КНИГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (А.С. Макаренко) - часть 22

 

  Главная      Учебники - Педагогика     КНИГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (А.С. Макаренко) - 1963 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23   ..

 

 

КНИГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (А.С. Макаренко) - часть 22

 

 

13. «Молоховец».
13 bis. Книга должна спасти от закармливания.
14. Миллион терзаний по поводу пищи.
14 bis. Ребенок ест плохо. Что ему давать.
15. Капризы с едой, рефлекс на родителя.
15 bis. Власть ребенка именно в области еды. Ложка родителей: умрет.

Ложка ребенка.

16. Лечение этих капризов: коллектив.
16 bis. Деловое отношение к вопросу. Распоряжение.
17. Долой ритуальное отношение к еде. К врачу.
17 bis. «Табу»: того не ем — не советское явление.
18. Чистоплотность и брезгливость. Почему парижская мода?
18 bis. наши возможности в этом отношении.
19. «Не хуже людей». Парижских?
19 bis. Где провести демаркационную линию наших вкусов?
20. «Мы должны красиво жить» (Зоя). Платье из крепдешина.
20 bis. Девочка в 15 лет не пошла на октябрьский вечер, потому что не

было готово крепдешиново платье.

21. Значение школьной формы.
21 bis. Разделение коллектива по одежде.
22. Нужна коллективная этика. Последовательность в нарядах.
22 bis. Как все сказанное совместить с борьбой с уравниловкой…
23. Простая философия распределения.
23 bis. Логика: «Будешь зарабатывать…»
24. Воспитание бережливости.
24 bis. Сохранение платья, стен, паркета. Пыль.
25. Надо щетки, а продается дрянь.
25 bis. Не умеют вытирать ноги.
26. Бережливость к социалистической собственности.
27. Воспитание аккуратности и бережливости.
27 bis. Гладить белье. Бережливость — самодеятельность.
28. Отрицательные примеры…
28 bis. Керосинка, примус.
29. Внимание к мелочам.
29 bis. Что еще должны делать дети?
30.  Разделение  труда  на  две  категории:  высшая  и  низшая.

Домработница. «Она получает деньги».

30  bis.  «Дураков  хватает».  Но  дураки  —  дефицитный  товар.

Эксплуатация человека в домашней работе.

31. Как дети должны относиться к домработнице?
32. Как говорить детям о труде? Труд не только ради денег.
32 bis. Беззаботное детство… Какую заботу должны переживать дети?
33. Наше отношение к детям — это не наше личное дело. Мы вышли

из личной разобщенности. Даже чистота постели общественно резонирует.

33 bis. Транскрипция чувства благодарности.
34. Есть недовольные — все им мало. Неблагодарные.
34  bis.  «Болезни»  старых  и  новых  терминов.  То  же  о  благодарности.

Отношение детей к семейному бюджету.

35. Непротивленчество и раздражительность из-за денег. Уничтожение

застенчивости. Варина Ляля.

35  bis.  Как  дети  должны  относиться  к  деньгам.  Реализм  в  этом

вопросе.

36. О карманных деньгах у детей.
36 bis. «Дай 50 коп.». О тратах на сладкое.
37. «Взять без спросу» (сладкое или деньги). О воровстве.
37 bis. О воспитании отвращения к воровству.
38. О воровстве и воспитании честности в советской семье.
38 bis. Игра в воровство у родителей.
39. «У меня есть 100 рублей. Я у тебя накрала». До каких самодурств

может дойти родитель? Мальчик украл пальто на заводе — и повесился. нет
ли здесь связи с игрой?

39  bis.  Путаница  бессмысленна.  Дети,  живущие  на  алименты.  Игра

детей в алименты.

40. Положение детей, живущих на алименты.
40 bis. Как организовать отношение детей к неполадкам взрослых?
41. «Это на меня папа дает».
41 bis. Деньги должны принадлежать всей семье, даже стипендия.
42.  Забота  о  себе  и  жертва  собой  в  новой  транскрипции.  Помочь

старухе.

42 bis. Помощь бабушке. В семье не должна воспитываться жадность.
43.  О  радостях  ребенка  и  родителей.  Деньги  у  нас,  в  колхозе  и  в

буржуазной семье.

43 bis. Почему нужна была финансовая тайна в буржуазной семье, а у

нас не нужна.

44. «Секрет воспитания». Мерка по отношению к себе.
44 bis. Родительские вопросы. «Поза». «Поставить».
45. Воспитание — дело трудное, но дело, от которого никто отказаться

не может.

45 bis.Воспитание — дело трудное, длительное. Искреннее и простое.

