ВОЕННО-ВЕТЕРИНАРНАЯ СЛУЖБА (Петуховский А.) - часть 19

 

  Главная      Учебники - Разные     ВОЕННО-ВЕТЕРИНАРНАЯ СЛУЖБА. Учебное пособие (Петуховский А.) - 1956 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  17  18  19  20   ..

 

 

ВОЕННО-ВЕТЕРИНАРНАЯ СЛУЖБА (Петуховский А.) - часть 19

 

 

следует   вести   шагом,   в   поводу;   каждому   солдату   поручается   ве-

сти не более двух лошадей.

Оптимальной   температурой   питьевой   воды   для   лошадей   счи-

тается   10   —   12°.   Прием   лошадью   сразу   большого   количества   очень

холодной   воды   вызывает   охлаждение   желудка,   нарушает   нор-

мальную   его   функцию   и   может   привести   к   желудочно-кишечному

заболеванию.   Кроме   того,   на   согревание   поступившей   в   организм

холодной   воды   до   температуры   тела   потребуется   непроизводи-

тельная   затрата   термической   энергии   поддерживающего   корма

(более 15%).

Поэтому   в   зимнее   время,   особенно   при   водопое   из   корыт,   по-

ставленных   вне   конюшен,   поить   лошадей   сразу   вволю   не   сле-

дует,   нужно   временами   лошадей   отрывать   от   воды.   При   водо-

пое   же   из   ведра   на   поверхность   воды   рекомендуется   бросить

пучок сена.

В   полевых   условиях   на   марше   водопой   лошадей   произво-

дится   на   большом   привале,   на   ночлеге   или   на   дневке.   Поэтому

районы   большого   привала,   ночлега   или   дневки   должны   выби-

раться   с   учетом   наличия   водоисточников,   обеспечивающих   быст-

рое   проведение   водопоя.   Район   предстоящего   расположения   ча-

сти   и   в   частности   места   водопоя   лошадей   предварительно   тща-

тельно   обследуют   квартирьерской   разведкой   при   участии   в   ней.

представителя   ветеринарной   службы.   Места   водопоя   должны

быть   выбраны   в   районах,   благополучных   по   заразным   болезням

животных.   Ни   в   коем   случае   не   следует   поить   лошадей   из   общих

водопойных   корыт   скота   местного   населения.   Если   водопой   про-

изводится   из   колодцев,   воду   из   них   надо   доставать   колодезным

ведром   и   затем   разливать   ее   в   закрепленные   за   лошадьми   водо-

пойные ведра.

При   водопое   на   реке   следует   выбрать   места   с   плотными   и.

пологими   берегами,   в   стороне   от   переездов,   бродов   и   мест   во-   .

допоя   животных   населения.   Места   водопоя   лошадей   по   течению

реки     выбираются     выше     населенного     пункта.     Водопой   из     реки

можно     производить     одновременно     небольшими       подразделения-

ми   —отделениями,   взводами.   При   этом   заводить   лошадей   в   воду

следует   уступом,   так,   чтобы   лошади,   пьющие   выше   по   течению

реки,   находились   у   берега   и   не   мутили   воду   лошадям,   пьющим   '

ниже   по   течению,   которых   заводят   дальше.   Если   место   водопоя

мелкое,   то   во   избежание   «заподпруженности»   нужно   отпустить

подпруги.

Поить   лошадей   необходимо   до   полного   удовлетворения   их

потребности   в   воде,   особенно   на   походе,   когда   расход   воды   в

организме   чрезвычайно   велик.   В   практике   нередко   можно   наблю-

дать,   что   лошадь,   утомленная   продолжительной   и   напряженной

работой,   вовсе   отказывается   от   подложенного   ей   сена,   пока   не

будет напоена.

Поэтому рекомендуется, когда  это   возможно,   чаще   поить

лошадей в пути и после каждого водопоя немедленно продол-

147

жать   движение   сначала   шагом,   а   затем   обычным   переменным

аллюром.   Не   доходя   4   —   5  км  до   места   большого   привала   или

ночлега,   произвести   водопой   вволю,   после   чего   шагом   привести

лошадей   на   привал.   При   таком   водопое   в   пути   возможно

кормление   лошадей   зерном   спустя   30   —   40   минут   после   окончания

работы;   это   позволит   значительно   сократить   время   пребывания

лошадей на большом привале.

