Opel Zafira B. Руководство - страница 33

 

  Главная      Автомобили - Опель     Opel Zafira B (Astra H) 2004 года. Двигатели Z14 XEL (1.4), Z14 ХЕР (1.4), Z16 ХЕР (1.4), Z18XE (1.8), 2.0 Turbo Z20 LER, 2.0 Turbo/OPC 20LEH

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34 

 

Opel Zafira B. Руководство - страница 33

 

 

background image

132 

Г л а в а 2  Д в и г а т е л ь 

6.38 Прокладка (2) крышки (1) головки 

блока цилиндров 

/ Толщина слоя герметика = 2 мм 

способления КМ-953 и 954 с двигате­

ля. Внимание: Ни в коем случае нельзя 

использовать контрольные приспособ­

ления для удерживания валов двигате­

ля от проворачивания! 

32 Выверните болт, освободив отвер­

стие для установки приспособления КМ-

955-1 (см. иллюстрацию б.32а). При 

помощи рожкового ключа отожмите 

впускной распределительный вал в ука­

занном стрелкой направлении и зафик­

сируйте натяжитель цепи приспособле­

нием КМ-955-1, тем самым ослабив на­

тяжение цепи. Внимание: При отжима­

нии/проворачивании распределитель­

ных валов ключ должен устанавливать­

ся только на выполненную в виде шес­

тигранника часть вала (см. иллюстра­

цию 6.32Ь)! 

33 Удерживая распределительные валы 

от проворачивания ослабьте крепежные 

болты звездочек обоих валов

 (см. ил­

люстрацию 6.32Ь), а затем поочеред­

но выкрутите их и замените на новые. 

Затяните болты, но так, чтобы ротор дат­

чика впускного распределительного вала 

(см. иллюстрацию 6.29) мог провора­

чиваться вручную. 
34 Установите приспособление КМ-953, 

проворачивая распределительные валы 

при помощи рожкового ключа, и извле­

ките приспособление КМ-955-1. 

35 Установите приспособление КМ-954 

так, чтобы выступ приспособления совпал 

с выемкой ротора

 (см. иллюстрацию 

6.29) - при необходимости доверните 

ротор вручную. 

36 Вверните на место болт отверстия 

6.39 Установка приспособления (1) 

(КМ-6148)  д л я проверки фаз газорасп­

ределения (двигатель Z22YH) 

2 Направляющие для проверки 

совпадения отверстий 

3 Крепежные болты 

для установки приспособления КМ-955-

1 и затяните с требуемым усилием. За­

тяните крепежные болты звездочек рас­

пределительных валов с усилием 10 Нм 

- не более, затем снимите все регули­

ровочные приспособления. 
37 Дотяните крепежные болты звездо­

чек с усилием 50 Нм и еще на 60* - при 

необходимости воспользуйтесь помо­

щью ассистента, затем плавно провер­

ните коленчатый вал двигателя на 2 пол­

ных оборота и при помощи приспособ­

лений произведите проверку положения 

ВМТ - если приспособления не устанав­

ливаются (см. выше), повторно выполни­

те регулировку фаз газораспределения. 

Установка 

38 Установка всех снимавшихся компо­

нентов производится в порядке, обрат­

ном порядку снятия. При сборке исполь­

зуйте новую прокладку крышки головки 

блока цилиндров

 (см. сопр. иллюст­

рацию), нанесите герметик (серого цве­

та) на стыки головки блока цилиндров и 

крышки привода ГРМ. Внимание: Крыш­

ка должна быть установлена в течение 

10 минут после нанесения герметика! Не 

забудьте заменить прокладку болта ре­

гулировочного отверстия. 

Д в и г а т е л ь Z22YH 

Внимание: В отличие от других на дан­

ном двигателе определяется ВМТ такта 

сжатия для поршня 4-го цилиндра! 
39 Для проверки фаз газораспределе­

ния после проведения подготовительных 

работ и поворачивании шкива коленча­

того вала до совмещения меток необхо­

димо установить при помощи крепежных 

болтов специальное приспособление 

КМ-6148 (см.

