условиях имеет реальные представления.
Надо еще отметить и то, что для девочки есть такая постоянная
«профессия», как нянька. В няньках жить гораздо тяжелее, нежели на
улице, зато девочка тут защищена от очень ранней половой катастрофы.
Благодаря помощи многих наших организаций, отдельных особ и
особенно комсомола даже и эти няньки в большинстве попадают в детский
дом.
Из детского дома девочки почти что никогда не убегают. Надо
отметить, что случается это не лишь благодаря пассивности натуры
девочек, а благодаря тому, что девочкам легче жить в детском доме, нежели
мальчикам: педагоги с ними всегда ладят, потому что девочка сдержаннее,
послушнее; одевают их лучше, да это не так трудно и сделать, ибо девочки
аккуратнее относятся к своему убранству и сами умеют кое-что пришить
или зашить.
В детском доме и работа для девочек легче и им по вкусу; по старому
обычаю мы девочкам определяем лишь швейные мастерские, как бы
продолжаем их воспитание в направлении домашнего хозяйства.
Вследствие этого создается своеобразная природная гармония: девочка и
сама из семьи приносит фатальную потребность — заниматься лишь
домашними делами, а мы добавляем специальную швейную подготовку. К
тому же в наших швейных мастерских очень мало еще элементов
настоящего широкоорганизованного швейного дела. Всегда у нас есть
кустарная мастерская, в лучшем случае с ручными машинами.
Тем не менее эта специальная панская «привилегия» до известного
времени делает из девочки в детском доме очень беспрекословную и
удобную воспитанницу, чем очень довольны многие педагоги, которые не
желают глубже заглянуть в будущее и оценить его с точки зрения
социальной значимости.
Правда, когда воспитание девочек заканчивается, педагоги замечают,
что политическое и общее развитие у девочек слабовато. Приходится
педагогам сталкивиаться и с другими неприятностями. Наиболее
сознательные девочки, особенно комсомолки, начинают тяготиться своей
швейной квалификацией, тем паче, что эту квалификацию и использовать
должным образом негде, начинают искать других путей к жизни, а в этих
исканиях педагоги не всегда умеют помочь. Очень способные девчата
тянутся на рабфаки, но и там им не так легко, потому что долголетнее
сидение за машиной не дало им необходимой подготовки и развития. На
рабфаке им до многого приходится доходить собственными усилиями.
Но все эти неприятности всплывают под конец воспитательного