ПЕРЕДВИЖЕНИЕ СОЕДИНЕНИЙ, ЧАСТЕЙ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВОЙСКОВОЙ ПВО

  Главная      Учебники - Военное дело     Тактика войск ПВО

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15 

 

 

 

 

ГЛАВА 8

ПЕРЕДВИЖЕНИЕ СОЕДИНЕНИЙ, ЧАСТЕЙ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВОЙСКОВОЙ ПВО

8.1. Марш соединений, частей и подразделений войсковой ПВО

Соединения и части войсковой ПВО в зависимости от выполняе­мых задач и обстановки могут передвигаться своим ходом (маршем), перевозиться железнодорожным, морским (речным) и воздушным транс­портом или передвигаться комбинированным способом.

При любом способе передвижения соединения и части войсковой ПВО должны прибыть в назначенный район своевременно и в полной готовности к выполнению боевой задачи.

С целью надежного прикрытия группировок Сухопутных войск от ударов воздушного противника при перегруппировке, своевременного наращивания сил и средств ПВО на важнейших рубежах в пределах операционного (стратегического) направления соединения, части и подразделения войсковой ПВО совершают передвижение, как правило, своим ходом (маршем).

Марш - это организованное передвижение соединений, частей и подразделений войсковой ПВО в колоннах по дорогам и колонным пу­тям в целях своевременного выхода в назначенные районы.

Части и соединения войсковой ПВО совершают марш на штатных боевых и транспортных машинах. В отдельных случаях гусеничная техника при совершении марша может перевозиться на тяжелых авто­поездах, включаемых в состав колонн.

Передвижение зенитных частей и соединений маршем обеспечива­ет постоянную организационную целостность и их готовность к вступлению в бой с воздушным противником.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что длительные марши сопряжены с серьезными трудностями, вызываемыми высоким физичес­ким напряжением механиков-водителей, значительным износом боевой техники, особенно гусеничной, повышенной вероятностью выхода из строя базовых машин, сложностью материального и технического обеспечения и другими обстоятельствами.

1.5

Марш совершается скрытно, как правило, ночью или днем в ус­ловиях ограниченной видимости вне угрозы столкновения с противни­ком или в предвидении вступления в бой.

Основными характеристиками марша являются: величина перехода (протяженность марша); величина суточного перехода; продолжительность марша;

средняя скорость движения.

Величина перехода (общая протяженность марша) - это расстоя­ние по маршруту от исходного рубежа (пункта) до наиболее удален­ного пункта в новом позиционном районе (районе сосредоточения).

Величина перехода зависит от выполняемой задачи и может включать несколько суточных переходов.

Суточный переход определяется возможной средней скоростью движения и маршевой подготовкой частей, соединений войсковой ПВО. При принятой средней скорости и суточной продолжительности движе­ния 10-12 ч, суточный переход может составлять для смешанных ко­лонн от 200 до 250 км. При передвижении в горных и пустынных ра­йонах , в лесисто-болотистой местности и в других неблагоприятных условиях величина суточного перехода может быть не более 200 км, скорость движения может уменьшаться до 15 км/ч.

Продолжительность марша определяется промежутком времени от момента прохождения головой колонны исходного рубежа (пункта) до момента прибытия в конечный район с готовностью соединения (час­ти) в нем к открытию огня. Это время слагается из времени, затра­ченного на движение, на привалы и времени развертывания в боевой порядок

Тмарша = Т движ + Т прив + Т разв(втягив) .       (8.1)

Под средней скоростью движения понимается скорость, получен­ная от деления протяженности маршрута на планируемое время движе­ния без учета времени на привалы и отдых. Средняя скорость движе­ния смешанных колонн войск войсковой ПВО при совершении марша по дорогам может быть 20-25, а автомобильных колонн - 25-30 км/ч.

Маршевые возможности соединений и частей войсковой ПВО во многом определяются запасом хода.

Запас хода для колесных машин определяется запасом горючего, а для гусеничных - как запасом горючего, так и ресурсом гусениц. Он характеризует возможности техники и вооружения совершать марш на установленное расстояние и обеспечивать ведение боевых дейс­твий в течение определенного времени. Основные образцы вооружения и техники войсковой ПВО имеют запас хода по топливу не менее 400-500 км с учетом работы в течение 2 ч ГТД систем автономного электропитания.

