(М. Анисимов) Дрессировка лошадей в цирке - часть 10

 

  Главная      Учебники - Разные     (М. Анисимов) Дрессировка лошадей в цирке - 1979 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  8  9  10  11   ..

 

 

(М. Анисимов) Дрессировка лошадей в цирке - часть 10

 

 

 

73 

движения  лошади,  а,  наоборот,  затрудняет  их,  создавая  напряжение  в  суставах  задних  конечностей. 
Поэтому  более  или  менее  строгая  постановка  в  повод  по  необходимости  применяется  постепенно,  когда 
наездник чувствует, что это не нарушит равновесия лошади и не изменит уже взятого ею темпа, а сделает 
его более энергичным, высоким и редким и в большей мере подчинит ему лошадь на этом аллюре. 

Работа повода на пассаже должна сводиться только к сохранению определенного постава головы и 

шеи и фиксации в нужном равновесии всей фигуры лошади. 

Мастера старой школы с такой точностью вырабатывали крупных и грубых жеребцов на пассаже, 

что всаднику стоило слегка надавить ногой на стремена, как лошадь начинала пассажировать. 
 

УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

 

ПАССАЖА 

 

Усовершенствование пассажа должно заключаться в том, чтобы: 

1. Сделать пассаж более четким. 
2. Придать ходу любую скорость. 
3. Сделать лошадь, идущей пассажем, свободно управляемой при движении по извилистым линиям. 
4. Исполнить на пассаже движения в два следа. 

Чтобы сделать пассаж более высоким и четким, лучшим и единственным средством следует считать 

спокойную и мягкую посадку всадника, мягкую чуткую руку и своевременность воздействия шенкелей (в 
этом  и  заключается  достоинство  искусного  всадника).  Выше  уже  говорилось,  что  дрессировщик  должен 
уметь сократить темп пассажа, доведя его почти до пиаффе, и усиливать до возможно большего движения 
вперед. Вся трудность будет заключаться в том, чтобы в первом случае движение не угасло, а во втором — 
чтобы движение не потеряло парящий характер, то есть не превратилось бы в рысь. Конечно, увеличивать 
скорость движения летучего пассажа можно до известного предела, связанного с энергией данной лошади. 
Пассаж,  связанный  с  большим  поступательным  движением  вперед,  требует  от  лошади  большого 
напряжения сил, и применять его следует только для оживления рабочего темпа, если в шагах появилась 
вялость и напряженность. 

Переходить к пассажу по извилистым линиям следует с большей постепенностью, чем это делается 

на  обыкновенных  аллюрах.  Большинство  лошадей  при выходе  на  вольт  или  при  переменах  направления, 
когда  одной  из  задних  ног  приходится  подступать  под  корпус  больше,  чем  другой,  теряют  равновесие  и 
переходят  в  «неустойчивый  аллюр».  Следовательно,  сокращать  радиус  поворотов  можно  только  тогда, 
когда дрессировщик вполне уверен в прочности пассажа и всегда предпочитает чистоту темпа сложности 
фигур. 
 

БОКОВЫЕ

 

ДВИЖЕНИЯ

 

НА

 

ПАССАЖЕ 

 

То  же  касается  боковых  движений,  но  их  крутизна  вначале  должна  быть  самой  незначительной, 

потому  что  они  теряют  воздушность,  как  только  одна  из  ног  становится  в  сторону.  Поэтому  следует 
немедленно уменьшить крутизну поворота лошади или даже совсем прекратить боковое движение, чтобы 
сначала восстановить правильный пассаж, а затем с большой осторожностью начинать упражнение снова. 

Чем  круче  движение  в  два  следа,  тем  больше  опасности  уклонения  задней  ноги  и,  следовательно, 

потери  воздушности.  Чем  увереннее  лошадь  начинает  идти  пассажем  в  два  следа,  тем  легче  станет  его 
сокращение на прямой. 

При  движении  пассажем  в  два  следа  всаднику  важно  чувствовать,  ноги  какой  диагонали  лошади 

стоят на земле и какие подняты, так как пассажировать двумя следами лошадь может только при условии, 
если  она  будет  расширять  движения  правого  плеча  в  момент,  когда  левая  нога  начинает  опускаться  на 
землю. Помощь повода может быть полезной только в момент, когда левая передняя нога поднята и готова 
опуститься на землю, и только в этот момент целесообразно подать лошадь в сторону; правая нога ее при 
этом выдвинется вперед. 

Если же дрессировщик опоздает с подачей рук в сторону движения и подаст их в то время, когда 

левая нога уже становится на землю, лошадь не успеет вынести правое плечо для переноса ноги через ле-
вую ногу. 

