Opel Zafira B. Руководство - страница 73

 

  Главная      Автомобили - Опель     Opel Zafira B (Astra H) 2004 года. Двигатели Z14 XEL (1.4), Z14 ХЕР (1.4), Z16 ХЕР (1.4), Z18XE (1.8), 2.0 Turbo Z20 LER, 2.0 Turbo/OPC 20LEH

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74 

 

Opel Zafira B. Руководство - страница 73

 

 

background image

292 

Г л а в а 12  Б о р т о в о е  э л е к т р о о б о р у д о в а н и е 

Подкапотный монтажный блок 

№ 

Рабочий контур 

Обозначение 

реле 

Вентилятор систомы охлаждения 

К11 Х125 

Вентилятор системы охлаждения 

К12 Х125 

Насос омывателей фар 

К7 Х125 

Противотуманные фары 

К16 Х125 

Передние очистители (медленно/быстро) 

К5 Х125 

Передние очистители 

(включение/выключение) 

К6_Х125 

Вентиляция салона 

К15 Х125 

Подогрев топливного фильтра 

(дизельные модели) 

К14_Х125 

Стартер 

К1 Х125 

10 

Вентилятор системы охлаждения 

К13 Х125 

11 

Компрессор К/В 

К8 Х125 

12 

ЕСМ 

К2 Х125 

13 

Топливный насос 

К10 Х125 

14 

Клемма 15 

КЗ Х125 

1 2 

Размещение реле в 

салонном монтаж­

ном блоке 

Салонный монтажный блок 

№ 

Рабочий контур 

Обозначение реле 

Обогрев заднего стекла 

КЗ Х131 

Клемма 15 

К1 Х131 

Клемма 15а 

К2 Х131 

М о щ н о с т н ы е  х а р а к т е р и с т и к и  л а м п  б о р т о в ы х 

о с в е т и т е л ь н ы х приборов 

Осветительные приборы 

Тип 

Мощность 

ламп, Вт 

Фары ближнего света 

Н1 

55 

Фары ближнего света ксенонового типа 

D2S 

35 

Фары дальнего света 

Н7 

55 

Парковочные огни 

Передние указатели поворотов (Aslra) 

Н 

21 

Передние указатели поворотов, фары 

ксенонового типа 

PY 

21 

Передние указатели поворотов (Zafira) 

НЗ 

21 

Противотуманные фары 

55 

Повторители указателей поворотов 

PY" 

Задние указатели поворотов 

Р 

21 

Задние габаритные огни/стоп-сигналы 

Р 

21 

Задние габаритнее огни " 

Р 

21 

Задний туманный фонарь 

Р 

21 

Огни заднего хода 

Р 

21 

" Для моделей Zafira - Р 

31

 Данные лампы выполняют обе функции: при включении зад­

них габаритных огней лампа горит в пол накала, при нажатии 
на педаль тормоза свет лампы достигает полной яркости све­

чения. Яркость свечения лампы в режиме габаритных огней 

можно отрегулировать. 

31

 Яркость свечения габаритных огней можно отрегулировать 

(модели Astra). 

Расшифровка буквенных обозначений: 
Н1-Н7 галогенные лампы; 
Р штыковой цоколь; 

W стеклянный цоколь; 
Y оранжевый свет. 
Замечание: Перечень устанавливаемого на автомобиле элек­

трооборудование определяется комплектацией конкретной 

модели. В случае необходимости обращайтесь к Руковод­
ству по эксплуатации или в отдел поставок фирменной СТО 
компании Opel. 

