ДРЕССИРОВКА СЛУЖЕБНЫХ СОБАК (В. БОЧАРОВ) - часть 23

 

  Главная      Учебники - Разные     ДРЕССИРОВКА СЛУЖЕБНЫХ СОБАК (В. БОЧАРОВ) - 1957 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  21  22  23  24   ..

 

 

ДРЕССИРОВКА СЛУЖЕБНЫХ СОБАК (В. БОЧАРОВ) - часть 23

 

 

которых устанавливается контакт дрессировщика с собакой, и некоторые вспомогательные
приемы (прекращение нежелательных действий, подход к дрессировщику, движение рядом,
посадка,   укладка,   аппортировка)   были   достаточно   проработаны.   Наряду   с   этим   у   собаки
должны   быть   развиты   злобность   и   недоверчивое   отношение   к   посторонним   людям,   она
должна   производить   выборку   чужих   вещей   и   иметь   некоторые   навыки   в   задержании
«преступника» и его конвоировании.

В   качестве   условного   раздражителя   в   период   приучения   к   работе   по   следу   служит

знакомая собаке команда «Нюхай» и новая команда «След». Вначале эти команды подаются
одновременно; по мере того как у собаки будет устанавливаться связь на команду «След»,
команду «Нюхай» можно подавать реже (главным образом на исходной точке или в случае
потери следа).

Для первых занятий рекомендуется выбирать тихое место, с минимальным наличием

отвлекающих   раздражителей.   По   возможности   нужно   создать   более   легкие   условия   для
работы   собаки.   Известно,   например,   что   запах   следа   хорошо   удерживается   на   луговой   и
лесной   почве.   Поэтому   лучше   выбирать   поляну   в   лесу,   покрытую   низкой   травой   и
защищенную от ветра. Занятия лучше проводить ранним утром, так как в это время на траве
еще держится роса.

Нельзя начинать занятия на каменистой и песчаной почве, так как здесь значительно

меньше задерживается запах.

При прокладке следа на снегу, на сырой глинистой почве могут оставаться видимые

отпечатки   ног.   Это   может   вызвать   образование   у   собаки   нежелательной   связи:   она
переключится на поиск по видимым следам и при переходе на другую почву будет быстро
терять след и откажется от работы.

Чтобы избежать появления нежелательной связи на местность, нужно как можно чаще

менять место занятий. Кроме того, на незнакомой и малознакомой местности собака будет
заинтересованнее   работать   и   лучше   принюхиваться.   Рекомендуется   также   часто   менять
помощников.

Если занятие проводится в ветреную погоду, то в этом случае след нужно прокладывать

по ветру, так как при встречном ветре собака хуже принюхивается и приучается работать
верхним чутьем, что при первоначальных занятиях нежелательно. При боковом ветре запах
следа относится несколько в сторону и собака легко может его потерять.

Приступая к занятиям по следу, дрессировщик привязывает собаку или держит ее на

поводке. Помощник выходит из-за укрытия и, приближаясь к собаке, возбуждает ее своими
действиями.   Степень   агрессивности   действий   помощника   должна   соответствовать
индивидуальным особенностям собаки (ее злобности, смелости, возбудимости). Например,
при   дрессировке   злобной,   быстро   возбуждаемой   собаки   помощник   должен   быть   менее
активным. В этом случае излишнее возбуждение будет мешать собаке при проработке следа.

Возбудив собаку своими действиями, помощник делает несколько движений, как бы

вытирая ноги о траву, чтобы усилить концентрацию запаха на следах. Затем он отбегает на
100–150 м по прямой или несколько закругленной линии, не делая поворотов с углами. Во
время бега он продолжает совершать шаркающие движения, чтобы оставить больше следов.

Чтобы приучить собаку пользоваться при поиске чутьем, нужно выбрать удачное место

для   занятий.   Желательно,   чтобы   на   протяжении   30–40   м   оно   было   открытым,   а   затем
переходило бы в кустарник или лес. Это позволит помощнику быстро скрыться и спрятаться
от собаки.

После небольшой выдержки дрессировщик, держащий собаку на удлиненном поводке,

подходит   к   исходной   точке   следа,   оставленного   помощником.   Указывая   на   след,   он
одновременно   два-три   раза   подает   команды   «Нюхай.»,   «След»,   наводя   собаку   на   запах
помощника.

