|
|
содержание .. 9 10 11 ..
6.3. Основы работы командира и штаба по управлению соединениями, частями и подразделениями войсковой ПВО
Структурно-логическая схема работы командира при управлении формированиями войсковой ПВО Под методами управленческой деятельности (методами управления) понимается определенный порядок и приемы (правила) работы командиров (начальников) и их штабов при решении конкретных задач управления в период подготовки и в ходе боевых действий. Это весьма подвижная в своей сущности категория, находящаяся в большой зависимости от характера решаемых задач подчиненными войсками войсковой ПВО и условий обстановки, уровня оснащенности органов управления новыми средствами связи, автоматизации, подготовленности и сработанности штабов. В теории и практике управленческой деятельности можно выделить два основных направления или подхода к формированию методов. Первое из них связано с выявлением и формулированием методов решения конкретных задач управления: сбор, обработка и отображение данных обстановки; принятие решений и планирование боевых действий; доведение задач до подчиненных и организация взаимодействия; руководство соединениями (частями) в ходе боевых действий и решение других задач. 1.5 Второе направление связано с методами воздействия на подчиненных в процессах управления. Оно вытекает из того, что управление - это, прежде всего, регламентация действий людей при решении ими своих задач с использованием различных видов оружия, боевой и специальной техники. Нельзя успешно решить ни одну из задач без правильного построения отношений между людьми в воинских коллективах, между вышестоящей и подчиненной инстанцией, между начальниками и подчиненными, без проведения воспитательной работы с личным составом органов управления. Характерными признаками для методов первого направления являются: относительно четкая постановка задач; регламент времени; возможность привлечения конкретного состава людей и технических средств управления; определение последовательности работ и распределение их объема по времени между отдельными должностными лицами и рабочими группами органов управления; возможность применения отработанных приемов (правил) действий с использованием технических средств управления, включая средства автоматизации и др. В интересах успешного решения задач управления важно иметь определенную систему приемов (правил) действий должностных лиц и целых органов управления (алгоритмы решения конкретных задач управления), которые после проверки практикой могут издаваться для штабов в качестве руководств, рекомендаций или методических пособий. Более сложную форму носят методы воздействия на личный состав подчиненных войск войсковой ПВО при подготовке и в ходе боевых действий. Различают два вида методов: директивные и стимулирующие, которые неразрывно связаны между собой. Директивные методы предполагают прямое волевое воздействие старших начальников на подчиненных путем отдачи соответствующих приказов, распоряжений и указаний в рамках предоставленных им прав действующими в Вооруженных Силах уставами, наставлениями и другими правовыми документами военного законодательства. Стимулирующие методы основываются на использовании материальных, психологических, моральных и других стимулов. К наиболее распространенным из них следует отнести: поощрение и награждение 1.43 отличившихся солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров, популяризация их в средствах массовой информации; постоянная работа командования и штабов по сплочению коллективов, их обеспечению и удовлетворению бытовых, культурных и духовных потребностей; проведение с подчиненными командирами и штабами сборов, занятий, КШУ; поддержание боевых традиций, проведение воинских ритуалов и других мероприятий. Рассмотренные направления в формировании методов управленческой деятельности носят общий характер. Вместе с тем, управление многогранно. В нем деятельность коллективов людей и отдельных должностных лиц базируется на применении большого количества разнообразной техники, существуют многосторонние связи с внешней средой и применяется определенный научный аппарат. Поэтому наряду с относительно общими направлениями в формировании методов в управлении будут иметь место и частные. Они могут касаться методов использования, к примеру, электронно-вычислительной техники и АСУ, применения математических, эвристических и графических методов математического моделирования и прогнозирования боевых действий, сетевого планирования в процессах управления и т. д. Таким образом, к вскрытию и формулированию методов управленческой деятельности необходимо подходить творчески, с учетом различных сторон деятельности командования, штабов и других органов управления, возможностей привлечения технических средств, включая АСУ. Здесь надо будет учитывать также характер и сложность решения задач, время, укомплектованность органов управления, их подготовленность, степень воздействия противника на войска и систему управления и другие факторы. На методы решения задач управления оказывает влияние и стиль работы командиров (начальников), руководящего состава органов управления и в целом штабов. Под стилем работы командира (начальника) и штаба понимается совокупность правил, характеризующих их подход к выполнению своих функциональных обязанностей, манеру поведения в ходе руководства людьми и коллективами, особенно в сложных условиях обстановки и экстремальных ситуациях. На стиль работы влияют индивидуальные качества и приверженность командиров (начальников) к тем или иным приемам и правилам работы, к использованию своих знаний и опыта. 