У с и л и е затягивания резьбовых  с о е д и н е н и й ,  Н м 

Гайка крепления рычага стеклоочистителя 
ветрового стекла (модели Astra) 17 
Гайка крепления рычага стеклоочистителя 
ветрового стекла (модели Zafira) 14 
Гайка крепления рычага стеклоочистителя 
заднего стекла 9 
Болты крепления привода стеклоочистителей 9 
Крепежная гайка основания антенны 5 

1 Общая информация 

Внимание: Прежде чем приступать к 
обслуживанию компонентов систем бор­
тового электрооборудования ознакомь­
тесь с требованиями правил техники бе­

зопасности при работе с электрически­
ми приборами. 
Автомобиль оборудован 12-вольтной 

бортовой системой электропитания с 
заземлением по отрицательному полю­
су. Подача электроэнергии к осветитель­
ным приборам и прочим потребителям 
осуществляется от аккумуляторной ба­
тареи свинцово-кислотноготипа, подза­
рядка которой производится от генера­
тора переменного тока. Все компонен­

ты соединегы между собой проводами, 

большинство контактных разъемов це­

пей бортового электрооборудования из­

готовлены из пластмассы и являются 
многоконтактными. Надежность сочлене­
ния половин таких разъемов обеспечи­
вается защелкиванием стопорных языч­
ков вмонтированных в штекеры фикса­
торов. Прежде чем рассоединить такой 

разъем предварительно внимательно 
изучите его конструкцию - часто опре­

делить способ фиксации его половин на 

глаз совсем не просто; некоторые разъе­
мы оборудованы несколькими стопорны­
ми узлами. Тяните только за штекер, а 
ни в коем случае не за жгут электропро­
водки, во избежание случайного повреж­

дения вмонтированных в разъем контак­

тных клемм. 

В настоящей Главе приводится описа­

ние процедур ремонта и обслуживания 
электрических компонентов, установлен­
ных на автомобиле и не имеющих не­
посредственного отношения к работе 

двигателя. Информация по обслужива­

нию таких компонентов, как аккумулятор­
ная батарея, генератор и стартер при­
ведена в Главе 5, посвященной систе­
мам электрооборудования двигателя. 
Прежде чем приступать к обслуживанию 
компонентов бортового электрооборудо­
вания, во избежание получения электри­
ческого шока, либо возгорания в резуль­
тате случайного короткого замыкания, 
следует отсоединить провод от отрица­
тельной клеммы аккумуляторной батареи, 
а в некоторых случаях полностью отклю-

background image

Глава 12 Бортовое  э л е к т р о о б о р у д о в а н и е 

293 

чить батарею - в обязательном порядке 

следуйте рекомендациям, приведенным 

в Главе 5. Регулярно проверяйте состо­

яние жгутов электропроводки и надеж­

ность крепления их в промежуточных 

фиксаторах, хомутах и обвязках. Следи­

те, чтобы изоляция проводов не проти­

ралась при контакте с расположенными 

по соседству со жгутом компонентами. 

2 Поиск причин отказов 

электрооборудования 

Внимание: Описанные ниже процеду­

ры могут быть использованы для поис­

ка и устранения неисправностей в про­

стых электрических цепях не связанных 

с электронными схемами управления. 

Кроме того, их необходимо производить 

осторожно, чтобы случайно не вызвать 

короткое замыкание, что легко может 

привести к выходу из строя дорогосто­

ящих электронных систем! 

Типичный электрический контур состо­

ит из потребителя электроэнергии (ра­

бочего компонента), набора выключате­

лей, реле, исполнительных электромото­

ров, предохранителей, плавких вставок/ 

прерывателей цепи, имеющих отношение 

к работе данного компонента, а также со­

единительной электропроводки, ее кон­

тактных клемм и разьемов. С целью об­

легчения выполнения диагностических 

процедур в конце Руководства приведе­

ны схемы электрических соединений 

различных систем электрооборудования 

автомобиля. 

Прежде чем приступать к поиску причин 

отказа вышедшего из строя потребите­

ля электроэнергии, внимательно изучи­

те соответствующую электрическую схе­

му, постарайтесь как можно яснее пред­

ставить себе принцип функционирования 

компонентов, входящих в состав подо­

зреваемого контура, прежде чем прибе­

гать к использованию диагностического 

оборудования. Составители настоящего 

Руководства рекомендуют при малей­

шем сомнении в собственных силах об­

ращаться на СТО компании Opel. 

