(М. Анисимов) Дрессировка лошадей в цирке - часть 9

 

  Главная      Учебники - Разные     (М. Анисимов) Дрессировка лошадей в цирке - 1979 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  7  8  9  10   ..

 

 

(М. Анисимов) Дрессировка лошадей в цирке - часть 9

 

 

 

65 

с  вытянутой  ногой  (начало  обучения  испанской  рыси),  надо  добиваться  все  более  и  более  мягкого 
приземления  с  сохранением  вытянутой  ноги.  Некоторые  же  лошади,  несмотря  на  большую  выдержку 
поднятой ноги, все же резко опускают ее на землю. В этом случае лошадь обычно не полностью вытягивает 
ноги, а гнет их в запястье. Причина кроется в том, что всадник резко меняет диагональное воздействие на 
лошадь при недостаточном общем посыле. 
 

ЛОШАДЬ ВЫРЫВАЕТ ПОВОД, ТОРОПИТСЯ. 

 

Некоторые  лошади  после  трех-четырех  темпов  правильной  рыси  вырывают  повод  и  бросаются  с 

силой вперед. Это происходит или от сильных ударов шпорами, или от резкой постановки лошади в повод, 
а также оттого, что лошадь хочет избавиться от сбора, не поняв требования. 

Делу  может  помочь  правильная  установка  головы  и  шеи  лошади  на  всех  аллюрах  и  главным 

образом на рыси. Начиная работу, не следует сразу же ставить лошадь строго в повод и необходимо по воз-
можности  отказаться  от  применения  шпор.  Наездник  должен  уловить  и  придать  такое  положение 
равновесию  лошади,  из  которого  ей  легче  всего  перейти  на  испанскую  рысь,  и  при  малейшем  намеке  на 
исполнение  не  скупиться  на  ласку.  На  первых  порах,  как  и  всегда,  надо  ограничиваться  двумя-четырьмя 
махами, чтобы не горячить лошадь. Таким образом, исправление недостатка в основном будет заключаться 
в успокаивании лошади. 
  
 

 

Г

ЛАВА 

4.

 

ПИАФФЕ 

ПИАФФЕ-ШАГ 

 

Пиаффе-шаг отличается от обыкновенного шага тем, что, идя им, лошадь ставит ноги по диагонали, 

но, в отличие от рыси,— без моментов подвисания. 

Упражнять  в  этом  аллюре  лошадь  следует,  когда 

движения  на  собранной  рыси  приобретут  четкость  и  будут 
отрывистыми.  При  движении  пиаффе-шагом  всадник  ведет 
лошадь  в  сильном  сборе,  работая  шенкелями  поочередно,  как 
на  испанском  шаге,  но  более  часто,  и  прикладывая  шенкель  в 
момент опускания односторонней с ним ноги (передней), следя 
за  тем,  чтобы  в  момент  этого  движения  поднималась  и 
односторонняя  задняя  нога,  то  есть  чтобы  движение  было 
строго диагонально и отчетливо. Усиление действия шенкелей 
при  выдержке  поводьев  приведет  к  пиаффированию. 
Выработать  это  движение  можно  только  при  очень  точном  и 
согласованном  действии  шенкелей  с  движением  ног  лошади. 
Трудность  пиаффе-шага,  несмотря  на  кажущуюся  простоту, 
заключается  в  том,  что  подъем  диагонали  без  подвисания 

значительно труднее. Иногда лошади легче перейти в рысь или даже в пассаж, чем держаться на этом шаге. 

Пиаффе-шаг  можно  назвать  скорее  упражнением,  чем  аллюром,  способствующим  исполнению 

манежных  движений,  на  которые  требуется  активная  работа  задних  конечностей.  Кроме  того,  такой  шаг 
служит  хорошей  подготовкой  для  пиаффе  (рис. 32). При  выработке  пиаффе-шага  могут  быть  допущены 
ошибки: 
1. Беспрерывной работой шенкелей всадник так разгонит лошадь, что она начинает частить. 
2. Не чувствуя движений ног лошади, всадник принял движения стороны за движения диагонали, и лошадь 
пошла иноходью, от чего отучить ее становится делом трудным и продолжительным. 