Все  упражнения  на  пассаже  требуют  большого  напряжения  сил  и  энергии  от  лошади,  и 

практиковать их надо короткими репризами. Главное — не количество шагов, а их качество. 

 

74 

ПИРУЭТ

 

НА

 

ПАССАЖЕ 

 

Самым  трудным  является  пируэт  на  пассаже.  Трудность  его  исполнения,  как  и  на  галопе, 

заключается в том, чтобы, облегчая переднюю часть лошади для движения в сторону, не мешать движению 
задних ног в ритме пассажа. 

Исполняя пируэт на пассаже, наездник делает полуодержку, переводит лошадь в пиаффе и, держа 

задние  ноги  на  линии  плеч,  подает  руки  в  сторону  вращения  пируэта.  Если  бедра  лошади  при  этом  на-
правлены в сторону, то пируэт не получается. 
 

УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ КОНЕЧНОСТЕЙ ЛОШАДИ ПРИ ПОМОЩИ 

ТУШИРОВАНИЯ ХЛЫСТОМ 

 

Все мастера старых школ применяли хлыст при обучении лошадей и в совершенстве владели им при 

тушировании.  И  сейчас  в  некоторых  школах  Запада,  да  и  у  нас,  хлыст  является  неотъемлемым 
инструментом  при  обучении  пиаффе  и  пассажа,  и  отрицать  его  полезную  роль  не  приходится.  Работа 
шенкелей и шпор в некоторых случаях не дает того эффекта в работе задних конечностей лошади, какой 
может вызвать туширование хлыстом. Точно так же хлыст в руках даже опытного пешего помощника не 
может заменить хлыста, находящегося в руках всадника. Хлыстом можно подогнать задние ноги, хлыстом 
же  можно  вызвать  кроме  подъема  и  сгибания  ног  еще  их  балансирование.  Поэтому  полутораметровый 
гибкий хлыст особенно полезен при пассаже тогда, когда темп его уже установлен, но требуется усиление 
работы  задних  ног  и  большее  их  сгибание.  Всадник  держит  хлыст  тонким  концом  вниз  в  направлении 
бедра или плюсны ноги лошади. Тушировать можно по бедру, скакательным суставам или плюсне, но при 
движении оно должно обязательно совпадать с началом подъема этой ноги, чтобы дольше выдержать ее в 
воздухе. 

Кроме парадности и чисто эстетического удовольствия практическая ценность пассажа заключается 

в следующем: 
1. Совершенствует на основе пассажа рысь, которая становится более легкой. 
2. Устанавливает общую фигуру лошади и укрепляет мускулатуру шеи, спины, поясницы и бедер. 
3. Укрепляет сухожилия ног. 
4. Помогает всаднику уловить чувство ритма и общего с лошадью равновесия на этом аллюре. 
5. Делает лошадь более послушной и внимательной к действиям шенкелей, повода и уклонов корпуса. 
6. Особенно полезен пассаж для лошадей, которые вследствие горячности или недостатков телосложения 
проявляют склонность к торопливым, сбивчивым и беспорядочным движениям. 

Нормальный пассаж в одинаковой мере развивает и укрепляет мускулатуру и связочный аппарат как 

заднего, так и переднего пояса лошади. 
 

ОШИБКИ

 

ПРИ

 

ИСПОЛНЕНИИ

 

ПАССАЖА 

 

ЛОШАДЬ ИДЕТ, НЕДОСТАТОЧНО СГИБАЯ ПЕРЕДНИЕ НОГИ. 

 

Плавунец представляет собой нечто среднее между пассажем и испанской рысью. 
Наиболее  предрасположены  к  плавунцу  лошади  с  низким  настильным  ходом,  длинными 

подплечьями,  низко  расположенным  запястьем  и  прямой  лопаткой,  а  также  обученные  еще  до  начала 
пассажа испанскому шагу. 

Вытянутый  пассаж  очень  трудно  сократить  (укоротить),  так  как,  укорачивая  его,  можно  подавить 

пружинистость задней части лошади. На собранном пассаже от действия шенкелей лошадь еще больше со-
кращает  движение  вперед  за  счет  более  высокого  подъема  и  сгибания  ног.  На  вытянутом  же  пассаже 
усиление  шенкелей  побуждает  лошадь  к  более  быстрому  стремлению  вперед  и  выбрасыванию  вперед 
передних ног. 