При   невозможности   организовать   водопой   в   пути,   по   прибы-

тии   к   месту   большого   привала   или   ночлега   утомленным   лоша-

дям   следует   дать   по   нескольку   глотков   воды   со   дна   ведра,

после   чего   немного   поводить   их   в   поводу,   дать   сено,   слегка   смо-

ченное водой, а через 30 — 40 минут напоить вволю.

При   маршах,   совершаемых   в   высокогорных   районах,   а   также

в   степях   и   пустынях,   встречаются   участки,   вовсе   лишенные   воды

или   имеющие   крайне   бедные   водоисточники,   мало   пригодные   для

питья.   В   таких   случаях   организация   водопоя   лошадей   пред-

ставляет   большие   трудности;   лошадей   приходится   держать   на

очень ограниченной, так называемой «голодной» норме воды.

При   недопаиванви   за   один   раз   даже   половины   потребного

количества   воды   организм   животного   сравнительно   легко   и

быстро   справляется   с   ним   путем   внутренней   регуляции   водного

обмена.   Но   систематическое   недопаивание   в   течение   многих   дней

приводит   к   тяжелому   нарушению   физиологических   процессов   в

организме,   в   частности,   к   расстройству   терморегуляции   (повы-

шение   температуры   тела),   усилению   распада   жира   и   белков,   на-

рушению   функции   пищеварения   (А.   К.   Скороходько,   В.   М.   Ко-

ролев).

Практически   установлено,   что   в   зависимости   от   времени

года   (температуры   окружающего   воздуха)   и   напряжения   в   ра-

боте   лошадь   временно   может   довольствоваться   следующими

сокращенными,   т.   е.   минимально   необходимыми   среднесуточными

нормами воды:

при умеренной работе 9 — 15 л,

при усиленной работе  (марш)  20 — 25 л.

Дальнейшее   сокращение   этих   норм   приводит   к   быстрому   сни-

жению упитанности и работоспособности лошадей.

При   работе   конского   состава   в   высокогорной   местности   осо-

бенно   необходимо   считаться   с   тем,   что   вода   в   горных   реках   лед-

никового   происхождения   очень   холодная,   бедна   минеральными

солями   и,   кроме   того,   в   ней   много   песка   и   ила.   Поэтому   в   этих

условиях   обязательно   соблюдение   всех   правил,   направленных   к

предупреждению   простудных,   ревматических   и   кишечных   заболе-

ваний.   Водопой   рекомендуется   производить   из   ведер,   не   вынимая

удил   изо   рта   лошадей,   а   жадно   пьющую   лошадь   временами

отрывать   от   воды.   По   прибытии   на   большой   привал   лошадей

хорошо   вываживать,   а   поставив   на   коновязи,   покрывать   по-

понами.

148

Недостаток   солей   в   горной   воде   следует   компенсировать   вре-

менным   увеличением   лошадям   суточной   нормы   фуражной   соли

до   30  г.  Это   тем   более   необходимо   потому,   что,   как   правило,   ло-

шадь   при   напряженной   работе   теряет   с   потом,   мочой   и   дру-

гими   путями   очень   большое   количество   хлоридов   (до   100  г

в сутки).

Оценка состояния упитанности лошадей

Состояние   упитанности   лошадей   служит   одним   из   основных

показателей работоспособности конского состава.

Работоспособность   военной   лошади,   ее   выносливость   и   рез-

вость являются основным критерием для оценки ее состояния.

Правильно   организованное   содержание   и   кормление   лошадей

должны   обеспечить   такое   их   состояние,   при   котором   конский

состав   воинской   части   в   любое   время   может   безотказно   выпол-

нить   требуемую   от   него   по   условиям   боевой   обстановки   ра-

боту.

Упитанность   следует   отличать   от   ожирения.   Необходимо

помнить,   что   излишнее   отложение   жира   в   подкожной   клетчатке,

в   брюшине   и   особенно   в   области   сердца   и   других   внутренних

органах,   наблюдаемое   при   обильном   кормлении   и   недостаточной

работе,   приводит   к   снижению   работоспособности   лошади,   а   в

некоторых   случаях   (например,   при   внезапной   напряженной   ра-

боте) — к тяжелому заболеванию или к гибели.

В   Советской   Армии   приняты   следующие   показатели,   опреде-

ляющие состояние упитанности лошадей.

1) Отличной   может   считаться   такая   упитанность   лошади,   при

которой   скелетная   мускулатура   туловища   и   конечностей   плот-

ная   и   выражена   рельефно,   а   подкожная   жировая   клетчатка   на-

столько   развита,   что   покрывает   ребра,   маклоки   и   восполняет

надглазные   впадины.   Шерсть   у   отлично   упитанной,   здоровой   и

вычищенной   лошади   гладкая   и   блестящая.   Лошадь   живо   реаги-

рует на окружающее, движения ее энергичны.

