Главная      Учебники - Биология     Лекции по биологии - часть 6

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  187  188  189   ..

 

 

Генетическая программа человека и природа интеллектуальных способностей

Генетическая программа человека и природа интеллектуальных способностей

Содержание

стр.

Содержание 1

I. Введение 2

II. Основная часть. Генетическая программа человека и природа 3

интеллектуальных способностей

1. Генетическая программа человека 3

1.1. Генетика – наука о наследственности 3

1.2. Геном человека 3

1.3. Генная инженерия 4

2. Природа интеллектуальных способностей 5

2.1. Теории наследования способностей 5

2.2. Задатки – как природные предпосылки врожденных способностей 6

2.3. Одаренность 8

III. Заключение 10

Список используемой литературы 11


I. Введение

К успехам генетики конца ХХ века относятся открытия, ставшие научными сенсациями. Это исследование генома человека, генная инженерия, клонирование. Эти исследования стали актуальными сегодня, они открыли перспективы развития генных технологий и лечения различных заболеваний, сделали возможным изменение самой сущности человека. Однако, возникают множество вопросов этического характера. Есть ли право у человека исправлять ошибки природы? Какую грань нельзя пересекать? Каких результатов можно ожидать от генных технологий?

Ответы на эти вопросы будут отражены в моей контрольной работе «Генетическая программа человека и природа интеллектуальных способностей».

Однако актуальность выбранной контрольной работы связана еще с получением данных для создания полного представления об особенностях развития интеллекта. Его проявлений в адаптации к окружающему миру, познании, достижении целей, решении проблем. Почему один человек легко достигает того, на что другой тратит массу усилий, слез и времени?Как узнать, зачем природа создала именно тебя?В чем состоит твое личное предназначение?Что же делать, можно ли избежать бесполезной траты сил и времени и с малыми потерями отыскать свой путь в жизни? Все эти вопросы найдут свое отражение в данной контрольной работе.

В качестве вспомогательного материала я использовала ряд печатных изданий:

Б.М. Теплова «Проблемы индивидуальных различий», В.П. Эфроимсона «Предпосылки гениальности» В.А. Игнатовой «Концепции современного естествознания», Ф. Гальтона «Гений и наследственность», Н.П. Дубинина «Генетика и человек», а также статьи периодической печати.


II. Основная часть

Генетическая программа человека и природа интеллектуальных способностей

1. Генетическая программа человека

1.1. Генетика – наука о наследственности

Как наука генетика возникла на рубеже XIX и XX веков. Официальной датой ее рождения считается 1900 год, когда трое ботаников — К. Корренс (Германия), Г. де Фриз (Голландия) и Э. Чермак (Австрия) независимо друг от друга обнаружили определенные закономерности в передаче наследственных признаков.

Однако, открытие законов наследственности состоялось еще в 1865 году, чешским ученым естествоиспытателем Г. Менделем. Он получил те же результаты, экспериментируя с адовым горохом. После 1900 года, открытия в области генетики следовали одно за другим, исследования, посвященные строению клетки, функциям белков, строению нуклеиновых кислот, шаг за шагом приближали человека к разгадке тайн природы, создавались новые научные направления, совершенствовались новые методы. И, наконец, в конце XX века генетика вплотную подошла к решению одного из фундаментальных вопросов биологической науки – вопроса о полной расшифровке наследственной информации о человеке.

1.2. Геном человека

Термин «геном» означает совокупность генов организма. Первоначальный их носитель - половая клетка. Слияние двух половых клеток - материнской и отцовской приводит к образованию зародышевой клетки, из которой развивается организм. В ней соединяются отцовские и материнские наследственные начала и определяются какие черты родителей унаследует их ребенок. Т.е. геном содержит обобщенный план развития организма. Под геномом человека подразумевается генетическая программа его развития.