Применение  же  диагонального  воздействия  шенкелей  на  собранном  пассаже  вызывает 

балансирующие  движения  задней  части,  тогда  как  на  вытянутом  пассаже  от  диагонального  воздействия 
шенкелей лошадь склонна еще более выбрасывать вперед и вытягивать передние ноги и превращать этот 
аллюр в подобие испанской рыси. Посредством пиаффе можно заставить такую лошадь несколько больше 
гнуть ноги в запястных суставах. Хороших результатов можно добиться согласованной работой всадника, 

 

75 

действующего поводом, с опытным помощником, производящим туширование по поднятой передней ноге 
лошади (в области пясти). 
 

ЛОШАДЬ ВЯЗНЕТ ЗАДНИМИ НОГАМИ, ДЕЛАЯ ИМИ ШАГАЮЩИЕ ДВИЖЕНИЯ. 

 

Вместо эластичного отталкивания задними ногами, огибая их во всех суставах, лошадь производит 

шагающие  движения.  Всадник  при  этом  не  чувствует  пружинистых  отталкивающих  движений  задними 
ногами лошади. Причиной этого обычно бывает: 
1. Желание всадника слишком рано сократить пассаж. 
2. Грубая рука всадника, подавляющая движение задних ног. 
3. При обучении лошади всадник уделяет много внимания высоте подъема передних ног. 
4. Лошадь в связи с раскрытыми углами скакательных суставов высоко несет переднюю часть на прямых 
задних ногах. 

Из  вышесказанного  видно,  что  основная  причина  кроется  в  поводе.  Исправление  такого  пассажа 

следует  начинать  с  энергичной  езды  вперед,  причем  шенкель  и  шпора  заставляют  лошадь  «сдать»  на 
выдерживаемый повод. Поскольку пассаж сам содержит в себе элемент поступательного движения вперед, 
исправление этого недостатка будет легче, чем на пиаффе. Но это еще не есть конечная цель исправления. 
Чтобы из свободного и широкого темпа сократить пассаж, следует быть очень осторожным, чтобы снова не 
погасить  движения  задних  ног.  Как  бы  круто  ни  была  собрана  лошадь  на  пассаже,  расстояние  между 
задними  и  передними  ногами  не  может  интенсивно  уменьшаться,  а  задние  ноги  не  должны  переступать 
через  воображаемый  перпендикуляр,  опущенный  от  ягодиц  через  скакательный  сустав.  Задние  ноги  не 
столько подступают под корпус, сколько высоко поднимаются и сгибаются в суставах. 

Повод  всегда  укажет  нам  границу  наших  требований.  Прежде  всего  необходимо  добиться 

горизонтального  положения  фигуры  лошади,  для  чего  надо  снизить  на  первое  время  постав  шеи  и  дать 
большой  сбор  в  затылке.  И  действия  шенкелей  направлять  больше  не  на  посыл  вперед,  а  на  повышение 
задней  части  лошади  (крупа)  Этого  повышения  можно  добиться  за  счет  снижения  передней  части,  делая 
упражнения  на  откидывание  крупа  и  боковые  движения  внутрь  круга.  Полезно  также  производить 
балансирующие движения крупа из стороны в сторону с тем, чтобы придать ему большую подвижность и 
уменьшить  напряжение  суставов.  Исправление  этого  недостатка  может  быть  достигнуто  и  работой  «в 
руках», при которой задние ноги не обременены тяжестью всадника, а под действием хлыста будут более 
склонны к энергичному сгибанию и поднятию. 
 

ЛОШАДЬ ИДЕТ, ОБРЕМЕНЯЯ ПЕРЕДНЮЮ ЧАСТЬ И ВЫСОКО ПОДБРАСЫВАЯ КРУП. 

 

Пассаж, при котором на задние ноги передана слишком малая часть тяжести, исполняется лошадью 

на прямых задних ногах. Лошадь низко работает передними ногами и, несмотря на то, что она как будто 
ищет  упора  в  руке  всадника,  стоит  за  поводом.  Прямые  задние  ноги,  неэластично  отталкиваясь,  дают 
жесткие  толчки,  бросая  всадника  вперед.  К  такому  пассажу  будут  склонны  лошади    с  сильным  крупом, 
прямыми  раскрытыми  скакательными  суставами,  жесткой  поясницей,  а  также  лошади  перестроенные,  то 
есть  с  низкой  передней  частью  и  прямой  отвесной  лопаткой.  Однако  этот  вид  пассажа  гораздо  легче 
исправить,  чем  предыдущий,  так  как  при  нем  лошадь  сама  ищет  упора  на  повод.  Исправление  должно 
производиться  так,  чтобы  заставить  лошадь  энергично  двигаться  вперед  при  более  высоком  поставе 
передней  части.  Только  тогда,  когда  всадник  уверен  в  прочности  этого  стремления,  он  посредством  на-
бирания  поводьев  переносит  тяжесть  передней  части  назад  и  этим  гнет  задние  ноги,  не  переставая 
побуждать  их  подступать  под  корпус.  Постоянное  проведение  таких  упражнений  способствует  посте-
пенному  установлению  нового  равновесия,  при  котором  лошадь  будет  двигаться  с  опущенным  крупом 
охотнее,  и  рука  всадника,  отягощенная  вначале  тяжестью  повода,  постепенно  облегчается,  и  вся  фигура 
лошади примет присущее нормальному пассажу положение. 
 