Наиболее распространенными причина­

ми отказов являются: 

• Ослабление клеммных соединений 

или их окисление; 
• Выход из строя предохранителя или 

плавкой вставки; 

• Обрыв проводов при проведении 

работ по техническому обслуживанию и 

ремонту (обрыв в электрической цепи, 

вызванный другими внешними причина­

ми встречается крайне редко); 

• Короткое замыкание, возникающее, 

как правило, в связи с нарушением це­

лостности изоляции электропроводки, 

что в обязательном порядке приводит к 

выходу из строя соответствующих пре­

дохранителей/плавких вставок; 

• Внутренние неисправности потреби­

телей электроэнергии или других про­

межуточных элементов электрической 

цепи. 

Простейшим способом диагностики яв­

ляется визуальный осмотр. Прежде чем 

приступать к более глубоким и сложным 

проверкам осмотрите наиболее вероят­

ные места возникновения неисправнос­

ти - клеммные зажимы аккумуляторной 

батареи, монтажный блок предохраните­

лей, открытее участки жгутов электро­

проводки и места их крепления в про­

межуточных фиксаторах, проверьте так 

же исправность электрических лам. 

Причину отказа могут также подсказать 

сопутствующие признаки. 

Ослабление контакта в клеммных соеди­

нениях или их сильное окисление при­

водит к отказам нестабильного характе­

ра и часто сопровождается падением 

напряжения на соответствующем участ­

ке цепи - контрольные лампы и лампы 

осветительных приборов горят в полна­

кала. Простейшая проверка цепи, выпол­

няемая путем подергивания различных 

участков электропроводки соответству­

ющего контура. Для устранения окисле­

ния контактных клемм штекерных разье­

мов электропроводки несколько раз рас­

соедините и снова соедините разьемы. 

Сильное окисление необходимо удалить 

при помощи специальных приспособле­

ний, наждачной бумаги или техническо­

го спирта. 

Короткое замыкание в цепи приводит к 

постоянно повторяющемуся перегора­

нию предохранителей/плавких вставок. 

Обрыв цепи приводит к устойчивому 

отказу, как правило, без видимых причин. 

Предохранители остаются исправными, 

внешние следов повреждений практи­

чески незаметно. Постарайтесь припом­

нить, производились ли какие-либо опе­

рации внутри двигательного отсека или 

других отделениях автомобиля с момен­

та последнего исправного функциониро­

вания соответствующей системы. Вни­

мательно осмотрите проводку, аккурат­

но потяните провода с целью выявле­

ния обрыва. Если же сгорел предохра­

нитель данной системы, а после его за­

мены функционирование системы не 

возобновилось - скорее всего вышел из 

строя какой-либо элемент, включенный 

в данную цепь. 

Найти причину отказа можно при помо­

щи простого диагностического оборудо­

вания. К числу такого оборудования мож­

но отнести универсальный измеритель 

цепи/вольтметр (для некоторых прове­

рок также подойдет 12-вольтная лампа 

с комплектом соединительных прово­

дов), лампу-пробник с индивидуальным 

источником питания (иногда называемую 

также измерителем проводимости), ом­

метр, источник питания с комплектом 

соединительных проводов, а также набор 

проводов-перемычек, оборудованных 

различного типа соединительными клем­

мами и, желательно, встроенным преры­

вателем цепи или предохранителем (для 

шунтирования подозрительных участков 

цепи или электрических компонентов). 

Однако необходимо всегда помнить, что 

3.3 Крышка (1) салонного монтажного 

блока продохранителей (модели Astra) 

- стрелками показано направление 

поворота фиксаторов для снятия 

крышки 

3.4 Снятие крышки (1) подкапотного 

монтажного блока предохранителей 

неправильное подсоединение диагнос­

тического оборудования или слабое зна­

ние электрических схем и основ элект­

рофизики может привести к выходу из 

строя других электрических цепей и по­

требителей. Тестирование систем со­

временных автомобилей лучше доверить 

специалистам сервисной станции, кото­

рые обладают необходимыми навыками 

и имеют в своем распоряжении все не­

обходимое оборудование. 

