ДРЕССИРОВКА СЛУЖЕБНЫХ СОБАК (В. БОЧАРОВ) - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     ДРЕССИРОВКА СЛУЖЕБНЫХ СОБАК (В. БОЧАРОВ) - 1957 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  2  3  4  5   ..

 

 

ДРЕССИРОВКА СЛУЖЕБНЫХ СОБАК (В. БОЧАРОВ) - часть 4

 

 

Молодые,   начинающие   дрессировщики   часто   забывают   о   том,   что,   добившись

установления   первоначальной   условной   связи   на   команду,   но   еще   прочно   не   закрепив
условного   рефлекса,   нельзя   много   раз   повторять   команду   (если   собака   сразу   ее   не
выполняет), не применяя при этом безусловный раздражитель. Это приводит к ослабеванию
условного рефлекса. Достаточно хотя бы несколько раз оставить условный раздражитель без
подкрепления безусловным раздражителем, чтобы при следующем действии он проявлялся
слабее.   Вот   почему   для   упрочения   условных   рефлексов   необходимо   всегда   «поощрять»
собаку за правильно выполненные действия, а при ослабевании условного рефлекса вновь
использовать  воздействие  безусловного  раздражителя,  на   основе  которого  был  выработан
данный условный рефлекс. Если, например, собака, хорошо выполнявшая движение у ноги
дрессировщика по команде «Рядом», начинает плохо выполнять это действие, нужно опять
после   команды   «Рядом»   (условный   раздражитель)   использовать   рывок   поводком
(безусловный раздражитель).

Угасание условных рефлексов может наступить и в тех случаях, когда практические

занятия   с   собакой   проводятся   нерегулярно,   а   также   при   отсутствии   тренировок   с
выдрессированными собаками. Угасательное торможение обычно развивается постепенно.

Для   дрессировки   собак   исключительно   большое   значение   имеет   так   называемое

дифференцированное,   или  различительное,   торможение.   Оно   обеспечивает   четкое
различение   собакой   одного   условного   раздражителя   от   другого   и   быстрое   выполнение
действий по определенным командам, жестам и другим сигналам. Так же как угасательное
торможение, дифференцированное торможение возникает не сразу под влиянием действий
дрессировщика.

При первоначальной выработке условного рефлекса на какую-либо команду (условный

раздражитель) в нервном центре (например, в слуховом) преобладает процесс возбуждения,
который   легко   распространяется   по   коре   головного   мозга   и   вызывает   повышенную
возбудимость   собаки.   В   результате   этого   в   центральной   нервной   системе   возникает   так
называемый  процесс   генерализации  –   обобщения   различных   сходных   раздражителей,   и
собака смешивает их. Поэтому при первоначальной дрессировке многие собаки совершают
ошибочные   действия,   путают   команды   и   жесты:   по   команде   «Стоять»   садятся,   по   жесту
укладки подходят к дрессировщику и т.д.

Чтобы   прекратить   это,   необходимо   использовать   явление   дифференцированного

торможения.   Все   действия   собаки,   которые   соответствуют   поданной   команде,   нужно
подкреплять дачей лакомства и восклицанием «Хорошо», а ошибочные действия – оставлять
без подкрепления, каждый раз исправляя действия собаки. В результате на все раздражители,
не   имеющие   прямого   отношения   к   данному   навыку,   будет   развиваться   торможение,   а
условный   рефлекс   на   соответствующую   команду   будет   становиться   все   более   прочным.
Собака «научится» четко различать значение определенных команд и жестов.

Быстрота   выработки   различения   собакой   команд   зависит   и   от   правильного

подкрепления   условного   раздражителя   таким   безусловным   раздражителем,   который
вызывает у собаки проявление определенного безусловного рефлекса. Например, команда
«Рядом»   подкрепляется   рывком   поводка,   возвращающим   собаку   к   ноге   дрессировщика,
команда «Фасс» – возбуждением активно-оборонительного рефлекса и т.д. Вследствие этого
каждая   команда,   связываясь   с   определенным   безусловным   рефлексом,   приобретает   для
собаки   значение   сигнала   на   выполнение   определенного   действия   и   она   станет   четко
различать (дифференцировать) значение каждой команды.