2) При   хорошей   упитанности   у   лошади   слегка   заметны   ребра,

остальные же показатели такие, как при отличной оценке.

3) Посредственной   оценивается   такая   упитанность,   когда

мускулатура   лошади   плотная   и   выражена   рельефно,   но   подкож-

ная   жировая   прослойка   недостаточна:   ребра   ясно   обозначены,

Шерстный покров не блестит.

4) Плохо   упитанной   считается   лошадь,   у   которой   мускула-

тура   не   выражена,   а   подкожная   жировая   прослойка   почти   отсут-

ствует,   вследствие   чего   ребра,   кости   плеч,   маклоки   и   седалищ-

ные бугры резко выступают, волос матовый.

Плохо   упитанная   лошадь   неработоспособна,   так   как   очень

слаба и в работе быстро утомляется.

149

Таким   образом,   главное   значение   При   оценке   состояния   упи-

танности   лошадей   придается   развитию   скелетной:   мускулатуры   и

наличию достаточной подкожной жировой прослойки.

Упитанность   лошадей   периодически   проверяется   командиром

части,   командирами   подразделений   и   лицами,   инспектирующими

часть,   на   выводках   конского   состава,   а   ветеринарным   врачом   —

при   очередных   ветеринарных   осмотрах   и   путем   постоянного   ве-

теринарного наблюдения за состоянием лошадей.

150

ГЛАВА 10

РАБОТА   ЛОШАДЕЙ,   КОНСКОЕ   СНАРЯЖЕНИЕ,  ЕГО

ПРИГОНКА   И   СОДЕРЖАНИЕ. ОБОЗ

Нормативы работы войсковой лошади

Работа   (движение)   для   лошади   является   нормальной   функ-

цией   организма.   Лишение   лошади   необходимого   ей   минимума

движения   приводит   к   появлению   у   нее   некоторых   органических

расстройств,   снижению   работоспособности   и   к   различным   заболе-

ваниям.

Лошадь   в   работе   затрачивает   определенную   силу,   которая

расходуется   на   протяжении   пройденного   расстояния.   Величина

работы   лошади   может   быть   выражена   произведением   силы   на

путь,   например,   в   килограммометрах.   Общая   величина   произво-

димой   лошадью   работы   слагается   из   полезной   работы   по   пере-

мещению   груза   (тягой   в   запряжке   или   по   переносу   груза   на

спине   под   седлом   и   вьюком)   и   работы,   идущей   на   передвижение

собственного тела.

Для   упряжной   лошади   полезная   ее   работа   выражается   про-

изведением   тягового   усилия   на   длину   пути.   Тяговое   усилие   —   это

сила,   которую   прилагает   лошадь   для   передвижения   повозки   с

грузом,   пушки,   тачанки   и   пр.   Величина   тягового   усилия   не   яв-

ляется   постоянной.   Она   зависит   от   веса   перевозимого   груза,   кон-

струкции   повозки,   сопротивления,   оказываемого   передвижению

повозки   грунтом,   состояния   полотна   дороги,   рельефа   пути   и   от

других условий работы.

Подсчитано,   что   при   современной   конструкции   военных   и

сельскохозяйственных   повозок   тяговое   усилие,   необходимое   для

передвижения   груженой   повозки,   составляет,   в   зависимости   от

состояния   дороги,   от   1/4  до   1/25   части   веса   перевозимого   груза,

включая   вес   повозки.   Отсюда,   если   обозная   лошадь   везет   по-

возку   с   грузом   общим   весом   600  кг,  то   прилагаемое   ею   среднее

тяговое усилие составит 40 кг. Следовательно,  в данном   при-

151

мере   величина   полезной   работы   лошади   на   расстоянии   30  км

будет   равна   1200   000  кгм  (40X30   000  м).  Но   это   еще   только

часть работы лошади.

Чтобы   вычислить   общую   величину   произведенной   лошадью

работы,   нужно,   как   сказано   выше,   к   полезной   работе   прибавить

работу,   производимую   лошадью   на   передвижение   собственного

тела.   Величина   этой   работы   зависит   от   массы   тела   (живого   веса)

лошади,   от   протяженности   и   состояния   пути,   на   котором   произ-

водится   работа.   В   среднем   с   грубым   приближением   считают,   что

для   обозной   лошади   весом   400  кг  эта   работа   примерно   соответ-

ствует   на   хорошей   грунтовой   дороге   1/4,   на   дороге   среднего   ка-

чества   —   1/3,   а   на   плохой   дороге   —   1/2   части   обычной   для   лошади

полезной работы.