ЛОШАДЬ РАСКАЧИВАЕТ ПЕРЕДНЕЙ ЧАСТЬЮ (БАЛАНСИРУЕТ). 

 

При  этом  лошадь,  обычно  поворачивает  голову  и  даже  несколько  изгибает  шею  в  сторону, 

противоположную  подъему  передней  ноги.  Она  это  делает,  во-первых,  с  целью  облегчения  подъема  пе-
редней  ноги,  а  во-вторых,  такое  раскачивание  помогает  ей  держаться  на  коротком  аллюре,  не  снижая 

 

76 

высоты подъема ног. Это движение хотя и некрасиво, но не так уж вредно. Оно способствует некоторому 
балансированию  движений  лошади,  так  как  задние  ноги  при  этом  имеют  тенденцию  к  большему 
поступанию и сгибанию. Обычно такой ход свойствен лошадям с широкой грудью, но его может вызвать и 
сам наездник уклоном корпуса и действием поводьев. 

Исправление  этого  недостатка  заключается  в  движении  с  большим  посылом,  с  более  строгой 

постановкой в повод, под напором шенкелей, при спокойной мягкой руке и посадке. 
 

ЛОШАДЬ РАСКАЧИВАЕТ ЗАДНЕЙ ЧАСТЬЮ. 

 

Как на пиаффе, так и на пассаже лошадь прибегает к раскачиванию задней частью, чтобы избежать 

полного сгибания задних ног, а если этому еще ей помогает всадник путем попеременного прикладывания 
шенкеля или шпоры, то лошадь скоро привыкает к такому раскачиванию и начинает как бы балансировать. 
Однако  между  настоящим  балансированием  и  этим  искаженным  движением  пассажа  огромная  разница. 
При балансе мы видим усложнение пассажа путем понижения крупа в сторону поднятой и согнутой задней 
ноги, тогда как при данном раскачивании лошадь ставит ногу исключительно в сторону, уклоняясь от ее 
сгибания. Если на такое движение смотреть сзади, то лошадь можно сравнить с телегой, у которой задний 
ход шире переднего. Уклоняясь от сгибания задних ног путем раскачивания, лошадь этим облегчает себе 
сокращение  аллюра  и  дает  всаднику  ложное  ощущение  энергичности.  Воспрепятствовать  такому 
раскачиванию можно (но далеко не всегда), дрессируя лошадь в непосредственной близости от барьера с 
помощником. Барьер будет препятствовать правой ноге отступать в сторону, а помощник добивается того 
же от левой ноги с помощью бича. 

Но так как идущая таким пассажем лошадь наверняка будет иметь этот же недостаток и на рыси, то 

его  исправление  целесообразнее  начинать  на  рыси.  У  нас  нет  средства  гнуть  обе  ноги  сразу,  поэтому 
лучшим  средством  следует  считать  сгибание  лошади  во  внутреннем  боку  и  езда  с  «постановлением»  во 
внутрь, то есть гнуть сначала одну, а затем другую ногу так, как это описано в разделе о сгибаниях лошади. 
Это  очень  длительная  работа  и  требует  от  дрессировщика  большого  терпения.  Но  только  она  может 
привести к положительному результату. 
 

СОРОЧИЙ СКОК. 

 

Сорочий  скок  или  прыгающие  движения  задними  ногами  приносят  дрессировщику  при  обучении 

пассажу  много  хлопот.  Сорочий  скок  иные  лошади  охотно  вставляют  вместо  правильных  темпов.  Он 
заключается в том, что лошадь часто переносит на другую ногу работу, которую должна исполнять одна из 
задних ног. Таким образом, на некоторых темпах она держится не на двух ногах, а на трех. Для этого она 
делает короткие прыжки одновременно, двумя задними ногами, подобно прыжкам галопа. Нога, которая в 
данный  момент  должна  бы  нести  тяжесть,  ставится  более  вперед,  а  другая  несколько  сзади  в  виде 
вспомогательной подпорки, причем всадник часто не ощущает этих движений. Это движение становится 
заметным, если начать сокращать пассаж. Причиной этого может быть: 
1. Излишняя горячность лошади. 
2. Лень. 
3. Слабость или болезненная чувствительность задней части. 
4. Неумелое туширование при обучении лошади. 