«Кто кого воспитывает». Погоня за любовью.

46.  Он  противный  и  действует  мне  на  нервы.  Никаких  фокусов  и

заклинаний. Никакой погони за любовью.

46  bis.  Уравниловка  обращается  в  диктатуру  детей,  Дети  чувствуют

большое  и  глубокое  чувство,  в  каких  бы  формах  его  ни  выражали.  Не
нужно  проявлять  сильных  чувств.  Девичьи  поцелуи  и  нежности.
Воспитание сдержанности.

47. Умение владеть своими чувствами. Поцелуй матерей… Проявление

чувств без тормозов.

47 bis. Встреча матери после отсутствия с сыном.
48. А как можно было бы? Всегда владеть своими чувствами — это и

значит воспитывать. Возможны ли игровые установки?…

50. В каких случаях возможна игровая установка? Случай с лентой.
51. Детские глаза. Нужно уметь читать их.
51  bis.  Нельзя  любоваться  детским  обманом.  Нельзя  позволять  детям

спекулировать интересом к ним. «Мама, это его любовница?» — Восторг?

52.  Саша:  очень  хороший  образец  воспитания  от  случая  к  случаю  и

полной бестолковости.

52  bis.  «Времени  нет  воспитывать».  Ложь,  нет  не  времени,  а  чувства

ответственности.

53. Дело в вашем гражданском долге, товарищи родители!
53 bis. Не требуется так много времени!
54. Первое детство — это здоровье. А к 12 годам — все.
54  bis.  Родители  должны  активно  учавствовать  в  определении

характера.

В воспитательном деле нет мелочей и нейтральных вещей.
55. «Дети — не ангелы, а звереныши».
55  bis.  «Кошке  не  дам,  все  сьест  Вася».  Избегать  предрассудков  и

фокусов.

56. Воспитание простых «механических» привычек. мальчик заснул на

новогодней елке.

56 bis. До пяти лет нужно воспитывать отношение к взрослым.
57. Авторитетный тон родителей до 5 лет.
57 bis. Качества родительского распоряжения. Его важность.
58. Даже в играх — вежливость и деликатность.
59. В чем основа родительского авторитета.
59

bis.

Потом

воспитательная

нагрузка

уменьшается,

но

количественная, а не качественная. Не нужно, чтобы ребенок был всегда на

глазах.

60. Вопрос решается прежде всего нашей жизнью.
60 bis. Дети рано начинают гордиться работой родителей.
61.  Надо  ребенку  предоставить  свободу,  но  нужно  о  нем  всегда

помнить.

61 bis. Надо рукводить ребенком, а не надоедать ему.
62. Что я хочу воспитать.
62 bis. Общие понятия надо расчленять. Не просто: коммунистическая

личность.

63. Дочь коммунистов, которая не умеет…
63 bis. «Подать ложку из буфета». Тургеневская девушка. Другая ли
идеология?
64. Родители не знают, что именно они говорят.
64 bis. Нужна не цель, а программа: советский диапазон необьятен.
65. Бытовая и хозяйственная беспомощность.
65 bis. Плохо чувствовать себя неприспособленным.
66. Дело коммунистки в Одессе.
67. Умелость превращается в нагрузку.
68 bis. Такое неравенство ведет к раздражению.
69. Что же такое разделение труда?
69 bis. В вопросах труда должны мыслить диалектически.
70. Дети свободны от всякого ига, даже родительского.
71. Наши дети самые счастливые. Они наследники.
71 bis. Они не должны наследовать наши предрассудки.
72. Родительская власть в буржуазной семье.
72 bis. Дети — цветы жизни.
73. Вульгаризация этого лозунга! (А какой будет плод?) Корни.
75. Семья — советская ячейка.
75 bis. «Свободная любовь» и пр.
76. Закон об абортах.
76 bis. Ему нужна девственница.
77. Наш семейный союз.
77 bis. Единственный ребенок…
78. «Он меня посылает к черту».
79. Он отказался пойти за хлебом.
79 bis. Можно ли такую семью назвать счастливой?
80. Обуздать стихию родительской любви…
80 bis. Зоологическая любовь.
81. Если несколько детей — коллектив.