Дрессировка собак по розыскной службе, приучение их к выборке вещей по запаху, к

выборке   человека   по   вещи   или   следу   основаны   на   использовании   дифференцированного
торможения.

Остановимся   на   приучении   собаки   к   выборке   вещей   по   запаху.   Воспитание   этого

навыка   должно   развить   у   собаки   активное   принюхивание   и   дифференцировку   запахов.
Прежде всего собаку приучают к выборке вещей по хорошо известному ей запаху. Положив
свою   вещь   среди   других   аналогичных   вещей,   имеющих   другой   запах,   дрессировщик

произносит   команду   «Нюхай»   и   добивается   того,   чтобы   собака   взяла   его   вещь.   Вначале
многие собаки легко путают запах, присущий дрессировщику, с запахом других людей и по
команде берут чужие вещи. Чтобы предупредить ошибочное действие собаки, дрессировщик
использует   запрещающую   команду   «Фу»   (условный   тормоз).   Если,   несмотря   на
запрещающую команду, собака все же совершает ошибочные действия, следует лишить ее
поощрения – лакомства. Использование дифференцированного торможения при  отработке
этого   навыка   с   применением   запрещающей   команды   «Фу»   значительно   облегчает   работу
дрессировщика при изучении этого приема.

Успешно   используется   при   дрессировке   собак   и   запаздывающее   торможение,

являющееся   одним   из   видов   активного   условного   торможения.   Этот   вид   торможения
возникает   в   тех   случаях,   когда   воздействие   условного   раздражителя   на   собаку   не
сопровождается   одновременным   действием   безусловного   раздражителя;   его   используют
через  некоторое время (от  нескольких  секунд  до нескольких минут). В результате такого
подкрепления   проявление   условного   рефлекса   задерживается   и   приурочивается   к   началу
действия безусловного раздражителя.

На  запаздывающем   торможении  основывается   выработка   у   собаки   выдержек   в

различных   приемах   общего   курса   дрессировки.   Проанализируем   это   явление.   Выдержка
собаки   представляет   собой   тормозной   условный   рефлекс,   который   вырабатывается
следующим   образом.   Вначале   дрессировщик   устанавливает   положительный   рефлекс   на
какую-либо   команду,   например   на   команду   «Стоять».   Как   только   этот   условный   рефлекс
будет   выработан,   дрессировщик   переходит   к   отработке   выдержки.   Для   этого,   произнося
команду   «Стоять»,   он   дает   собаке   лакомство   не   сразу,   а   через   несколько   секунд.   Это
заставляет ее как бы ожидать получения лакомства в положении стоя. Благодаря этому в
нервной   системе   собаки   развивается   запаздывающее   торможение,   которое   оттягивает
проявление пищевого рефлекса на несколько секунд после подачи команды. В положении
«Стоять» собака как бы ожидает получения лакомства.

Со   временем   дача   лакомства   или   другое   поощрение   (оглаживание,   восклицание

«Хорошо»)   все   более   оттягиваются   после   подачи   команды;   постепенно   этот   разрыв
доводится   до   нескольких   минут.   Если   собака   до   получения   поощрения   самопроизвольно
изменит приданное ей положение, дрессировщик вновь использует команду «Стоять». При
необходимости он применяет и непосредственное воздействие на собаку. В результате этого
запаздывающее   торможение   все   более   укрепляется   и   собака   приучается   проявлять
длительную выдержку в различных положениях.

Использование в процессе дрессировки явления торможения обеспечивает стойкость и

четкость выработки необходимых навыков.

4. Приемы дрессировки

В каждом конкретном случае дрессировка по тому или иному методу осуществляется

при помощи приемов.

Прием – это система воздействия на собаку в целях выработки определенного навыка.

Каждый прием дрессировки подразделяется на следующие стадии.

Первая   стадия  –   воспитание   первоначального   действия   (основного   условного

рефлекса) на определенный условный раздражитель (звуковую команду, жест и т.п.).

В   навыке   подхода   собаки   к   дрессировщику   по   команде   «Ко   мне»   первоначальное

действие заключается в подходе собаки к дрессировщику без посадки у левой ноги.

При  отработке  навыков  «стоять»,  «сидеть»  и  «лежать»  в первом  периоде  от   собаки

требуют выполнения команды без выдержки. 

