СМАЗКА ТРАКТОРА ДТ-20

  Главная      Учебники - Трактора     Трактор ДТ-20 (Калиновский Н.Ф., Левитанус А.Д., Ходулин Ю.А.) - 1965 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

 

СМАЗКА ТРАКТОРА ДТ-20

Правильная и своевременная смазка всех механизмов и трущихся: деталей трактора снижает их износы и удлиняет срок бесперебойной работы трактора.

Для смазки механизмов и агрегатов трактора ДТ-20 применяют следующие смазочные материалы:

а) для смазки картера двигателя, топливного насоса и гидроподъемника— дизельное масло с присадкой по ГОСТ 5304—54; зимой Дп-8, летом Дп-11, при большой жаре Дп-14;

б) для смазки главной и конечной передач червячной пары рулевого управления и ступиц передних колес — трансмиссионное автотракторное масло по ГОСТ 542-50: летнее и зимнее. В холодную погоду применяют также автол АК-15 по ГОСТ 1862—60;

в) для шарниров рулевых тяг, осей поворотных кулаков, подшипников выключения муфты сцепления, цилиндрической пары рулевого механизма — солидол по ГОСТ 1033—51;

г) специальную консистентную смазку № 158 для подшипников генератора.

Для заправки механизмов и агрегатов трактора применяют специальный бидон или ведро с носиком—для заправки дизельного масла через воронку с сеткой в картер двигателя, корпус главной передачи, бак гидромеханизма; шприц — для заправки жидкого масла в топливный насос, передний подшипник водяного насоса, корпуса конечных передач и ступицы передних колес, нижний картер рулевого управления; шприц рычажно-плунжерный — для смазки солидолом механизмов, имеющих масленки.

 

 

 

Шприц для жидкого масла (рис. 137) состоит из цилиндрического корпуса 3, закрытого крышкой 2, и поршня 4, закрепленного на штоке 1 с рукояткой. На противоположном конце корпуса имеется изогнутый наконечник 5. Масло засасывают в цилиндр шприца через изогнутый наконечник, который опускают в сосуд с маслом, а затем оттягивают поршень по направлению к крышке. Полная емкость шприца 200 см3. Шприцем удобно заливать жидкую смазку через небольшие отверстия, расположенные в трудно доступных местах.

Шприц рычажно-плунжерный для консистентной смазки (рис. 138) состоит из цилиндрического корпуса 1, штока 2 с поршнем 3 и крышки 11, в которой расположен плунжер 12, приводимый в действие рукояткой 13, и наконечника 9 с головкой 10. В крышке установлен шариковый клапан 7, поджимаемый пружиной 8. Чтобы зарядить шприц солидолом, надо вывинтить цилиндр из крышки, сдвинуть поршень к противоположному концу и заполнить всю полость цилиндра смазкой, после чего завинтить крышку.

Поршень шприца не соединен со штоком жестко и может находиться в любом месте цилиндра, независимо от положения штока. Шток соединен с поршнем для нагнетания смазки штифтом 5, который входит в продольный прорез на шайбе 4 поршня, после чего шток поворачивается на 90° и замыкается с поршнем. Это сделано для того, чтобы сократить длину шприца, когда он заполнен смазкой, так как, независимо от степени заполнения шприца смазкой, можно вывести шток из зацепления с поршнем и до отказа вдвинуть его в цилиндр. Для нагнетания смазки головку шприца насаживают на масленку смазываемого механизма так, чтобы головка защелкнулась на буртик масленки. После

 

этого нажимают одной рукой на шток, а другой несколько раз нажимают на рукоятку плунжера. Смазка поступает через отверстие 6 в пространство под плунжер. При ходе плунжера вниз отверстие перекрывается и смазка, отжав клапан 7 и клапан в масленке, поступает к деталям трактора.

 

 

 

Рис. 138. Шприц рычажно-плунжерный:
1-корпус; 2 — шток; 3 — поршень; 4 — шайба; 5 — штифт; 6 — маслоподающее отверстие; 7-клапан; 8 — пружина; 9 — наконечник; 10 — головка; 11 — крышка; 12 — плунжер; 13 — рукоятка.

 

 

 

 

Смазка двигателя. Масло заливают в картер двигателя через горловину с левой стороны двигателя. Уровень масла определяют щупом с тремя метками. До верхней метки В заливают совершенно пустую систему; средняя метка П показывает уровень при ежедневных доливках масла и нижняя метка Н — минимально допустимый уровень масла в картере двигателя. Емкость системы смазки двигателя 5,1 л.

