ПРОВЕРКА, ПРИЕМКА И ИСКЛЮЧЕНИЕ ИЗ ИНВЕНТАРЯ КОЛЕСНЫХ ПАР

  Главная       Учебники - Транспорт ж/д       Инструкция по формированию, ремонту и содержанию колесных пар тягового подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм №ЦТ-329

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

7.

ПРОВЕРКА, ПРИЕМКА И ИСКЛЮЧЕНИЕ ИЗ ИНВЕНТАРЯ КОЛЕСНЫХ ПАР

 

7.1. При проверке и приемке колесной пары и ее элементов должно быть установлено их соответствие требованиям настоящей Инструкции.

7.2. Проверку и приемку колесной пары на ТР-3 и при обыкновенном освидетельствовании должны производить мастер и приемщик локомотивов (где имеется).

7.3. Проверку и приемку колесных пар при формировании и полном освидетельствовании должен производить в локомотивном депо мастер и приемщик локомотивов, на заводе мастер ОТК, а также инспектор приемщик Главного управления локомотивного хозяйства МГТС (где имеется).

7.4. Мастер колесного цеха отвечает за качество ремонта и обработку элементов или формирование колесной пары в целом на своем производственном участке. Он обязан организовать и строго соблюдать правильный технологический процесс и производить пооперационную приемку работ от исполнителей. На заводе мастер обязан предъявлять и сдавать отремонтированные элементы или в целом колесную пару контрольному мастеру ОТК, в локомотивном депо приемщику локомотивов.

7.5. Контрольный мастер отдела технического контроля, инспектор-приемщик Главного управления локомотивного хозяйства МПС и

приемщик локомотивов в депо отвечают за качество ремонта или обработки элементов колесной пары в целом. Они обязаны контролировать выполнение технологического процесса и производить приемку от мастера элементов колесных пар как нового формирования, так и отремонтированных.

7.6. На заводах и в локомотивных депо контрольному мастеру ОТК, инспектору-приемщику Главного управления локомотивного хозяйства МПС или приемщику локомотивов до приемки колесной пары в целом должны быть предъявлены:

  • диаграммы запрессовки а также диаграммы контрольной проверки колеса (колесного центра) на сдвиг: при тепловом методе формирования и прессовом методе, если от формирования или выпрессовки оси прошло более 10 лет;

  • сертификаты на новые элементы;

  • паспорт колесной пары и зубчатого колеса (приложение 9). (В редакции указания МПС России от 23.08.2000 № К-2273у)

7.7. На принятой колесной паре после полного освидетельствования или формирования, а также на принятых отдельных элементах должны быть поставлены приемочные клейма, предусмотренные настоящей Инструкцией.

Передняя крышка буксы должна быть опломбирована после ревизии первого и второго объема и технического обслуживания при ТР-2.

7.8. Колесные пары, поступающие в депо после ремонта или формирования, должны быть приняты мастером депо по наружному осмотру с проверкой основных размеров и наличия клейм на элементах колесных пар (без вскрытия букс).

Подкатка колесных пар под ТПС без паспорта запрещается.

7.9. Исключение из инвентаря колесной пары разрешается производить при необходимости одновременной замены оси и одного колесного центра (цельнокатаного колеса) вследствие их износа или повреждений, которые не могут быть устранены ремонтом.

Исключение из инвентаря колесных пар, имеющих меньшее количество забракованных элементов, а также годных колесных пар устаревших типов и серий может быть произведено только с разрешения Главного управления локомотивного хозяйства МПС.

7.10. Исключение колесных пар из инвентаря должно производиться, как правило, в пунктах, ремонтирующих- колесные пары со сменой элементов и в качестве исключения в пунктах, производящих освидетельствование колесных пар.

7.11. Исключение колесных пар из инвентаря должно производиться комиссией в составе:

                 на заводе — главного инженера завода, начальника отдела технического контроля, инспектора-приемщика Главного управления локомотивного хозяйства МПС, начальника колесного цеха, главного технолога и главного бухгалтера, при отсутствии инспектора Главного управления локомотивного хозяйства МПС — с участием представителя службы локомотивного хозяйства — владельца ремонтною фонда;

                 в депо — главного инженера (или заместителя начальника депо), мастера, приемщика локомотивов и главною технолога (там, где они имеются), главного (старшего) бухгалтера.

Исключение колесных пар из инвентаря оформляется актом формы ТУ-120 с утверждением руководителем предприятия.