Таким   образом,   в   приведенном   примере   общая   работа   обоз-

ной   лошади,   перевозящей   груз   в   600  кг  на   расстояние   30  км  по

дороге   среднего   качества,   будет   составлять   1   600   000  кгм  (полез-

ная   работа   1   200   000  кгм   +  работа   по   передвижению   тела

лошади 400 000 кгм).

Увеличение   скорости   движения   значительно   повышает   рас-

ход   энергии   лошади.   В   результате   этого   утомляемость   лошади

на   репризах   рысью   и   особенно   на   галопе   по   сравнению   с   шаго-

вой работой также увеличивается.

При   подъемах   в   гору   лошадью   затрачивается   дополнитель-

ное   усилие,   которое   прямо   пропорционально   величине   угла

подъема   и   весу   груза   и   тела   лошади.   При   угле   подъема   7°   это

дополнительное   усилие   равно   12%   общего   веса   тела   лошади   и

перевозимого   ею   груза,   при   большей   величине   угла   подъема   оно

может   доходить   до   20%   (В.   Н.   Онисимов   и   Е.   В.   Кожевников).

В   этом   случае   тяговое   усилие   лошади   во   взятом   примере   будет

составлять   200  кг,  т.е.   равняться   50%   живого   веса   лошади.

Такая   нагрузка   для   лошади   является   чрезмерной   и   допустима

лишь на самое короткое время.

Между   величиной   тягового   усилия   и   силой,   которую   способна

развить   лошадь,   должна   соблюдаться   определенная   пропорция,

которую   в   целях   сохранения   работоспособности   лошади   не   сле-

дует   превышать.   Считается,   что   при   нормальной   для   лошади   ра-

бочей   нагрузке   тяговое   усилие   не   должно   превышать   12   —   15%

живого   веса   лошади.   Это   тем   более   необходимо,   что   на   трудных

участках   пути   (тяжелый   грунт,   подъем   и   пр.)   тяговое   усилие

может   значительно   превышать   эту   допустимую   рабочую   норму.

Продолжительная   же   работа   лошади   при   повышенном   тяговом

усилии привела бы лошадь к быстрому утомлению.

В   целом   по   степени   напряжения   работу   лошади   относят   к

легкой,   если   в   сутки   она   не   превышает   1   500   000  кгм,  средней   —

от   1500   000   до   2   100   000  кгм,  тяжелой   —   от   2   100   000   до

3 000 000 кгм и очень тяжелой — свыше 3 000 000 кгм.

Пользуясь   приведенным   методом   расчета,   находим,   что   пара

обозных лошадей, везущая пароконную повозку с грузом общим
152

весом   1000  кг,  на   50-километровом   суточном   переходе   производит

работу,   составляющую   около   4   400   000  кгм,  откуда   работа   каж-

дой из лошадей равна 2 200 000 кгм.

Учитывая   при   этом,   что   некоторая   часть   пути   может   быть

пройдена   рысью,   работа   обозных   лошадей   должна   быть   отне-

сена к разряду тяжелой.

Установлены   следующие   нормативы,   обеспечивающие   сбере-

жение сил и работоспособность обозных лошадей.

Вес   полезного   груза   не   должен   превышать:   на   пароконной

повозке   500  кг,  на   одноконной   повозке   и   хозяйственной   дву-

колке — 250 кг.

При   совершении   марша   тыловые   транспортные   подразделе-

ния   на   конной   тяге   следуют   самостоятельной   колонной.   Средняя

скорость   движения   их   4   —   5  км  в   час.   Величина   нормального

перехода   30   —   36  км,  форсированного   до   50  км  с   большим   при-

валом  продолжительностью 4 часа.

В   многолошадных   запряжках   (четверочных,   шестерочных)   ка-

чественно   изменяется   характер   тяги:   смягчаются   рывки   и

толчки,   вследствие   чего   тяга   становится   более   ровной   и   постоян-

ной.   Но   наряду   с   этим   имеет   место   недоиспользование   сил   ло-

шадей.   Запрягая   в   одну   упряжку   несколько   лошадей,   получают

увеличение   общей   силы   тяги   «на   крюке»   тачанки   или   пушки,   но

не   пропорционально   количеству   работающих   лошадей,   а   меньше.