1.45 Работа командира (начальника) и штаба по принятию решения, постановке задач и планированию боевых действий, как показывает практика, по своей организации и методам исполнения всегда имеет особенности, вытекающие из конкретных условий подготовки и ведения боевых действий. Вместе с тем, различные мероприятия при решении задач управления выполняются по общим принципам и правилам. Эти принципы и правила носят характер руководящих положений, но применяются творчески, в соответствии с характером полученных задач и конкретными условиями подготовки и ведения боевых действий. Работа командира (начальника) и штаба по принятию решения, постановке задач и планированию боевых действий в зависимости от обстановки и установленного времени готовности войск к действиям может вестись последовательно или параллельно. В ряде случаев возможно сочетание этих методов. Метод последовательной работы применяется в основном при наличии достаточного времени на подготовку боя. Он является основным при заблаговременной подготовке боя в мирное время. В соответствии с этим методом каждая нижестоящая командная инстанция начинала работу по принятию решения и подготовке боевых действий после того, как в вышестоящей командной инстанции планирование операции полностью завершилось. При этом часто практиковалось заслушивание мнения нижестоящих инстанций по вопросам готовящихся операций. Нельзя исключать этот метод и из современной практики. Метод последовательной работы в современных условиях означает, что принятие решения и планирование боевых действий в нижестоящих инстанциях осуществляется после принятия решения вышестоящей инстанцией на основе отданных им письменных боевых приказов (боевых распоряжений). При этом круг должностных лиц, привлекаемых к выработке решения и отработке плана боевых действий резко сокращается, что способствует скрытности подготовки боевых действий. При наличии времени в процессе выработки решения командир (начальник) может заслушивать обстоятельные доклады своих заместителей, помощников, начальников служб и их предложения по замыслу боевых действий. Штаб готовит данные, базируясь на детальных расчетах, включая моделирование операции с использованием ЭВМ. 1.4 Могут проводиться рекогносцировки и полевые выезды для уточнения решения и задач. Это обеспечивает наиболее полную и качественную подготовку боевых действий и позволяет старшему штабу, после того как пройдет планирование боя, оказать реальную помощь подчиненным штабам в подготовке к решению стоящих перед ними боевых задач. Необходимо помнить, что в любом случае командир и штаб всю работу должны проводить так, чтобы закончить ее своевременно и предоставить подчиненным как можно больше времени для подготовки к выполнению задачи. Метод параллельной работы является основным в ходе боевых действий и применяется при ограниченных сроках подготовки боя. Сущность данного метода заключается в том, что основные работы по выработке решения, постановке задач и планированию осуществляются, как правило, одновременно во всех звеньях управления. При этом каждая нижестоящая инстанция приступает к работе сразу после выработки командиром замысла боевых действий - на основе отданных предварительных боевых распоряжений старшего командира. Такой метод работы дает возможность резко сократить сроки подготовки боевых действий по сравнению с методом последовательной работы, а войскам предоставить больше времени на непосредственную подготовку к выполнению поставленных задач. Однако этот метод требует более четкой организации работ во всех командных инстанциях и слаженности в деятельности штабов. В условиях дефицита времени командир должен сосредоточить основное внимание на решении главных задач и предоставить подчиненным в соответствии с их функциональными обязанностями широкую инициативу в решении остальных вопросов. Важное значение приобретают своевременность и продуманность оперативного ориентирования подчиненных, четкое распределение и выполнение функциональных обязанностей, высокая организованность в работе, строгая дисциплина исполнения, хорошая натренированность штабов. Неорганизованность при применении метода параллельной работы приводит к нервозности и задержкам выполнения задач нижестоящими штабами. Применение метода параллельной работы возможно и целесообразно не только штабами разных уровней, но и внутри штаба. В зависимости от конкретных условий подготовки боевых действий работа командования и штабов может строиться на принципах сочетания ме- 1.5 тодов последовательной и параллельной работы. Такое сочетание может выражаться в заблаговременной выработке командиром замысла, после утверждения которого работа в штабах проводится методом последовательной или параллельной работы. Или некоторые командные инстанции, например, армия-дивизия, при выработке решения используют метод последовательной работы, а нижестоящие инстанции, получив боевой приказ (боевое распоряжение), организуют подготовку боевых действий методом параллельной работы. Решение командира составляет основу организации и проведения всех мероприятий по подготовке боевых действий и руководству соединениями (частями, подразделениями) в ходе боя. Поэтому обоснованность и своевременность отработки решения составляет важнейшую задачу штаба. Решение - основа управления. Рассмотрим содержание методов работы. С