 

 

ПИАФФЕ 

 

Можно наблюдать, как лошадь, будучи привязана или сдерживаемая поводьями, желая устремиться 

вперед,  нетерпеливо  перебирает  ногами  на  месте,  топчется.  С  возрастанием  нетерпения  это  топтание 
становится  более  медленным,  и  слышен  звук  ударов  копыт  о  землю.  Лошадь  переступает  с  одной 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 32 

 

66 

диагонали  на  другую,  оставаясь  на  месте.  Это  естественное  пиаффе  вызывается,  с  одной  стороны» 
нетерпением  и  стремлением  вперед  самой  лошади,  а  с  другой  стороны,  удерживанием  ее  на  месте 
поводьями. Это обстоятельство и было использовано нашими предшественниками для обучения лошадей 
пиаффе,  а  именно,  были  изобретены  пиляры,  которые  имели  одно  назначение — удерживать  лошадь  на 
месте. И наездник, действуя хлыстом, побуждал лошадь к исполнению пиаффе. Пиаффе, как известно,— 
движение рысью на месте при высоком подъеме ног и медленном темпе, при котором ноги сильно согнуты 
в  суставах  (рис. 32). Задние  ноги  лошади  несут  большую  часть  всей  тяжести,  а  передние  дают  только 
легкую  опору.  При  высоко  поставленной  передней  части  круп  лошади  опущен  вследствие  сильного 
сгибания  всех  суставов  задних  ног.  Поясница  поднимается  дугообразно.  Чем  энергичнее  отталкиваются 
ноги лошади от земли и чем выше они поднимаются и чем меньше при этом движении корпуса лошади, 
тем совершеннее пиаффе. При идеальном цирковом пиаффе лошадь поднимает переднюю ногу так высоко, 
что  предплечья  становятся  горизонтальными,  а  заднюю  так,  что  копыто  достигает  половины  плюсны 
другой ноги. Лошадь при этом находится в хорошем сборе. Стремясь все время к движению вперед, она на 
каждом темпе должна отжевывать удило, оставаясь на месте, так, чтобы копыта ставились след в след. 
            В  прежние  времена  пиаффе  было  очень  распространено  как  школьное  движение,  и  при  выездке 
лошадей  обучали  пиаффе  как  усовершенствованию  рыси  еще  до  обучения  галопу.  Его  также  применяли 
как средство для исправления лошадей, не гнущих на рыси конечности, и для лошадей с так называемым 
волочащимся  ходом.  Действительно,  пиаффе  наилучшим  образом  уравновешивает  лошадь.  Тогда  же 
учителя  применяли  пиаффе  и  для  обучения  своих  учеников  эластичности  посадки.  Учеников  сажали  на 
хорошо пиаффирующую лошадь (в пилярах) и требовали, чтобы без повода (держа руки на бедрах) и без 
стремян  они  сидели  спокойно  и  мягко,  доверчиво  отдаваясь  движениям  лошади.  И  действительно, 
поднимающие  и  опускающие  движения  лошади  на  пиаффе  при  всей  их  энергии  так  легки,  что  связь 
всадника с седлом ни на один момент не ослабляется, и это вырабатывает чувство ритма и пластичности, 
ощущение уверенности и непринужденности посадки, что составляет основу хорошей езды. 
 

ОБУЧЕНИЕ

 

ПИАФФЕ

 

ПУТЕМ

 

УКОРАЧИВАНИЯ

 

ПАССАЖА 

 

Кажется  вполне  логичным,  что,  укорачивая  с  каждым  уроком  пассаж,  можно  добиться  его 