 

 

 

 

 

8. МАРКИРОВАНИЕ И КЛЕЙМЕНИЕ КОЛЕСНЫХ ПАР И ИХ ЭЛЕМЕНТОВ

 

8.1. При формировании, ремонте и освидетельствовании колесных пар применяются следующие знаки и клейма:

                 клеймо в форме прямоугольника с закругленными углами, указывающее присвоенный условный номер ремонтному пункту, которому разрешено производить: изготовление элементов, формирование и полное освидетельствование;

                 цифры и буквы для обозначения даты (месяца и две последние цифры года) и других данных. Цифры и буквы должны быть высотой от 6 до 10 мм, согласно действующим стандартам, техническим условиям и чертежам;

                 клеймо приемки («Серп и молот») или прямоугольник с номером и серпом и молотом;

                 клеймо контрольного мастера ОТК, требования к клейму (ОТК) устанавливаются заводом (ремонтным пунктом), производящим ремонт;

                 клейма в форме круга с буквами «Ф» или «ФТ», обозначающие формирование новой колесной пары прессовым или тепловым методом;

                 клеймо в форме круга с буквой «Б», обозначающее динамическую балансировку колесной пары;

                 клеймо в форме круга с буквой «Д», обозначающее переформирование колесной пары (спрессовка с оси всех элементов);

                 клеймо в форме круга с буквами «ЛД», обозначающее перепрессовку левого, а с буквами «ПД» — правого колесного центра или цельнокатаного колеса;

                 клеймо в форме круга с буквами «СБ», обозначающее смену бандажей;

                 клейма и знаки, обозначающие межоперационную, внутрицеховую, межцеховую приемку элементов колесной пары, вид и порядок применения которых устанавливаются приказом руководителя предприятия. Эти клейма и знаки не должны ставиться в местах, предусмотренных для расположения знаков и клейм, установленных настоящей Инструкцией.

8.2. Новые элементы колесных пар, поступающие на ремонтные пункты, должны иметь следующие четко обозначенные знаки и клейма (маркировку), предусмотренные стандартами и техническим условиями;

                 необработанные (в черном виде) оси на средней или под-ступичной части согласно рис. 24;

 

000/006_405image049.jpg

 

                 окончательно обработанные оси на правом торце: локомотивов согласно рис. 25, 26; моторвагонного подвижного состава (в т. ч. моторных и прицепных вагонов) согласно рис. 27;

                 бандажи на боковой наружной грани согласно рис. 28,

                 литые центры на наружной стороне ступицы или диска согласно рис. 29. Размещение и размеры знаков маркировки — по рабочим чертежам центров или по отдельным чертежам маркировки в установленном порядке;

                 катаные дисковые центры на наружной стороне диска согласно техническим условиям;

                 цельнокатаные колеса на наружной боковой поверхности обода согласно рис. 30;

                 зубчатое колесо или венец ТПС согласно рис. 31.

(В редакции указания МПС России от 23.08.2000 № К-2273у)

000/006_436image051.jpg

 

Рис. 25. Знаки и клейма на правом торце колесной пары:

а — тепловоза с наружными буксовыми шейками и торцовым упором скольжения; б — электровоза на подшипниках качения без торцового упора: 1 — условный номер предприятия-изготовителя необработанной оси; 2 — месяц (римскими цифрами) и год (две последние цифры) изготовления необработанной оси; 3 — порядковый номер плавки и номер оси; 4 — клейма технического контроля предприятия-изготовителя и представителя приемки, проверивших правильность переноса маркировки и принявших обработанную ось; 5 — условный номер предприятия-изготовителя, обработавшего ось; 6 — клейма метода формирования колесной пары (Ф — прессовый, ФГ — тепловой); 7 — условный номер предприятия, производившего формирование колесной пары; 8 — месяц (римскими цифрами) и год (две последние цифры) формирования колесной пары; 9 — клейма технического контроля предприятия-изготовителя и представителя приемки, принявших колесную пару; 10 — клейма балансировки; 11 — клейма переформирования колесной пары; 12 — номер ремонтного пункта, производившего переформирование; 13 — месяц (римскими цифрами) и год (две последние цифры) переформирования; 14 — клейма технического контроля ремонтного пункта и инспектора-приемщика (приемщика локомотивов), принявших колесную пару после переформирования

 

000/006_466image053.jpg

 

 

Рис. 26. Знаки и клейма на правом торце оси колесной пары локомотива с внутренними буксовыми шейками, а также колесных пар электровозов с наружными буксовыми шейками на подшипниках скольжения и тепловозов с торцовыми упорами качения:

1 — условный номер предприятия-изготовителя необработанной оси; 2 — месяц (римскими цифрами) и год (две последние цифры) изготовления необработанной оси; 3 — порядковый номер плавки и номер оси; 4 — клейма техническою контроля предприятия-изготовителя и представителя приемки, проверивших правильность переноса маркировки и принявших обработанную ось; 5 — условный номер предприятия-изготовителя, обработавшего ось: 6 — клейма метода формирования колесной пары (Ф — прессовый, ФГ — тепловой); 7 — условный номер предприятия, производившего формирование колесной пары; 8 — месяц (римскими цифрами) и год (две последние цифры) формирования колесной пары; 9 — клейма технического контроля предприятия-изготовителя и представителя приемки, принявших колесную пару; 10 — клейма балансировки; 11 — клейма переформирования колесной пары; 12 — номер ремонтного пункта, производившего переформирование; 13 — месяц (римскими цифрами) и год (две последние цифры) переформирования; 14 — клейма технического контроля ремонтного пункта и инспектора-приемщика (приемщика локомотивов), принявших колесную пару после переформирования

000/006_498image055.jpg

 

Рис. 27. Знаки и клейма на правом торце колесной пары моторвагонного подвижного состава: 1 — клеймо технического контроля; 2 — условный номер предприятия, производившего обработку и перенесшего знаки маркировки; 3 — порядковый помер оси, начинающийся с номера завода-изготовителя поковки; 4 —— клейма приемщика MПC; 5 — год (две последние цифры); 6 — клейма формирования и балансировки; 7 — условный номер предприятия, сформировавшего колесную пару; 8 — клеймо технического контроля; 9 — дата формирования.

 

000/006_516image057.jpg

Рис. 28. Знаки и клейма на наружней грани бандажа:

1 — условный номер предприятия изготовителя; 2 — год (две последние цифры) изготовления; 3 — марка бандажа; 4 — клейма приемки; 5 — номер плавки; 6 — порядковый номер бандажа по системе нумерации предприятия-изготовителя. На импортных бандажах наносятся следующие знаки: знак фирмы, две последние цифры года изготовления, номер плавки, номер бандажа. При сквозной нумерации плавок (не по годам) год изготовления не наносится. Порядковый номер бандажа отдельными фирмами не наносится.

000/006_532image059.jpg

Рис. 29. Знаки и клейма на наружном торце ступицы центра: 1 — условный номер предприятия-изготовителя;   2   —   год   (две   последние цифры) изготовления; 3 — порядковый номер   центра   по  системе   нумерации предприятия-изготовителя;   4   —   обозначение марки стали; 5 — клейма технического   контроля   предприятия-изготовителя и представителя заказчика

 

000/006_546image061.jpg

Рис. 30. Знаки и клейма наружной боковой поверхности обода цельнокатаного колеса: 1 — год (две последние цифры) изготовления; 2 — марка стали колеса; 3 — номер плавки; 4 — условный номер предприятия-изготовителя; 5 — клеима технического контроля предприятия-изготовителя и представителя заказчика; 6 — порядковый номер колеса по системе нумерации предприятия-изготовителя

 

000/006_559image063.jpg

Рис. 31. Знаки и клейма:

а — на зубчатом колесе; б — на венце зубчатого колеса: 1 — товарный знак или условный номер предприятия-изготовителя; 2 — порядковый номер зубчатого колеса (венца); 3 — марка стали: 4 — номер плавки; 5 — месяц (римскими цифрами) и год (две последние цифры) изготовления; 6 — клейма технического контроля предприятия-изготовителя и представители заказчика; 7 — условный номер предприятия, производившего установку зубчатого колеса или венца; 8 — месяц (римскими цифрами) и год (две последние цифры) установки; 9 — клейма технического контроля предприятия, производившего установку

 

 

8.3. При обработке осей и венцов зубчатых колес перенос знаков с необработанной поверхности на торец оси и боковую грань венца производит ОТК на заводе, а в локомотивных депо — приемщик локомотивов.

Перенос знаков и правильность обработки и состояния осей соответствию технической документации удостоверяется постановкой клейма контрольного мастера ОТК и приемщика («Серп и молот») с постановкой условного номера, присвоенного пункту, производившему обработку.

8.4. Новые оси, бандажи, цельнокатаные колеса, центры, венцы и зубчатые колеса, поступающие от Российских заводов-изготовителей без приемочных клейм инспектора-приемщика МПС, а также с неясной маркировкой, браковать с представлением рекламации, а на поступающих из стран СНГ — проставлять клейма «Серп и молот» после механической обработки и отсутствия отклонений на ремонтном пункте, производящем замену элементов.