3 Предохранители - общая 

информация 

1 Для защиты контактных цепей элек­

трооборудования автомобиля могут при­
меняться различные комбинации пре­

дохранителей, прерывателей цепи и 

плавких вставок. 
2 На рассматриваемых моделях авто­

мобилей большая часть предохраните­

лей (и реле) помещается в монтажном 

блоке, расположенном слева в подкапот­

ном пространстве рядом с аккумулятор­

ной батареей. Второй (салонный) мон­

тажный блок вмонтирован в левую бо­

ковину багажного отделения. Оба блока 

оборудованы съемными крышками. 

3 Для снятия крышки салонного мон­

тажного блока на моделях Astra необхо­

димо повернуть 2 фиксатора, как пока­

зано на солр. иллюстрации открыть и 

снять крышку. При необходимости 

вставьте в прорезь фиксаторов монету 

background image

204 

Г л а в а  1 2  Б о р т о в о е  э л е к т р о о б о р у д о в а н и е 

З.ва Специальный зажим  д л я извлече­

ния предохранителей обычно крепится 

к внутренней сторона крышки монтаж­

ного блока 

или другой подходящий инструмент, под­

деньте крышку при помощи пластмас­

сового клина. На моделях Zafira фикса­
торы крышки имеют другую конструкцию 

- их необходимо отжать. Установка про­

изводится в обратном порядке про­
верьте надежность фиксации крышки. 

4  Д л я снятия крышки подкапотного 

монтажного блока предохранителей не­

обходимо ввести отвертку в соединение 
фиксатора и отжать его

 (см. сопр. ил­

люстрацию). Затем откиньте крышку и 

снимите ее с блока. При установке про­
следите, чтобы крышка плотно прилега­
ла к монтажному блоку. 
5 Каждый отдельный предохранитель 
используется для защиты какого-либо 
конкретного электрического контура или 
нескольких контуров. Идентификацион­
ная карта со схемой размещения пре­

дохранителей в монтажном блоке обыч­

но подклеивается к крышке последнего, 
с внутренней ее стороны (см. также 
Спецификации). 

6 В монтажных блоках используются 

предохранители компактной конструк­
ции, оборудованные штыковыми контак­
тами, и при необходимости легко извле­
каемые из своих гнезд в блоке. Для из­
влечения предохранителей следует ис­
пользовать специальный зажим

 (см. 

иллюстрацию З.ва). который находит­
ся 8 салонном монтажном блоке. При 
отказе какого-либо из потребителей 
электроэнергии в первую очередь все­
гда следует проверить состояние соот­

ветствующего предохранителя. Обычно 
корпус предохранителя изготавливает­

ся из прозрачной пластмассы, сквозь 
которую легко определить состояние 
рабочей перемычки  ( с м . иллюстрацию 
З.вЬ) 

7 При замене перегоревшего предох­

ранителя строго следите за тем. чтобы 
приготовленный сменный элемент соот­

ветствовал по типу вышедшему из строя. 
Каждая из электрических цепей имеет 

различные рабочие параметры и нужда­
ется в различной степени защиты, по­
этому замена предохранителя, рассчи­
танного на определенную силу тока не 
соответствующим ему по параметрам 
чревата самыми серьезными послед-

З.бЬ Факт перегорания контактной 

перемычки вышедшего из строя 

предохранителя легко выявляется при 

визуальном осмотре имеющего 

полупрозрачный корпус элемента 

ствиями (вплоть до возникновения по­
жара). Рабочие параметры предохрани­
теля (номинальная сила тока) обычно 
обозначены на его пластмассовом кор­
пусе, кроме того, дополнительно исполь­

зуется цветовая идентификация (см. 
Спецификации). 
8 Если новый предохранитель сразу же 
после установки также выходит из строя, 
не имеет смысла производить дальней­
шую его замену, - прежде следует выя­
вить и устранить причину возникновения 
перегрузки в цепи. В большинстве слу­
чаев таковой оказывается короткое за­
мыкание соединительной электропро­
водки, вызываемое повреждением ее 
изоляции. Запасные предохранители 

обычно помещаются в свободных колод­

ках монтажного блока. 