 сопр. иллюстрацию) -

при этом направляющие должны войти 

в специальные отверстия на зубчатых 

шкивах распределительных валов. Если 

этого не произошло - необходимо про­

извести соответствующую регулировку. 

6.40 Совмещение меток распредели­

тельного вала (двигатель Z19DT) 

6.42 Установка фиксатора (EN-46788) 

(4) коленчатого вала 

1 Крепежная шпилька 

2 Гайка 

3 Крепежный болт 

Д в и г а т е л ь Z19DT(H) 

40  Д в и г а т е л ь Z19DT - необходимо 

провернуть коленчатый вал до совмеще­

ния меток на шкиве распределительно­

го вала и на кожухе ГРМ (см. сопр. ил­

люстрацию). 

41 Двигатель Z19DTH - для проверки 

необходимо предварительно вывернуть 

2 резьбовые пробки спереди и сзади на 

корпусе распределительных валов и 

ввернуть вместо них специальные регу­

лировочные оправки Opel-EN-46789 (со 

стороны впускных клапанов) и  E N -

46789-100 (со стороны выпускных кла­

панов). Проверните коленчатый вал так, 

чтобы регулировочные оправки зафик­

сировались в распределительных валах. 
42 Установите фиксатор коленчатого 

вала EN-46788 (см. сопр. иллюстра­

цию), для чего выверните болт (стрел­

ка) масляного насоса и установите вме­

сто него специальную крепежную шпиль-

background image

Глава 2  Д в и г а т е л ь 

133 

6.47 Освобождение доступа к верхней 

крышке привода ГРМ (двигатели 

Z 1 7 D T ( L / H » 

/ Вакуумная трубка 

2 Бол г крепления короба элек тропро • 

водки 

3 Жгут электропроводки 

4 Короб электропроводки 

ку. Установите фиксатор на шестерне ко­

ленчатого вала и закрепите его на шес­

терне болтом и гайкой на крепежной 

шпильке. 

43 Если при установленном инструмен­

те метки ВМТ на шкиве распределитель­

ного вала и корпусе распределительных 

валов совпадают, то фазы распределе-

г». ния отрегулированы правильно. В про­

тивном случае снимите зубчатый ремень 

и произведите соответствующую регу­

лировку - данную операцию рекоменду­

ется поручить специалистам СТО. 
44 По окончании выполнения проверки 

установите на место снимавшиеся ком­

поненты. Не забывайте устанавливать 

крышку двигателя (см. Раздел 2). 

:  Д в и г а т е л ь Z17DT(L/H) 

45 Снимите крышку двигателя (см. Раз­

дел 2). 

46 Снимите воздухоочиститель (см. Гла­

ву 4). 

— 47 Выверните болт крепления короба 

электропроводки от верхней передней 

крышки привода ГРМ

 (см. сопр. иллю­

страцию), отсоедините жгут электропро­

водки и вакуумную трубку. 

48 Отсоедините вакуумную трубку  ( с м . 

сопр. иллюстрацию) от крышки ГРМ 

(3 держателя), выверните 8 крепежных 

болтов и снимите верхнюю крышку при-

. вода.  В н и м а н и е : Для крепления верх­

ней крышки зубчатого ремня применя­

ются болты различной длины - запом­

ните установочное положение болтов! 

49 Снимите скобу датчика распредели­

тельного вала

 (см. иллюстрацию 

6.48). 
50 Проверните коленчатый вал до со­

вмещения отверстий на зубчатых коле­

сах распределительного вала и ТНВД с 

отверстиями на корпусе двигателя и 

вверните установочные болты

 (см. сопр. 

иллюстрацию) Мб в соответствующее 

отверстие колеса распределительного 

вала и МО в колесо привода ТНВД 

6.48 Верхняя крышка (4) привода ГРМ 

(двигатели Z17DT(L/H)) 

7 Скоба датчика распределительного 

вала 

2 Крепежный болт 
3 Вакуумная трубка 

51 Снимите защиту картера двигателя 

(см. Раздел 5) и проверьте совмещение 

меток - при ввернутых установочных бол­

тах метка на шкиве коленчатого вала 

должна совпадать со штифтом на крыш­

ке масляного насоса. Замечание: При 

снятом шкиве коленчатого вала метка на 

ведущем зубчатом колесе должна совпа­

дать с приливом на крышке масляного 

насоса. Если метки не совпадают, необ­

ходимо выполнить регулировку фаз рас­

пределения (см. Раздел 8) - предвари­

тельно снимите зубчатый ремень. 

