Автомобили Derways. Руководство - часть 5

 

  Главная      Учебники - Транспорт     Автомобили марки Derways 3131, 313150, 313101, 313102 (Двигатель 4G64S4 MITSUBISHI) - руководство по эксплуатации

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  3  4  5  6   ..

 

 

Автомобили Derways. Руководство - часть 5

 

 

 

Рис. 2.14. 

 

Рис.2.15. 

 

Рис. 2.16. 

тельного  вала,  уперев  ее  в  нижнюю  крышку.  Надежно 
закрепите  ремень  на  звездочке  (рис. 2.13.). Вращение 
коленчатого вала не допускается. 

Отсоедините провода от свеч, снимите распреде-

литель зажигания.  

Отсоедините выхлопную трубу. 
Отверните болты головки в порядке от периферии 

к центру (согласно рисунка 2.14.) и снимите головку ци-
линдров (рис. 2.15.). 

При необходимости снимите коллекторы. Очисти-

те головку. Очистка головки заключается в удалении ос-
татков уплотнения и нагара из камер сгорания и головок 
клапанов. При очистке пользуйтесь скребком из твердо-
го дерева или из пластмассы (нанесение царапин не до-
пускается).  Одновременно  очистите  разъемную  плос-
кость блока цилиндров, осторожно закрыв цилиндры ве-
тошью. 

После  очистки  и  промывки  головки  проверьте  со-

стояние разъемных плоскостей. Допустимое отклонение 
плоскости  разъема  с  блоком  цилиндров  от  калибра – 
0,05  мм  в  любой  точке  измерения.  Если  отклонение  не 
превышает 0,20 мм, то головку прошлифуйте. В против-
ном случае головку замените. Если отклонение разъем-
ной  плоскости  блока  цилиндров  от  калибра  превышает 
0,05 мм, то прошлифуйте блок или замените. Изготови-
телем  установлена  норма  уменьшения  высоты  блока 
цилиндров со стороны плоскости разъема с головкой   

блока при шлифовке – 0,20 мм. 

Для проверки герметичности головки, заглушите отверстие в головке блока под шланг 

радиатора.  Это  можно  сделать,  например,  установив  глухую  прокладку  из  плотного  картона 
под патрубок и завернув гайки его крепления.  

Залейте  керосин  в  каналы водяной  рубашки.  Если  уровень керосина  понижается,  зна-

чит, в головке есть трещины и ее надо заменить. После проверки не забудьте снять картонную 
прокладку. 

Промойте  масляные  каналы.  Для  этого  заглушите  вертикальный  масляный  канал  со 

стороны  камеры  сгорания,  залейте  бензин  в  масляные  каналы  во  всех  опорах  распредели-
тельного вала и выдержите 15-20 мин. Вылейте бензин, выньте заглушку и окончательно про-
мойте каналы бензином с помощью груши.  

Для проверки герметичности клапанов залейте керосин в камеры сгорания. Если в те-

чение трех минут керосин не просочится из камер сгорания – клапаны герметичны. В против-
ном случае притрите или замените клапаны.  

Установка  выполняется  в  обратном  порядке.  Уложите  новую  прокладку  и  установите 

головку.  Затяните  болты  в  указанном  порядке  (рис. 2.14) сначала  от  руки,  затем  в 2 этапа – 
сначала  с  моментом 100 Н.м.  Болт  звездочки  распределительного  вала  затяните  с  моментом 
100 Н.м. 

  

Клапаны и пружины. 
 

 

Рис. 2.17. 

Промаркируйте  клапаны  номерами  цилиндров,  на-

пример накерните. 

Установите  под  снимаемый  клапан  подходящий 

упор, например подшипник.  

Установите приспособление для сжатия пружин кла-

панов  и  сожмите  с  его  помощью  пружину  клапана  (рис. 
2.17). Выньте с помощью отвертки или пинцета два суха-
ря.  

 

Рис. 2.18. 

 

Рис. 2.19. 

 

Рис. 2.20. 

 

Рис. 2.21. 

 

Рис. 2.22. 

 

Рис. 2.23. 