Развитие атомной энергетики, получение синтезированных химических соединений, использование гербицидов в сельском хозяйстве и множество других природных факторов, создают новую природную среду, которая мягко говоря, не является идеальной для здоровья человека, и которая вызывает мутации в организме человека, проявляющиесяв виде наследственных болезней и аномалий. Результаты исследований показывают, что у наших современников 50% патологий говорят о нарушениях в структуре и функциях наследственного организма. Пять из ста новорожденных имеют выраженные генетические дефекты, связанные с мутациями либо хромосом, либо генов.

Наследственные факторы играют важную роль не только в появлении физических болезней, но также и в развитии отклонений в психической деятельности человека. Существуют исследования, когда усыновленных детей, родители которых были психически больны, даже попав с годовалого возраста в нормальную семью, в последующем страдали психическими заболеваниями. И наоборот, дети, родившиеся от нормальных родителей, попадая в условия психически больных семей, не отличались по количеству заболеваний от нормальной людей. Для исправления «ошибок природы» возникли новые области знаний молекулярной генетики, которая называется генной инженерией.

1.3. Генная инженерия

Генная инженерия открывает широкие возможности для решения проблем медицины, генетики, сельского хозяйства и других областей науки. С ее помощью можно создавать, используя генетический материал новые или реконструировать старых генотипы. Именно генная инженерия поможет раскрыть то, каким образом генетики вмешиваются в работу наследственных программ. При соблюдении определенных условий можно заставить ген одного организма работать в геноме другого. Во-первых, к чужеродному гену следует «подшить» элементы подходящего хозяйского гена с тем, чтобы он включился в нужное время в нужной ткани. Во-вторых, нужно обеспечить систему введения в клетки хозяина генетической конструкции. Технологии соединения генов для всех одинаковы, а вот системы введения ДНК в клетки организма-хозяина сильно различаются. Сейчас существуют методы введения ДНК в клетки, размножаемые в пробирках, и методы, пригодные для модификации сформированного организма. Эти методы используют для лечения наследственных болезней путем введения человеку «здоровых» генов. И еще - работа гена не должна вредить самому организму-хозяину.

Имеющиеся достижения в этой области показывают перспективность генного лечения наследственных болезней. Однако, возникает вопрос о этической оценке значимости генной инженерии и генной терапии человека. Нет гарантии того, что генная терапия не будет использована во вред человеку. Существуют различные точки зрения на этот вопрос. Например, по словам академика Н.П. Дубинина, необходимо вести борьбу за охрану существующей наследственности человека и не пытаться заменить эту наследственность чем-то кажущимся в данное время лучшим. Наследственность современного человека не нуждается в улучшении и оспаривает правомочность вмешательства в естественный процесс. Но и существует и другая точка зрения, академик А. Нейфах, говорит о том, что нужно различать невежественное вмешательство в наследственность человека и катастрофическое по своим последствиям невмешательство.

Имеется надежда на то, что при существующем уровне развития генной инженерии большинство ученых не возьмут на себя смелость дать однозначный ответ. Можно привести в пример факты, доказывающие, скольким людям помогли операции по трансплантации органов, спасшие им жизнь. Эти операции воспринимаются сегодня как нормальное явление и не вызывают каких-либо серьезных возражений в этическом отношении. А также, в случае введения в организм генетического материала вместо аналогичного, но не справляющегося со своими функциями, вообще не будет происходить изменение генома. А противникам генной инженерии следует иметь в виду, что любое лекарственное вещество, введенное в организм, является для него чужеродным телом и довольно часто сопровождается отрицательными последствиями.

На мой взгляд, люди, связывающие исследования генома человека с покушением на свободное развитие личности и выступающие в связи с этим за их приостановление, вольно или невольно допускают возможность ограничения процесса развития. Именно новые знания, получаемые человеком, являются естественным фактором развития. Само знание, научные исследования не несут в себе ни добра, ни зла. Главное, как они используются и в чьих руках они находятся.