Уровень масла проверяют через 10—15 мин после остановки двигателя, когда все масло осядет на стенках системы и стечет в картер. Для замера уровня вынимают щуп, вытирают его концами и снова вставляют до упора, затем опять вынимают и определяют уровень но отрезку щупа, смоченному маслом.

Масло из системы сливают сразу же после остановки двигателя, когда все примеси находятся еще в масле во взвешенном состоянии и не успели осесть на стенках. Для слива масла вывинчивают спускную пробку на нижней крышке картера и спускают масло в чистую посуду. При сливе горячего масла следует остерегаться ожогов. При замене масла промывают сапун, очищают и промывают ротор центрифуги, а также нижнюю крышку картера и спускную пробку.

Смазка топливного насоса. Топливный насос заправляют тем же маслом, что и двигатель, шприцем через заливное отверстие на верхней стенке корпуса насоса (рис. 139).

Уровень масла проверяют через контрольные отверстия на боковой стенке насоса.

 

Масло должно доходить до нижней кромки отверстия. Спускают масло через сливное отверстие в донышке корпуса насоса сразу же после остановки двигателя, после чего промывают корпус дизельным топливом с помощью шприца, завинчивают спускную пробку и заливают

0,4 л свежего масла.

Смазка водяного насоса и вентилятора. Подшипниковый узел вентилятора смазывают через отверстие в шкиве привода вентилятора (рис. 140) тем же маслом, которое заливают в двигатель. Через 60 ч работы проверяют количество масла в шкиве. Для этого поворачивают шкив так, чтобы заливное отверстие расположилось в горизонатльной плоскости, вывинчивают пробку и, если масло не покажется, доливают масло с помощью шприца.

Заднюю втулку насоса смазывают ежесменно солидолом, делая 2—3 нагнетания рычажно-плунжерным шприцем. Масло в подшипниковом узле шкива привода вентилятора заменяют через 960 ч. После промывки с помощью шприца полость подшипников заправляют свежим маслом (0,2 л).

Смазка воздухоочистителя. В поддон воздухоочистителя заливают 1,3 л отработанного и профильтрованного масла. Сменяют его через 10—40 ч работы, в зависимости от степени запыленности воздуха. Одновременно со сменой промывают поддон и две-три кассеты. Масло заливают в поддон до уровня кольцевого пояска.

Смазка муфты сцепления. В муфте сцепления смазывают солидолом втулки и шариковый подшипник стакана выключения (рис. 141), а также роликовый подшипник переднего конца вала муфты сцепления, расположенный в маховике (рис. 142).

Втулки и подшипник стакана выключения смазывают ежесменно. Для этого снимают крышку левого люка соединительного корпуса, вытирают масленку на стакане выключения и делают 5—6 нагнетаний рычажно-плунжерным шприцем, после чего ставят крышку люка на место.

Роликовый подшипник в маховике смазывают при проведении технического ухода со снятием двигателя с трактора и при каждой разборке

 

муфты сцепления. Для смазки подшипника снимают с маховика кожух муфты сцепления со всеми деталями и валом, вынимают из маховика сальник и роликовый подшипник и удаляют старую смазку из расточки маховика и сверления коленчатого вала. После промывки подшипника и полости в маховике и коленчатом валу дизельным топливом устанавливают подшипник и сальник на место и собирают муфту сцепления.

Смазка главной передачи. В корпус главной передачи заливают через заливное отверстие в правом переднем углу крышки главной перелачи 11 л масла. Уровень его замеряют щупом, завинченным в крышку корпуса. При замере уровня трактор устанавливают на ровную горизонтальную площадку. След от масла должен находиться между верхней и нижней метками на щупе. Если он находится ниже нижней метки, то следует долить масло до верхней метки.

При каждой доливке масла следует прочистить отверстия на гранях заливной пробки.