Возбужденная   помощником   собака   обычно   устремляется   за   ним.   Используя   это,

дрессировщик пускает ее по следу на распущенном поводке (длина поводка примерно 2 м),
повторяя на ходу команды «Нюхай», «След» и несколько сдерживая темп движения собаки,

но не допуская рывков, чтобы не затормозить ее стремление к поиску.

Дрессировщик должен точно знать путь следования помощника и место, где он будет

прятаться, чтобы в случае необходимости помочь собаке – поправить ее, навести на след,
добиться   того,   чтобы   она   обязательно   нашла   помощника.   След,   который   известен
дрессировщику, называется контрольным.

Как только собака по следу обнаружит помощника, дрессировщик дает ей возможность

наброситься  на  «злоумышленника»;  при  этом он  продолжает  держать собаку  на  поводке.
После  непродолжительной   борьбы   с  собакой   помощник   убегает   и   прокладывает,   как   и  в
первый раз, новый след, несколько увеличивая его протяженность, но не делая поворотов.
Через   несколько   минут   дрессировщик   посылает   собаку   по   следу   помощника   и   занятия
повторяются (не более двух раз). Кончать занятие нужно «задержанием» помощника и его
«конвоированием».

Для дрессировки собак, заинтересованных в аппортировке и проявляющих чрезмерную

злобность   и   возбудимость   на   появление   помощника,   можно   успешно   применить   другой
способ. При использовании этого способа в начале занятий не требуется участия помощника.
Дрессировщик вводит в этом случае в качестве раздражителя аппортировочный предмет.

Привязав собаку, дрессировщик показывает ей аппортировочный предмет, возбуждая у

нее стремление его схватить.

Как только собака будет пытаться схватить аппорт, дрессировщик (так же как и при

первом способе помощник) прокладывает след на 100–150 м и, оставив предмет на конечной
точке,  возвращается обратно строго по проложенному следу.  Вернувшись к собаке, он
подводит ее к исходной точке своего следа, показывает на него правой рукой и, повторяя
команды   «Нюхай»,   «След»,   заставляет   собаку   двигаться   по   проложенному   следу.   При
необходимости   можно   сокращать   поводок,   заставляя   собаку   пригибаться   к   земле   и
принюхиваться к следу. Правильные действия собаки поощряются восклицанием «Хорошо»
и   повторением   команд   «Нюхай»,   «След».   В   случае   плохого   принюхивания   и   отвлечений
нужно поступать так же, как при приучении к проработке следа помощника (по первому
способу).

Обычно собака, пройдя по следу, находит и самостоятельно берет аппортировочный

предмет.   Если   же   она   его   не   возьмет,   нужно   заставить   ее   это   сделать,   подав   команду
«Аппорт».   Отобрав   предмет   по   команде   «Дай»,   дрессировщик   поощряет   собаку
восклицанием «Хорошо» и лакомством, а затем предоставляет ей свободное состояние, подав
команду «Гуляй». После небольшого отдыха (5–10 мин.) упражнение повторяется (не более
двух-трех раз на одном занятии). При этом можно немного удлинить протяженность следа и
даже ввести повороты под тупыми углами.

На след дрессировщика («свой» след) собака обычно принюхивается лучше и связь на

команды   «Нюхай»   и   «След»   устанавливается   значительно   быстрее   (через   три-четыре
занятия).

Как   только   это   будет   достигнуто,   нужно   переключать   собаку   на   проработку   следа

помощника («чужого» следа). Для этого дрессировщик кладет в 3–5 м перед привязанной
собакой аппортировочный предмет. Это расстояние нужно для того, чтобы собака не могла
достать аппортировочный предмет и чтобы подходящий помощник не слишком возбуждал ее.
После этого помощник спокойно подходит к предмету, берет его и прокладывает след. С
исходной точки следа помощника дрессировщик пускает собаку на проработку следа.

Придя на конечную точку следа, помощник кладет предмет, взятый у собаки, на землю

и, не маскируясь, остается в одном-двух шагах около него. Дрессировщик принуждает собаку
взять   предмет,   не   реагируя   на   помощника.   После   этого   собаку   поощряют   и   отводят   от
помощника.