Выньте  верхнюю  тарелку  пружины,  пружину  клапа-

на и опорную шайбу. Аналогичным образом выньте суха-
ри, тарелки и пружины остальных клапанов.  

Достаньте  клапан  и  снимите  маслосъемный  колпа-

чок приспособлением или пассатижами (рис. 2.18).  

Очистите  нагар  с  клапанов  подходящим  инструмен-

том  (например,  металлической  щеткой).  Затем  внима-
тельно осмотрите клапаны. 
Замените  клапаны  со  следующими  дефектами:  глубокие 
риски и царапины на рабочей фаске 1 (рис. 2.19), трещи-
ны,  деформация  стержня 3 клапана,  коробление  тарелки 
2  клапана,  следы  прогара.  Неглубокие  риски  и  царапины 
на рабочей фаске можно вывести притиркой клапанов. 

В специализированной мастерской повреждения ра-

бочей фаски клапанов, которые невозможно вывести при-
тиркой, можно прошлифовать на специальном станке. При 
шлифовке надо выдержать размеры, указанные в таблице 
технических данных.  

Проверьте состояние седел клапанов (рис. 2.20). На 

рабочих фасках седел не должно быть следов износа, ра-
ковин,  коррозии  и  т.п.  Седла  клапанов  можно  заменить  в 
специализированной  мастерской.  Незначительные  по-
вреждения (мелкие риски, царапины и пр.) можно вывести 
притиркой клапанов.  

Более  значительные  дефекты  седел  клапанов  уст-

раняются  шлифовкой.  При  шлифовке  выдержите  разме-
ры,  указанные  в  таблице  технических  данных.  Седла  ре-
комендуется  шлифовать  в  специализированной  мастер-
ской.  

Имея слесарный навык, можно это сделать вручную 

с  помощью  набора  специальных  фрез.  Вначале  обраба-
тывается фаска а под углом 15° (рис. 2. 21), затем фаска 
б под углом 20° и фаска в под углом 45°. После шлифовки 
необходимо притереть клапаны. 

Проверьте  состояние  пружин  клапанов.  Искривлен-

ные,  поломанные  или  имеющие  трещины  пружины  заме-
ните.  

Для проверки упругости наружной пружины измерь-

те ее высоту в свободном состоянии (рис. 2.22). Если 
пружина не соответствует требуемым параметрам (ука-
занные в таблице технических данных), замените ее. 

Проверьте зазор между направляющими втулками 

и клапанами. Зазор вычисляется как разность между диа-
метром отверстия во втулке и диаметром стержня  
клапана.  Проверку  зазора  рекомендуется  выполнять  в 
специализированной  мастерской,  так  как  для  измерения 
диаметра  втулок  нужен  специальный  инструмент  (нутро-
мер).  Номинальный  зазор  для  впускных  клапанов 0,02–

 

Рис. 2.24. 

 

Рис. 2.25. 

 

Рис. 2.26. 

1 – металлический  стер-
жень; 2 – резиновый 
шланг; 3 – винтовой хомут 

 

Рис. 2.27. 

 

Рис. 2.28. 

0,05 мм, для выпускных клапанов 0,05–0,09 мм. Предель-
но допустимый зазор для впускных и выпускных клапанов 
– 0,1 мм. 

Если  зазор  не  достиг  предельно  допустимого, 

можно попробовать устранить его заменой клапана. Если 
это не удается или зазор превышает предельно допусти-
мый,  замените  направляющую  втулку.  Для  этого  выпрес-
суйте  со  стороны  камеры  сгорания  дефектную  втулку 
специальной оправкой. 
В  запасные  части  направляющие  втулки  поставляются  с 
увеличенным на 0,02 мм наружным диаметром.  

Смазав  втулку  моторным  маслом,  вставьте  ее  в 

специальную  оправку  и  запрессуйте  со  стороны  распре-
делительного вала до упора в головку блока. Разверните 
отверстие  во  втулке  с  помощью  развертки  до 6,60-6,62 
мм.  

Если  устанавливается  старый  клапан,  снимите  за-

усенцы  с  проточек  под  сухари.  После  этого  необходимо 
притереть клапан к седлу.  

