ДРЕССИРОВКА СЛУЖЕБНЫХ СОБАК (В. БОЧАРОВ) - часть 21

 

  Главная      Учебники - Разные     ДРЕССИРОВКА СЛУЖЕБНЫХ СОБАК (В. БОЧАРОВ) - 1957 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  19  20  21  22   ..

 

 

ДРЕССИРОВКА СЛУЖЕБНЫХ СОБАК (В. БОЧАРОВ) - часть 21

 

 

Рис. 37. Путь помощника при разбрасывании вещей.

Перед   началом   занятий   помощник   по   указанию   дрессировщика   разбрасывает   три-

четыре   вещи   в   шахматном   порядке   (рис.   37),   не   заходя   на   территорию   участка,
предназначенного для обыска.

Спустя   некоторое   время   дрессировщик   подходит   с   собакой   к   границе   участка,

предназначенного для обыска. Усадив собаку командой «Сидеть», он отстегивает поводок и,
подав   команду   «Ищи»,   сопровождаемую   направляющим   жестом   в   сторону   первой
положенной на участке вещи, бегом направляется к ней вместе с собакой. Повторяя на бегу
команду «Ищи» и жест, дрессировщик наводит собаку на разыскиваемую вещь.

Как только собака найдет и возьмет вещь, дрессировщик должен подозвать ее, взять

вещь по команде «Дай» и поощрить собаку лакомством и командой «Хорошо».

Если   собака,   подойдя   к   вещи,   не   берет   ее,   дрессировщик   должен   подать   команду

«Аппорт» и обязательно поощрить собаку после того, как она принесет найденную вещь.

Затем собака посылается на поиск остальных вещей.
Таким образом, собака, направляемая вначале дрессировщиком, приучится бегать при

поиске вещей по зигзагообразной линии (рис. 38).

Когда все вещи будут собакой найдены, дрессировщик поощряет ее и уводит с участка.
После небольшого отдыха упражнение следует повторить еще один-два раза. При этом

необходимо следить за тем, чтобы собака во время упражнений работала заинтересованно.
Если этого не наблюдается, нужно прекратить занятия до следующего дня.

Рис. 38. Первоначальный путь собаки и дрессировщика при обыске местности.

После   нескольких   занятий   у   собаки   будет   отрабатываться   навык   самостоятельного

розыска вещи по команде «Ищи» и жесту, причем двигаться она будет по зигзагообразной
линии.   На   последующих   занятиях   нужно   уменьшить   количество   раскладываемых   вещей
вначале до двух, а затем ограничиться одной вещью.

Дрессировщик, двигавшийся в начале занятия рядом с собакой, постепенно начинает

несколько   отставать   от   нее   и   не   доходит   до   тех   углов,   где   собака   делает   поворот.   В
дальнейшем   он   уже   движется   посредине   участка   и   изменяет   направление   поиска   собаки
только при помощи команды и жеста (рис. 39).

На обыскиваемом участке необходимо оставлять «пустые» углы, иначе у собаки может

образоваться нежелательная связь– изменять направление поиска только после обнаружения
вещи.

Рис 39. Зигзагообразный поиск собаки и путь дрессировщика.

Чтобы избежать образования нежелательной связи на порядок раскладывания вещей, на

каждом   занятии   следует   оставлять   как   «пустые»   углы,   так   и   углы   с   вещами   (на   новых
местах), но в последнем углу нужно обязательно оставлять вещь, так как занятие должно
закончиться находкой вещи.

Когда будет закреплен навык поиска по зигзагообразной линии по команде «Ищи» и

направляющему жесту (к этому же времени должны быть отработаны навыки задержания и
конвоирования «злоумышленника»), в занятия вводится дальнейшее усложнение – собаку
переключают с поиска вещи на поиск человека.

Занятия   переносятся   на   участок   с   большим   количеством   кустов   или   деревьев.

Помощник, изображающий злоумышленника, бросает одну или две вещи и маскируется за
деревом или кустом в конце обыскиваемого участка (рис. 40).

Рис. 40. Схема работы собаки при обыске местности.

После этого дрессировщик, как и на предыдущих занятиях, пускает собаку на обыск.

Найдя вещи, собака обнаруживает помощника. На первых занятиях, в момент приближения
собаки, помощник привлекает на себя ее внимание, имитируя достаточно сильные шорохи.
Как только  собака  его  обнаружит,  помощник  вступает  с ней  в  борьбу. Затем  следует  его
задержание и конвоирование.

Занятия нужно разнообразить. Иногда помощник, обнаруженный собакой, не нападает

на   нее,   а   остается   в   спокойном   положении.   В   этом   случае   подбежавший   дрессировщик
заставляет собаку сесть и подать голос, а уже затем конвоировать помощника.

Таким образом собаку переключают на поиск человека; в дальнейшем раскладка вещей

является необязательной.

На последующих занятиях закрепляются привитые собаке навыки. Занятия проводятся

в  сумерки,   а   затем   и   ночью.   Вводится   стрельба   (стреляют   помощник   и   дрессировщик)   .
Помощник тщательно маскируется в укрытии и не привлекает внимания собаки шорохами;
это приближает занятия к действительной обстановке, в которой придется работать собаке.