Масло в главной передаче заменяют через 960 чу то есть при техническом уходе № 3. Для замены масла нужно слить старое масло сразу после работы, пока оно еще горячее, через спускную пробку в днище корпуса, при этом должна быть открыта заливная пробка, очищен магнит спускной пробки и промыта пробка, затем ставят ее на место, заливают в корпус дизельное топливо до нижней метки щупа и завинчивают заливную пробку. После этого заводят двигатель и ездят на тракторе
5—10 мин на всех передачах передним и задним ходом. Остановив

трактор и заглушив двигатель, вывинчивают пробки и спускают в течение 30—40 мин дизельное топливо. Промыв еще раз спускную пробку, ставят ее на место и заливают свежее масло до верхней метки щупа.

 

 

Смазка конечных передач. Масло в корпуса конечных передач заливают в отверстия на корпусах шприцем для жидкого масла.

При вертикальном или наклонном (под углом 45°) положении корпуса масло заливают через отверстия на внутренней стенке корпуса до уровня контрольного отверстия в поддоне (рис. 143); при горизонтальном положении корпуса (вперед или назад) — через верхнее отверстие на боковой стенке до уровня нижнего контрольного отверстия на внутренней стенке корпуса. В каждый корпус заливают 0,8 л масла.

Дозаправку корпусов конечных передач производят через 240 ч работы. При проверке уровня очищают пробку от пыли и грязи, отвертывают ее и доливают масло до нижней кромки отверстия.

Корпуса конечных передач промывают 1,5—2 л дизельного топлива с. последующей ездой в течение 3—5 мин. После слива его корпуса конечных передач заправляют свежим маслом до уровня контрольных отверстий (через каждые 960 ч работы).

Смазка передних колес. Масло в ступицы передних колес заливают через отверстие на внутренней стороне ступицы шприцем для жидкой смазки. В каждую ступицу заливают по 0,07 л. Уровень масла в ступицах передних колес проверяют через 60 часов, для чего нужно установить колесо так, чтобы пробка располагалась горизонтально, отвернуть пробку, очистив ее от грязи и пыли, и долить масло до нижней кромки отверстия.

Отработанное масло в ступицах передних колес заменяют через 960 ч. Для этого поднимают колесо домкратом до отрыва от почвы, вывинчивают из ступицы пробку и, повернув отверстием вниз, выпускают масло в посуду, чтобы не пролить его на шину. Установив отверстие горизонтально, заливают в ступицу шприцем дизельное топливо, завинчивают пробку и вращают колесо рукой 30—50 раз, после чего вывинчивают пробку, поворачивают колесо отверстием вниз и спускают топливо. Колесо оставляют в таком положении 5—10 мин, чтобы из ступицы вытекло полностью все топливо. Установив отверстие горизонтально, заливают в ступицу свежее масло и завинчивают пробку.

Заправка гидромеханизма. Масло в гидромеханизм заливают через отверстие на правой стороне корпуса при помощи ведра с носиком и воронки с фильтрующей сеткой. Общая емкость гидравлической системы 7,5 л, в том числе в баке 5,5 л и в силовом цилиндре 0,5 л.

Уровень масла в баке определяют контрольным отверстием, расположенным слева на боковой стенке картера над крышкой масляного фильтра, через 60 ч при выключенном насосе и опущенном в крайнее нижнее положение механизме навески. Для удобства проверки уровня и замены масла снимают сиденье тракториста.

 

 

Через каждые 960 ч масло в гидросистеме заменяют. Для замены его необходимо:

а) вывинтить пробку спускного отверстия в корпусе гидромеханизма с правой стороны и выпустить из бака масло;

б) снять крышку фильтра с левой стороны корпуса, отвинтив четыре болта, вынуть стакан и снять фильтрующие элементы с трубки;

в) промыть бак, фильтрующие элементы и другие детали дизельным топливом;

г) собрать и установить на место фильтр, завинтить спускную пробку;

д) установить рычаг распределителя в плавающее положение, а поршень силового цилиндра — в крайнее нижнее положение, вывинтить пробку контрольного отверстия и залить в бак чистое масло — до появления его из контрольного отверстия, после чего завинтить пробки;

е) включить насос гидравлической системы, установить рукоятку распределителя в нейтральное положение, завести двигатель и дать ему проработать 2—3 минуты при 1100—1200 об/мин-,

ж) при помощи рычага распределителя сделать несколько подъемов и опусканий навесного механизма;

з) установить поршень силового цилиндра в крайнее нижнее положение и остановить двигатель, вывинтить пробки заливного и контрольного отверстий и проверить уровень масла в баке; если масло не будет вытекать из контрольного отверстия, долить свежее масло и завинтить пробки.