В  первом  случае  это  зло  излечивается  только  особенно  спокойной  посадкой  и  очень  мягким  и 

осторожным  (еле  заметным)  действием  шенкелей  и  поводьев.  Во  втором  случае  шпора  должна  добиться 
более энергичной работы задних ног и не дать лошади уклониться от правильного их подступания. Если же 
причиной  этого  является  слабость,  болезненность  задних  ног,  то  сокращать  движения  пассажем  у  таких 
лошадей можно только после соответствующего лечения и работы основными аллюрами. 
 

ЛОШАДЬ НЕ ИДЕТ НА ПОВОД. 

 

Некоторые  лошади  охотно  выполняют  пассаж  даже  тогда,  когда  от  них  этого  не  требуется. 

Исполняя  его,  лошадь  обычно  становится  за  поводом,  выходит  из  повиновения.  Она  начинает 
пассажировать при малейшем прикосновении шпор, и выслать ее вперед становится очень трудно. 

Причиной этого бывает преждевременно начатый пассаж при особом расположении к нему лошади. 

 

77 

Если польщенный этим ранним предложением лошади дрессировщик еще поощрит ее, то попытка 

пассажировать  будет  предлагаться  лошадью  при  каждом  прикосновении  шпор.  Отучить  от  этого  лошадь 
можно  только  работой  на  размашистых  аллюрах,  ведя  лошадь  все  время  в  сильных  шенкелях,  совсем 
оставив  на  некоторое  время  сокращенные  аллюры.  Возвратиться  к  пассажу  можно  только  тогда,  когда  у 
дрессировщика будет полная уверенность, что он в любой момент может послать лошадь вперед. 
 

ЛОШАДЬ ДЕЛАЕТ ЗАДНИМИ НОГАМИ НЕРАВНОМЕРНЫЕ ШАГИ. 

 

Известно,  что  у  большинства  лошадей  от  природы  нет  полной  симметрии  в  движениях.  Это 

обстоятельство учитывается еще при начале выездки, и вся работа строится так, чтобы гимнастическими 
упражнениями уравнять  ход  лошади,  то  есть  гнуть  ее  больше  на тугую  сторону  и  этим  добиться  равных 
шагов  и  равного  подступания  ног.  Если  после  такой  предварительной  подготовки  на  пассаже  будет 
заметно, что лошадь недостаточно гнет одну из задних ног и ставит ее в сторону, то, значит, эта нога не 
выдерживает тяжелой нагрузки. Сгладить недостаток, конечно, можно путем работы на вольте на эту же 
сторону,  но  применять  к  ноге  насильственных  мер  не  следует,  так  как  тут  есть  опасность  окончательно 
расстроить ее механизм. 

 

ЛОШАДЬ БРОСАЕТСЯ ОТ ШПОР. 

 

Некоторые лошади совершенно не терпят шпор и при малейшем их прикосновении отбивают задней 

ногой или мгновенно останавливаются. Другие же, наоборот, от их прикосновения бросаются вперед сломя 
голову. Это случается: 
1. С очень горячими и нервными лошадьми. 
2. Когда в процессе выездки лошадь не была подготовлена к шпоре и правильной реакции на нее. 
3. Когда дрессировщик в начале обучения пассажу слишком усердно применял шпоры и запугал лошадь. 

Подобная  вещь  может  быть  только  с  неподготовленными,  недовыезженными  лошадьми,  так  как  к 

моменту обучения пассажу лошадь должна быть настолько подготовлена, что будет понимать все оттенки 
действия  шпоры.  Но  если  мы  уже  стоим  перед  свершившимся  фактом,  то  единственным  средством, 
которым  в  данном  случае  может  располагать  дрессировщик,  является  отказ  от  действия  шпорами  или 
применение их с большой осторожностью. В таких случаях на шенкеля и колесики шпор одевают кусочки 
резиновых трубочек для смягчения их действия. 
 

В ДВИЖЕНИИ ЛОШАДИ ПАССАЖЕМ НЕТ ВОЗДУШНОСТИ. 