исполнения  на  месте,  то  есть  пиаффировать.  Но  это  возможно  при  условии,  если  лошадь  идет  пассажем 
легко,  сильно  сгибая  своп  конечности.  Только  такой  пассаж  усилением  шенкелей  и  подталкиванием 
лошади  шпорами  в  темп  движения  всадник  может  сократить  до  пиаффе.  При  сокращении  пассажа  все 
время  подталкиваемая  шпорами  лошадь  будет  нарушать  контакт  повода  усиленным  сбором  и  желанием 
встать за поводом, спрятаться за него. Этим обстоятельством и должен воспользоваться всадник, так как в 
эти  моменты  лошадь  двигается  наиболее  короткими  и  высокими  шагами  пассажа,  близкими  к  пиаффе. 
Однако  это  нарушение  контакта  не  должно  быть  продолжительным,  и  всадник  в  любой  момент  должен 
уметь  восстановить  его.  Задача  наездника — вести  лошадь  в  таком  точном  равновесии,  чтобы  ода, 
собираясь, была на грани положения за поводом, но не шла бы за ним. 

Хорошей  подготовкой  для  пиаффе  служат  боковые  движения  на  пассаже,  и  самым  выгодным 

моментом  их  следует  считать  переход  от  бокового  движения  в  одну  сторону  к  боковому  движению  в 
другую. В этот момент равновесие лошади так неустойчиво, что малейшая задержка вызывает движение на 
месте. 

ОБУЧЕНИЕ

 

ПИАФФЕ

 

С

 

ШАГА 

 

Если  лошадь  не  обучена  пассажу,  то  научить  ее  пиаффе  можно  и  с  места  и  с  шага.  Лучше 

предварительно поставить лошадь на пиаффе-шаг (рис. 33). 
            Всадник,  ведя  лошадь  пиаффе-шагом,  пробует  отступать  вправо  или  влево  от  прямой  линии. 
Особенную  точность  ощущений  дает  переход  от  движения  влево  к  движению  вправо  и  наоборот.  В  эти 
моменты  всадник  прибегает  к  большей  полуодержке,  не  прекращая  работы  шенкелей  и  не  давая  лошади 
прекратить  движения  пассажа.  На  каждой  такой  полуодержке  (когда  лошадь,  замедлив  движение,  не 
прекратила работать ногами), всадник гладит и ласкает лошадь. Он терпеливо доводит эти полуодержки до 
пиаффе,  на  котором  работа  шенкелей  не  замирает,  а  побуждает  лошадь  все  к  новым  и  новым 
отталкиваниям.  Полученное  таким  образом  пиаффе  вначале,  быть  может,  не  будет  иметь  воздушности  и 
шаги его будут несколько вязнущие. Остается в дальнейшем оживить их с помощью шпор. 

 

67 

О

 

ДЕЙСТВИИ

 

ШЕНКЕЛЕЙ

 

И

 

ПОВОДЬЕВ

 

ПРИ

 

ДВИЖЕНИИ

 

ЛОШАДИ

 

ПИАФФЕ 

 

Разница  в  помощи  шенкелей  на  пиаффе  по  сравнению  с  пассажем 

заключается в том, что на пассаже шенкель прикладывают к боку лошади в 
момент приподнимания, а на пиаффе — в момент опускания односторонней с 
ним  задней  ноги  лошади.  Таким  образом,  задняя  нога  лошади  на  пиаффе, 
опускаясь на землю и наталкиваясь боком этой же стороны на шенкель, как 
бы сама подстегивает себя. Учащенное действие шенкелей вызывает и более 
учащенные шаги лошади на пиаффе. 

Умение держать повод на пиаффе заключается в том, чтобы вести ло-

шадь  в  таком  точном  равновесии,  при  котором  она  находилась  бы  на  грани 
положения  «за  поводом»,  но  не  встала  бы  за  него.  Совершенствуя  пиаффе, 
наездник в первую очередь совершенствует точность опоры лошади на повод, 
без  чего  немыслима  и  точная  работа  ног.  Легкость  повода  и  стремление 
лошади к постоянному упору на него легче всего исправят все недостатки в 
движениях.  Вначале  не  следует  гнаться  за  высотой  движений,  а  лучше 
добиваться ровного темпа и чистоты его. 
 