52 По окончании проверки установите 

все снимавшиеся компоненты на место. 

Д в и г а т е л ь Z13DTH 

53 Выверните 2 пробки из корпуса рас­

пределительных валов

 (см. сопр. ил­

люстрацию). Очистите резьбу и ввер­

ните в отверстия фиксирующие шпиль­

ки (Opel-EN-46781) - по окончании ус­

тановки лыски на наружной стороне 

шпилек должны располагались горизон­

тально. При необходимости нанесите на 

шпильки метки. 
54 Проверните коленчатый вал по часо­

вой стрелке, чтобы подпружиненные фик­

сирующие шпильки зафиксировались. 

Внимание: При проворачивании колен­

чатого вала ассистент должен следить 

за тем, чтобы фиксирующие шпильки не 

проворачивались! 
55 Вставьте в специальное отверстие на 

РКПП штифт Opel-EN-46785 (см. солр. 

иллюстрацию), слегка вращая вперед -

6.50 Выставление ВМТ на двигателях 

Z17DT(L/H) 

1 Шкив коленчатого вала 

2 Метка шкива коленчатого вала 

3 Штифт на корпусе масляного насоса 

4 Установочный болт зубчатого колеса 

ТНВД (М8) 

5 Установочный болт зубчатого колеса 

распределительного вала (Мб) 

6.53 Пробки корпуса распределитель­

ных валов (двигатель Z13DTH) 

6.55 Установка штифта Opel-EN-46785 

(двигатель Z13DTH) 

назад коленчатый вал, чтобы штифт во­

шел в отверстие на маховике. Если 

штифт не вставляется в маховик, необ­

ходимо произвести регулировку фаз га­

зораспределения. 

7  С н я т и е и  у с т а н о в к а 

м у л ь т и р е б е р н о г о  р е м н я 
п р и в о д а  в с п о м о г а т е л ь н ы х 
а г р е г а т о в 

Общая информация 

1 Операции по снятия и установке 

мультиреберного приводного ремня в 

большинстве случаев схожи у всех дви­

гателей, отличия определяются, лишь 

вариантами компоновки натяжных роли-

background image

134 

Г л а в а 2  Д в и г а т е л ь 

7.11 Центральный  б о л т (1) 

натяжного ролика мультире­

берного ремня (двигатель 

Z18XE) 

7.12 Ослабление мультире 

берного ремня (двигатели 

Z20LE(L/R/H» 

7.6 Ослабление натяжения 

мультиреберного ремня (1) 

(двигатель Z16XEP) 

2 Натяжной ролик 

3 Головка механизма 

натяжения 

4 Ключ для ослабления/ 

натяжения ремня 

5 Стопорный стержень 

(КМ-6130) 

ков и связанными с этим особенностя­
ми. Если в представленных ниже описа­
ниях процедура замены ремня приведе­
на не полностью, следует ориентировать­
ся на выполнение операций для

 бензи­

нового двигателя Z16XEP. 

2 Мультиреберный ремень предназна­
чен для привода вспомогательных агре­
гатов, таких как генератор, водяной на­
сос и насосный узел кондиционера воз­

духа. В зависимости от модели двига­
теля и комплектации количество привод­

ных агрегатов может быть разным, и со­

ответственно будет различной длина 

ремней - будьте внимательны при по­
купке нового ремня для свого автомо­
биля. Перед снятием ремня рекоменду­

ется зарисовать схему его натяжения. 
3 Если ремень будет использоваться 

повторно, прежде чем снимать его со 
шкивов нанесите маркером метку (в 
виде стрелки) для определения направ­

ления вращения мультиреберного рем­
ня при последующей установке.  З а м е ­
ч а н и е :
 Ремень вращается по часовой 
стрелке, если смотреть на двигатель со 
стороны ременного привода.
 Если ра­
нее использовавшийся ремень устано­

вить без соблюдения направления вра­
щения, он будет подвергаться повышен­
ному износу и быстро выйдет из строя. 

