нефтепроводы, газопроводы и другие трубопроводы, дюкеры на линиях 

трубопроводов; 

- склады горючего, газгольдеры, бензоколонки и заправочные станции; 
- линии электропередачи, линии связи, подводные и подземные кабели; 
-  радиостанции  и  телевизионные  центры,  телефонные  станции,  телевизионные  башни, 

телевизионные,  радио-  и  радиорелейные  мачты,  телеграфные  и  радиотелеграфные  конторы  и 
отделения, метеорологические станции; 

-  элеваторы,  лесопильни,  мельницы,  ветряные  двигатели,  капитальные  сооружения  башенного 

типа  (водонапорные,  силосные  башни  и  т.п.),  градирни,  вышки  легкого  типа  (наблюдательные, 
прожекторные и т.п.); 

- хозяйственные постройки пунктов механизации, мастерских совхозов, колхозов, леспромхозов; 
- школы, больницы, санатории, стадионы, мемориалы, памятники, скульптурные фигуры, братские 

могилы, кладбища, здания, и сооружения культа и т.п.; 

- конторы лесничеств и дорожно-эксплуатационных участков, дома лесников, рыбные промыслы, 

павильоны,  овощехранилища,  оранжереи,  теплицы,  парники,  пасеки,  скотомогильники,  загоны  для 
скота,  древние  исторические  стены  и  различного  рода  ограждения  (каменные,  кирпичные  стены, 
металлические ограды, деревянные заборы, изгороди и т.п.). 

50.  На  картах  масштабов 1:10000 и 1:25000 указанные  промышленные,  сельскохозяйственные  и 

социально-культурные  объекты  показываются  все,  а  на  картах  масштабов 1:50000 и 1:100000 
некоторые второстепенные объекты внутри населенных пунктов могут не показываться. 

51.  На  карте  масштаба 1:200000 промышленные,  сельскохозяйственные  и  социально-культурные 

объекты,  расположенные  вне  населенных  пунктов  или  на  окраинах,  как  правило,  показываются  с 
отбором.  Внутри  населенных  пунктов  наносятся  наиболее  крупные  промышленные  предприятия, 
электростанции, радио- и телевизионные мачты, церкви, капитальные сооружения башенного типа и 
т.п.,  которые  резко  выделяются  среди  окружающих  объектов  по  форме  и  размерам,  если  их 
обозначения не будут мешать отображению характера планировки и внешних очертаний населенных 
пунктов.  Наиболее  подробно  показываются  объекты,  расположенные  вдоль  железных  и 
автомобильных дорог. 

52.  На  картах  масштабов 1:500000 и 1:1000000 показываются  только  наиболее  значительные 

промышленные  и  социально-культурные  объекты  в  зависимости  от  степени  важности  в 
экономическом и военном отношениях, а также от их значения как ориентиров или препятствий при 
аэронавигации. 

Заводы  и  фабрики,  рудники  и  прииски,  электростанции,  линии  электропередачи  (ЛЭП),  а  также 

радио-  и  телевизионные  мачты,  церкви,  сооружения  башенного  типа  наносятся  на  карту  масштаба 
1:500000 из числа наиболее крупных и важных при расположении их вне населенных пунктов, а на 
карте  масштаба 1:1000000 эти  объекты  показываются  только  при  картографировании 
слабонаселенных, редконаселенных и малообжитых районов. 

Магистральные  нефте-  и  газопроводы  (наземные  и  подземные),  подводные  кабели 

международного значения, а также кабели, соединяющие материки и острова, показываются все. 

Знаки  аэродромов  и  гидроаэродромов,  а  на  карте  масштаба 1:500000 и  знаки  посадочных 

площадок,  размещаются  на  картах  с  возможно  большим  приближением  к  действительному 
расположению этих объектов на местности. 

Церкви, мечети, буддийские и др. храмы, а также братские могилы и памятники показываются на 

карте  масштаба 1:500000 с  отбором,  а  на  карте  масштаба 1:1000000 только  в  тех  районах,  где 
отсутствуют населенные пункты и другие четкие ориентиры, а в густо- и средненаселенных районах - 
только в случае исторического значения этих объектов. 

