СИСТЕМА ПИТАНИЯ ВОЗДУХОМ И ВЫПУСКА
ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ КАМАЗ
Система питания двигателя воздухом предназначена для забора воздуха из
атмосферы, очистки его от пыли и распределения по цилиндрам. Схема
системы изображена на рис. 46. Атмосферный воздух засасывается: в
цилиндры двигателя, проходя через воздухоочиститель 5. Очищенный воздух
распределяется впускными коллекторами по цилиндрам двигателя и участвует
в сгорании в составе рабочей смеси. Отработавшие газы проходят по
выпускным коллекторам, приемным трубам глушителя и через глушитель
выбрасываются в атмосферу. Газы, проникшие в картер двигателя через
зазоры между зеркалом цилиндра и поршневыми кольцами, удаляются в
атмосферу через патрубок и вытяжную трубку за счет избыточного давления.
На рис. 47 изображены системы забора воздуха, применяемые на различных
моделях автомобилей КамАЗ. Забор воздуха в двигатель осуществляется
через воздухозаборник. Между трубой воздухозаборника и воздухопроводами,
закрепленными на двигателе, предусмотрен уплотнитель — гофрированный
резиновый патрубок, внутрь которого вставлен нажимной диск, служащий
опорой для распорной пружины. Последняя обеспечивает герметичность
соединения уплотнителя с трубой воздухозаборника при транспортном
положении кабины. Воздухоочиститель 4 (рис. 47, а) автомобилей
КамАЗ-5320 и КамАЗ -5 5102 прикреплен к левому лонжерону рамы. На
остальных автомобилях (рис. 47, b и с) воздухоочиститель закреплен на
кронштейне 5.
Воздухоочиститель сухого типа, двухступенчатый. Первая ступень
центробежная — моноциклон со сбором отсепарированной пыли в бункер,
вторая ступень — бумажный фильтрующий элемент.
Рис. 46. Схема системы питания двигателя воздухом и
выпуска отработавших газов: 1 - трубка сапуна газоотводящая; 2 - сапун;
3 - трубка маслосливная сапуна; 4 - воздухопровод впускной двигателя; 5
- воздухоочиститель; 6 - коллектор выпускной; 7 - патрубок выпускной; 8
- глушитель; I - воздух из атмосферы; II - очищенный воздух; III -
картерные газы; IV-отработавшие газы
Воздухоочиститель (рис. 49) состоит из корпуса 8,
фильтрующего элемента 5, крышки 1, прикрепленной к корпусу четырьмя
защелками. Герметичность соединения обеспечивается прокладкой 2. Во
внутрен-ней полости крышки установлена перегородка с щелью и заглушкой,
которая образует полость сбора пыли (бункер). На входном патрубке
воздухоочистителя имеется пылеотбойник 4. Фильтрующий элемент крепится в
корпусе самоконтрящейся гайкой 6.
Засасываемый воздух через входной патрубок поступает в фильтр.
Пылеотбойник создает вращательное движение потока воздуха в кольцевом
зазоре между корпусом и фильтроэлементом, за счет действия центробежных
сил частицы пыли отбрасываются к стене корпуса и собираются в бункере
через щель в перегородке.
Затем предварительно очищенный воздух: проходит через фильтрующий
элемент, где происходит его окончательная очистка. Для очистки бункера
от пыли снять крышку, вынуть заглушку из отверстия в перегородке,
удалить пыль и вытереть бункер.
Крышку следует устанавливать так, чтобы стрелка, выполненная на днище,
была направлена вверх при горизонтальном расположении фильтра
(автомобили КамАЗ-55111, КамАЗ-5410, КамАЗ-54112).
Чистый воздух из воздухоочистителя поступает к впускным коллекторам
двигателя.
Для повышения эффективности очистки воздуха, поступающего в двигатель, и
увеличения ресурса фильтрующего элемента предусмотрена установка в
воздухоочиститель предочистителя (рис. 50). Предочис-титель представляет
собой оболочку из нетканого фильтрующего полотна, которая надевается на
филь-троэлемент перед установкой его в корпус фильтра.
Воздухопроводы впускные закреплены на боковых поверхностях головок
цилиндров со стороны развала болтами через уплотнительные паронитовые
про-кладки и соединены с впускными каналами головок цилиндров. Впускные
воздухопроводы левой и правой половин блока соединены между собой
соединительным патрубком. Патрубок закреплен на фланцах воздухопроводов
болтами. Соединения патрубка с впускными воздухопроводами уплотнены
резиновыми прокладками.
Система питания двигателя КамАЗ-7403 воздухом отличается от двигателя
КамАЗ-740 установкой воздухоочистителя, конструкцией воздухопроводов,
впускных коллекторов и патрубков.
Чистый воздух из воздухоочистителя через тройник поступает к двум
центробежным компрессорам и под избыточным давлением 70 кПа (0,7
кгс/см2) в режиме максимальной мощности подается через впускные
коллекторы в цилиндры.
