содержание ..
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39 40
..
ТОРМОЗ-ЗАМЕДЛИТЕЛЬ ПЕРЕДАЧИ АВТОМОБИЛЕЙ
Белаз-540, Белаз-540А, Белаз-548А, БелАЗ-531, БелАЗ-531Г
Гидромеханические передачи автомобилей-самосвалов оборудованы
гидродинамическим тормозом-замедлителем лопастного типа.
Тормоз-замедлитель создает тормозной момент на ведущем валу коробки
передач и служит для поддержания постоянной скорости движения автомобиля
на спусках. При пользовании тормозом-замедлителем реже требуется
прибегать к торможению колесными тормозами, вследствие чего значительно
повышается их надежность. Наличие тормоза-замедлителя позволяет повысить
безопасность движения автомобилей на дорогах, изобилующих спусками и
подъемами.
Корпус 26 тормоза-замедлителя (см. рис. 64) крепится к картеру коробки
передач. Ротор 27 с двусторонними криволинейными лопатками установлен на
шлицах ведущего вала коробки передач и вращается между лопатками корпуса
и крышки. Зазор между лопатками корпуса и ротором регулируется набором
прокладок и должен быть с каждой стороны примерно одинаковым (1,5—2,5
мм).
Рис. 68. Клапан включения тормоза-замедлителя:
1 — пылепредохранитель штока; 2 — крышка; 3 — манжета штока; 4 — шток 5
— пружина; 6 — корпус; 7 — клапан
Для уменьшения утечек с целью поддержания
необходимого
давления в тормозе-замедлителе между ступицей и
подшипником ведущего вала установлен отражатель с двумя уплотнительными
кольцами.
Управление тормозом-замедлителем производится от педали, установленной в
кабине водителя. При нажатии на педаль управления тормозом-замедлителем
воздух из пневматической системы автомобиля через клапан (рис. 68),
расположенный под педалью, поступает в подпоршневую полость
пневмопереключателя механизма управления тормозом-замедлителем (рис.
69). Механизм управления тормозом-за-медлителем крепится к корпусу 26
(см. рис. 64). Под давлением воздуха поршень пневмопереключателя
опускается вниз и перемещает золотник механизма управления. При этом
полости I и II (см. рис. 69) золотника сообщаются и масло из
нагнетательной магистрали насоса гидротрансформатора через центральное
отверстие в крышке тормо-зазамедлителя поступает в камеру ротора.
Одновременно золотник соединяет полости III и IV, через которые масло
выводится из камеры ротора по шлангу 4 (рис. 70) к масляному фильтру и
далее к радиатору. Седло обратного клапана 5 под действием пружины и
давления
масла, выходящего из тормоза-замедлителя,
прижимается к отверстию отводного канала в картере гидротрансформатора и
перекрывает выход маслу из полости гидротрансформатора.
Рис. 69. Механизм управления
тормозом-замедлителем:
1 — корпус переключателя; 2 — крышка; 3 — поршень; 4, 5 и 10 —
уплотнительные кольца; 6 — корпус механизма управления; 7 — гильза: 8 —
золотник; 9 — стакан; 11 — пружина;
I — полость, сообщающаяся с нагнетательной магистралью насоса
гидротрансформатора; II — полость, сообщающаяся с каналом ввода масла в
камеру ротора; III— полость, сообщающаяся с магистралью отвода масла к
масляному фильтру и радиатору; IV — полость, сообщающаяся с отводным
каналом камеры ротора; V — полость сообщающаяся с каналом слива масла в
поддон
Рис. 70. Гидромеханическая передача (вид с
правой стороны):
1 — механизм управления тормоза-замедлителя; 2 — пневмопереключатель; 3
— тормоз-замедлитель; 4 — шланг отвода масла из тормоза-замедлителя; 5 —
обратный клапан; 6 — место установки датчика указателя температуры
масла; 7 крестовина; 8 — согласующий редуктор; 9 — гидротрансформатор;
10 — место установки датчика указателя давления масла в нагнетательной
магистрали насоса гидротрансформатора; 11 — поддон; 12 — шланг подвода
масла к тормозу-замедлителю
Качаемое насосом гидротрансформатора масло подается к
тормозу-замедлителю, а из него — в радиатор гидротрансформатора для
охлаждения.
Эффективность тормоза-замедлителя в большой степени зависит от быстроты
входа в режим торможения н выхода из него. Настоящая конструкция
тормоза-замедлителя и привода обеспечивает вход в режим торможения и
выход из него не более 3—4 сек.
При отпускании педали подпоршневая полость пневмопереключателя
отключается от пневматической системы автомобиля и через разобщительный
кран сообщается с атмосферой. Золотник механизма управления под
действием пружины, перемещаясь в крайнее
верхнее положение, разъединяет полости I и II (см.
рис. 69), а полость IV соединяет с полостью V. В этом случае доступ
масла в камеру ротора из нагнетательной магистрали насоса
гидротрансформатора перекрывается и масло из камеры ротора через
отводной канал, полости IV и V, канал в корпусе тормоза-замедлителя и
отверстие в привалочной плоскости коробки передач сливается в поддон.
Для более быстрого опорожнения камеры ротора в корпусе
тормоза-замедлителя установлен воздушный клапан, который открывается)
как только снимается давление в тормозе-замедлителе, и позволяет входить
в рабочую полость воздуху вместо масла, вытесняемого в картер коробки
передач.
Тормозной момент при работе тормоза-замедлителя возникает только при
включенной передаче. При этом чем выше включенная передача, тем меньше
тормозной момент.
содержание ..
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39 40
..
|