82 bis. Дети времен гражданской войны — лучше…
84. «Наш шофер». Бьюик.
85. «Он думал, что мы простые мальчики».
85 bis. Отношение старшей сестры к этому…
86. Наше богатство увеличивается. «Я не аскет…»
87. «Диалектика чувств» Дзержинского. Об избалованности.
87 bis. Изнеженность — признак упадка класса.
88. Мещанское представление об изнеженности.
88 bis. Поблескивают глаза при заграничных подарках…
89. Диалектика новой этики.
90. Будет самоограничение.
90 bis. Щупак.
91. «Тонкая материя, пропитанная радием».
91 bis. «А я себе сошью шубу — меха дешевы будут».
92. Живы еще Щупаки.
92 bis. «Маленькие дефекты жизнь исправит».
93. Блатные и шантанные песни.
94. «А здесь только мелкота!»
94 bis. Излишнее потребление.
94а. Хорошее воспитание связывает семью.
95. В больших семьях развивается сварливость.
95 bis. Свариливость — это привычка.
96. Семья Филинских.
97. Наследственность дружной семьи.
98. Семья Ленина, Дзержинского и др.
98 bis. «У моего ребенка нервы слабые».
99. Врачи здесь что-то не досмотрели.
99 bis. Переживания матери не отражаются.
100. Никто не имеет права быть раздражительным.
100 bis. Раздражительность — привычка.
101. «Шипящие кобры» на почте.
101 bis. О том же и в молодом человеке.
102. В трамвае.
102 bis. А торговка?
103. Это именно крепкие нервы.
103 bis. Раздражительность ничем нельзя оправдать.
104. Вожди: у них нервы? Горький.
105. У них надо учиться.
106. Угрожал револьвером сыну.

106 bis. Иван Грозный.
107. Формы раздражительности (А с начальством?)
107 bis. Печальные последствия раздражительности.
108. Раздражительность не трудно исправить.
108 bis. Это следствие малой культуры.
109. В очереди в автобусе.
109 bis. К чему приводит раздражительность?
110. Раздражительность на работе.
110 bis. Надо дать успокоиться.
111. Раздражительность неэстетична.
111 bis. Разговор об актрисе.
112. Кто самый красивый?
112 bis. Раздражительность переходит в приставание.
113. Мать и дочь в поселке.
114. Тон спокойный.
114 bis. Гнев и негодование.

5. ПРОБЛЕМЫ

Семья как коллектив

12.  Воспитание  семьянина,  т.е.  умения  жить  в  семье,  усидчивости  и

гармонии.

14. Преимущественное закармливание единственных детей.
22. Из-за платья ворчат на Советскую власть.
23. Простая философия распределения.
23 bis. «Вырастешь — будешь зарабатывать». Ни одного года жизни не

отложить.

31. Домашняя работа и работа домработницы.
35. Вопрос о деньгах в семье.
43. Равенство в праве на радость в семье…
75. Утверждение семьи.
75 bis. «Свободная любовь» и аборты.
77. В нашем браке нет материальных соображений.
77 bis. Трагедия единственного ребенка.
81. Преимущество большой семьи.
82. Старшие дети лучше младших.
83. Затруднения с Димой.
94а. Деловая связь родителей.
94. Она скрепляет брачные узы.
119. Алиментщики.

Авторитет, свобода, дисциплина

11. Уступает под сильным напором дочери.
15. Капризы во время еды — особый вид рефлекса на мать.
15 bis. Власть ребенка проявляется в еде.
16. Извлечение капризов в еде — здоровый коллектив семьи.
16 bis. Распоряжение во время еды. Важное указание.
17. Не фиксировать внимания на самом процессе еды.
17 bis. Культура еды пойдет по линии науки, а не изощрения.
35. Непротивленчество — самая нестойкая позиция…

36. Сладкое для детей…
38. Воспитание честности…
46. Подруги-собутыльники.
46 bis. Уравниловка не годится…
50. Знать детское лицо.
50 bis. Как помогать ребенку? Случай с девочкой.
56. «Автоматические» элементы воспитания.
56 bis. Что нужно привить в первом раннем детстве?
57. Авторитет родителей.
57 bis. Форма распоряжения…
60. Полная жизнь родителей — основа авторитета.
60 bis. дети должны гордиться родителями.
72. «Чти отца». «За битого двух небитых дают».
122-123. Половое воспитание.

Любовь и долг

8. Разнаряженный ребенок — игрушка. Чем это кончается?
9. размер необходимого определяется родителями.
12. Вопросы правильного питания.
13. «Молоховец». Такая книга нужна обязательно.
14. Ребенок ест плохо, возбуждаю его аппетит острыми блюдами…
79. Сын не пошел за хлебом.
80. Обуздать стихию родительской любви.
80 bis. Зоологическая любовь антиобщественна.
88. Что значит «зажиточность»?
89. Изнеженность и мещанство.

