СИСТЕМА ПИТАНИЯ ТОПЛИВОМ ДВИГАТЕЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ
КАМАЗ - ЧАСТЬ 1
Система питания топливом обеспечивает очистку топлива и равномерное
распределение его по цилиндрам двигателя строго дозированными порциями.
На двигателях КамАЗ применена система питания топливом разделенного
типа, состоящая из топливного насоса высокого давления, форсунок,
фильтров грубой и тонкой очистки, топливоподкачивающего насоса низкого
давления, топливопроводов низкого и высокого давлений, топливных баков,
электромагнитного клапана и факельных свечей электрофакельного пускового
устройства.
Принципиальная схема системы питания показана на рис. 35. Топливо из
бака 1 через фильтр грубой очистки 2 засасывается топливоподкачивающим
насосом и через фильтр тонкой очистки 17 по топливопроводам низкого
давления 3, 9, 15, 21 подается к топливному насосу высокого давления;
согласно порядку работы цилиндров двигателя насос распределяет топливо
по трубопроводам 6 высокого давления к форсункам 5. Форсунки распыляют и
впрыскивают топливо в камеры сгорания. Избыточное топливо, а вместе с
ним и попавший в систему воздух через перепускной клапан топливного
насоса высокого давления и клапан-жиклер фильтра тонкой очистки по
дренажным топливо-проводам 16 и 18 отводятся в топливный бак. Топливо,
просочившееся через зазор между корпусом распылителя и иглой, сливается
в бак через сливные топливопроводы 4, 14, 20.
Фильтр грубой очистки (отстойник) (рис. 36)
предварительно очищает топливо, поступающее в топливоподкачивающий насос
низкого давления. Он установлен на всасывающей магистрали системы
питания с левой стороны автомобиля на раме.
Стакан 2 соединен с корпусом 10 четырьмя болтами 7 и уплотнен кольцом 9.
Снизу в бобышку колпака ввернута сливная пробка 1. Топливо, поступающее
из топливного бака через подводящий штуцер, стекает в стаканы. Крупные
частицы и вода собираются в нижней части стакана. Из верхней части через
фильтрующую сетку 4 по отводящему штуцеру и топливопроводам топливо
подается к топливоподкачивающему насосу.
Фильтр тонкой очистки (рис. 37), окончательно очищающий топливо перед
поступлением в топливный насос высокого давления, установлен в самой
высокой точке системы питания для сбора и удаления в бак проникшего в
систему питания воздуха вместе с частью топлива через клапан-жиклер,
установленный в корпусе 1. Начало сдвига клапана-жиклера 4 (рис. 38)
происходит при давле-
нии в полости 24,5... 44,1 кПа (0,25... 0,45 кгс/см2), а начало
перепуска топлива из полости А в полость В — при давлении в полости А
196,2... 235,3 кПа (2,0... 2,4 кгс/см2). Регулируется клапан подбором
регулировочных шайб 1 внутри пробки клапана.
Топливопроводы подразделяются на топливопроводы низкого 392... 1961 кПа
(4... 20 кгс/см2) и высокого более 19614 кПа (200 кгс/см2) давления.
Топливопроводы высокого давления изготовлены из стальных трубок, концы
которых выполнены конусообразными, прижаты накидными гайками через шайбы
к конусным гнездам штуцеров топливного насоса и форсунок. Во избежание
поломок от вибрации топливопроводы закреплены скобками и кронштейнами.
Насос топливный высокого давления предназначен для подачи в цилиндры
двигателя в определенные моменты времени строго дозированных порций
топлива под высоким давлением. В корпусе 1 (рис. 39) установлены восемь
секций, каждая состоит из корпуса 17, втулки 16 плунжера 11, поворотной
втулки 10, нагнетательного клапана 19, прижатого через уплотнительную
прокладку 18 к втулке плунжера
штуцером 20. Плунжер совершает
возвратно-поступательное движение под действием кулачка вала 44 и
пружины 8. Толкатель от проворачивания в корпусе зафиксирован сухарем 6.
Кулачковый вал вращается в роликоподшипниках 42, установленных в крышках
и прикрепленных к корпусу насоса. Осевой зазор кулачкового вала
регулируется прокладками 48. Величина зазора должна быть не более 0,1 mm.
Для увеличения подачи топлива плунжер 11 поворачивают втулкой 10,
соединенной через ось поводка с рейкой 15 насоса. Рейка перемещается в
направляющих втулках 57. Выступающий ее конец закрыт пробкой 54. С
противоположной стороны насоса находится винт, регулирующий подачу
топлива всеми секциями насоса. Этот винт закрыт пробкой и запломбирован.
Топливо к насосу подводится через специальный штуцер, к которому болтом
крепится трубка низкого давления. Далее по каналам в корпусе оно
поступает к впускным отверстиям втулок 16 плунжеров.