Убедившись   в   том,   что   эти   упражнения   отработаны   достаточно   четко,   собаку

переключают   после   проработки   следа   на   задержание   и   конвоирование   помощника.
Независимо   от   того,   каким   способом   приучали   вначале   собаку,   протяженность   следа
постепенно   увеличивается;   вместе   с   этим   дрессировщик   увеличивает   и   длину   поводка,

предоставляя собаке возможность больше работать самостоятельно и лишь поправляя ее при
ошибках и затруднениях.

При следовой работе умелое пользование поводком имеет очень важное значение. Не

допуская   рывков   поводком,   когда   собака   идет   по   следу,   дрессировщик   должен   уметь   в
нужный момент быстро сократить или увеличить длину паводка. Если собака сбивается со
следа, поводок укорачивают и она направляется на правильный след. Если собака идет по
следу не принюхиваясь, поводок пропускают от ошейника между передними ногами собаки.
В этом случае при натяжении на ходу он будет несколько пригибать голову собаки вниз, что
заставит ее прорабатывать след нижним чутьем, принюхиваясь к. почве.

При   успешной   работе   собаки   нужно   постепенно   вводить   усложнения.   Обычно   в

процессе  занятий   можно   наблюдать,  как  изменяется  поведение  собаки   при  правильной   и
неправильной проработке следа. Если собака идет по следу правильно, она низко опускает
голову,   хороню   принюхивается,   ускоряет   бег   и   во   всем   ее   поведении   чувствуется
уверенность.   Правильная   работа   обязательно   должна   подкрепляться   поощрением
(восклицанием «Хорошо», «Нюхай», «След», «Хорошо»). При потере следа поведение собаки
резко меняется: темп движения уменьшается, иногда она начинает даже  останавливаться,
оглядываться по сторонам и в ее поведении нет уверенности. В этом случае дрессировщик
должен направить ее на след, используя поводок и подавая команды «Нюхай» и «След» в
несколько   угрожающей   интонации.   Как   только   собака   правильно   возьмет   след,   нужно
поощрить ее восклицанием «Хорошо».

Строго устанавливать последовательность ввода усложнений было бы неправильно, так

как это зависит от индивидуальных особенностей собаки, от степени ее подготовленности и
успеваемости, от окружающей обстановки. Усложнения рекомендуется вводить примерно в
такой последовательности.

При достаточно четкой проработке следа и наличии у собаки установившейся связи на

команды «Нюхай» и «След» можно постепенно увеличивать длину следа (не более чем на 50
м на каждом занятии). Резкое увеличение протяженности следа недопустимо собака может не
справиться со следом и отказаться работать.

Наряду с этим помощник перед прокладкой следа должен постепенно уменьшать свою

активность по отношению к собаке, чтобы приучить ее брать след без предварительного
возбуждения.   Так   же   постепенно   увеличивается   промежуток   времени   (выдержка   собаки)
между   моментом   ухода   помощника   и   пуском   по   его   следу   собаки;   к   концу   подготовки
выдержка доводится до 2–2,5 часов.

Постепенно усложняется и линия следа. Помощник начинает прокладывать след, делая

повороты с различными углами. Сначала вводятся более легкие тупые углы, затем наиболее
сложные прямые и острые.

Введение поворотов с углами является усложнением. Собака, привыкшая до этого идти

почти по прямой линии, может пробежать поворот и потерять след, это часто случается на
первых усложненных занятиях. В подобном случае дрессировщик должен перед поворотом
немного придержать поводком собаку, если в этом будет необходимость. Чтобы у нее не
образовалась нежелательная связь, следует иногда сдерживать собаку и в тех случаях, когда
след идет по прямой. Иногда умышленно следует допускать, чтобы собака пробегала мимо
поворота.   Если   собака   самостоятельно   не   найдет   следа,   нужно   ей   помочь,   направив   на
правильный   след.   С   этой   целью   на   нее   воздействуют   поводком   и   командами   «Нюхай»,
«След», произнесенными в требовательной интонации и повышенным голосом.

Вначале следует делать редкие (не более одного-двух) повороты; желательно, чтобы

расстояние между ними было не менее 100–150 м. В дальнейшем можно это расстояние
уменьшить, вводя в то же время большее количество поворотов под различными углами.