 ОШИБКИ,

 

ВСТРЕЧАЕМЫЕ

 

ПРИ

 

ИСПОЛНЕНИИ

 

ПИАФФЕ 

 

ЧАСТОЕ, ТОРОПЛИВОЕ ПИАФФЕ БЕЗ ДОСТАТОЧНОГО ПОДЪЕМА НОГ. 

 

Этот  вид  пиаффе  доступен  каждой  лошади.  Исполняя  его,  лошадь 

почти  не  поднимает  диагонально  расположенные  ноги,  а  только  намечает 
движение,  иногда  даже  не  отделяя  от  земли  зацепов  копыт.  В  начале 
обучения каждое пиаффе бывает частым, и дело дрессировщика — добиться 
постепенно  более  редких  темпов,  как  и  при  выработке  рыси.  Пиаффируя, 
лошадь  часто  выказывает  свое  нетерпение,  следовательно,  импульс  энергии 
уже есть, и наезднику остается только пользоваться ею и направлять ее. Это 
значительно лучше, чем если мы имеем дело с вялой, ежесекундно желающей 

остановиться  лошадью,  требующей  побуждения  при  каждом  шаге.  Совершенно  напрасны  старания 
некоторых дрессировщиков с первых же уроков пиаффе получить высокие и редкие темпы. Ведь трудность 
исполнения лошадью пиаффе заключается в удержании равновесия, находясь на одной диагонали. Вполне 
понятно, что только постепенными упражнениями она может быть приучена к медленному пиаффе, когда 
хорошо уравновесится в этом новом для нее движении. Добиться редкого пиаффе с выдержкой в воздухе 
диагонально  расположенных  ног  можно  при  глубокой  спокойной  посадке  на  балансе,  нерезком  посыле 
шпор и при спокойном прикладывании шенкеля к боку лошади в момент опускания ее бедра. 
 

ЛОШАДЬ СЛИШКОМ ПОДВОДИТ ЗАДНИЕ НОГИ И НЕДОСТАТОЧНО АКТИВНО РАБОТАЕТ ИМИ. 

Некоторые лошади при пиаффе высоко и ритмично поднимают и опускают передние ноги, задние 

же  ноги  так  далеко  подводят  под  корпус,  что  они  не  в  состоянии  отделяться  от  земли.  Чем  настойчивее 
наездник  требует  шенкелями  работы  задних  ног,  тем  больше  опоры  на  них  ищет  лошадь  и  тем  слабее 
становятся пружины задних ног. К такому пиаффе будут склонны лошади, имеющие слишком раскрытые 
углы скакательных суставов (саблистые), и лошади, имеющие утрированные движения рысью с высоким 
поставом передней части (идущие высоко на прямых несогнутых задних ногах). 

Для того чтобы возбудить энергию задних ног и придать крупу большую подвижность, надо чаще 

упражнять  лошадь  в  откидывании  задней  части  то  в  одну,  то  в  другую  сторону,  держа  ее  больше  в  рав-
новесии  на  центре.  Так  как  лошадь  от  действия  шенкелей  уже  привыкла  сильно  подводить  под  центр 
задние  ноги,  то  энергия  шенкелей  не  должна  переходить  за  пределы.  Все  свое  внимание  дрессировщик 
должен  сосредоточить  на  работе задних  ног  лошади  и  немедленно поощрять  сглаживанием  малейшее  их 
оживление  от  шенкеля  или  шпоры.  При  исполнении  пиаффе  на  лошади  с  таким  недостатком  сначала 
следует  пройти  тротом  в  два  следа  то  в  одну,  то  в  другую  сторону,  а  само  пиаффе  делать  с  некоторым 
движением вперед. Как только замечают, что задние ноги перестают работать, лошадь заставляют идти в 

 

Рис. 33 

 

68 

два  следа.  Итак,  лучшим  моментом  для  пиаффе  будет  использование  перехода  от  бокового  движения  в 
одну  сторону  к  боковому  движению  в  другую  сторону.  Пусть  первые  темпы  пиаффе  будут  несколько 
балансирующими,  это  не  беда,  лишь  бы  движение  задних  ног  не  угасло.  При  работе  таких  лошадей 
пилярные поводья привязываются к столбам ниже и короче, чтобы дать больше свободы задним ногам и 
ограничить  движения  передних  ног.  При  работе  такой  лошади  «в  руках»  не  следует  ставить  за  ней 
помощника-бичевого,  а  лучше  самому  тушировать  в  обратном  направлении,  то  есть  с  передней  части 
корпуса на заднюю, не позволяя ей делать задними ногами длинных шагов. 
 