Отсутствие на этих элементах клейма ОТК завода-изготовителя при наличии клейм инспектора-приемщика МПС не может служить основанием для их браковки.

8.5. Клеймение колесных пар могут производить только работники, имеющие право производить освидетельствование колесных пар.

8.6. При формировании колесных пар и смене оси, необходимо наносить клейма и знаки на торце оси (или цилиндрическом пояске конца оси с торцовым упором) колесной пары (см. рис. 25 — 27). Впереди вышеуказанных клейм при смене бандажей дополнительно ставится клеймо «СБ» (кроме формирования).

Сторона колесной пары, на торце оси которой находятся знаки и клейма, относящиеся к изготовителю оси, считается правой.

При смене зубчатого колеса или венца на них наносятся знаки и клейма (рис. 31. поз. 6...9).

8.7. При полном освидетельствовании колесных пар на левом горце осей ставятся знаки и клейма (рис. 32). Впереди вышеуказанных клейм при смене бандажа дополнительно ставится клеймо «СБ», а при перепрессовке одного из центров (цельнокатаного колеса) — клеймо «ЛД» или «ПД» в зависимости от того, с какой стороны колесной пары перепрессовывался колесный центр.

8.8. После постановки клейм торцы осей с торцовым упором необходимо обработать. Шероховатость поверхности должна соответствовать Ra не более 1,25 мкм.

Запрещается заварка или зачеканка знаков и клейм изготовления и формирования на правом торце оси. Они должны сохраняться на все время эксплуатации оси, а клейма формирования (переформирования) колесной пары должны сохраняться до следующего переформирония.

При заполнении всех секторов левого торца оси производится заварка знаков предыдущих полных освидетельствований и после тщательной зачистки или механической обработки торец вновь используется для постановки знаков полного освидетельствования колесной пары. Если при этом не производится перепрессовка колесного центра (цельнокатаного колеса) и на торце оси имеются клейма о ранее производившейся перепрессовке, последнее необходимо сохранить до следующей перепрессовки соответствующего центра (цельнокатаного

колеса).

(В редакции указания МПС России от 23.08.2000 № К-2273у)

 

000/006_653image065.jpg

 

000/006_659image067.jpg

 

Рис. 32. Знаки и клейма на левом торце оси колесной нары: а — локомотива с внутренними буксовыми шейками, а также колесных нар электровозов с наружными буксовыми шейками на подшипниках скольжения и тепловозов с торцовыми упорами качения; б — тепловозов с торцовым упором скольжения; в — электровозов, моторвагонного подвижного состава на подшипниках качения без торцового упора;

1 - место постановки клейм смены бандажей, спрессовки левого или правого центра (цельнокатаного колеса); 2 — условный номер ремонтного пункта; 3 — месяц (римскими цифрами) и год (две последние цифры) производства полного освидетельствования; 4 — клейма технического контроля и приемщика МПС России России.

 

8.9. При ремонте и освидетельствовании колесных пар в условиях депо нигде и никаких клейм ставить не требуется, за исключением

локомотивных депо, которые по разрешению МПС производят полное освидетельствование и ремонт колесных пар со сменой элементов.

8.10. Колесные пары, не имеющие на осях клейм и знаков завода-изготовителя, или при неясности имеющихся клейм и знаков разрешается эксплуатировать при условии, что па осях имеется знак «Д».

8.11. Инспектор-приемщик на заводах и приемщики локомотивов в депо клейма «Серп и молот» получают непосредственно от Главного управления локомотивного хозяйства МПС. Остальные знаки и клейма изготовляются или заказываются непосредственно ремонтными пунктами и выдаются соответствующим работникам под расписку.

8.12. Каждая выдача знаков и клейм записывается в прошнурованную книгу с указанием даты, наименования пункта, наименования знаков и клейм, фамилии и должности лиц, получивших знаки и клейма. Клейма, знаки и книга их учета хранятся в сейфе или металлическом запираемом ящике.

8.13. Запрещается передача знаков и клейм одного ремонтного пункта другому, а также выдача их работникам, не имеющим удостоверения на право производства освидетельствования колесных пар.

8.14. Притупившиеся или сломанные знаки и клейма приводятся в полную негодность стачиванием их на наждачном круге и списываются, о чем делается отметка в книге регистрации выдачи знаков и клейм против ранее сделанной записи о их выдаче.

На приведенные в негодность клейма «Серп и молот» составляется акт. Получение в Главном управлении локомотивного хозяйства новых клейм взамен пришедших в негодность производится с обязательным предъявлением указанного акта.

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..