Для своевременного и организованного начала марша назначает­ся исходный пункт, а при совершении марша по двум и более маршру­там - исходный рубеж. Для регулирования скорости движения колонн на маршруте движения, как правило, после районов привалов (отды­ха) назначаются рубежи (пункты) регулирования. Каждой части (под­разделению) указывается время прохождения рубежей (пунктов) регу­лирования. Рубежи регулирования назначаются через 3-4 ч движения.

Исходный рубеж (пункт) назначается на таком удалении от ра­йона расположения соединения (части), которое обеспечивает вытя­гивание колонн подразделений (частей), и достижение средней ско­рости движения.

Для отдыха и приема пищи, проверки состояния, обслуживания, устранения неисправностей и дозаправки вооружения и техники наз­начаются привалы, а при совершении марша на большое расстояние - и дневной (ночной) отдых.

Привалы назначаются через 3-4 ч движения продолжительностью до 1 ч и один привал - продолжительностью до 2 ч во второй поло­вине суточного перехода. При совершении марша на расстояние менее одного суточного перехода, ночью (особенно в короткую летнюю ночь) или зимой при сильных морозах длительность привалов сокра­щается.

На привалах длительностью до 1 ч построение колонн не нару­шается, дистанции между колоннами не сокращаются. Все подразделе­ния делают привал одновременно, по установленному сигналу. Боевые и транспортные машины останавливаются у правой обочины дороги на дистанциях, установленных командиром, но не менее 10 м; проводит­ся контрольный осмотр, устраняются выявленные неисправности.

На привалах  длительностью до 2 ч подразделения съез-

жают с маршрута и рассредоточиваются в назначенных районах  вдоль

маршрута движения. Подвижные пункты управления, дежурные зенитные

ракетные подразделения ближнего действия, малой дальности и зе­нитные артиллерийские подразделения с ходу занимают стартовые (огневые) позиции и находятся в готовности к отражению налетов авиации противника. На привале проверяется состояние боевых ма­шин, при необходимости производится ремонт и заправка их горючим, может производиться специальная обработка личного состава, воору­жения и боевой техники, личному составу выдается горячая пища и предоставляется отдых. В построении походного порядка могут вно­ситься изменения.

В районе дневного (ночного) отдыха соединения (части, под­разделения) ПВО с целью обеспечения готовности к отражению нале­тов авиации противника полностью или частью сил развертываются в боевой порядок, устанавливаются степени готовности подразделений к открытию огня, производится пополнение войсковых запасов, про­верка ракет, дальность транспортировки которых после последней проверки достигла предельного значения, а также техническое обс­луживание вооружения и техники. Развертывание в боевой порядок должно осуществляться с соблюдением всех мер маскировки. Работа радиоэлектронных средств на излучение допускается только с разре­шения старшего начальника.

Походный порядок соединения (части) обычно включает: походное охранение; отряд обеспечения движения; колонны частей (подразде­лений); колонны подразделений обеспечения.

Походный порядок соединения, части войсковой ПВО определяет­ся замыслом предстоящих боевых действий, поставленной задачей, количеством и состоянием маршрутов, маршевыми возможностями час­тей, подразделений, возможным характером действий воздушного про­тивника. Колонны соединений и частей войсковой ПВО на марше расч­леняются по глубине на колонны дивизионов, батальонов и батарей (рот).

Командные пункты следуют обычно в голове одной из колонн частей, подразделений. Тыловые части и подразделения на марше двигаются самостоятельными колоннами за боевыми частями и подраз­делениями на удалении в соединении до 5 км, а в части - 2-3 км. Тыловой пункт управления - в голове подразделений технического обеспечения и тыла.

В ходе марша штаб соединения (части) ПВО через комендантскую службу контролирует передвижение части по заранее намеченному плану, соблюдение требований маскировки и дисциплины марша.

Командир соединения (части, подразделения) ПВО, получив за­дачу на самостоятельное совершение марша, уясняет ее и отдает не­обходимые распоряжения по подготовке к маршу. При уяснении задачи он должен понять: цель предстоящего марша и его протяженность; к какому времени, с какой задачей должно прибыть соединение (часть, подразделение) и к каким действиям быть готовым; количество марш­рутов, если они определены старшим начальником и основные мероп­риятия по обеспечению марша. Штаб на основе полученной задачи и распоряжений командира организует разведку маршрутов, отдает не­обходимые распоряжения частям (подразделениям) и осуществляет планирование марша.