Соединение тройника подвода воздуха с компрессорами и компрессоров с
впускными коллекторами обеспечивается резиновыми патрубками и шлангами,
которые стянуты хомутами.
Индикатор засоренности воздухоочистителя (рис. 51) установлен на панели
приборов и резиновым шлангом соединяется с впускным коллектором
двигателя. При достижении во впускных коллекторах двигателя предельного
разрежения 6,86 кПа (0,07 кгс/см2) индикатор срабатывает — красный
участок барабана закрывает окно индикатора и остается в таком положении
после останова двигателя. Это свидетельствует о необходимости
обслуживания воздухоочистителя.
Система выпуска газов (рис. 52) предназначена для выброса в атмосферу
отработавших газов. Система состоит из двух выпускных коллекторов 9,
двух приемных труб 7 и 8, гибкого металлического рукава 5, глушителя 1.
Каждый выпускной коллектор обслуживает ряд цилиндров и крепится к блоку
цилиндров тремя болтами. Коллекторы соединены с головками цилиндров
патрубками. Разъемное выполнение соединения коллектор—патрубок—головка
позволяет компенсировать тепловые деформации, возникающие при работе
двигателя.
Приемные трубы объединены тройником: и соединены с глушителем гибким
металлическим рукавом, который компенсирует погрешности сборки и
температурные деформации деталей системы. В каждой приемной трубе
установлена заслонка вспомогательной моторной тормозной системы.
Рис. 52. Система выпуска отработавших газов:
1-соединительные патрубки; 2-натяжные фланцы; 3-турбокомпрессоры; 4,
8-трубы выпуска отработавших газов; 5-глушитель; 6-кронштейны крепления
глушителя; 7-лонжерон рамы
(до 1 часа), не
более..................................................700
Давление смазочного масла на входе в турбокомпрессор, кПа (кгс/см2):
на двигателе под нагрузкой..........................196,2...392,4
(2...4)
на двигателе без нагрузки, не менее .. 98,1 (1)
Глушитель шума выпуска (рис. 53) активно-реактивный, неразборной
конструкции. Активный глушитель работает по принципу преобразования
звуковой энергии в тепловую, что осуществляется установкой на пути газов
перфорированных перегородок, в отверстиях которых поток газов дробится и
пульса-ция затухает. В реактивном глушителе используется принцип
акустической фильтрации звука. Этот глушитель представляет собой ряд
акустических камер, соединенных последовательно.
На выпускном патрубке глушителя автомобиля-самосвала КамАЗ-55111
установлена выпускная труба 2 (рис. 54), предназначенная для обогрева
платформы отработавшими газами в холодное время года. При эксплуатации
автомобиля-самосвала Ка-мАЗ-55111 в холодное время года для обогрева
платформы снимите заглушку с вертикальной трубы глушителя и установите
ее между патрубком тройника и выпускным патрубком. В теплое время года
установите заглушку на вертикальную трубу глушителя, сняв ее с патрубка
тройника.
Система газотурбинного наддува состоит из двух взаимозаменяемых
турбокомпрессоров, компрессоров, впускных и выпускных коллекторов и
патрубков. Турбокомпрессоры установлены на выпускных коллекторах по
одному на каждый ряд цилиндров. Уплотнение газовых стыков между
установочными фланцами турбокомпрессоров и коллекторами осуществляется
прокладками из жаропрочной стали.
Труба выпуска отработавших газов крепится к турбокомпрессорам с помощью
натяжных фланцев, а герметичность соединений обеспечивается
асбо-стальной прокладкой.
Подшипники турбокомпрессора смазываются от системы смазывания двигателя.
Турбокомпрессор ТКР7Н (рис. 55) — агрегат, объединяющий
центростремительную турбину и центробежный компрессор. Турбина
преобразовывает энергию газов в работу сжатия воздуха компрессором.
Вращающаяся часть турбокомпрессора — ротор — состоит из колеса 16 (см.
рис. 55) турбины с валом, колеса 8 компрессора и маслоотражателя 7,
закрепляемых на валу гайкой 6.
Ротор вращается в подшипнике 1, представляющем собой плавающую
невращающуюся моновтулку, удерживается от осевого и радиального
перемещений фиксатором 12, который вместе с переходником 13 является
маслоподводящим каналом. В корпусе 11 подшипника устанавливаются
стальные крышки 10 и 18 и маслосбрасывающий экран 9, который вместе с
невращающимися упругими разрезными уплотнительными кольцами 5
предотвращает течь масла из полости корпуса подшипника.
Корпуса турбины и компрессора крепятся к корпусу подшипника с помощью
болтов и планок. Для уменьшения теплопередачи от корпуса турбины к
корпусу подшипника между ними установлен чугунный экран 15 турбины и
асбостальная прокладка 14. Диффузор 4 и экран 2 образуют канал, по
которому воздух после сжатия в колесе подается во внутреннюю полость
корпуса.