Д в и г а т е л ь  Z 1 6 X E P 

Снятие 

4 Снимите воздухоочиститель (см. Раз­

дел 4). 

5 Нанесите метку  д л я определения 
направления вращения ремня при уста­

новке. 

6 При помощи ключа (см. сопр. ил­

люстрацию) поворачивая его в указан­

ном стрелкой направлении отожмите 
натяжной ролик и зафиксируйте его спе­
циальным стержнем, затем снимите ре­
мень. 

Установка 

7 Наденьте мультиреберный ремень на 

приводные шкивы. 
8 При помощи ключа слегка отожмите 

натяжной ролик по направлению стрел­

ки и извлеките стопорный стержень. 

Затем медленно поверните ключ по ча­

совой стрелке - мультиреберный ремень 

натянется. 

9 Установите воздухоочиститель. 

Д в и г а т е л ь  Z 1 8 X E 

10 Перед снятием воздухоочистителя 

(см. Глава 4) необходимо снять крышку 

двигателя (см. Раздел 2). 

11 Для ослабления мультиреберного 

ремня используется центральный болт 
натяжного ролика

 (см. сопр. иллюст­

рацию), для чего при помощи обычного 

гаечного ключа (15 мм) - отожмите его в 
направлении стрелки. 

Д в и г а т е л и Z20LE(L/R/H) 

12 Порядок ослабления мультиреберно­

го ремня показан

 на сопроводитель­

ной иллюстрации (ключ необходимо 
отжимать в направлении стрелки). 

Д в и г а т е л ь Z22YH 

13 Мультиреберный ремень на данных 

моделях снимается снизу, предваритель­

но снимите правый пыльник двигателя 

(см. Раздел 5). 

14 Поверните натяжное устройство (см. 

сопр. иллюстрацию) за болт в направ­

лении стрелки и ослабьте мультиребер­

ный ремень. 

15 После установки мультиреберного 

ремня проверьте положение рычага на-

тяжителя

 (см. сопр. иллюстрацию) -

при натянутом ремне контрольная мет­

ка рычага должна находиться между мет­

ками ограничения положения рычага. 

7.14 Ослабление мультире­

берного ремня (двигатель 

Z22YH) 

Рычаг натяжителя 

Регулировочный болт 

С 

7.15 Проверка положония рычага 

натяжителя (1) 

Контрольная метка рычага натяжите­

ля 

Метки ограничения положения 

рычага 

7.19 Крепление правой опоры двигате­

л я 

Болты крепления опоры к двигателю 

Болты крепления опоры к лонжерону 

16 Установите на место пыльник и опу­

стите автомобиль на колеса. 

Д в и г а т е л ь  Z 1 4 X E P 

17 Особенностью данного двигателя 

является то, что для замены мультире­

берного ремня необходимо снять пра­

вую опору двигателя, для чего предва­

рительно снимите правый пыльник дви­

гателя и установите специальное при­

способление (см. Раздел 5). 

18 После установки приспособления 

опустите автомобиль откройте капот и 

снимите воздухоочиститель (см. Главу 4). 

background image

Г л а в а 2  Д в и г а т е л ь 

135 

7.21  Кронштейн правой опоры 

двигателя (1) 

7.20  Б о л т ы крепления 

натяжного устройства 

показаны короткими 

стрелками 

/ Приспособление КМ-

955-2 

7.24а Ослабление мультире­

берного ремня (1) при помощи 

специального ключа (2) 

(двигатель Z13DTH) 

7.24Ь Установка стопор­

ного стержня (3) (двига­

т е л ь Z13DTH) 

19 Выверните болты 

крепления правой опо- ' 

ры

 (см. сопр. иллюс­

трацию) и демонти- 2 

руйте ее. 
20 Используя специ­
альное приспособление

 КМ-6131 ото­

жмите натяжной ролик в направлении, 
указанном длинной стрелкой

 (см. сопр. 