 

Некоторые  лошади,  усвоив  движение  пассажем,  стараются  идти  по  линии  наименьшего 

сопротивления  и  находят  такой  темп,  при  котором  меньше  всего  приходится  тратить  силу  и  энергию. 
Первое, что постарается сделать такая лошадь, это пониже поднимать конечности, и затем, сохраняя тот же 
ритм  хода,  уменьшить  энергичное  отталкивание  диагонально  расположенных  ног,  в  результате  чего 
пропадает  воздушность  (парящий  характер)  пассажа.  Движения,  несмотря  на  общий  плавный  вид, 
становятся вялыми. Дрессировщик, увлеченный только ритмом хода, иногда и не заметит сразу этого недо-
статка, так как, наоборот, ощущение, которое он будет испытывать от движения, еще мягче и эластичнее. 
Часто эта уловка лошади сходит ей безнаказанно, и даже поощряется дрессировщиком. Для исправления 
недостатка следует, прекратив на время работу пассажем, послать лошадь на энергичную рысь и больше 
работать.  Только  утвердив  лошадь  на  этом  энергичном  движении,  можно  пробовать  сокращать  его  до 
пассажа.  Тряскость,  ощущаемая  всадником,  будет  верным  доказательством  воздушности  этих  шагов. 
Предрасположены  к  такому  пассажу  лошади  неэнергичные,  с  тугой  пристановкой  головы  и  слабой 
поясницей. 
 
 
 
 
 
 
 

 

78 

 Г

ЛАВА 

6.

   

СЕРПАНТИН

 

И

 

БАЛАНСЕ 

 
  

СЕРПАНТИН

 

НА

 

ПАССАЖЕ 

 

Серпантин (или змейка) на пассаже исполняется лошадью в два следа 

вправо  и  влево  со  строго  определенным  количеством  шагов  в  каждую 
сторону (рис. 34). Для правильного красивого перехода от движения с одной 
стороны на другую лошадь при исполнении серпантина должна делать только 
нечетное  количество  шагов  в  каждую  сторону  (три  или  пять).  Начав 
серпантин  влево,  лошадь  ставит  влево  ноги  левой  диагонали,  затем  правой, 
снова  левой  и,  подняв  диагонально  расположенные  ноги,  выдерживает  их 
несколько  дольше  и  ставит  в  соответствующую  диагональную  сторону 
(например,  вправо).  Эта  выдержка  в  воздухе  диагональных  ног  перед 
переходом в новую сторону придает аллюру особую четкость и красоту. 

На  серпантине  лошадь  должна  сохранять  четкий  темп  пассажа.  Обу-

чить лошадь этому движению можно после усовершенствования пассажа на 
движении в два следа. Исполняется серпантин как при движении по прямой, 
так  и  при  движении  по  кругу.  В  последнем  случае  для  избежания 
однобокости  его  следует  обязательно  производить  на  обе  стороны. 
Серпантин является хорошей подготовкой лошади для пиаффе и балансе. 
 

СПОСОБ

 

ОБУЧЕНИЯ 

 

Всадник,  заставив  лошадь  идти  пассажем,  дает  ей  очень  легкое 

«постановление»  налево  и  усилением  правого  шенкеля  за  подпругой  при 
достаточно  сильной  поддержке  левого  шенкеля  заставляет  лошадь  пойти  в 
два  следа  влево,  сразу  же  ведя  счет  ее  шагам.  Это  в  значительной  мере 
помогает  всаднику  чувствовать  все  движения  ног  лошади,  без  чего 
исполнение  серпантина  невозможно.  Как  только  лошадь  сделала  три  шага 
влево, всадник сильным нажимом шенкелей и легкой полуодержкой поводьев 
удерживает  ее  на  некоторый  момент  в  этом  положении  и  тут  же  изменяет 
действия поводьев и шенкелей, то есть дает лошади легкое «постановление» 
вправо  и,  не  ослабляя  правого  шенкеля,  усиливает  левый  шенкель  за 
подпругами.  Если  от  такой  перемены  в  действии  поводьями  и  шенкелями 
лошадь, не сбиваясь с темпа пассажа, пошла им в два следа вправо, всадник 
оглаживает ее, переходит в шаг и все сказанное повторяет, начав движение в 

два  следа  вправо.  Когда  лошадь  будет  одинаково  чисто  исполнять  переходы  на  пассаже  в  два  следа  от 
движения как слева направо, так и справа налево, дрессировщик может исполнять не по одному переходу, а 
по несколько переходов из стороны в сторону в каждой репризе, следя при этом за: 
а) одинаковым количеством шагов как вправо, так и влево; 
б) четкой выдержкой в момент перехода с одной стороны на другую: 
в) сохранением ровного и правильного движения пассажем; 
г) одинаковым «постановлением» головы лошади как влево, так и вправо. 

