Обслуживание трактора ДТ-20 зимой

  Главная      Учебники - Трактора     Трактор ДТ-20 (Калиновский Н.Ф., Левитанус А.Д., Ходулин Ю.А.) - 1965 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

ГЛАВА 6

Обслуживание трактора ДТ-20 зимой


При понижении температуры окружающего воздуха до +5° » ниже эксплуатация трактора значительно усложняется ввиду ухудшения условий работы системы питания, охлаждения и смазки двигателя, гидросистемы, приборов, электрооборудования и аккумулятора. Понижение температуры вызывает возрастание вязкости топлива и смазочного масла в механизмах двигателя и трансмиссии. Топливо плохо протекает по трубопроводам и плохо фильтруется, сопротивление топливного фильтра резко возрастает, загустевшее масло создает дополнительные сопротивления вращению коленчатого вала двигателя, валов и шестерен коробки передач, конечных передач и других механизмов.

Работа при отрицательных температурах сопряжена с опасностью замерзания воды в системе охлаждения. Возрастают также трудности запуска двигателя из-за ухудшения самовоспламенения дизельного топлива в конце сжатия, ухудшается работа аккумулятора.

 

При температуре —15° емкость аккумуляторной батареи снижает* с я примерно на 40%, что составляет 1—2% снижения емкости на каждый градус понижения температуры окружающего воздуха. Батарея может быть разряжена зимой не более чем на 25%, во избежание замерзания электролита. Потребляемый же стартером ток возрастает ввиду увеличения усилий, затрачиваемых на прокручивание двигателя.

Чтобы обеспечить надежную работу трактора в зимний период, необходимо до наступления холодов подготовить его к зимней эксплуатации.

1. Удалить накипь из системы охлаждения двигателя, для чего спустить воду из системы, заполнить его раствором (1 кг бельевой соды и 0,5 л керосина на 10 л воды), прогреть двигатель на средних оборотах в течение 10—15 мин, после чего оставить раствор в системе на 10—12 ч. Затем снова прогреть двигатель до температуры воды 50—60° и слить раствор из системы, промыв ее чистой водой.

2. Слить масло из механизмов трансмиссии, ступиц передних колес, гидромеханизма, промыть картеры дизельным топливом и залить в них зимние сорта смазочных масел.

3. Слить топливо из бака, промыть его чистым дизельным топливом, слить топливо из топливопроводов, заменить фильтрующий элемент, залить в бак зимнее дизельное топливо, заполнить всю систему топливом и удалить из нее пузырьки воздуха.

4. Слить масло из картера двигателя, промыть дизельным топливом и заполнить зимним сортом масла. Очистить ротор центрифуги от отложений и промыть его.

5. Очистить коллекторы генератора и стартера и, в случае необходимости, прошлифовать их.

6. Снять с трактора аккумулятор, довести плотность электролита до зимней и зарядить в соответствии с указаниями по уходу за электрооборудованием.

Уход за системой питания. При заправке бака следят, чтобы в топливо не попала вода, так как образовавшиеся кусочки льда забивают топливопроводы и прекращают подачу топлива. При заправке во время дождя или снега закрывают горловину бака и воронку брезентом. Топливный бак следует держать всегда заполненным топливом. Один раз в сутки проверяют, нет ли в топливе воды, для чего спускают немного отстоя до появления чистого топлива.

При температуре окружающего воздуха ниже —20° к дизельному топливу добавляют осветительный керосин. При температуре от —20° до —30° добавляют 10% керосина, от —30° до —35°—25%, от —35° и ниже — до 40—60%.

Уход за системой смазки двигателя и трактора. При температуре окружающего воздуха от 0° до —10° в картер двигателя добавляют 0,7—0,9 кг дизельного топлива. После остановки работающего двигателя сливают из картера 0,7—0,9 кг масла и заливают такое же количество дизельного топлива, после чего запускают двигатель и дают ему поработать в течение 4—5 мин. Масло разжижают после каждой полной его замены в холодное время года. При замене масло заливают в картер двигателя по нижнюю метку щупа, а затем добавляют 0,7—0,9 кг дизельного топлива. Если трактор работает длительное время при температуре ниже —20°, то количество доливаемого в картер дизельного топлива увеличивают до 1,2—1,5 кг.