иллюстрацию), и зафиксируйте его в 

этом положении. Снимите мультиребер-
ный ремень. 
21 При необходимости замены/снятия 
натяжного ролика отсоедините кронш­
тейн крепления правой опоры от блока 

двигателя

 (см.сопр. иллюстрацию), 

для чего выверните 3 крепежных болта. 

Затем еще раз отожмите натяжной ро­
лик, извлеките фиксирующее приспособ­
ление

 КМ-955-2 и отпустите ролик. Вы­

верните крепежные болты натяжного 

устройства

 (см. иллюстрацию 7.20) и 

снимите его с двигателя. 

22 Установка всех снятых компонентов 

производится в порядке, обратном по­
рядку снятия. 

Д в и г а т е л ь  Z 1 3 D T H 

23 Мультиреберный ремень на данных 
моделях снимается снизу. Необходимо 
предваритепьно снять правый пыльник 

двигателя (см. Раздел 5). 

24 Ослабьте мультиреберный ремень, 
поворачивая натяжное устройство спе­

циальным ключом

 (см. сопр. иллюст­

рацию 7.24а) в направлении стрелки, и 

зафиксируйте натяжное устройство в 
этом положении стопорным стержнем 

(см. сопр. иллюстрацию 7.24Ь). За­

мечание: На СТО для этой цели приме-

7.25 Ослабление мультиреберно­

го ремня (двигатель Z17DT) 

7.27Ь Установка стопор­

ного стержня (4) (двигате­

ли Z19DT(H)) 

Центральный болт натяжного 

ролика 

Стопорный стержень 

7.27а Ослабление мультиребер­

ного ремня (3) (двигатели 

Z 1 9 D T ( H » 

/ Центральный болт натяжного 

ролика 

2 Специальный ключ 

няют приспособление КМ-6130. Сними­
те ремень. 

Д в и г а т е л ь Z17DT 

25 Ослабьте мультиреберный ремень, 
поворачивая натяжное устройство клю­
чом за центральный болт натяжного ро­

лика

 (см. сопр. иллюстрацию) в на­

правлении стрелки, и зафиксируйте на­
тяжное устройство в этом положении 

стопорным стержнем, затем снимите 

ремень. 

Д в и г а т е л и  Z 1 9 D T ( H ) 

26 Предварительно снимите защиту 
картера двигателя (см. Раздел 5). 
27 Ослабьте мультиреберный ремень, 
поворачивая натяжное устройство спе­

циальным ключом

 (см, сопр. иллюст­

рацию 7.27а) в направлении стрелки, и 

зафиксируйте натяжное устройство в 
этом положении стопорным стержнем 

(см. сопр. иллюстрацию 7.27Ь). затем 

снимите ремень. 

8  С н я т и е и  у с т а н о в к а 

з у б ч а т о г о  р е м н я / ц е п и 
п р и в о д а  Г Р М  ( р е г у л и р о в к а 

ф а з  г а з о р а с п р е д е л е н и я ) 

Внимание: Перед началом выполнения 

работ по снятию зубчатого ремня/цепи 

не забывайте отсоединять кабель от от­

рицательной клеммы аккумуляторной 

батареи! 

О б щ а я  и н ф о р м а ц и я 

Главное предназначение зубчатого рем­
ня/цепи - осуществление привода газо­
распределительного механизма, при этом 
он обеспечивает согласованное открыва­
ние/закрывание клапанов в зависимос­
ти от текущего такта рабочего цикла в 
каждом из цилиндров двигателя. Кроме 
того, на различных моделях двигателя 
посредством зубчатого ремня/цепи осу­
ществляется привод некоторых вспомо­
гательных агрегатов, таких как ТНВД (ди­

зельные модели), водяной насос, а на не­

которых двигателях и масляный насос. 
Перед снятием ремня рекомендуется 
нарисовать схему его натяжения. 
Последовательность операций по снятию 
и установке ремня привода ГРМ прак­
тически одна и та же для большинства 

двигателей, отличия определяются осо­

бенностями конструкции двигателей. 
Если некоторые операции по замене 
ремня приведены не полностью, как пра­
вило они не представляют особых труд­
ностей и требуют лишь минимальных 
знаний слесарного дела - обращайтесь 
к описанию процедуры замены ремня на 

двигателе Z16XEP.