Mitsubishi: техническое обслуживание автомобилей - часть 649

 

  Главная      Автомобили - Mitsubishi     Mitsubishi - руководство по эксплуатации и ТО. Программы обучения Рольф

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  647  648  649  650   ..

 

 

Mitsubishi: техническое обслуживание автомобилей - часть 649

 

 

Для новой конструкции МКПП потребовалось разработать устройство, 

позволяющее жестко соединять свободные шестерни с первичным валом, когда 

необходимо включить одну из передач. Это устройство получило название 

зубчатая муфта. Зубчатая муфта свободно скользит по шлицам первичного вала. 

С двух сторон муфты имеются зубья, входящие в зацепление с зубьями шестерен 

передач. Зубья могут располагаться в разных плоскостях (см. левый и средний 

рисунки). Муфта располагается между двумя шестернями и может одновременно 

включать только одну из них. Таким образом, для 3-х или 4-хступенчатой МКПП 

необходимо 2 муфты, для 5-тиступенчатой МКПП - 3 муфты. Зубья муфты 

выполнены конусными для снижения ударов при включении передач. 

 

 

Зубчатые муфты облегчают переключение передач, однако полностью ударные 

нагрузки устранить не удается, так как угловые скорости шестерни и муфты не 

равны в момент переключения передачи. Для выравнивания частот вращения 

шестерни и муфты перед их сцеплением предназначен синхронизатор

Синхронизатор представляет собой коническую фрикционную муфту с малой 

конусностью (см. правый рисунок), что позволяет передавать значительный 

крутящий момент при небольших усилиях прижатия F. 

 

232

МКПП могут быть полностью синхронизированы – если все передачи 

включаются при помощи синхронизаторов. Синхронизатор может быть 

одностороннего (включает одну передачу) и двустороннего (включает две 

передачи) действия. В настоящее время чаще всего использую инерционные 

синхронизаторы, которые блокируют включающую зубчатую муфту до тех пор, 

пока разность частот вращения синхронизируемых элементов, обладающих 

разными кинетическими энергиями, не будет поглощена работой трения в 

синхронизаторе. Инерционный синхронизатор включает следующие элементы: 

•  Выравнивающий – фрикционный элемент, поглощающий энергию 

касательных сил инерции вращающихся масс; 

•  Блокирующий – устройство, препятствующее перемещению включающей 

зубчатой муфты до полного выравнивания угловых скоростей; 

•  Включающий – зубчатая муфта, включающая передачу. 
 

Иногда в качестве выравнивающего элемента применяются многодисковые 

муфты, но наибольшее распространение получили конусные синхронизаторы, в 

которых выравнивающим элементом является конусная муфта. В конусном 

синхронизаторе может быть предусмотрено от 1 до 3 конусных муфт для 

включения одной передачи. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шестерня имеет внешний конус, соответствующий внутреннему конусу ступицы. 

Также шестерня имеет зубцы для зацепления с муфтой. Муфта имеет внутренние 

зубцы и кольцевую проточку, в которую входят фиксирующие шарики ступицы. 

Ступица установлена на шлицах вала с возможностью перемещения. На 

зубчатой поверхности ступицы с шагом 120º в радиальных сверлениях 

установлены 3 подпружиненных фиксирующих шарика. 

 

233

Простой синхронизатор. В простом синхронизаторе включение передачи 

осуществляется в 2 этапа. Начальный этап - синхронизатор выключен. В 

положении покоя шестерня передачи свободно находится на валу, ступица и 

муфта синхронизатора жестко соединены между собой шлицами и вращаются 

вместе с валом. Муфта фиксируется относительно ступицы (см. левый рисунок): 

стальные шарики отталкиваются пружинами в углубление в центральной части 

муфты и удерживают ее в нейтральном положении.       Этап 1 - выравнивание 

скоростей. При включении передачи водитель перемещает рычаг переключения 

передач, и вилка механизма переключения начинает смещать кольцо муфты (см. 

средний рисунок). Кольцо муфты давит на шарики, стремясь одновременно 

сдвинуть их вдоль вала и к центру вала. Усилие, направленное к центру вала, 

сжимает пружины. Усилие, направленное вдоль вала, прижимает шарики к 

стенкам пазов. Таким образом, пока шарики полностью не утоплены в пазах, 

муфта давит на верхнюю полусферу шарика, а нижняя полусфера шарика давит 

на стенку паза, расположенного в самой ступице. Ступица смещается в сторону 

шестерни передачи. На ступице расположен внутренний конус трения, который 

контактирует с внешним конусом трения на шестерни. Трение между конусами 

плавно выравнивает угловые скорости ступицы и шестерни. Данный процесс 

носит название синхронизации. Этап 2 – фиксация. При дальнейшем движении 

муфты шарики утопают в пазах, сжимая пружины. Муфта, перемещаясь, входит в 

зацепление с зубьями шестерни передачи – момент с вала начинает 

передаваться на шестерню – передача включена.

 

234

Современный синхронизатор.  

 

Шестерня имеет внешний конус и зубцы для сцепления с муфтой. Кольцо 

синхронизатора имеет внутренний фрикционный конус и 3 выреза через 120º для 

шпонок. Муфта имеет внутренние зубцы и кольцевую проточку, в которую входят 

фиксирующие приливы шпонок. Ступица установлена на шлицах вала с 

возможностью перемещения. На зубчатой поверхности ступицы с шагом 120º 

выполнены проточки, в которые установлены 3 шпонки. Шпонки удерживаются в 

проточках, прижимаясь к муфте пружинными кольцами. 

 

                                      

 

 

Муфта синхронизатора 

Свободная шестерня 
передачи 

Внутреннее кольцо (конус трения) 8 Наружное кольцо (конус трения) 

Среднее кольцо (конус трения) 9 

Среднее кольцо (конус трения) 

Наружное кольцо (конус трения) 10 

Внутреннее кольцо (конус 
трения) 

Ступица синхронизатора 11 

Свободная шестерня передачи 

Замок синхронизатора 

 

 

 

235

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  647  648  649  650   ..