Эгоизм и пролетарский гуманизм

5. Девочки не облегчают жизнь матерей…
6. Чувство благодарности к родителям распостраняется на общество…
6. Дикая свобода и право ребенка перерастают в эксплуатацию.
7. Равенство в пище…
7 bis. Иидушка и Головлев…
8. Одежное тщеславие. Ребенок на улице…
9 bis. Из-за любви к тряпкам можно выйти замуж. Тяжесть зависти.

10. Личная жадность — отвратительная вещь…
10 bis. «Вам, старикам, не надо, вы и так обойдетесь».
11.  Мать  отняла  платье  у  дочери;  говорит,  что  та  относится  к  ней  с

простотой.

12. разделить безболезненно, а не сунуть своему кусок в рот.
31. «Ей заплатили».
33. Значение чувства благодарности.
34. Благодарность к революции.
34 bis. Боязнь слова «благодарность».
42. Кому-то хоть маленьким пожертвовать.
120. Любовь и долг.

Труд и заботы детей

4. Дети должны заботиться.
5. Сбережение культурных сил родителей.
29. Что должны делать дети в уборке…
32. Труд в советском обществе.
32 bis. Уместна ли у нас детская беззаботность?
63. Отношение тургеневской девушки к труду.
65. Значение трудовых навыков в советской работе.
65 bis. Неприспособленность.
67. Умелость — дополнительная нагрузка.
68. Неравенство.
69. Разделение труда в социалистическом государстве.
69 bis. Свобода от предрассудков.
115. Как помогать детям играть?
115 bis. Глазение (позиция стороннего наблюдателя).
116. Техническая помощь.
117. Отношение ребенка к игре.
117 bis. Дети, умеющие и не умеющие играть.
118. Наташа не умеет играть.

Отношение к вещи

7. Не размазывать по тарелкам, не оставлять кусков хлеба.
8. Аккуратность в пище. Не чавкать. Пользоваться ножом и вилкой.

18. Чистоплотный человек обыкновенно не брезглив.
24. Сохранить вещь.
24 bis. Какие вещи и как должны храниться?
25. «Вы не умеете вытирать ноги и обращаться с унитазом».
26. Обращение с общественными вещами.
26 bis. «Он еще маленький, и он еще не понимает».
27. Качество вещи зависит от количества вложенного труда.
27 bis. Бережливость имеет большое значение для бюджета семьи.
28. Как изнашиваются и исчезают вещи? Р. Берлин.
28 bis. Не загрязнять. Умение видеть мелочи.
29.  Воспитание  внимания  к  мелочам  имеет  большое  значение  для

работы.

Эсетика

8. О красоте и удобстве платья, башмаках…
9. Прелесть и красота наших юношей не измеряется платьем.
10. Как одевалось и чем гордилось пролетарское студенчество?..
18. Почему одеваться по парижской моде?
18 bis. Мы можем бросить на одежду лучших художников…
19. Любовь к моделям Покена.
19 bis. О парижских и наших вкусах.
20. «У той портнихи, что берет триста рублей…»
21 bis. Можно ли быть одетым лучше, чем окружающие?
22. Последовательность в нарядах.

ВНЕСЕМЕЙНЫЕ ВЛИЯНИЯ

Характер выражения

46.  Слишком  бурные  проявления  чувств.  «Общество  юных

джентельменов»…

48. Владеть чувствами — основное в воспитании.
58. Вежливость и деликатность в первом раннем детстве.
78. Излишняя нежность…
98 bis. «Плохое состояние нервов».

99. Это — чушь!
100. Это форма общения.
101. Раздражительность на работе.
103. Это порочная привычка.
104. Горький.
104 bis. Ленин…
106 bis. «Иваны Грозные».
107. Раздражительность — это развлечение.
109. Как поступать с раздражительным ребенком?
111. От раздражительности падает авторитет. Коллективная этика
89. Элементы будущей этики
90. Нет мещанской страсти к накоплению…
92. Хвостики мещанства.
92 bis. Мещанство и фашизм.
93. Где теперь действуют Щупаки?

6. УЗЛЫ ОДНОЙ ИЗ ГЛАВ «КНИГИ ДЛЯ
РОДИТЕЛЕЙ»

Детский напор, детское командование, прихоти
11. Р. А. под напором исполняет прихоти. Хочется мира.
15. Капризы за едой — форма общения с родителями. Сначала форма

протеста, а потом форма обращения.

15  bis.  Власть  ребенка  в  области  еды  особенно  велика.  А  потом

отсутствие аппетита как его особенность…

17. «Я так привык».
Распоряжение
16.  Распоряжение,  а  не  приказание.  Авторитет  матери.  Несколько

правил руководства едой…

35. Не нужно раздражения. Ляля. Должен быть закон и уверенность.
57.