Установите  клапаны  в  головку  блока  в  соответст-

вии  с  ранее  сделанной  маркировкой,  предварительно 
смазав их стержни моторным маслом. 

Установите маслосъемные колпачки (рис. 2.25).  

Сборка выполняется в обратном порядке. Тщательно 
удалите остатки притирочного материала и промойте. Все 
снятые детали установите на прежние места.  
 

Притирка клапанов. 
Для притирки клапанов необходимо специальное 

приспособление. При его отсутствии можно воспользо-
ваться приспособлением, изготовленным по данному чер-
тежу рис. 2.26. 

Вставьте клапан в головку блока.  
Нанесите на рабочую фаску клапана тонкий слой 

притирочной пасты. 

Закрепите стержень клапана в приспособлении для 

притирки клапанов и поворачивайте клапан в обе стороны 
при помощи приспособления, периодически прижимая 
клапан к седлу.  

Внешним признаком удовлетворительной притирки 

является однотонный матово-серый цвет рабочей фаски 
клапана и седла. 

После притирки тщательно протрите клапан и сед-

ло чистой тряпкой и промойте для удаления остатков при-
тирочной пасты. Проверьте герметичность клапанов. 

 
Гидротолкатели. 
 
Гидротолкатели изготовлены с высокой точностью, попадание пыли и грязи на 

них не допускается. 

 

Рис. 2.29. 

 

Рис. 2.30. 

 

Рис. 2.31.  

 

Рис. 2.32. 

Фиксация 

гидротолкателя 

скобой при установке 

Проверка покачивания коромысла на гидротолкате-

ле (рис. 2.29). 

При звонких стуках толкателей после пуска двига-

теля, или при устойчивых стуках, сопровождающих работу 
двигателя, выполните следующее: 

- проверьте уровень масла и его состояние, при не-

обходимости смените масло. Это связано с тем, что стуки 
могут быть обусловлены воздухом, попавшим в каналы 
толкателей из-за сильного нарушения уровня масла, или 
его вспенивания. 

Воздух можно удалить из толкателей многократным 

медленным (в течение 30 сек) повышением оборотов до 
3000 об/мин (стуки постепенно должны исчезнуть). Избе-
гайте длительных стоянок автомобиля с неработающим 
двигателем, или парковок на склонах. 

Если в толкателе ощущается люфт, то толкатель 

замените новым и, удалив из него воздух,  повторите про-
верку. Люфт при покачивании коромысла ощущаться не 
должен.  

При отсутствии люфта в толкателях стук вызван дру-

гой причиной. 

 

Удаление воздуха. 
 
Погрузите толкатель в чистое дизельное топливо. 
Нажмите проволокой 4–5 раз на шарик, удалив воз-

дух.  

Нажмите на плунжер. Если ощущается большое со-

противление, то толкатель в нормальном состоянии, в 
противном случае повторите прокачку. Если воздух уда-
лить не удается, то толкатель замените. По окончании 
храните толкатель в рабочем положении. 

Проверьте  герметичность  гидротолкателя  на  приборе MD998440. Для  этого 

измерьте время, требуемое для хода плунжера на 1 мм, начиная от его смещения на 
0,2–0,5 мм. Это время должно быть 4–20 с. В противном случае гидротолкатель за-
мените. 

 
Снятие и установка. 
 
Отожмите пружину клапана (рис. 2.30.) и снимите коромысло. 
Достаньте гидротолкатель. 
Замените толкатель и установите детали в обратном порядке. 

 

Проверка состояния распределительного вала. 
 
Замените  распределительный  вал,  если  на  его  шейках  и  кулачках  имеются 

следы износа, задиры и глубокие риски. В мастерских, оборудованных специальным 
инструментом и приспособлениями, можно проверить радиальное биение шеек рас-
пределительного вала (оно не должно превышать 0,02 мм). 

 
Снятие и установка двигателя. 
 
Рекомендации:  Завод-изготовитель  рекомендует  вынимать  силовой  агрегат 

вверх,  предварительно  сняв  коробку  передач.  Снимайте  двигатель  с  помощником. 
Учтите, что при снятии двигателя следует быть крайне осторожным, так как зазоры 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  3  4  5  6   ..