4 Реле - общая информация 

и проверка исправности 

функционирования 

О б щ а я  и н ф о р м а ц и я 

1 Для подачи электропитания или сиг­

нала управления на некоторые из потре­
бителей электроэнергии в автомобиле 
(такие как компоненты системы впрыс­
ка топлива, клаксон, стартер, вентилято­
ре) системы охлаждения, противотуман­
ные фары и пр.) используются реле. 
Фактически реле представляет собой 
электрический ключ, обеспечивающий 
замыкание высоковольтного контура по 
низковольтному сигналу В случае выхо­

да реле из строя происходит отказ фун­

кционирования соответствующего по­
требителя. Реле установлены в монтаж­
ных блоках предохранителей (см. Раз­

дел 3). Описание проверки исправнос­

ти функционирования реле приведено 
ниже. Вышедшие из строя реле подле­
жат замене. 

П р о в е р к а 

2 Если не удается выяснить способ 
включения реле в соответствующий 
электрический контур по схемам элект­

рических соединений (схемы приведе­

ны в конце Руководства), следует по­
мнить, что подход к проверке любого 
реле в принципе одинаков во всех слу­
чаях (см. далее). 
3 В большинстве случаев к двум из 
контактных клемм реле всегда подсое­

динен контур управления. При подаче на 

5.4  Д л я снятия рожка клаксона необхо­

димо рассоедините разъем (2) элект­

ропроводки и вывернуть крепежный 

болт (1) 

эти клеммы низковольтного напряжения 
ток начинает циркулировать по обмотке 
управления реле, в результате чего про­

исходит замыкание больших контактов 

рабочего контура потребителя электро­
энергии. Остальные клеммы являются 
клеммами рабочего (ВВ) контура. 
4 С целью облегчения идентификации 
клемм реле на его корпус обычно нано­
сится пояснительная маркировка с изоб­
ражением схемы подсоединения ключей. 
5 Перед снятием реле удостоверьтесь, 
что соответствующий контур обесточен. 
6 Подсоедините оборудованный пре­

дохранителем провод-перемычку между 
одной из клемм управления реле и по­
ложительной клеммой батареи. При по­

мощи второго провода-перемычки за­
землите вторую клемму управления, -
реле должно издать щелчок. Некоторые 
репе требуют обязательного соблюде­
ния полярности подключения, - если 
щелчка не произошло, попробуйте поме­

нять полярность подключения клемм уп­

равления. 

7 При подсоединенных проводах-пере­
мычках проверьте наличие проводимос­

ти между клеммами ВВ контура. 

8 При отрицательном результате про­

верки замените реле. 

5 Снятие и установка рожка 

клаксона 

1 Рожок клаксона установлен с правой 

стороны автомобиля под накладкой пе­
реднего бампера. 
2 Отсоедините провод от отрицатель­

ной клеммы аккумуляторной батареи 
(см. Главу 5). 

3 Поднимите автомобиль на подъем­
нике и установите на специальные под­
ставки. 
4 Рассоедините разъем электропро­

водки

 (см. сопр. иллюстрацию) клак­

сона, выверните крепежный болт и сни­

мите рожок клаксона. 

5 Установка производится в порядке, 
обратном порядку снятия. По окончании 

проверьте исправность функционирова­

ния клаксона. 

background image

Г л а в а 12  Б о р т о в о е  э л е к т р о о б о р у д о в а н и е 

295 

6.2 Разъом (1) электропроводки и 

фиксаторы (2) датчика системы 

помощи при парковке 

7.2 Подводящий шланг (1) форсунки 

омывателя ветрового стекла - стрелкой 

указан фиксатор 

7.13 Снятие крышки фароомывателя 

при помощи отвертки (1) 

6 Снятие и установка 

датчиков системы помощи 

при парковке 

Замечание: В зависимости от комплек­

тации датчики могут быть установлены 

как на заднем, так и на переднем бам­
пере. Принцип функционирования сис­
темы описан в соответствующем разде­

ле Гпавы -Органы управления и приемы 

эксплуатации". 