Исследование молекулярного строения генома способствует раскрытию механизма индивидуального развития человеческого организма и ведет к более глубокому пониманию жизнедеятельности чело­века. Эти исследования открывают путь к решению практических задач и помогают вскрыть генную основу наследственных болезней

2. Природа интеллектуальных способностей

2.1. Теории наследования способностей

Еще во времена Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Китая особое значение придавалось двум типам интеллектуальных способностей: способностям к литературному творчеству и логическому мышлению. В настоящее время способности рассматриваются как индивидуальные характеристики человека, определяющие легкость и успешность выполнения соответствующей деятельности.

Одну из теорий наследования способностей связывают с массой его мозга. У взрослого человека мозг весит около 1400 грамм. У выдающихся людей, как показывают исследования, мозг больше средней величины. У И.С.Тургенева масса мозга составляет 2012 грамм, мозга Д. Байрона - 1800 грамм. Однако можно привести примеры знаменитостей, мозг которых был меньше средней величины. У знаменитого химика Ю. Либиха мозг весил 1362 грамм, а у писателя А. Франса – 1017 грамм. Более того, оказалось, что самый большой и тяжелый мозг оказался у умственно отсталого человека - более 3000 грамм. Среди людей не научного толка бытует мнение, что человек с высоким лбом заведомо наделен умом, а умственные способности человека с низким лбом оцениваются крайне невысоко, без всякой на то научной основы.

По другой теории - интеллектуальные способности определяется комбинацией двух групп факторов - социального воспитания и наследственности. В своей книге «Гений и наследственность» Ф. Гальтон[1] привел результаты анализа биографий 977 выдающихся людей из 3000 семей и сделал вывод, что «на каждые десять знаменитых людей, которые вообще имеют знаменитых родственников, приходится три или четыре выдающихся отца, четыре или пять выдающихся братьев и пять или шесть выдающихся сыновей». Например, история семьи немецких музыкантов Бахов. Большие музыкальные способности впервые в ней проявились в 1550 году. Отцом-основателем семьи был булочник В. Бах, который, отводил душу после работы музыкой и пением. У него было 2 сына, с которых и начинается ряд музыкантов, известных в Германии, на протяжении двух веков. В семье Бахов было около 60 музыкантов, из которых 20 – выдающимися музыкантами. Но всемирную известность этой фамилии принес гениальный композитор Иоганн Себастьян Бах.

Таким образом, имеющиеся на сегодня данные показывают, что, появившись однажды в пределах какого-то генеалогического дерева, «гены способностей» будут блуждать в его ветвях, многократно прорываясь и реализуясь в личностях многих талантливых представителей данного рода. Хотя бы отчасти эта причина может служить для каждого человека стимулом выяснения своего генеалогического дерева, по крайней мере, для выявления двух-трех поколений, предшествующих его появлению на свет. Действительно, в плане раздумий о своих скрытых способностях и связанных с ними возможностях полезно знать, какими способностями обладали предки: бабушки, дедушки, тети и дяди.

С другой стороны, для формирования способностей человека очевидна роль факторов, обусловленных культурной средой, воспитанием и обучением. Вопрос заключается в соотношении наследственных и внешних факторов в процессе обучения. Существует мнение ученых, что на значение коэффициента интеллекта оказывает влияние даже таких общих факторов среды, как качество питания, наличие развитой городской инфраструктуры.

2.2. Задатки – как природные предпосылки врожденных способностей

Рассматривая вышеперечисленные теории наследования, нельзя отрицать природных предпосылок врожденных способностей. Эти врожденные физиологические особенности строения мозга, органов чувств и движения, составляющие природную основу развития способностей, называют задатками. Например, задатки интеллектуальных, способностей проявляются прежде всего в функциональной деятельности мозга - его большей или меньшей возбудимости, подвижности нервных процессов. Развитие интеллектуальных способностей связано также с кровоснабжением мозга. Повышению умственной работоспособности содействует обильное снабжение мозга кровью. Сосредотачивается внимание, развивается хорошая память, становится меньше умственная утомляемость, а в целом - большая интеллектуальная работоспособность.

Утомление при напряженной умственной работе отмечается тогда, когда сосуды мозга не в состоянии быстро и обильно снабжать мозг кровью, в результате - меньшая ее продуктивность.