Так,   считают,   что   в   четверочной   запряжке   общая   сила   тяги   че-

тырех   лошадей   на   23%   меньше,   чем   сумма   сил,   которую   могли

бы   развивать   четыре   лошади   в   отдельности.   В   шестерочной   за-

пряжке эта потеря силы доходит до 30%.

Нагрузка   на   лошадей   в   многолошадной   запряжке   распре-

деляется неравномерно.

В   шестерочной   запряжке   полевой   76-мм  пушки,   по   данным

В.   Н.   Онисимова,   на   коренных   лошадей   приходится   41%,   на

лошадей   переднего   уноса   —   34   %,   а   на   лошадей   среднего   уно-

са   —   только   25%   общей   полезной   работы.   В   свою   очередь   и   в

каждой   паре   лошадей   шестерочной   запряжки   левая   подседель-

ная   лошадь   производит   большую   работу   (57%),   чем   правая

подручная   лошадь   (43%).   Работа   же   каждой   лошади   артилле-

рийской   запряжки   на   суточном   переходе   в   50  км  в   среднем

равняется   от   2   500   000  кгм  (подручная   лошадь   среднего   уноса)

До 3 800 000 кгм  (коренная подседельная лошадь).

Эту   разницу   в   рабочей   нагрузке   лошадей   многолошадной   за-

пряжки   необходимо   учитывать   при   подборе   лошадей   запряжки   и

при установлении для них индивидуальных норм кормления.

Основные   нормативы   работы   артиллерийских   лошадей   на

марше   в   равнинной   местности   следующие:   нормальный   суточ-

ный   переход   артиллерии   на   конной   тяге   —   30  км  с   большим   при-

валом   продолжительностью   до   3   часов;   форсированный   пере-

ход — 50 км с большим привалом не менее 4 часов.

153

Продолжительность     движения     при     форсированном       переходе

10 — 12 часов.

Средняя   скорость   движения   артиллерии   на   конной   тяге   в   об-

щевойсковой колонне — 4 — 5 км в час.

Работу   верховой,   а   также   вьючной   лошади   определяют   по

расходу   энергии,   затрачиваемой   ими   на   передвижение   собствен-

ной   массы   тела   и   перенос   груза,   ибо   тягового   усилия   они   не

делают.   Расход   энергии   выражается   в   калориях,   а   так   как

1   большая   калория   соответствует   425  кгм  работы,   то   путем   пере-

счета   работа,   произведенная   верховой   или   вьючной   лошадью,

может   быть   исчислена   в   килограммометрах,   как   и   для   упряжных

лошадей.

Исследованиями   иппо-физиологической   лаборатории   Красно-

знаменных   кавалерийских   курсов   усовершенствования   команд-

ного   состава   Советской   Армии   было   установлено,   что   верховая

лошадь   на   нормальном   марше   на   каждый   1  км  пути   производит

следующий расход энергии (табл. 8).

Т а б л и ц а    8

Отсюда,   зная   вес   лошади,   вес   всадника   с   седлом   и   походным

вьюком,   величину   суточного   перехода   и   количество   километров,

пройденных   шагом   и   рысью,   можно   вычислить   общий   расход

энергии лошади на марше и работу лошади в килограммометрах.

Подсчитано,   что   верховая   лошадь   весом   400  кг,  несущая   на

себе   груз   120  кг  (всадник   80  кг,  седло   с   вьюком   40  кг),  на

50-километровом   марше,   совершаемом   переменным   аллюром

(16  км—-шагом,   28  км  —   рысью   и   6  км  —   в   поводу),   затрачи-

вает энергию, равную 12 000 больших калорий.

Из   этого   общего   расхода   энергии   непосредственно   на   двига-

тельную   работу   затрачивается   только  

1

/з  часть,   т.   е.   4   000   боль-

ших   калорий,   так   как   остальные  

2

/з   энергии   идут   на   отправление

физиологических   функций   организма   и   выделяются   с   теплом   и

продуктами обмена.

Отсюда   при   пересчете   на   килограммометры   получаем,   что   в

приведенном   примере   общая   работа   верховой   лошади   составляет

1   700   000  кгм  (425X4000),   т.   е.   может   быть   отнесена   к   работе

средней тяжести.

При   ухудшении   состояния   дорог   или   при   необходимости   пре-

одоления   встречающихся   по   маршруту   подъемов   и   спусков,   при

увеличении средней скорости движения или величины   перехода

154

Показатели

Расход энергии в

калориях

больших

на шагу

на рыси

На 1 кг живого веса лошади………………………….

0,293

0,435

0,500

0,846

На 1 кг веса груза (всадника + седла)...................…..

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  17  18  19  20   ..