Когда собака приучится четко идти по следу, усложненному поворотами, можно ввести

новое усложнение – обучить ее подбирать вещи, оставленные помощником при прокладке
следа.

Зная, где помощник должен положить вещь, дрессировщик внимательно наблюдает за

действиями собаки в момент ее приближения к вещи. Может случиться, что собака сама
возьмет вещь. В этом случае дрессировщик поощряет ее действия возгласом «Хорошо», а
затем подходит к собаке или подзывает ее и берет принесенную ею вещь, подав команду
«Дай». После этого подаются команды «Нюхай», «След», которые являются сигналом для
продолжения поиска помощника по следу. Если собака пройдет мимо вещи, не реагируя на
нее, дрессировщик продолжает идти за собакой по следу. Однако на следующем занятии в
момент   подхода   собаки   к   положенной   на   следу   вещи   дрессировщик   подает   команду
«Аппорт», заставляя принести эту вещь. Затем собаку поощряют и посылают на дальнейшую
проработку следа.

После  нескольких  занятий  собака  будет  приносить все  вещи,  оставленные  на  следу

помощником.   Этот   навык   имеет   большое   значение   для   практической   работы   собаки   по
обнаружению   вещей,   потерянных   или   брошенных   злоумышленником   во   время
преследования.

Для усложнения этого навыка помощник в дальнейшем должен иногда оставлять вещи

в стороне (в 1–2 м) от следа, маскировать их и т.п.; это приблизит условия подготовки к
условиям, которые могут встретиться во время практической работы собаки.

Для того чтобы собака во время проработки следа не отвлекалась на встречающихся

людей и животных, а также для подготовки ее к выборке помощника по запаху его следа из
группы   людей,   вводится   усложнение.   На   пути   следования   собаки   должен   стоять   новый
помощник. Вначале он находится в 1–2 м от следа, затем на следу.

В   случае   попытки   собаки   броситься   на   стоящего   помощника   или   залаять   на   него

дрессировщик подает запрещающую команду «Фу», сопровождаемую рывком поводка. Как
только   собака   прекратит   агрессивные   действия   по   отношению   к   помощнику,   подаются
команды «Нюхай», «След», заставляющие ее продолжить работу. Однако дрессировщик не
должен мешать собаке подойти к помощнику и обнюхать его.

Постепенно собака должна встречать на следу нескольких помощников. Вначале они

стоят на расстоянии 100–150 м друг от друга, затем это расстояние уменьшают и наконец
помощники стоят на следу группами. Вблизи них могут находиться на привязи различные
животные.

После нескольких таких занятий собака не только не будет отвлекаться на людей и

животных   и   перестанет   проявлять   на   них   активно-оборонительную   реакцию,   но   у   нее
выработается   навык   лучше   различать   искомый   запах   следа   из   других   запахов,
встречающихся на пути.

Полезно, чтобы  помощник, прокладывающий след, иногда не прятался от  собаки, а

оставался в группе других помощников.

В   этом   случае   собака   по   следу   сможет   найти   этого   помощника,   как   при   отработке

вспомогательного приема – выборки человека из группы людей.

Для облегчения выборки помощника рекомендуется, чтобы он в конце следа (в 20–30 м,

а   затем   и   далее)   вначале   оставлял   свою   вещь.   Собака   должна   найти   ее,   перед   тем   как
обнаружить помощника в группе людей.

При отработке этого навыка можно применить и другой способ.
После   того   как   собака   по   следу   найдет   помощника,   дрессировщик   дает   ему

возможность убежать, придерживая собаку поводком. Помощник скрывается из поля зрения
собаки, проложив короткий след (примерно в 100 м), а затем подбегает к группе других
помощников, одетых в такую же  одежду.  В момент приближения собаки все помощники
стоят  неподвижно.   Дрессировщик  ослабляет  поводок,  подает  команду   «Нюхай»,  и  собака
выбирает из группы помощника, проложившего след.

Необходимо   отметить,   что   для   дрессировки   возбудимых   и   злобных   собак   больше

подходит первый способ.

В   дальнейшем   обстановку   на   занятиях   нужно   усложнять.   При   прокладке   следа

помощник должен проходить открытые, закрытые и пересеченные участки, а также людные
места, с наличием больших отвлекающих раздражителей. След прокладывается и на менее

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  21  22  23  24   ..