Для различных способностей значение задатков неодинаково. Так, оно отчетливо проявляется в музыкальных способностях, существенной предпосылкой которых является тонкий слух. Строение слухового и центрального нервного органа являются задатками для развития музыкальных способностей. Сами же музыкальные способности - это данные, необходимые для музыкальной деятельности. Строение мозга не предусматривает, какие профессии, специальности, связанные с музыкальным слухом, определятся в человеческом обществе. Не предусмотрено и то, какую область деятельности выберет для себя человек и какие возможности будут представлены ему для развития данных ему задатков. Насколько оформится задаток, зависит от условий персонального развития. Но пока нет еще способов определить меру участия наследственности в развитии способностей. В настоящее время результативное проявление задатков исследовано недостаточно, в этом наука идет как бы от противного, изучая их дефекты. При некоторых врожденных или приобретенных в раннем возрасте аномалиях мозга, например олигофрения, задатки способностей к любому виду деятельности утрачиваются.

Структура литературных задатков включает в себя высокий уровень развития эстетических чувств, наличие ярких наглядных образов памяти, чувство языка, богатую фантазию, глубокий интерес к психологии людей, потребность в самовыражении.

В основе математических задатков лежат определенные индивидуально-психологические особенности в сенсорной и умственной сферах, отвечающие требованиям данной деятельности. Людям с математическими способностями свойственны такие черты, как трудолюбие, организованность, самостоятельность, целеустремленность, настойчивость, а также устойчивые интеллектуальные чувства.

Любая человеческая деятельность имеет сложную систему и для ее успешного решения недостаточно одного какого-либо качества, если даже оно достигло очень высокого уровня развития. Способности человека к определенной деятельности представляют собой общность психических качеств, также имеющих сложную структуру. Она является различной для разных ее видов и определяется требованиями конкретной деятельности.

2.3. Одаренность

Общие способности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями в различных видах деятельности, нередко называют одаренностью. Одаренность может проявляться в различной деятельности: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, в сфере общения и психомоторики. Прежде всего, одаренных людей отличает, внимательность, собранность, постоянная готовность к деятельности; свойственная им настойчивость в достижении определенной цели, неуемная потребность трудиться, а также интеллект, превышающий средний уровень. Существует понятие – высокая одаренность или иначе говоря, гениальность.

По мнению выдающегося российского генетика В. П. Эфроимсона[2] , гениальность - это тяжкий дар, выпадающий примерно одному из тысячи и развивающийся в нужной мере у одного из миллиона, а действительно гением становится один из десяти миллионов. Гениальность - высшая степень творческих проявлений и способностей личности, самый высокий уровень интеллектуальной и творческой жизнедеятельности. Гениальный человек никогда не копирует кого-то, никогда не опускается до имитации, он всегда оригинален в своих творческих импульсах и их реализации.

Одаренные люди проявляют громадное усердие и усидчивость в области своих интересов. Один из самых ранних показателей одаренности - это время, когда двух-трехлетний ребенок может сосредоточить свое внимание на одном занятии. Одаренные дети занимаются своим делом подряд несколько часов и возвращаются к нему вновь в течение нескольких дней. Это отличает его от обычного ребенка того же возраста. Одаренность не является одним фактором, который определяет выбор деятельности, которая определяет успешность выполнения деятельности. Помимо одаренности, человек должен обладать определенными знаниями и умениями.

