ребят, сколько в действии на родителей. Постепенно они становятся сухими
формалистами, и уже не только в области приказания, но и вообще в своем
отношении к детям. Формализм укрепляется в самой родительской натуре,
он мешает им видеть движение и рост детской личности, особенность и
своеобразие отдельного случая, неожиданные повороты детской психики,
собственные ошибки и собственную неповоротливость. Ребенок таким
воспитателям кажется зеркалом авторитета, не больше того.
Это тоже суррогат, не такой глупый, как первый, но гораздо глупее
всякого другого. В нем ничего нет, кроме примитивной прямолинейности.
Может быть, есть такие роды деятельности, где он может пригодиться, но
на детей он может оказывать только безнравственное влияние.
Живые, податливые, легко формирующиеся и изменяющиеся
духовные движения ребенка вовсе не имеют вида прямой линии, а, скорее,
напоминают сложный зигзаг, сопровождаемый частыми возвращениями и
петлями, явлениями ритма и повтора. Тавровая балка для такого сложного
движения — наименее подходящий регулятор, способный только
разрушать нежные нити детского характера. Сегодня ребенка цукали за
ложь, наложили наказание, видели какой-то поворот, но не разобрали,
какой и в какую сторону, выдержали наказание до конца, создали этим
новый поворот, тоже не разобрали какой, наломали, напортили, смяли и
идею лжи и идею правды, все повороты и все впечатления. И довольны,
потому что главное достигнуто — сохранен родительский авторитет. Завтра
будут цукать за правду, которая показалась почему-то неудобной, будут так
же слепы и так же ничего не увидят, а «дело до конца доведут». Все эти
концы один с другим не сходятся, да и каждый в отдельности ничего не
стоит.
В такой семье нет всеподавляющего страха, но зато нет и другой
важной вещи: разумности и целесообразности родительского авторитета.
Что получится из детей, предсказать трудно, потому что слишком
разнообразны и случайны комбинации детского движения и родительской
тупости. Но беспринципность в такой семье рождается обязательно. Дети
привыкают к неожиданным и неоправданным сопротивлениям, привыкают
к бессилию всех разумных принципов, привыкают к глупости и
формализму. Унеся эту привычку в жизнь, они и там готовы будут
встретиться с любым требованием и с любым капризом без сопротивления.
Они выработали в себе умение извернуться, чтобы в том и в другом случае
не сильно пострадать, и этим умением они воспользуются даже и тогда,
когда им будет предъявлено разумное требование. Жизнь они встретят без
любви и ненависти — только одной ловкостью и острым глазом.