Разведка маршрутов проводится в целях определения состояния дорог (колонных путей), грузоподъемности мостов (переправ), пере­валов (горных проходов), обнаружения зон заражения, районов раз­рушений, пожаров и затоплений, заграждений, районов и мест уста­новки минных полей и отыскания путей их обходов. С этой целью назначаются рекогносцировочные группы, которые высылаются забла­говременно. В их состав назначаются офицеры штаба и служб и лич­ный состав инженерных подразделений, обученных разминированию минных полей, подразделения химической и радиационной разведки.

Для принятия командиром решения на марш штаб готовит ему данные о противнике, состоянии и боевых возможностях своих частей (подразделений), наличии и состоянии маршрутов, рассчитывает марш,

готовит предложения по построению походного порядка,  организации

управления и обеспечения движения.

Расчет марша является одной из важнейших работ, выполняемых штабом. Он заключается: в распределении общего (отведенного на марш) времени на время движения и время отдыха войск; в определе­нии скоростей движения колонн на том или ином участке маршрута; в определении времени прохождения походными колоннами частей (под­разделений) исходного рубежа (пункта) и рубежей (пунктов) регули­рования.

Расчет начинается с определения величины перехода (протяжен­ности марша). Величина перехода определяется по карте измерением маршрутов в километрах, при этом, в зависимости от масштаба кар­ты, характера рельефа местности и извилистости дорог, в результа­ты измерений необходимо вводить соответствующую поправку, учиты­вающую извилистость маршрута (коэффициенты извилистости) и может быть определена по формуле

Sn = S є Kизв ,           (8.2)

где   Sn - величина перехода;

S - измеренная протяженность маршрута по карте;

Kизв - коэффициент извилистости (см. табл. 8.1).

Таблица 8.1

Значение коэффициента извилистости

1.0

Характер местности

Коэффициент поправки при масштабе карты

200 000

100 000

50 000

Горная

Холмистая

Равнинная

1,25

1,15

1,05

1,20

1,10

1,00

1,15

1,05

1,00

1.4

Затем необходимо определить среднюю скорость движения без учета общего времени на привалы и отдых

1.0

Sn

Vср = ----------- ,                       (8.3)

Тсум.движ

1.4

где  Vср     - средняя маршевая скорость;

Sn               - величина перехода;

Tсум.движ. - суммарное время совершения марша.

Продолжительность привалов и отдыха в ходе марша определяет­ся разностью времени на движение, сосредоточение, вытягивание ко­лонн от общего времени марша

Тсум.отдыха = Тмарша - (Тсум.движ + Тсоср) .   (8.4)

1.4

Суммарное время, необходимое на движение (Тсум.движ) - сумма времени преодоления каждого участка пути между рубежами регулиро­вания (или между привалами)

Тсум.движ = Тдвиж.1 + Тдвиж.2 + ... + Тдвиж.n .               (8.5)

На участках дорог с твердым покрытием (j) i-го участка марш­рута колонны войск могут двигаться на максимальных скоростях, оп­ределяемых ТТХ боевой техники

1.0

n   Sj

Тдвиж.i min = S ------ ,                (8.6)

j=1 Vmax

1.5

где n  - количество участков дорог с твердым покрытием;

Sj - протяженность участка маршрута между i-ми привалами с твердым дорожным покрытием.

На участках, имеющих препятствия различной сложности, части (подразделения) будут двигаться на пониженных скоростях (по мак­симально возможным в данных дорожных условиях) - Vпреп1, Vпреп2 и т. д.

1.0

m

Тдвиж.i преп = S Т преп.s ,              (8.7)

j=1

1.4

где m         - количество препятствий;

Тпреп.s - время на преодоление каждого s-го препятствия.

Время, затрачиваемое на преодоление каждого s-го препятс­твия, рассчитывается по формуле

1.0

lпреп.s + Гк

Тпреп.s = -------------- ,            (8.8)

Vпреп.s

1.4

где lпреп.s - протяженность  участка маршрута  с плохим  дорожным

покрытием, км;

Гк               - глубина колонны, м;

Vпреп.s - скорость движения колонны через s-е препятствие, км/ч.

1.5

Время на вытягивание колонн определяется отношением протя­женности маршрута к исходному пункту от исходного района к сред­ней скорости вытягивания колонны с учетом времени свертывания подразделения

1.0

Твыт = tсв + ------ ,                (8.9)

Vвыт

1.5

где tсв - время на свертывание боевого порядка;

Sу - удаление исходного рубежа от позиционного района;

Vвыт - принимается равной (0,5-0,7) Vср.