На этой стадии дрессировщик должен решить две задачи: натолкнуть (побудить) собаку

выполнить нужное действие и выработать первоначальную условную связь на команду.

Первая стадия характеризуется двумя существенными особенностями. Во-первых,

у собаки можно наблюдать явления обобщения условных раздражителей. Оно состоит в том,
что собака «еще не умеет» четко различать команды и может проявлять ошибочные действия,
например, ложиться по команде «Сидеть» и т.д.

Дрессировщик должен затормаживать ошибочные действия собаки и закреплять дачей

лакомства только правильно выполненные.

Во-вторых,   на   этой   стадии   стойкая   связь   на   команду   еще   не   установлена   и

дрессировщик еще не может преодолевать влияние отвлекающих раздражителей. Поэтому
при   воспитании   первоначальных   действий   занятия   следует   проводить   в   обстановке,
отличающейся наименьшим количеством отвлекающих раздражителей.

Вторая   стадия  –   усложнение   первоначально   выработанного   действия   условного

рефлекса   до   навыка.   При   этом   к   первоначальному   действию,   воспитанному   у   собаки,
добавляются   действия,   усложняющие   первоначальный   условный   рефлекс.   Например,   в
процессе   подхода   собаки   к   дрессировщику   по   команде   «Ко   мне»   таким   усложнением
является   закрепление   определенного   положения   собаки   у   левой   ноги   дрессировщика   и
установление условного рефлекса на жест, выдержки в различных положениях и т.д.

Во   второй   стадии   дрессировки   также   не   следует   усложнять   условий   окружающей

среды.   Это   обеспечивает   быструю   и   легкую   выработку   желаемых   навыков.   Следует
добиваться,   чтобы   собака   четко   различала   (дифференцировала)   применяемые   команды,   и
своевременно затормаживать все ошибочные действия собаки. Этого достигают благодаря
тому,   что   подобные   действия   не   подкрепляют   лакомством,   а   правильно   выполненные
действия обязательно подкрепляют поощрением.

Третья   стадия  –   закрепление   отрабатываемого   сложного   действия   (навыка)   в

различных условиях окружающей среды. Как только собака приучится четко и безотказно
выполнять все действия, обстановку занятий необходимо усложнять: как можно чаще менять
место  проведения  занятия,  стараясь,  чтобы  новая обстановка  обязательно  была связана  с
наличием различных посторонних раздражителей (разнообразные звуки, присутствие людей,
других   животных   и   т.д.).   Первое   время   в   таких   условиях   у   собаки   будет   усиленно
проявляться ориентировочный рефлекс, но постепенно этот рефлекс начнет угасать, и собака
будет   привыкать   к   новым   раздражителям.   Чтобы   управлять   поведением   собаки   в
усложненных   условиях,   дрессировщик   должен   постепенно   вводить   более   сильные   меры
воздействия   (увеличивать   силу   применяемых   механических   раздражителей).   При   этом
необходимо   использовать   угрожающую   интонацию   в   командах,   как   условный   сигнал   на
последующее болевое воздействие.

В случае отвлечения собаки и ее отказа от выполнения определенного действия следует

добиваться выполнения поданной команды, учитывая соответствующий метод воздействия
на собаку в данных условиях.

Приемы состоят из различных, но всегда строго определенных воздействий.
Приемы   дрессировки   собак   на   выполнение   сложных   действий   связной,   караульной,

розыскной и других служб строятся на том, что животные постепенно усваивают сложные
действия.   В   этом   смысле   весь   процесс   работы   с   собакой   заключается   в   осуществлении
целого ряда приемов. Причем каждый последующий прием может быть использован только в
том случае, когда применением предыдущих приемов у животного были выработаны навыки,
на основе которых может быть получен новый результат (более сложный навык).

При   дрессировке   караульных   собак,   прежде   чем   начинать   работу   на   блок-посту,

необходимо   развить   у   собаки   злобность   и   недоверие   к   людям,   приучить   ее   к   работе   на
короткой глухой привязи и т.п.

