1) в конструкциях вагонов строительных и отделочных материалов способных
гореть и распространять пламя по поверхности;
2) систем электроснабжения и электрооборудования,
3) систем отопления, вентиляции, а также кухонных плит для приготовления
пищи;
4) человеческого фактора, в части неисполнения нормативных требований
документов в области пожарной безопасности (низкое качество технического
обслуживания и ремонта, несанкционированный провоз легковоспламеняющихся
и горючих жидкостей, пиротехнических изделий, курение и употребление
алкогольной продукции и др.).
Кроме перечисленных выше причин пожарную опасность пассажирских вагонов
может повысить содержание в неисправном состоянии:
6) противопожарных разделок, дымовытяжных труб котлов, бойлеров,
кипятильников и плит для приготовления пищи;
7) противопожарных заслонок в воздуховодах;
8) установок водяного пожаротушения;
9) первичных средств пожаротушения;
10) автоматической пожарной сигнализации и оповещения.
Потенциальную пожарную опасность в пассажирских вагонах
представляют:
11) неисправности в системе электроснабжения (короткое замыкание в
электропроводке и электроприборах из-за повреждения изоляции, ослабление
контактов, неисправность приборов защиты);
12) отсутствие дополнительной изоляции в местах крепления проводов и
приборов к металлическим частям;
13) отсутствие изоляционных втулок в местах выхода проводов из
металлических труб и клеммных коробок, а также в местах прохода через
отверстия в металлических листах;
14) попадание влаги на электропроводку в местах ввода проводов внутрь
вагона;
15) применение нетиповых предохранителей и автоматических выключателей;
16) нарушение порядка отключения потребителей
электроэнергии при обнаружении неисправности электрооборудования
вагона».
2.1.2 Основные причины возникновения пожаров в пассажирских вагонах:
1) Нарушение правил монтажа и эксплуатация неисправного
электрооборудования:
- нарушения правил прокладки проводов, особенно при выходе их из
электротехнических труб или металлорукавов, а также соединение проводов
пайкой или скруткой;
- установки аппаратов токовой защиты без проверки на соответствие
номинальным данным плавких вставок предохранителей и без испытания
автоматических выключателей и магнитных пускателей;
- отказ в электрической цепи или потребителе электроэнергии с
перегрузкой проводов при завышенных номиналах или при нетиповых плавких
вставках предохранителей, а также неисправном состоянии автоматических
выключателей или магнитных пускателей;
- наличия в защищаемой цепи предохранителей с прогоревшими фибровыми
корпусами или без наполнителя;
- неисправности дугогасящих устройств коммутационных аппаратов,
приводящих к выбросу пламени;
- нарушения и пониженного сопротивления изоляции электрических цепей
потребителей и систем электроснабжения, в том числе и источников
питания;
- перенапряжения, возникающего при отказах регуляторов напряжения и
неисправной защите;
- подключения к системе электроснабжения бытовых электроприборов,
мощность которых выше установленной электросхемой вагона или не
предусмотренных схемой вагона;
- слабой затяжки контактных соединений, приводящей к чрезмерному их
нагреву.
К возникновению пожаров могут привести также и неисправности в
подвагонном электрооборудовании:
- короткозамкнутые аккумуляторы в аккумуляторной батарее;
- пониженный уровень электролита в аккумуляторах;
- пониженная емкость аккумуляторной батареи;
- пониженное сопротивление изоляции аккумуляторной батареи;
- повышенный зарядный ток аккумуляторной батареи по причине
неисправности блока управления зарядом или ограничителя тока батареи или
генератора;
- неудовлетворительное состояние контактных соединений, выводов
- неисправная работа генератора (короткозамкнутые витки обмоток, износ
электрических щёток и коллектора);
- ослабление контакта в пинцетах ножевых предохранителей аккумуляторной
батареи и несоответствие номинала их плавких вставок;
- несоответствие плавких вставок и предохранителей, установленных в
подвагонном высоковольтном ящике;
- ветхое состояние высоковольтных и низковольтных проводов или наличие
на них поврежденной изоляции;
- наличие больших переходных и неплотных соединений проводов с
аппаратами и приборами;
- наличие нагаров и копоти на контакторах, реле и других контактных
аппаратов;
- отсутствие дугогасительных камер или неправильная их установка.
2) Неисправность разделки отопительных и нагревательных приборов:
- отсутствие или несоответствие технической документации на вагон
противопожарных разделок дымовытяжных труб (котлов, бойлеров,
кипятильников и плит для приготовления пищи).
3) Недосмотр за приборами отопления и электрооборудованием, неосторожное
обращение с огнем проводников и пассажиров:
- нарушение правил пользования отопительными установками - растопки
котлов, кипятильников без воды или с водой ниже допустимого уровня, с
применением легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;
- хранение около котла, кипятильника, кухонной плиты, печи, на
электропечах и под ними обтирочных и других горючих материалов;
- оставление без присмотра действующих кухонных плит вагонов-ресторанов,
печей для приготовления пищи и котлов отопления;
- использование газового оборудования, не предусмотренного конструкцией
вагона;
- применение открытого огня для отогревания труб;
- удаления шлака и золы при движении поезда, в том числе и с межвагонных
переходных площадок;
- использование электроприборов превышающих номинал электросети вагона,
не предусмотренных конструкцией вагона;
- курение;
- провоз легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.
4) Причиной возникновения пожаров также является выпуск из ремонта
вагонов без испытания на правильность функционирования электрических
аппаратов, определения выходных параметров систем электроснабжения
(первичных и вторичных) и устройств защиты от
перенапряжения непосредственно на вагоне.