Невыполнение  последнего  условия  больше  всего  нарушает  правильность  движений.  Слишком 

сильное постановление головы лошади при движении в два следа как на пассаже, так и на серпантине, не 
достигает  цели,  а,  наоборот,  тормозит  движение  плеча  лошади  при  выносе  его  в  сторону.  Поэтому 
основным  помощником  всадника  при  исполнении  серпантина  являются  шенкеля.  Корпус  всадника  при 
серпантине  играет  роль  стрелки  весов,  и  его  действия  должны  быть  в  высшей  степени  спокойными  и 
осторожными. 

Если,  исполняя  серпантин,  лошадь  отклоняется  от  прямой  в  одну  сторону  больше,  чем  в  другую, 

значит, ее шаги не равны, и в одну сторону она забирает больше пространства, чем в другую. На это об-
стоятельство  следует  обратить  внимание  в  самом  начале  обучения,  чтобы  не  дать  возможности  ему 
укорениться. 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 34 

 

 

79 

Примечание. Часто дрессировщик сам не замечает, как, выезжая лошадь, он позволяет ей работать в 

одну  сторону  лучше,  чем  в  другую,  и  это  постепенно  переходит  у  лошади  в  привычку  и  парализует 
развитие слабой стороны. 
 

БАЛАНСЕ

 

ЗАДНИМИ

 

НОГАМИ 

  

Эти  движения  представляют  собой  тип 

пассажа  с  перебрасыванием  на  каждом  шагу 
задних ног из стороны в сторону. Таким образом, 
балансе  отличается  от  пассажа  тем,,  что,  согнув 
сильно в суставах заднюю ногу, лошадь ставит ее 
не  под  туловище,  а  в  сторону.  Балансе  можно 
делать  и  на  месте,  в  этом  случае  передние  ноги 
исполняют  пиаффе.  Чем  шире  ставит  лошадь 
задние  ноги,  тем  больше  эффект.  Такое  сильное 
бросание  задних  ног  из  стороны  в  сторону 
снижает  то  один,  то  другой  бок  лошади  и, 
естественно, смещает корпус всадника то вправо, 

то  влево.  В  целях  большего  сгибания  поднятой  ноги  и  более  широкого  отбрасывания  всадник  часто 
произвольно  еще  больше  смещает  свой  корпус  из  стороны  в  сторону,  помогая  движению  и  как  бы 
раскачивая круп лошади. При показе этого рода балансе правильным будет, когда корпус всадника оста-
ется спокойным и держится по отвесу (рис. 35). 

 

 

СПОСОБ

 

ОБУЧЕНИЯ 

 

Научить лошадь исполнять балансе задними ногами можно различными способами: и в руках, и под 

седлом, и в пилярах. Принцип обучения остается одним и тем же при всех способах. Исполнение балансе 
для  лошади  легче,  чем  пиаффе  или  правильный  пассаж,  и  она  охотно  начнет  делать  балансирующие 
движения  задними  ногами,  как  только  поймет  сущность  предъявленных  к  ней  требований.  От  четкости 
этих требований и будет зависеть успех обучения. 

Прежде  всего  надо  довести  повороты  в  обе  стороны  на  передних  ногах  до  такой  точности,  чтобы 

наездник чувствовал на них переступание каждой ноги лошади и особенно переступание задних ног. Осо-
бое внимание надо сосредоточить на самом моменте перехода от движения задних ног с одной стороны в 
другую. Постепенно, уравнивая шаги в стороны, надо делать по три шага и, наконец, — по одному шагу в 
каждую  сторону.  Затем  надо  добиваться,  чтобы,  делая  по  одному  шагу  в  каждую  сторону,  лошадь  все 
дальше и дальше ставила ноги одна от другой, широко расставляя их и сгибая в суставах. Сгибания ноги 
перед  ее  выносом  в  сторону  должны  четко  ощущаться  всадником,  так  как  этот  бок  лошади  понижается. 
Здесь может быть применен с пользой длинный хлыст в руках дрессировщика, который он прикладывает к 
бедрам лошади в момент сгибания, усиливая его еще больше. Коснувшись концом хлыста ноги в момент ее 
наибольшего  сгибания,  хлыст  должен  мгновенно  убираться  от  этого  бока,  чтобы  лошадь  могла  вынести 
ногу в сторону. При тушировании по разным местам лошадь реагирует по-разному: 
1. Туширование по плюсне вызывает большее сгибание путового сустава. 
2. Туширование по нижней части бедер вызывает большее сгибание в скакательном суставе и поджимание 
ноги под корпус. 
3. Туширование по средней части бедер вызывает раскачивание крупа. 