Смазка рулевого управления. В рулевом управлении смазывают шестеренчатую передачу в верхнем картере и червячную в нижнем (рис. 144). Верхний картер смазывают солидолом через 60 ч рычажно-плунжерным шприцем через масленку, расположенную с правой стороны картера. Для смазки делают 5—6 нагнетаний.

Через 960 ч заменяют смазку в верхнем картере рулевого управления. Для этого отпускают стяжной болт, разъединяют провод к кнопке сигнала и вынимают картер из рулевой колонки; снимают рулевое колесо и защитный колпачок, вывинчивают четыре болта и снимают крышку; очищают полость картера от старой смазки, промывают картер и все детали в дизельном топливе, заполняют картер на 2/3 объема чистым солидолом, закрывают картер крышкой и затягивают болты. Затем собирают и устанавливают рулевое управление на трактор.

В нижний картер рулевого управления с червячной передачей заливают в отверстие на передней наклонной стенке с помощью шприца

для жидкой смазки 0,45 л масла. Уровень масла проверяют через 240 ч работы и доливают до нижней кромки отверстия.

Через 960 ч отработанное масло в нижнем картере рулевого управления заменяют, для чего снимают с трактора рулевую колонку вместе с нижним картером.

Разборку следует вести в таком порядке:

а) снять с колонки все провода электрооборудования, тягу подачи топлива, разъединить шаровой палец рулевой сошки, отвинтить четыре болта крепления нижнего картера к крышке корпуса главной передачи и снять нижний картер с рулевой колонкой;

б) вывинтить пробку и вылить из картера отработанное масло, налить в картер дизельное топливо, промыть картер и вылить топливо;

в) установить картер с рулевой колонкой на трактор, поставить на него снятые провода и другие детали, налить свежее масло до нижней кромки отверстия и завинтить пробку.

 

ТАБЛИЦА  7

Таблица смазки

 

 



Смазка переднего моста и шарниров рулевых тяг. Через каждые 60 ч работы смазывают солидолом шарниры тяги рулевого управления и осей поворотных кулаков.

Смазка генератора. В генераторе смазывают передний и задний подшипники через 240 ч без снятия генератора с трактора. Передний подшипник смазывают 5—6 каплями дизельного масла, которое заливают в масленку на передней крышке генератора. Задний подшипник смазывают консистентной смазкой № 158. Для этого отвинчивают три винта на задней крышке генератора, снимают колпачок подшипника стирают чистой тряпкой, смоченной в бензине, старую смазку и закладывают в подшипник свежую смазку на 2/3 объема.

С 1964 г. на тракторах ДТ-20 установлены генераторы, у которых в передней крышке вместо масленки для жидкой смазки поставлена винт-масленка для консистентной смазки. Передний подшипник таких генераторов через 240 ч смазывают не жидким маслом, а смазкой № 158 так же, как и задний подшипник.

Через каждые 960 ч генератор снимают с трактора, разбирают, промывают подшипники бензином и заправляют свежей смазкой.

Смазка стартера. Стартер смазывают при разборке. Для этого его снимают с трактора, очищают от пыли и грязи механизм включения и слегка смазывают дизельным топливом шлицевые поверхности втулок и вала.

Схема смазки трактора приведена на рисунке 145 и таблица 7 смазки — на стр. 189.

 

 

 

 

 

Рис. 145. Схема смазки трактора:
I — шарниры поперечной рулевой тяги (2 точки); 2 — шарниры продольной рулевой тяги (2 точки); 3 — картер двигателя (1 точка); 4 — корпус топливного насоса (I точка); 5 — воздухоочиститель (1 точка); 6 — масляный бак гидросистемы (1 точка);
7 — втулка водяного насоса (1 точка); 8 —оси поворотных кулаков (2 точки);
9 — подшипники вентилятора (I точка); 10 — подшипники передних колес (2 точки);
II — подшипник стакана включения муфты (1 точка); 12 — бортовые передачи (2 точки); 13 — верхний картер рулевой колонки (I точка); 14 — главная передача (1 точка); 15 — нижний картер рулевой колонки (1 точка); 16 — валик управления двигателем (1 точка); 17 — подшипник генератора задний (1 точка); 18 — подшипник генератора передний (I точка); 19 — подшипник вала муфты сцепления (I точка);
20 — стартер (1 точка).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..