1 Снимите накладку соответствующе­

го бампера (см. Главу 11). 
2 Рассоедините разъемы электропро­
водки

 (см. сопр. иллюстрацию) дат­

чиков системы помощи при парковке на 
обратной стороне накладки. Отожмите 
по 2 фиксатора и поочередно снимите 

датчики. 

3 Установка производится в обратном 
порядке. 

7 Снятие и установка 

форсунок омывателей 

стекол 

В е т р о в о е  с т е к л о 

1 Снимите решетку обтекателя (см. 

Главу 11). 

2 Отожмите фиксатор Сем. сопр. ил­

люстрацию) на обратной стороне ре­

шетки и извлеките форсунку из посадоч­
ного гнезда. Отсоедините шланг от фор­

сунки. 

3 Установка производится в обратном 
порядке. 

7.14 Фиксатор (1) фароомывателя 

4 При необходимости отрегулируйте 
направление струи подачи омывающей 
жидкости на ветровое стекло, для чего 
введите в соответствующее сопло фор­
сунки иглу (на сервисных станциях ис­
пользуют приспособление HAZET 4850-

1) и направьте сопло в нужную точку. 

З а д н е е  с т е к л о 

Модели Хэтчбэк и Astra GTC 

5 Снимите обивку двери задка (см. 

Главу 11). 

6 Снимите стоп-сигнал верхнего уров­
ня (см. Раздел 20). 
7 На моделях Хэтчбэк просто извлеки­
те форсунку из сборки стоп-сигнала, на 

моделях Astra GTC необходимо пред­

варительно отжать 2 фиксатора. 
8 Установка производится в обратном 
порядке. 

Модели Универсал и Zafira 

9 При помощи пластмассового клина 
или другого подходящего инструмента 
подденьте форсунку и извлеките ее из 
посадочного гнезда двери задка

 (см. 

сопр. иллюстрацию). Отсоедините по­
дающий шланг от форсунки. 

10 Установка производится в обратном 

порядке. 

Ф а р о о м ы в а т е л и  ( м о д е л и Astra) 

11 Снимите накладку переднего бампе­

ра (см. Главу 11). 

12 Отсоедините шланг омывателя фар 

с обратной стороны накладки. 

13 При помощи отвертки отожмите вниз 

7.9 Снятие форсунки (2) омывателя 

заднего стекла 

Пластмассовый клин 

Подводящий шланг 

7.15 Фиксаторы (1) крышки фароомы­

вателя 

крышку фароомывателя из накладки пе­

реднего бампера

 (см. сопр. иллюст­

рацию). 

14 Отожмите фиксатор Сем. солр. ил­

люстрацию) и извлеките фароомыва-

тель из накладки. 

15 Отожмите фиксаторы

 (см. сопр. 

иллюстрацию) и снимите крышку фа­

роомывателя. 

16 Установка производится в обратном 

порядке. 

8 Снятие и установка 

резервуара/насоса подачи 

омывающей жидкости 

М о д е л и Astra 

Замечание: При необходимости мож­
но снять насосы, не снимая резервуар с 

автомобиля. 

1 Снимите декоративную решетку ра­

диатора (см. Главу 11). 

2 Выверните болты

 (см. сопр. иллю­

страцию) крепления резервуара для 
омывающей жидкости. 
3 Отсоедините электропроводку

 (см. 

сопр. иллюстрацию) от насоса стек-
лоомывателя и датчика уровня омываю­

щей жидкости. Отсоедините шланги от 
насоса стеклоомывателей, при этом ста­
райтесь не допускать вытекания омыва­
ющей жидкости. Затем рассоедините 
разъем электропроводки и шланг от на­

соса фароомывателей. 
4 Извлеките резервуар омывающей 
жидкости через низ и отсоедините шланг 
от резервуара. 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74