Значительная часть ремонтных работ по автомобилям, особенно поступающих
после дорожно-транспортных происшествий, приходятся на ремонт кузова. В
большинстве случаев при ремонте требуется проверка геометрии точек крепления
кузова к раме, геометрии проёмов кузова для установки дверей, стёкол.
Основные справочные размеры для проверки геометрии кузова показаны на рисунке
Х-У. Повреждения кузова могут быть самыми различными, поэтому правила ремонта
в каждом отдельном случае должны быть свои, наиболее подходящие для этих
повреждений, при этом необходимо максимально использовать возможности
рихтовки поврежденных панелей. По возможности необходимо избегать воздействия
на металл, чтобы не нарушать заводскую сварку, противокоррозионную защиту
кузова и структуру стали. Лицевые панели кузова снимать только в крайних случаях,
когда невозможно устранить дефект с помощью рихтовки. В случае значительных
повреждений кузова рекомендуется снимать внутренние обивки, капот, арки колес
наружные и внутренние, бампера, боковины кузова передние, чтобы облегчить
измерение контроль и установку домкратов для устранения перекосов и
повреждений кузова.
Выступание лицевых поверхностей относительно соседних панелей
устраняется их подгонкой и регулировкой.
РЕМОНТ ДЕФОРМИРОВАННЫХ ДЕТАЛЕЙ КУЗОВА
Ремонт деформированных деталей кузова производиться вытяжкой,
рихтовкой, правкой с усадкой металла, вырезкой участков, неподдающихся ремонту,
изготовлением ремонтных вставок из выбракованных деталей кузова или из
листового металла с приданием им формы восстанавливаемой детали.
Деформированные места панелей выравнивают, как правило, вручную при
помощи специального инструмента (металлических, пластмассовых, деревянных
молотков и различных правок) и приспособлений.
Правку с нагревом используют для осаживания (стягивания) сильно
растянутых поверхностей панелей. Для предотвращения резкого вспучивания и
ухудшения механических свойств панели нагревают до температуры не более 600 -
650ºС (вишнёво-красный цвет). Диаметр нагретого пятна должен быть не более 20-
30 мм.
Стягивание поверхности производите следующим образом:
- угольным электродом сварочного полуавтомата или газовой горелкой нагрейте
металл от периферии к центру дефектного участка и ударами деревянной киянки и
молотка осаживайте нагретые места, используя плоскую поддержку или наковальню.
- повторяйте операции нагревания и осаживания до получения необходимой
поверхности панели.
Неровности на панелях можно выравнивать с помощью шпатлёвок,
термопластика, эпоксидных мастик холодного отвердения и при помощи припоя.
Полиэфирные шпатлёвки типа «Хемропол–П» или «ПЭ-0085» образуют надежное
соединение с панелями, зачищенными до металла. Они представляют собой
двухкомпонентные материалы: ненасыщенную полиэфирную смолу и отвердитель,
который является катализатором быстрого отвердения смеси. Температура в
рабочем помещении должна быть не менее 18º С. Приготовленную полиэфирную
шпатлёвку необходимо использовать по времени не более чем за 10 мин. Она
окончательно затвердевает через 60 мин после нанесения, Толщина слоя шпатлёвки
не должна превышать 2 мм.