получением боевого приказа или боевого распоряжения начальник войск ПВО (командир соединения, части) уясняет задачу; определяет мероприятия, которые нужно немедленно провести для быстрейшей подготовки частей (подразделений) к выполнению полученной задачи; проводит или утверждает расчет времени, дает начальнику штаба указания по ориентированию заместителей командира, начальников служб и командиров частей (подразделений) о предстоящих действиях, об организации разведки, о времени и порядке работы на местности и подготовке данных, необходимых для принятия решения; оценивает обстановку; принимает решение по карте; докладывает его старшему командиру (начальнику); отдает боевой приказ (боевое распоряжение) и дает указания по организации всестороннего обеспечения боя, управления, воспитательной работы и контроля за подготовкой частей (подразделений) к выполнению боевой задачи; выезжает на местность, где проводит рекогносцировку, уточняет свое решение и задачи частям (подразделениям), организует взаимодействие. При методе параллельной работы содержание остается таким же, только в определенной степени изменяется последовательность работы: на основе полученного предварительного боевого распоряжения вырабатывается и утверждается замысел боевых действий, отдаются предварительные боевые распоряжения подчиненным частям (подразде- 1.45 лениям); с получением боевого приказа или боевого распоряжения командир завершает принятие решения, отдает приказ (боевое распоряжение) и продолжает работу в соответствии с содержанием метода последовательной работы. В том случае, когда время крайне ограничено, организация боевых действий может осуществляться по карте или на макете местности. Однако и в этом случае он должен изыскивать возможность для уточнения своего решения, задач частям (подразделениям) и организации взаимодействия на местности. При уяснении полученной задачи командир соединения (части) должен понять: цель предстоящей операции (боевых действий) прикрываемых войск и ее размах; замысел старшего начальника на ведение операции (боевых действий), особенно порядок и способы отражения ударов воздушного противника; задачу, место и роль соединения, части в оперативном построении (боевом порядке), указанные старшим начальником; роль соединения (части) в общей системе ПВО; задачи взаимодействующих сил и средств ПВО (в том числе ИА ВА), порядок взаимодействия с ними и прикрываемыми войсками; сроки готовности соединения (части) к выполнению задачи. В результате уяснения задачи командир соединения (части) устанавливает, какие группировки войск (соединения, части), объекты, где и когда необходимо прикрыть, где сосредоточить основные усилия, какие мероприятия следует провести немедленно для подготовки к предстоящим действиям. Оценка обстановки включает: оценку противника, своих войск, войск ПВО соседей, района боевых действий (местности), времени, а также других факторов, влияющих на выполнение боевых задач. При оценке наземного противника делается вывод, в какой степени его действия могут влиять на выполнение задач войсками ПВО. При оценке воздушного противника анализируются: его состав, базирование и степени готовности СВН; характер ожидаемых действий (когда, какими силами, с каких направлений, на каких высотах, по каким объектам может действовать противник; возможные участки прорыва или подавления системы ПВО; способы преодоления ПВО и нанесения ударов по войскам и объектам); характер применения воздушным противником высокоточного оружия, средств РЭБ; подлетное время с момента обнаружения воздушных целей; его сильные и слабые стороны. 1.5 При оценке своих частей и подразделений анализируется их состав, состояние и обеспеченность, возможности, положение, их защищенность, система управления, сильные и слабые стороны, готовность к действиям. На основе оценки воздушного противника и частей, подразделений проводится количественно-качественный анализ их состава и боевых возможностей и определяется соотношение сил сторон по задачам прикрываемых войск (общее и на направлении сосредоточения основных усилий). При оценке подразделений, частей ПВО соседей оцениваются: состав, положение стартовых позиций (позиционных районов) соседних подразделений (частей) ПВО и выполняемые ими задачи; степень перекрытия зон поражения и порядок поражения воздуш- ного противника в одной зоне поражения (огня) ЗРК (ЗАК); электромагнитная совместимость радиоэлектронных средств соединения (части, подразделения) и соседних средств ПВО; порядок взаимодействия с ними (особенно в какие периоды боя, по каким целям и направлениям (рубежам) оно будет осуществляться). При оценке района боевых действий анализируются его физи- ко-географические, экономические и социально-политические условия, оперативное оборудование территории, а также гидрометеорологические и климатические условия района и их влияние на боевые действия войск ПВО. При оценке времени анализируются и определяются сроки, отведенные на подготовку боевых действий и выполнение боевой задачи, вырабатывается целесообразная последовательность действий всех органов управления. При оценке других факторов, влияющих на выполнение боевой задачи анализируются: степень освоения территории; радиационная, химическая и биологическая обстановка, а также как возможные разрушения химических и других экологически опасных предприятий могут повлиять на выполнение боевой задачи и другие факторы. Решение командир соединения (части) принимает лично на основе уяснения задачи, оценки обстановки и проведенных штабом оперативно-тактических расчетов. Неполнота данных обстановки не освобождает его от своевременного принятия решения. 