В  начале  этой  работы  надо  опустить  шею  и  голову  лошади  ниже  нормального,  чтобы  облегчить 

движение задних ног. Для усиления отбрасывания задних ног применяют прием бокового воздействия, то 
есть в момент откидывания задних ног влево вместе с действием правого шенкеля набирать повод этой же 
стороны. Соблюдение советов облегчает исполнение балансе и устанавливает центр вращения на передних 
ногах. Усилением шенкелей наездник переводит лошадь на рысь. Это сразу же облегчает исполнение ло-
шадью  балансе  и  делает  его  ритмичным.  Балансе  задними  ногами  можно  исполнить  при  движении  по 
барьеру  траверсом,  при  движении  по  прямой  и  на  месте.  Исполнить  балансе в  положении  траверс  легче, 
чем  по  середине  манежа,  так  как  передними  ногами  лошади  дает  направление  барьер.  Все  ошибки  на 
балансе легко подметить при движении по прямой. 

 

Рис. 35 

 

80 

 

ОШИБКИ

 

ПРИ

 

ИСПОЛНЕНИИ

 

БАЛАНСЕ 

 

ЛОШАДЬ ДЕЛАЕТ ПРЫЖКИ ДВУМЯ НОГАМИ. 

 

Иногда  при  балансировании  лошадь  делает  прыжки  в  стороны  одновременно  двумя  задними 

ногами. Такие неправильные движения лошади не имеют ничего общего с настоящим балансе. Причиной 
их  надо  считать  неправильное  первоначальное  обучение  или  чрезмерно  сильную  работу  шенкелями  и 
шпорами. Исправлять это бывает очень трудно. Лучше всего такую лошадь поставить предварительно на 
пассаж  или  хотя  бы  на  хороший  темп  рыси  прямолинейного  движения  и  начать  с  осторожного 
туширования  длинным  хлыстом  левой  задней  ноги  (находящейся  ближе  к  центру  манежа)  в  моменты  ее 
сгибания,  обращая  внимание  при  этом  больше  на  правильность  исполнения,  чем  на  степень 
балансирования. Полученные таким способом балансирующие шаги задними ногами' будут вначале не так 
широки,  но  безусловно  верны.  Вполне  понятно,  что  кроме  хлыста  действуют  поочередно  и  шенкеля 
всадника, делая постепенно хлыст менее нужным. 
 

ЛОШАДЬ НЕДОСТАТОЧНО ДВИГАЕТСЯ ВПЕРЕД. 

 

Некоторые  лошади  не  могут  сочетать  балансирующие  движения  задних  ног  с  общим  движением 

вперед. Понятно, что чем шире бросает лошадь задние ноги на балансе, тем медленнее ее движение вперед. 
Однако и при широком балансировании задними ногами лошадь не должна прекращать работу передних 
ног и терять упор на повод. 

Чтобы  исправить  недостаток,  лучше  всего  прибегнуть  к  помощи  ассистента,  который  следует  за 

лошадью, временами осторожно побуждая ее к движению вперед, не нарушая балансирования. 
 

ЛОШАДЬ ДЕЛАЕТ НЕОЖИДАННЫЕ ШАГИ В СТОРОНУ. 

 

Эта неравномерность может быть не так заметна при движении по барьеру или кругу, но по прямой 

она обнаруживается сразу. 

Чаще всего это бывает, когда лошадь работает по кругу всегда движением только в одну сторону. 

Если причиной не является какой-либо дефект (болезнь) в ноге лошади, то это можно легко исправить. 
           Первым условием для уравнения шагов движения задними ногами будет чередование реприз налево 
и  направо  и  усиление  работы  на  ту  сторону,  куда  балансе  получается  хуже.  Проверку  равномерности  на 
этом  аллюре  всегда  надо  производить  по  прямой.  Здесь  нужно  применять  хлыст,  который  должен 
побуждать движение в сторону более короткого шага. 
 

 БАЛАНСЕ

 

ПЕРЕДНИМИ

 

НОГАМИ 

 Это  балансе  представляет  собой 

сокращенную рысь, на каждом шагу которой 
лошадь 

раскачивает 

передней 

частью 

корпуса.  Чем  шире  ставит  лошадь  одну  от 
другой передние ноги, тем эффектнее аллюр. 
Можно  заставить  лошадь  ставить  ноги  на 
расстоянии  до  полутора  метров.  Красиво, 
когда  балансе  исполняется  с  выдержкой,  то 
есть  когда  после  каждого  шага  в  сторону 
лошадь  выдерживает  переднюю  ногу  в 
воздухе.  При  хорошо  отработанном  балансе 
задние  ноги  лошади,  идя  по  прямой,  делают 
выдержку,  как  на  пассаже.  Выдерживая  поднятую  переднюю  ногу,  лошадь  держит  голову  в  обратную 
сторону. 

 
 
 
 
 
 
 

Рис. 36 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  8  9  10  11   ..