Послушание

в

самом

младшем

возрасте.

Выполнение

распоряжений. Деловая сфера.

58. Признаки делового распоряжения.
Расхлябанность
36. Взять без спросу сахар, пищу, деньги.
37. В пользовании вещами должна быть дисциплина. Иначе приходит

воровство.

Воровство
37 bis. Надо воспитывать в полном отвращении к воровству. Взять без

спросу — это начало воровства…

Воспитать честность в нашей стране — дело не трудное. В воровстве

виновата семья.

138. Свобода в деньгах.
Основные установки дисциплины
45. Кто кого воспитывает?..
56. Воспитание навыков.
57. Бесконечное послушание в самом младшем возрасте.
59. Основа родительского авторитета — участие в росте.
60. Значение жизни и работы родителей…
72. Что такое права детей?
132. Родители-друзья…
Тон
50.  Авторитет  проистекает  из  знания  ребенка.  Случай  с  глазами  и

лентой.

51. Родительское подмигивание. Детская спекуляция.
72. Битье и наказание.
145. Игра.
Половое воспитание
Аскетизм и самопожертвование родителей.
Самоограничение детей.
Культурные навыки.
Ребенок — игрушка.
Ребенок — член трудового коллектива.
Ребенок — слепой, жадный потребитель.
Ребенок — потребитель аскетизма.
Ребенок — тиран и эксплуататор.
Ребенок — наглец.
Ребенок — гражданин.
Ребенок — выразитель благодарности.
Ребенок с самограничением.
Ребенок культурный.
Ребенок — тщеславие.
Ребенок — зависть.
Ребенок — франт.
Ребенок — товарищ.
Ребенок — актер.
Ребенок — властитель (еда).
Ребенок за столом.
Ребенок — капризы.
Ребенок — сноб.
Ребенок — мещанин.
Ребенок — хозяин.
Ребенок — труженик.
Ребенок — самодур.
Ребенок — больной.
Ребенок — вор и грабитель.
Ребенок — сирота.
Ребенок — свидетель драм.
Ребенок — судья.
Ребенок — рыцарь и джентельмен.
Ребенок — предмет воспитания.
Ребенок — загадка воспитания.

Ребенок — предмет излишней чувствительности.
Ребенок — вундеркинд.
Ребенок — гордость (продукция).
Ребенок — спекулянт.
Осталось:
Кино,  театр.  Прогулки.  Преподование  уроков.  Половое  воспитание.

Товарищи. Чтение. Спорт. Правда, ложь.

Аскетизм, любовь, требовательность, трудовое воспитание.

7. ГРУППЫ ТЕМ

1

Семья  хозяина  и  семья-коллектив.  Семья  и  другие  семьи.  Семья  и

другие

коллективы.

Семья

как

общественная

ячейка

и

как

производственная ячейка.

44. Мерка измерения успешности.
71. Дети — наши наследники.
84-94. Дети вождей.
75. Советское утверждение семьи.
75. Детей будет воспитывать государство.
77. В нашем браке нет материальных соображений.

2

Полезное влияние волевого напряжения. Коммунистические элементы

семьи.  Переход  на  социалистические  формы.  Элементы  семейных
отношений.  Семья  в  нужде  семья  в  излишке.  Перспективы  семейные  и
личные.

54. К девяти годам все готово…
62. Расчленение цели воспитания.
22. Дело не в количестве платьев, а в отношении к ним.
Ворчат на Советскую власть.
23. Мещанский идеал для заработков.
31. Трудность домашней работы…

3

Простая

философия

распределения..

«Вырастешь

будешь

зарабатывать». Ни одного года жизни не отложить.

23. Не хотят менять на богатую чужую семью…
Это к главе об эгоизме.

4

Деньги в семье…
35. Не просить. Уметь тратить.
41. Деньги должны быть общие.
42. Разумное равенство.
43. Отличие от буржуазной семьи.

5

Трагедия  единственного  ребенка.  Большая  и  малая  семьи.  Старшие  и

младшие братья.

14. Миллион терзаний. Перекармливают.
81. Преимущества большой семьи.

6

Конфликты  взрослых.  Алиментщики.  Семья  как  упражнение  для

будущего гражданина.

12. Воспитывать семьянина — уступчивость и гармония.
Каковы сыновья, такие будут семьянины.
39. Дети при алиментах.
40. Конфликты…

7

Воспитание  скрепляет  брачные  узы.  Утверждение  семьи.  Деловая

связь родителей.

77. Прочность семьи в детях.
94а. В детях — счастье.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23   ..