Определенные различия в одаренности обнаруживаются в основном в направлении интересов. Одни имеют успех в математике, другие - в истории, третьи - общественной работе. Дальнейшее развитие способностей происходит в определенной деятельности. Структура способности к определенной деятельности состоит из свойств которые занимают ведущее положение, и те свойства, которые являются вспомогательными. Например, ведущими свойствами в структуре изобразительных способностей будут высокая природная зрительная чувствительность. Это чувство линии, пропорции, формы, светотени, колорита, ритма. Сенсомоторные свойства - это высокоразвитая образная память. К вспомогательным же свойствам относятся свойства художественного воображения, эмоциональная настройка, эмоциональное отношение к тому, что изображаешь. Ведущие и вспомогательные свойства способностей образуют общность, которые обеспечивают деятельности успешность. Соотношение ведущих и вспомогательных свойств в конкретной способности различается у разных людей и в зависимости от того, какое свойство является ведущим, определяются необходимые вспомогательные способности и специфика деятельности, ее результат. Человек может обладать различным сочетанием особенностей, даже в рамках одной и той же деятельности, которые позволят ему выполнять ее успешно, компенсируя недостатки.

Заниматься какой либо деятельностью приходится не только тем, кто имеет к ней способности, но и тем, кто их не имеет. Если человек вынужден заниматься определенной деятельностью, он опираясь на сильные стороны своей личности, сознательно или неосознанно будет компенсировать недостаток способностей. Компенсация может осуществляться через формирование определенного стиля деятельности, через приобретаемые знания или умения, или, либо через другую, более развитую в нем способность. Недостающая способность может быть компенсирована высокоразвитыми у данного человека способностями в очень широких пределах.

Возможность компенсации одних способностей при помощи развития других имеет существенное место, развивается имеющийся внутренний потенциал каждого человека, открываются новые пути к определению профессии и совершенствования в ней. Однако, проблема точного определения сферы трудовой деятельности, несмотря на возможности компенсации, в наибольшей степени соответствующей задаткам человека, остается чрезвычайно актуальной

В современной жизни достаточно широкое применение находит измерение уровня интеллектуальных способностей. На основании тестирования делаются прогнозы развития интеллекта, пригодности человека к профессиональной деятельности и дальнейшему обучению. Как известно, сегодня отдел кадров практически каждой фирмы или предприятия использует методы тестирования способностей при приеме на работу. Интеллектуальным тестированием как инструментом успешно пользуется психология. В современной психологии упрочился именно измерительный подход к выявлению и оценке выраженных способностей.


III. Заключение

В заключение отмечу, что генная инженерия, открывая большие перспективы в лечении наследственных болезней, ставит своей задачей исправить недостатки природы, помочь избавить человечество от наслед­ственных недугов. Конечно, при этом нельзя забывать, что ее успехи возможны только при одновременном улучшении условий жизнедеятельности человека. Лишь в условиях благоприятной природной и социальной среды можно стабилизировать геном человека

Молодым людям, вступающим в брак, следует помнить, что по наследству передаются не только внешние признаки и многие наследственные особенности организма, но и некоторые болезни или предрасположенность к болезненным состояниям. И важно, каждому человеку иметь общие представления о наследственности, полезно знать, какими способностями обладали наши предки, чтобы избежать бесполезной траты сил и времени и с малыми потерями отыскать свой путь в жизни. Обидно узнать о своем призвании только после того, как прожил половину жизни и перепробовал многие специальности. Если человек только в двадцать пять-тридцать лет, закончив институт, получив специальность и проработав несколько лет, понял, что его призвание совершенно иная область.


Список использованной литературы

1. Большая советская энциклопедия. Москва, 1971

2. Боринская С. Сияющие высоты геномных технологий. Журнал Компьютера №36. Москва, 2003

3. Гальтон Ф. Гений и наследственность. Еженедельник Коммерсантъ-Деньги. №45, 1999

4. Герасимович Г.И., Делец М.И, Дерюгина М.П. и др. Энциклопедия молодой семьи. Минск, 1987

5. Дубинин Н.П. Генетика и человек. Москва, 1978

6. Игнатова В.А. Концепции современного естествознания. Тюмень, 2005

7. Советский энциклопедический словарь. Москва, 1986

8.Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. Москва, 1961

9. Эфроимсон В.П. Предпосылки гениальности. Москва, 1998


[1] Гальтон Ф. Гений и наследственность. Еженедельник Коммерсантъ-Деньги. №45, 1999

[2]

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  187  188  189   ..