Крепости, форты и укрепления показываются на картах только как исторические памятники или 

как ориентиры в малообжитых районах. 

53.  На  картах  масштабов 1:10000 - 1:1000000 обозначения  заводских, фабричных  и  других  труб, 

заводов и фабрик с трубами, радио- и телевизионных мачт, сооружений башенного типа, высотных 
зданий, терриконов и других объектов высотой 50 м и более, расположенных в населенных пунктах и 
вне  их  (на  карте  масштаба 1:1000000 только  вне  населенных  пунктов),  сопровождаются  подписями 
высот этих  объектов в  метрах. При большом количестве таких сооружений показываются наиболее 
высокие. 

Дороги и дорожные сооружения 

54.  На  топографических  картах  с  учетом  их  масштаба  показываются  следующие  дороги  и 

дорожные сооружения: 

- железные дороги; 
- монорельсовые и подвесные дороги, фуникулеры, трамвайные линии и наземные участки линий 

метрополитена; 

автомагистрали 

(автострады), 

автодороги 

с 

усовершенствованным 

покрытием 

(усовершенствованное  шоссе),  автодороги  с  покрытием  (шоссе),  автодороги  без  покрытия 
(улучшенные грунтовые дороги) и автодороги с деревянным покрытием; 

- грунтовые проселочные, полевые и лесные дороги, зимние дороги; 
-  караванные  пути,  вьючные  и  пешеходные  тропы,  участки  троп  на  искусственных  карнизах - 

овринги; 

-  железнодорожные  вокзалы  и  станции, входы  на  станции  метрополитена, разъезды,  платформы, 

обгонные и остановочные пункты, погрузочно-разгрузочные площадки; 

-  депо,  блокпосты  и  путевые  посты,  посты  при  охраняемых  железнодорожных  переездах, 

поворотные  круги,  станционные  пути,  тупики,  переходные  мостики  и  подземные  переходы, 
семафоры и светофоры; 

- туннели, галереи, шахтные стволы на туннелях, мосты и путепроводы, эстакады, транспортные 

развязки, насыпи и выемки; 

-  транспортные  развязки,  съезды  с  дорог,  трубы, пешеходные  мосты,  стоянки  автотранспорта  на 

автодорогах, легкие придорожные сооружения (павильоны, навесы); 

- горные перевалы, ограды и обсадки вдоль дорог, километровые знаки и номера автомобильных 

дорог. 

При изображении дорожной сети и дорожных сооружений необходимо с учетом масштаба карты 

правильно и наглядно отображать: 

- густоту и качественную характеристику дорожной сети; 
- местоположение, класс, состояние и конфигурацию каждой изображаемой дороги; 
-  пересечения  дорог,  транспортные  развязки,  съезды,  подходы  дорог  к  населенным  пунктам, 

переправам, перевалам и местам, где объезды затруднены; 

- дорожные сооружения с их характеристиками; 
-  участки  дорог  с  большими  уклонами  и  малыми  радиусами  поворота  (выделяются  на  картах 

масштабов 1:10000 - 1:200000). 

55. Железные дороги показываются на картах с подразделением: 
- по ширине колеи: ширококолейные (1435 мм и более) и узкоколейные (менее 1435 мм); 
- по числу путей: однопутные, двухпутные и т.д.; 
- по виду тяги: электрифицированные и прочие; 
- по состоянию: действующие, недействующие (законсервированные), строящиеся, разобранные. 
При картографировании территорий, где основные железные дороги имеют колею шириной менее 

1435 мм, ширококолейными показываются дороги с шириной колеи 1000 мм и более. 

56. Ширококолейные железные дороги (в том числе участки линий метрополитена, проходящие по 

поверхности,  и  монорельсовые  железные  дороги)  показываются  на  картах  масштабов 1:10000 - 
1:100000  все.  На  картах  масштабов 1:200000 - 1:1000000 при  изображении  районов  с  густой  сетью 
железных  дорог  исключаются  некоторые  подъездные  пути  и  тупики,  отдельные  короткие  по 
протяженности ветки, идущие к второстепенным объектам. 