Во время работы трактора при низких температурах необходимо следить за нормальной работой реактивной масляной центрифуги, так как при более вязком масле ее ротор испытывает повышенные сопротивления при разгоне и установившемся вращении. Следует также очень тщательно собирать и устанавливать ротор после очередной его очистки, чтобы не допускать перекосов. После каждой остановки двигателя

 

проверяют, вращается ли ротор, что обнаруживают по характерному шуму, издаваемому вращающимся по инерции ротором. Если будет замечено, что ротор после остановки двигателя не вращается, необходимо разобрать фильтр, обнаружить причину, препятствующую вращению, и устранить ее.

Уход за смазкой механизмов трансмиссии, ходовой части и гидросистемы сводится к заполнению их картеров зимними сортами масла. Силовую передачу трактора и ступицы передних колес при температуре воздуха ниже —5° заполняют маслом по ГОСТ 1862—57 марки АК-15 а при более низких температурах — маслом марки АК-Ю.

Уход за системой охлаждения. В систему охлаждения двигателя заливают воду или незамерзающие смеси. Если температура окружающего воздуха находится в пределах от 0 до —15°, систему охлаждения заполняют водой, соблюдая следующие правила.

1. После остановки двигателя для длительной стоянки сливать воду из радиатора через кран на нижнем бачке и из блока, открыв крышку на верхнем баке радиатора. При сливе воды следить, чтобы краны не засорялись и не замерзали, при необходимости, прочистить их проволокой. После окончания слива оставить краны открытыми, а на тракторе вывесить табличку «вода слита».

2. Во время работы трактора следить за температурой воды в системе охлаждения и поддерживать ее в пределах 75—85°. На стоянках нельзя допускать охлаждения воды в системе ниже 35—40°. Дальнейшее охлаждение может привести к замерзанию воды в трубках радиатора.

3. Заливать в систему охлаждения только горячую воду.

4. Периодически проверять исправность паровоздушного клапана в крышке радиатора и пользоваться утеплительным капотом.

При температуре окружающего воздуха ниже —15° в систему охлаждения заливают антифриз или специальную жидкость, состоящую из воды и древесного или денатурированного спирта, при содержании спирта в смеси от 30 до 50% (чем больше спирта, тем ниже температура замерзания смеси). Такая смесь не вполне устойчива, так как спирт при работе трактора испаряется и температура замерзания жидкости повышается. Антифризы по ГОСТ 159—52 выпускают двух марок— «65» и «40», что соответствует температуре замерзания 65 и 40° ниже 0.

При применении антифризов необходимо соблюдать следующие правила.

1. Нелья засасывать антифриз ртом, мыть в нем руки, так как ои ядовит.

2. В систему охлаждения заливать антифриза меньше воды на 6%, так как он имеет больший коэффициент расширения.

3. Доливать в систему охлаждения чистую кипяченую воду и через каждые 25—30 ч проверять ареометром удельный вес жидкости, который должен быть не ниже 1,055.

4. Категорически запрещается заполнять систему охлаждения дизельным топливом и керосииом.

Уход за электрооборудованием. Через каждые 120— 130 ч, работы проверяют плотность электролита и его уровень в аккумуляторе. Для восстановления нормального уровня электролита в аккумулятор доливают после пуска двигателя дистиллированную воду, чтобы она не замерзла.

При длительной стоянке трактора аккумулятор снимают и переносят в теплое помещение с температурой не ниже +10°.

Пуск и остановка двигателя. Перед пуском остывший двигатель прогревают, заливая горячей водой и маслом. Воду заливают при открытом спускном кране радиатора до тех пор, пока из крана не

 

потечет горячая вода. После этого закрывают кран и заполняют систему горячей водой. Одновременно в картер двигателя заливают масло, нагретое в закрытой посуде до температуры 70—80°.

Если система охлаждения заполнена антифризом, то перед пуском его следует слить и подогреть в закрытой посуде до температуры 60— 70°. Антифриз заливают после прогрева двигателя горячей водой.

При остановке двигателя на длительное время воду из системы охлаждения сливают, предварительно охлаждая ее до 50—60°. Сливают также и масло из картера двигателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..