>>>186>>>
го указания, характеристика должностного преступления как нарушения виновным
нормального отправления своей служебной деятельности была бы явно неполной. Здесь,
следовательно, имеются в виду те случаи, когда должностное лицо злоупотребляет
предоставленными ему по должности правами, используя их или не по назначению, или с
нарушением установленного порядка, или при наличии обоих указанных признаков
одновременно.
Так, председатель колхоза, например, обязан заботиться о развитии колхозного
хозяйства и имеет право принимать в этом направлении отвечающие интересам дела
меры. Соответствующие действия, если они целесообразны и совершаются в
установленном порядке, являются общественно полезными. Иначе обстояло дело у
председателя колхоза К., который, стремясь «поднять материальное благосостояние
колхоза и колхозников», допускал нарушения Устава сельскохозяйственной артели. Он
допускал обмен скота, принадлежащего колхозникам, на лучший общественный скот, в
целях успешного проведения сельскохозяйственных работ, выдавал для массового
премирования колхозников и трактористов общественные средства и т. д. В
постановлении от 25 марта 1955 г. Пленум Верховного Суда СССР признал, что в
действиях К. имеется состав злоупотребления служебным положением.
Ко второму виду относятся случаи, когда должностное лицо совершает действия,
которые ни при как^х условиях не могут оправдываться соображениями служебной
целесообразности. Такие действия представляют собой не злоупотребление правами,
предоставленными по должности, а использование открывающихся ввиду служебного
положения фактических возможностей. Некоторые случаи этой группы, всегда и
бесспорно обладающие только что указанными признаками, законодатель выделяет в
особые составы, например, получение взятки и служебный подлог
1
.
Никакими ссылками на «пользу службы» нельзя оправдывать обман государства.
Так, по делу началь-
1
Злоупотребление служебным положением может иметь место и по ложно
понятым соображениям служебной необходимости, получение же взятки — никогда.