Узкоколейные железные дороги на картах масштабов 1:10000 и 1:25000 наносятся все, а на картах 

масштабов 1:50000 и 1:100000 в  промышленных  районах - с  отбором  в  местах,  где  они  образуют 
густую сеть. На картах масштабов 1:200000 - 1:1000000 узкоколейные железные дороги, как правило, 
показываются при длине в масштабе карты более 2 см. 

Подвесные дороги, трамвайные линии и фуникулеры показываются на картах масштабов 1:10000 

и 1:25000 полностью, а масштабов 1:50000 - 1:200000 - только проходящие вне населенных пунктов 
при длине в масштабе карты подвесных дорог и фуникулеров 1 см и трамвайных линий 2 см и более, 
а на картах масштабов 1:500000 и 1:1000000 не показываются. 

57. Автомагистрали, автодороги с усовершенствованным покрытием и автодороги с покрытием на 

картах  масштабов 1:10000 - 1:100000 наносятся  все.  На  картах  масштабов 1:200000 - 1:1000000 
показываются  полностью  автомагистрали  и  автодороги  с  усовершенствованным  покрытием,  а 
автодороги  с  покрытием  в  районах  с  густой  сетью  дорог - с  отбором.  При  изображении  указанных 
автомобильных дорог, наряду с техническими характеристиками, помещаются их буквенные индексы 
и номера (на карте масштаба 1:1000000 указываются только номера). 

Дороги  низших  классов  (автодороги  без  покрытия,  грунтовые  проселочные,  полевые  и  лесные 

дороги),  а  также  караванные  пути,  вьючные  и  пешеходные  тропы  (при  картографировании 
пустынных,  полупустынных,  малообжитых  горных  и  лесных  районов)  наносятся  с  отбором  в 
зависимости от масштаба карты, характера картографируемой территории и развития дорожной сети. 
Пешеходные тропы показываются на картах масштабов 1:10000 - 1:200000 при изображении районов, 
где  они  являются  основными  путями  сообщения  или  в  тех  случаях,  когда  служат  единственными 
путями подхода к населенным пунктам и другим объектам. 

На  картах  всего  масштабного  ряда  выделяются  строящиеся  автомагистрали  и  автодороги  с 

покрытием,  а  на  картах  масштабов 1:10000 - 1:200000 показываются,  кроме  того,  строящиеся 
автодороги без покрытия. 

Рельеф 

58.  Рельеф  на  топографических  картах  изображается  горизонталями  в  сочетании  с  условными 

знаками  обрывов,  скал,  оврагов,  промоин,  осыпей,  оползней,  сухих  русел,  карстовых  воронок, 
лавовых  потоков,  фирновых  полей  и  т.д.  Изображение  рельефа  дополняется  отметками  высот 
характерных  точек  местности,  подписями  горизонталей,  относительных  высот  (глубин)  и  размеров 
отдельных форм рельефа. На картах масштабов 1:500000 и 1:1000000 изображение горного рельефа 
дополняется отмывкой основных его форм в сочетании с гипсометрической окраской. 

59. Изображение рельефа на картах должно отвечать следующим основным требованиям: 
-  наглядно  передавать  характер  рельефа  и  морфологические  особенности  различных  его  типов 

(равнинно-эрозионного,  холмисто-моренного,  горного,  карстового,  вулканического  и  др.),  а  также 
степень расчлененности рельефа; 

-  правильно  отображать  расположение,  размеры  и  формы  неровностей  местности, 

характеризующие  ее  проходимость,  маскировочные  и  защитные  свойства,  а  также  возможности 
ориентирования  по  объектам  рельефа  на  местности;  в  районах,  бедных  ориентирами,  с  особой 
подробностью и точностью отображать детали рельефа; 

-  точно  и  четко  передавать  основные  орографические  линии  (водоразделы,  тальвеги,  уступы, 

седловины и т.д.) и характерные точки рельефа; 

-  четко  отображать  направление  склонов,  их  крутизну,  а  также  резкие  вертикальные  нарушения 

поверхности (обрывы, осыпи, овраги, промоины и др.); 

- обеспечивать возможность быстрого определения с точностью, допускаемой масштабом карты, 

абсолютных высот точек местности и превышений одних точек над другими. 

