Топливный насос высокого давления двигателя Д12А-375Б автомобилей
Белаз
(рис. 25) предназначен для подачи под высоким
давлением точно дозированных порций топлива к форсункам в зависимости от
нагрузки двигателя и порядка работы цилиндров.
Топливный насос — плунжерного типа, с постоянным ходом плунжеров. Он
установлен на трех кронштейнах на горизонтальной площадке верхней части
картера между блоками цилиндров, фиксируется от продольного перемещения
стопорной пластиной, входящей в поперечный паз на корпусе насоса и в паз
среднего кронштейна, и приводится во вращение через привод от
коленчатого вала двигателя.
В корпусе топливного насоса имеются две полости: в нижней
установлен кулачковый вал, а в верхней размещены насосные элементы —
плунжеры с гильзами и общая зубчатая рейка 18.
Кулачковый вал вращается в двух шариковых и пяти скользящих подшипниках
и имеет 12 кулачков, которыми передается движение плунжерам вверх через
толкатели.
Движение плунжеров вниз осуществляется пружинами, прижимающими тарели
плунжера к толкателям. Кулачковый вал приводится во вращение через муфту
с текстолитовой шайбой. Он вращается против часовой стрелки, если
смотреть со стороны привода. Порядок работы секций насоса (нумерация от
привода): 2—11 — 10—3—6—7—12—1—4—9—8—5. Интервал между началом подачи
топлива секциями насоса 30° по углу поворота вала насоса (60° по углу
поворота коленчатого вала двигателя).
Нечетные секции насоса подают топливо в цилиндры правого блока двигателя
(со стороны привода), четные — в цилиндры левого блока.
Топливоподкачивающая секция насоса показана на рис. 26. Два радиальных
отверстия а и б соединяют внутреннюю полость гильзы с подводящим
каналом, в который поступает топливо от фильтра. При нижнем положении
плунжера оба отверстия открыты и полость гильзы заполнена топливом.
Подача топлива начинается с момента перекрытия верхней кромки плунжера
отверстий гильзы. В этот момент давление топлива в надплунжерном
пространстве начинает резко возрастать, в результате чего нагнетательный
клапан, нагруженный пружиной, открывается и топливо начинает поступать к
форсунке.
При достижении давления 210 кГ/см2 топливо поднимает иглу, закрывающую
выходное отверстие форсунки, и впрыскивается в камеру сгорания.
Нагнетание топлива в цилиндр прекращается, как только отсечная косая
кромка на плунжере открывает отверстие гильзы. После этого топливо к
форсунке не поступает, а перепускается через продольную канавку на
плунжере обратно в подводящую полость. При
этом давление топлива над плунжером резко падает и
нагнетательный клапан 3 под действием пружины и давления топлива со
стороны форсунки возвращается на свое седло 5.
Рис. 25. Топливный насос высокого давления с
регулятором числа оборотов:
Вследствие наличия на нагнетательном клапане разгрузочного пояска при
посадке клапана в седло объем нагнетательной полости увеличивается. В
результате этого давление в трубопроводе понижается. Игла форсунки
быстрее садится в седло в распылителе, что дает резкое окончание
впрыска.
При движении плунжера вниз отверстия в гильзе открываются и полость
гильзы вновь заполняется топливом. Чем больше расстояние от верхней
кромки плунжера до отсечной косой кромки, тем позже происходит отсечка и
тем больше подается топлива. Количество топлива, нагнетаемого в
цилиндры, регулируется путем смещения конца подачи, так как начало
подачи топлива не изменяется, а наступает в момент полного перекрытия
плунжером отверстий гильзы.
Плунжерные пары имеют большую точность пригонки, которая исключает
возможность замены плунжера или гильзы в данной паре. В случае
неисправности гильзы или плунжера при ремонте необходимо заменять
плунжерную пару целиком. Нельзя также разукомплектовывать нагнетательный
клапан и его седло.
При изменении режима работы двигателя количество подаваемого топлива
изменяется одновременным поворотом всех плунжеров насоса в одну сторону
на один и тот же угол.
Для поворота плунжера па нижнюю , часть каждой гильзы свободно посажена
поворотная втулка, в прорези которой входят два выступа плунжера. На
верхний конец втулки надет зубчатый венец, входящий в зацепление с
рейкой.
Рейка передвигается в нужном направлении регулятором, поворачивая при
этом поворотные втулки и плунжеры. При увеличении подачи топлива рейку
насоса следует передвинуть в сторону привода, при уменьшении подачи — в
сторону регулятора.
Максимальный ход рейки насоса ограничивается корректором 19 (см. рис.
25), который представляет собой пружинный упор рейки, допускающий
небольшое дополнительное перемещение рейки в сторону увеличения подачи
топлива только при перегрузке двигателя, когда снижается число оборотов
коленчатого вала.
Для выпуска воздуха, попавшего в систему питания,
на верхней плоскости корпуса насоса имеются пробки 16.
Трущиеся детали насоса высокого давления смазываются маслом,
циркулирующим через корпус насоса. Подвод масла к насосу осуществляется
по маслопроводу 22 (см. рис. 33), слив масла — по маслопроводу 23.