1.45 В решении командир соединения (части) определяет: замысел боевых действий; боевые задачи частям (подразделениям); основные вопросы взаимодействия; организацию управления. Основой решения является замысел боевых действий. В замысле боевых действий командир определяет: для зенитных частей (подразделений) - какие группировки войск и объекты прикрыть, где сосредоточить основные усилия, боевой порядок и перемещение (маневр) в операции (бою), порядок и последовательность поражения воздушного противника; для радиотехнических частей (подразделений) - направление сосредоточения основных усилий по разведке, последовательность создания радиолокационного поля и его наращивания, боевой порядок, режимы работы РЛС, порядок передачи РЛИ. В последующем, при принятии решения, определяются боевые задачи соединениям (частям, подразделениям), главные вопросы взаимодействия и обеспечения боевых действий, основы организации управления и мероприятия по введению противника в заблуждение. Боевые задачи подчиненным и приданным частям (подразделениям) командир соединения (части) ставит боевыми приказами, боевыми распоряжениями. Приказы и распоряжения излагаются кратко, но не в ущерб ясности. Все приказы и распоряжения, отдаваемые устно, обязательно записываются. В ходе боевых действий задачи частям (подразделениям) ставятся, как правило, боевыми распоряжениями. Важнейшим этапом работы командира соединения (части) ПВО является проведение рекогносцировки, которую он проводит лично. Задачами рекогносцировки являются уточнение на местности боевого порядка, рубежей, задач и т.д. В ходе рекогносцировки уточняются: вероятные направления действий авиации противника, особенно вертолетов огневой поддержки, крылатых ракет; места расположения средств ПВО старшего начальника и соседей, задачи, решаемые ими в интересах прикрытия войск, порядок установления с ними связи и поддержания взаимодействия; возможное расположение основных, запасных, ложных стартовых (огневых) позиций; изучаются маршруты выдвижения и маневра, рубежи развертывания, степени готовности. 1.43 В результате рекогносцировки детально уточняются боевые задачи и порядок взаимодействия, а также утверждаются решения подчиненных командиров. Организация управления осуществляется на основе решения командира. Управление должно обеспечивать эффективное использование боевых возможностей подразделений и успешное выполнение ими задач в установленные сроки и в любых условиях обстановки. Организация управления заключается в создании системы управления, поддержании ее в высокой готовности к выполнению возложенных на нее задач; и обеспечении выполнения требований к ней (устойчивость, непрерывность, оперативность, скрытность). Во всех случаях должна обеспечиваться необходимая степень централизации управления с предоставлением подчиненным возможности проявлять инициативу в определении способов выполнения поставленных им задач, твердость и настойчивость в проведении принятых решений. Важной задачей командиров соединений и частей, их штабов после постановки задач подчиненным и организации взаимодействия является практическая работа в подчиненных частях и подразделениях по обеспечению выполнения поставленных задач и всех намеченных подготовительных мероприятий. Она осуществляется путем организации действенного контроля за правильным уяснением, своевременным и точным выполнением отданных приказов и распоряжений и оказания непосредственной помощи подчиненным командирам и штабам на местах. Контроль должен носить предупредительный характер. В первую очередь контролируются: готовность дежурных сил ПВО к отражению внезапных налетов воздушного противника; своевременность получения подчиненными боевых приказов и распоряжений; знание и правильное понимание поставленных задач; соответствие принятых подчиненными решений замыслу боевых действий и поставленным боевым задачам; своевременность и качество выполнения частями и подразделениями мероприятий по подготовке к боевым действиям и их готовность приступить к выполнению боевых задач точно в установленное время; организация управления в подчиненных частях и подразделениях; знание сигналов и порядка взаимодействия, сигналов (кодов) опознавания и мер по обеспечению безопасности полетов своих самолетов и вертолетов в зоне огня; проведение мероприятий по обеспечению боевых действий частей и подразделений. 1.4 Непосредственная помощь подчиненным оказывается по вопросам своевременной и полной подготовки подчиненных к выполнению поставленных задач, обеспечения их всем необходимым для ведения боевых действий. На местах определяется соответствие принимаемых подчиненными решений поставленным задачам. Командир и штабы обязаны своевременно докладывать (доносить) старшему командиру (штабу) о получении боевой задачи, принятом решении, результатам боевых действий и выполнении задачи, а также новые сведения о противнике и о различных изменениях обстановки. Таким образом, последовательность работы командира и штаба соединения (части, подразделения) ПВО при организации боевых действий подчиняется основным законам управления, и качество выполнения этой работы зависит от наличия необходимой информации, средств управления, уровня профессиональной подготовки органа управления соединения (части, подразделения) ПВО.
содержание .. 9 10 11 ..
|
|
|