Собака, подготовленная по обыску местности, легко может быть переключена на обыск

различных помещений.

К   обязательным   специальным   навыкам,   необходимым   защитно-караульной   собаке,

относится также охрана вещи, оставленной хозяином. По команде «Охраняй» собака должна
оставаться около охраняемой вещи и пресекать попытки постороннего человека взять вещь
активным нападением на него. В то же время, несмотря на возбуждение, собака не должна
уходить от охраняемой вещи.

К отработке этого навыка можно приступать после того, как у собаки будут развиты

злобность и недоверчивое отношение к посторонним людям. Кроме того, особенно четко
должны быть отработаны отказ от корма, предлагаемого или подброшенного посторонними,
и возвращение по команде на место.

Приступая к занятиям, дрессировщик привязывает собаку на цепь или крепкий поводок

и подает команду «Лежать». На землю перед ней он кладет вещь (вначале рекомендуется
использовать   вещь,   хорошо   знакомую   собаке)   с   таким   расчетом,   чтобы   собака   не   могла

достать ее лапами. Затем дрессировщик привлекает внимание собаки к вещи, указывает на
нее и подает команду «Охраняй». Сам он остается в одном-двух шагах несколько в стороне от
собаки.

Затем собаку приучают безразлично относиться к проходящим людям. С этой целью из-

за   укрытия   с   различных   сторон   выходят   два-три   помощника   и,   не   возбуждая   собаку,
спокойно проходят несколько раз мимо нее. Попытки собаки наброситься на одного из них
дрессировщик пресекает командами «Место» и «Охраняй», указывая на охраняемую вещь.

После   ухода   помощников   дрессировщик   поощряет   собаку.   Затем   упражнение

повторяется,   но   при   вторичном   выходе   помощников   один   из   них   пытается   взять   вещь.
Следует команда дрессировщика «Охраняй», и, как только собака набросится на помощника,
он «испуганно» убегает. Каждый раз после «бегства» помощника дрессировщик поощряет
собаку; особенно это необходимо делать в начале занятий.

Если собака переключает все внимание на помощника, забывая об охраняемой вещи,

помощник,   чтобы   привлечь   ее   внимание   к   вещи,   начинает   ее   двигать   («оживлять»),   то
приближая к собаке, то удаляя от нее. Как только собака переключится на вещь, пытаясь ее
схватить и не дать помощнику, он убегает.

После нескольких занятий у собаки установится нужная связь на команду «Охраняй».

После этого можно не привязывать собаку. Чтобы она при подходе помощника не отходила от
охраняемой вещи, следует брать ее на удлиненный поводок. Уложив собаку перед вещью и
подав команду «Охраняй», дрессировщик отходит назад на три-четыре шага. Если при виде
помощника   собака   оставит   вещь   и   будет   пытаться   нападать   на   него   или   преследовать,
дрессировщик подает в строгой интонации команду «Место» и рывком поводка заставляет
собаку вернуться к охраняемой вещи. После этого он подает команду «Охраняй» и поощряет
собаку.

С каждым занятием дрессировщик постепенно начинает уходить все дальше от собаки.

С целью спровоцировать собаку помощник может иногда, пытаясь взять вещь, давать или
подбрасывать собаке лакомство или отвлекать ее от охраняемой вещи ласковым обращением
и подачей различных команд. Дрессировщик должен внимательно наблюдать за поведением
собаки, чтобы своевременно предупредить ее нежелательные действия.

Во время приучения собаки к охране вещи помощнику не следует вызывать сильную

агрессию   на   себя,   так   как   основной   задачей   является   выработка   у   собаки   внимания   к
охраняемой вещи.

При   дальнейшем   закреплении   и   шлифовке   этого   навыка   дрессировщик   оставляет

собаку одну у охраняемой вещи, а сам уходит за укрытие и внимательно наблюдает за ее
действиями, появляясь в тот момент, когда собака не подпускает помощника к охраняемой
вещи. В момент появления дрессировщика помощник убегает; собаку необходимо поощрить.

Наряду   с   этим   в   занятия   вводится   усложнение.   Оно   заключается   в   том,   что

одновременно   два   помощника   пытаются   взять   у   собаки   (с   противоположных   сторон)
охраняемую вещь. На этих занятиях дрессировщик поначалу остается около собаки, чтобы
пресечь   возможные   попытки   собаки   оставить   вещь   и   начать   преследование   одного   из
помощников.

При хорошей работе собаки ее можно оставлять на охране без поводка. Затем занятия

постепенно переносятся в более многолюдные места, с наличием более сильных отвлечений.

Подготовленная   защитно-караульная   собака   должна   четко   выполнять   указанные

специальные навыки. Кроме того, от нее требуется, чтобы она не брала корм, предлагаемый
или   подброшенный   посторонними   людьми,   не   подбирала   пищу   с   земли   и   хорошо
производила выборку чужих вещей.

Техника   подготовки   собаки   к   отказу   от   корма   указана   в   разделе   «Общий   курс

дрессировки».

Выборка чужих вещей, как самостоятельный прием, почти не применяется. Она введена

в   нормативы   подготовки   защитно-караульных   собак   лишь   для   тренировки   их   обоняния.
Техника проработки этого приема указана в разделе «Розыскная служба».

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  19  20  21  22   ..