60.  Для  изображения  рельефа  горизонталями  на  топографических  картах  устанавливаются 

основные  высоты  сечения  (в  метрах)  согласно  табл. 6 и  прилагаемой  схеме  районирования 
территории СССР по характеру рельефа (см. приложение). 

Таблица 6 

Основная высота сечения рельефа (в метрах) для карт масштабов 

Характеристика района 

1:10000 1:25000 1:50000 1:100000 1:200000 

Плоскоравнинные с уклоном местности 
до 2° 

2,0 2,5  10  20  20 

То же в районах мелиорации земель 1,0  2,5  10  20  20 
То же в залесенных районах 2,0 

5,0 

10 

20 

20 

Равнинные  пересеченные  и  холмистые 
с 

преобладающими 

уклонами 

местности  до 6°, а  также  районы 
песчаных пустынь 

2,5 5,0  10  20  20 

То же в районах мелиорации земель 2,0  5,0  10  20  20 
То же в открытых районах при уклонах 
местности до 4° 

2,5 2,5  10  20  20 

Низкогорные и среднегорные 5 

10 

20 

40 

Высокогорные - 

10 

20 

40 

80 

Основные высоты сечения рельефа для карт масштабов 1:500000 и 1:1000000 устанавливаются в 

соответствии с высотными поясами по следующей переменной шкале (табл. 7). 

Таблица 7 

Высотный пояс, м 

Высота сечения, м 

От 150 (ниже уровня моря) до 500 

50 

От 500 до 1000 (от 500 до 2000 для карты 1:500000) 

100 

Выше 1000 (выше 2000 для карты 1:500000) 

200 

На  картах  масштабов 1:50000 и 1:100000, создаваемых  на  плоскоравнинные  районы,  основные 

высоты  сечения  могут  быть  установлены  равными  соответственно 5 и 10 м,  что  определяется 
дополнительными указаниями ГУГК или ВТУ ГШ. 

61.  Для  лучшего  отображения  форм  рельефа,  крутизны  склонов  и  отдельных  его  деталей  на 

картах,  а  также  для  обеспечения  сводки  листов  с  различной  высотой  сечения  по  границам  районов 
применяются  дополнительные  горизонтали  (полугоризонтали),  а  для  отображения  отдельных 
характерных деталей рельефа - вспомогательные горизонтали. 

62.  Отметки  высот  характерных  точек  местности  подписываются  на  топографических  картах 

масштабов 1:10000 - 1:100000 с  точностью  до 0,1 м.  На  картах  масштабов 1:200000 - 1:1000000 
отметки  высот  подписываются  с  точностью  до 1 м,  при  этом  десятые  доли  метра  отбрасываются. 
Количество отметок высот на 1 дм

2

 площади карт, включая отметки высот геодезических пунктов и 

урезов воды, зависит от характера картографируемой территории и устанавливается согласно табл. 8. 

Таблица 8 

Количество отметок высот, наносимых на 1 дм

2

 

площади карт масштабов 

Характеристика районов 

1:10000 - 1:200000 

1:500000 

1:1000000 

Равнинные 

пересеченные 

и 

холмистые, 

а 

также 

низкогорные районы и песчаные пустыни 

8 - 10 

8 - 10 

до 10 

Среднегорные и высокогорные 

10 - 15 

15 - 20 

15 - 20 

Для  отдельных  плоскоравнинных  районов  (с  мелкими  формами  рельефа)  количество  отметок 

высот может быть увеличено на 50 %. 

Кроме  отметок  высот  характерных  точек,  на  картах  даются  подписи  горизонталей,  которые 

располагаются так, чтобы можно было определить по карте высоту любой точки местности. 

63.  Шкалы  гипсометрической  окраски  для  отображения  высотной  характеристики  рельефа  на 

картах  масштабов 1:500000 и 1:1000000 применяются  в  зависимости  от  высоты  горных  районов, 
начиная  с 500 м.  Отмывка  горного  рельефа  производится  при  абсолютных  высотах  более 500 м  и 
превышениях более 300 м, а рельефа высокогорных районов - при превышении более 500 м. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  ..