Время прохождения исходного рубежа (пункта) головами колонн частей соединения (головой колонны части) определяется приказом на марш старшего начальника. Время готовности к свертыванию под­разделения на позиции определяется с расчетом разности времени вытягивания от назначенного старшим начальником времени прохожде­ния головой колонны исходного пункта

Тгот(астр) =  Тисх.п(астр) - Твыт .    (8.10)

Старшим начальником определяется время прохождения головой колонны части каждого рубежа регулирования (Тр.р.)

Тр.р  =         Тастрон - Тдвиж .     (8.11)

Время на сосредоточение в новом районе Тсоср определяется по формуле

1.0

Гк + Гр

Тсоср = --------- ,     (8.12)

Vсоср

1.5

где  Гк       - глубина колонны подразделения (части);

Гр               - глубина позиционного района  (района сосредоточения,

района отдыха), км;

Vсоср - скорость втягивания, равная 10-15 км/ч.

1.43

Далее штабу соединения (части) необходимо определить время прохождения исходного рубежа (пункта) и рубежей (пунктов) регули­рования каждой последующей частью (подразделением), следующей за головной колонной. Это можно сделать по зависимости

1.0

Гк-1 + Д

Тп = Тп-1 + ---------- ,                (8.13)

V

1.43

где Тп - искомое астрономическое время прохождения головой ко­лонны п-го подразделения (части) исходного рубежа (пункта) или того или иного рубежа (пункта) регулиро­вания, ч;

Тп-1 - астрономическое время прохождения исходного рубежа (пункта) или рубежа (пункта) регулирования головой колонны первого (впереди идущего) подразделения (час­ти), ч;

Гк-1 - глубина колонны головного (первого, впереди идущего) подразделения (части), км;

Д                - дистанция между впереди идущим  подразделением  (час-

тью) и тем, для которого ведется расчет, км;

V                - скорость движения походных колонн, км/ч.

В целях обеспечения установленной скорости движения, исклю­чения образования на маршрутах скопления подразделений при вынуж­денной задержке устанавливаются следующие дистанции: между брига­дами и полками - до 5 км; дивизионами (батальонами) - 2-3 км; ба­тареями (ротами) - до 1 км; машинами (установками) - 25-50 м. При движении ночью и в других условиях ограниченной видимости, а так­же в гололед и по дорогам, имеющим крутые подъемы и спуски, дис­танции между машинами увеличиваются.

На открытой местности дистанции между машинами (установками) увеличиваются до 150 м, а дистанции между дивизионами (батальона­ми) сокращаются до 1 км.

Глубина колонны части (соединения), следующей по одному маршруту, может быть определена по формулам:

Гк = Nм 7 Дм + (Nп - 1) 7 Дп + Дт ,       при Д .     50 м;  (8.14)

Гк = Nм 7 (Дм + dм) + (Nп - 1) 7 Дп + Дт при Д < 50 м , (8.15)

1.4

где  Гк - глубина колонны, м;

Nм -            количество машин (установок) в колонне, шт;

Дм               -               установленная дистанция между машинами (установками), м;

Nп               -               количество подразделений;

dм                -               длина машины (установки), м;

Дт               -               дистанция между колоннами боевых подразделений и колон-

ной тыла, м;

Дп - дистанция между колоннами подразделений, м.

При расчетах длина машины принимается равной: автомобиля - 5 м; ЗСУ, БМ - 10 м, автопоезда - 15 м; тягача с большегрузным при­цепом - 20 м.

Расчеты показывают, что глубина колонн при следовании по од­ному маршруту в среднем составляет:

зрбр            2К11      -               30-40 км;

зрбр            9К37      -               30-40 км;

зрдн           2К11      -               5-7 км;

зрп             2К12      -               12-17 км;

зрп             9К33      -               12-15 км;

зрп             9К330    -               12-15 км;

зенап С-60 - 9-12 км;

ртбр           - 40-45 км;

ортб           - 8-12 км.

Глубина колонны зенитной батареи, радиолокационной роты дос­тигает 250-1 000 м в зависимости от дистанции между машинами.

Осуществив расчет марша, штаб сводит полученные значения времени прохождения исходного рубежа (пункта) и рубежей (пунктов) регулирования каждой частью (подразделением), соединением (частью) в таблицу марша, которая наносится на карту решения ко­мандира на марш и является основой для приказа командира на марш.