5. Типы высшей нервной деятельности собак

Различные собаки не одинаково поддаются дрессировке. Одни животные легко, быстро

и   прочно   усваивают   отрабатываемые   навыки   (условные   рефлексы),   другие   поддаются

дрессировке медленно, но выработанные навыки закрепляются у них прочно. Встречаются и
такие   собаки,   которые   плохо   поддаются   дрессировке   и   проявляют   слабые   служебные
качества.   При   недостаточной   теоретической   подготовке   дрессировщик   может   совершить
большую ошибку, пытаясь объяснить это различие неодинаковой психической одаренностью
собак, считая, что существуют собаки умные и глупые, ленивые и старательный, радивые и
упрямые.

Такое   объяснение   неверно.   Оно   ведет   лишь   к   так   называемому   «очеловечиванию»

собак. Правильное, научное объяснение различной податливости собак дрессировке впервые
было   дано   академиком   Павловым   (учение   о   типах   высшей   нервной   деятельности   и
«характере» собак).

Своими многочисленными исследованиями Павлов доказал, что различие в поведении

собак,   прежде   всего,  обусловливается   определенным   комплексом   основных   свойств
нервной   системы
.   Эти   свойства   зависят   от   раздражительного   и   тормозного   нервных
процессов,   постоянно   составляющих   целостную   нервную   деятельность,   от   их   силы,
равновесия и подвижности. Чем же определяются и характеризуются эти свойства, на основе
которых Павлов подразделяет собак по типам высшей нервной деятельности?

Под силой нервных процессов следует понимать напряженность деятельности, которую

может   выносить   нервная   система   собаки   в   процессе   возбуждения   или   торможения.
Показателем   силы   процесса   возбуждения   является   стойкость   этого   процесса   в   случае
действия   на   нервную   систему   раздражителей   большей   силы,   а   также   в   случаях
перенапряжения нервной системы в процессе дрессировки и практического использования
собак. Если у собаки в результате воздействия сильных раздражителей (например, в процессе
приучения к выстрелу) легко возникает явление запредельного торможения, то это говорит о
слабости   процесса   возбуждения.   Если   собаку,   имеющую   слабый   процесс   возбуждения,
заставить   многократно   повторять   одно   и   то   же   действие,   которое   требует   большого
напряжения нервной деятельности (например, хождение на буме, повторение упражнения,
настойчивое раздразнивание), у нее легко разовьется запредельное торможение. В результате
этого   у   собаки   будет   наблюдаться   угнетенное   состояние:   она   станет   вялой,   начнет
отказываться   от   выполнения   данного   навыка.   Чтобы   определить   силу   процессов
возбуждения,   можно   также   использовать   способ   повышения   пищевой   возбудимости.   Для
этого   собаке   в   течение   одних-двух   суток   не   дают   пищу.   Ослабление   всех   условных
рефлексов, которые подкреплялись пищевым раздражителем, будет свидетельствовать в этом
случае  о  явной  слабости  процесса возбуждения.  Если  же   этот   процесс достаточно  силен
условные рефлексы, требующие пищевого подкрепления, будут выражены более резко.

Сила   тормозного   процесса   определяется   путем   напряжения   этого   процесса.   Это

напряжение   наиболее   ярко   проявляется   в   действиях   собаки,   ограничивающих   ее
возбудимость   (выдержка   в   различных   положениях).   У   собаки   со   слабым   тормозным
процессом   выдержка   вырабатывается   трудно   и   срывается,   если   ее   удлинять   без
предварительной тренировки сверх того времени, на которое она установлена (например, с
двух до трех-четырех минут).

У   собак   со   слабым   тормозным   процессом   трудно   прорабатываются   такие   общие

приемы дрессировки, как движение рядом с дрессировщиком и прекращение нежелательных
действий.   Это   происходит   потому,   что   воспитание   данных   навыков   требует   сильного   и
активного процесса торможения. Показателем хорошей силы тормозного процесса у собаки
является   скорость   и   прочность   образования   дифференцировок   (способности   различать
отдельные   условные   раздражители).   У   собак   со   слабым   тормозным   процессом   легко   и
быстро вырабатываются положительные условные рефлексы, но с трудом – тормозные.

Под термином «подвижность процессов возбуждения и торможения» следует понимать

быстроту и легкость смены процесса возбуждения процессом торможения (и наоборот); под
«недостаточной подвижностью» – медленную взаимозаменяемость процессов.

Показателем   хорошей   подвижности   нервных   процессов   при   дрессировке   является

быстрота перехода собаки из состояния выдержки к выполнению вновь подаваемой команды,

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  2  3  4  5   ..