При подготовке к маршу проводится техническое обслуживание вооружения и техники, принимаются меры к увеличению запаса хода, войсковые запасы материальных средств пополняются до норм, а по горючему создаются повышенные запасы. Неисправное вооружение и техника, а также больные и раненые эвакуируются, организуется ко­мендантская служба и охранение колонны.

Противовоздушная оборона на марше организуется с учетом сис­темы ПВО фронта, армии, а при совершении марша на большое рассто­яние - с учетом возможностей объединений и соединений ПВО войск ВВС и ПВО. При необходимости часть зенитных подразделений может быть заблаговременно развернута в боевой порядок по маршрутам движения на барьерных рубежах и в районах привалов.

При следовании зенитных ракетных, зенитных артиллерийских частей (подразделений) в составе колонн прикрываемых войск они должны быть готовы к немедленному развертыванию и отражению уда­ров ВП. Часть подразделений может выделяться для прикрытия пере­довых отрядов общевойсковых соединений. Подразделения, вооружен­ные мобильными зенитными комплексами и системами типа "Тор", "Оса", "Тунгуска", следуют в колоннах общевойсковых частей в го­товности к ведению огня с коротких остановок, а иногда и в движе­нии. Батареи, как правило, в колонне прикрываемой части будут распределяться парами БМ, ЗСУ.

На марше колонны соединений (частей) движутся по правой сто­роне дороги (колонному пути), ее левая сторона оставляется сво­бодной для возможного встречного движения и обгона. Во всех под­разделениях назначаются наблюдатели и устанавливаются сигналы оповещения.

Связь на марше в целях маскировки обеспечивается УКВ-радиос­танциями малой мощности, а в подразделениях - сигнальными средс­твами. Работа коротковолновых радиостанций на передачу запрещает­ся, радиорелейная и проводная связь на маршрутах организуется средствами вышестоящего штаба.

С обнаружением воздушного противника зенитные подразделения, способные вести огонь в движении и с короткой остановки, уничто­жают его огнем. Остальные подразделения в зависимости от обста­новки, характера местности и по решению командира продолжают дви­жение или развертываются в боевой порядок для отражения ударов. После отражения ударов движение возобновляется установленным по­рядком. При необходимости осуществляется восстановление боеспо­собности подразделений ПВО, понесших потери от ударов ВП.

При проведении марша зимой принимаются меры по предупрежде­нию обмораживания личного состава, а вооружение и техника гото­вятся к действиям в условиях низких температур.

В отряд обеспечения движения и в головы колонн целесообразно включать инженерную дорожную технику, а в замыкании колонн - средства подогрева воды и масла.

При совершении марша по льду рек, озер и заливов предвари­тельно разведывается толщина льда и возможность движения по нему, указывается порядок движения по льду, а также меры по эвакуации и спасению, организуется комендантская служба на переправе.

1.5

При совершении марша в распутицу по труднопроходимым участ­кам выделяются  тягачи со средствами буксировки застрявших воору­жения и техники,  принимаются меры по улучшению проходимости этих участков.

В лесу пункты регулирования назначаются чаще, а в местах за­валов производится расчистка маршрутов. В целях предупреждения повреждения ракет, антенн РЛС и другой крупногабаритной техники маршруты расчищаются от крон деревьев. Всем личным составом при­нимаются меры к исключению лесных пожаров, а в подразделениях назначаются расчеты по борьбе с ними.

При проведении марша в горах осуществляется подготовка под­разделений, службы регулирования и обеспечения движения к преодо­лению крутых подъемов (спусков), поворотов, ущелий, перевалов, туннелей и переправ через горные реки. Скорость движения на них снижается, дистанции между машинами увеличиваются. В подразделе­ниях готовятся средства для преодоления крутых подъемов, торможе­ния машин (установок) и орудий.

Для привалов выбираются наиболее ровные участки маршрутов обычно перед подъемами, перевалами и у источников воды.

В пустынях дистанции в колоннах между машинами увеличиваются в 2-3 раза, вооружение и техника готовятся к работе в условиях высоких температур и пыльных бурь, увеличиваются запасы воды, а привалы назначаются чаще и, как правило, у источников воды. Вели­чина суточных переходов уменьшается. Комендантские посты и регу­лировщики выставляются в местах, где ориентирование затруднено.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15