ЛОШАДЬ НЕДОСТАТОЧНО ВЫСОКО ПОДНИМАЕТ ПЕРЕДНИЕ НОГИ, ВЫСОКО БРОСАЯ ЗАДНИМИ. 

Это  искажение  пиаффе  опасно  тем,  что  лошадь  склонна  встать  за  поводом.  Особенно  опасно  с 

лошадьми сильными и упрямыми от природы. 

Исправляя  этот  недостаток,  следует  посылать  лошадь  исключительно  вперед,  с  некоторым 

переносом  тяжести  назад.  Чтобы  заставить  лошадь  выше  поднимать  передние  ноги,  прибегают  к 
тушированию. А для большей подвижности передних ног приходится применять балансирование, перенося 
тяжесть с одной стороны передней части на другую и обратно, что облегчает подъем передних ног лошади. 
Полезна также работа на развязках или в пилярах. 
 

ЛОШАДЬ РАСКАЧИВАЕТ ЗАДНЕЙ ЧАСТЬЮ КОРПУСА. 

Желая  уклониться  от  полного  сгибания  задних  ног  при  исполнении  пиаффе,  лошадь  прибегает  к 

отступанию  в  стороны  задними  ногами.  Такое  отступание,  если  вместе  с  этим  лошадь  производит 
раскачивание  корпусом,  подобно  маятнику,  еще  в  большей  степени  облегчает  ее  работу.  Раскачивания 
корпусом  у  разных  лошадей  различны.  Одна  лошадь  уклоняет  свой  корпус  в  сторону  поднятой  задней 
ноги; к этому раскачивающему пиаффе склонны лошади, имеющие слабые спину и круп. Исправлять этот 
недостаток  следует  прежде  всего  продолжительной  гимнастикой,  укрепляющей  мускулатуру,  спокойной 
посадкой с одновременным посылом обоими шенкелями или шпорами. 

Другой вид раскачивающегося в стороны пиаффе, при котором опускающаяся задняя нога ставится 

в сторону, составляет самую большую ошибку в пиаффе. Тут не может быть и речи о настоящем сгибании 
суставов  задних  ног,  так  как  нога  ступает  не  по  центру,  а  в  сторону.  К  такому  неправильному  пиаффе 
особенно предрасположены лошади, от природы отличающиеся волочащимся, шатким и вялым движением 
задних ног. Исправление этого недостатка часто бывает делом не только трудным, но и безрезультатным. 
Однако  и  здесь  разумная  гимнастика  может  помочь  делу.  Основная  задача  в  данном  случае — 
препятствовать  задним  ногам  ступать  в  стороны.  Как  подготовительное  упражнение  для  этого  будет 
движение в два следа, производимое лучше «в руках», при котором дрессировщик, обращая все внимание 
на задние ноги лошади, следит за тем, чтобы правая задняя нога все время переступала через переднюю. 
Работу на пиаффе надо производить в непосредственной близости от барьера, чтобы он был препятствием 
для  отставления  ноги  в  сторону.  Очевидно,  эту  работу  надо  производить  поочередно  на  обе  стороны. 
Работая  у  барьера,  дрессировщик  дает  лошади  легкое  постановление  внутрь  манежа  и,  одновременно 
действуя  левой  шпорой  и  уклоном  своего  корпуса  в  эту  же  сторону,  заставляет  лошадь  подать  левую 
заднюю  ногу  ближе  к  правой  ноге,  движения  которой  в  свою  очередь  ограничены  барьером.  Эта  работа 
смягчает лошадь, вырабатывает гибкость в боках и суставах задних ног. 

 

ЛОШАДЬ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ПИАФФЕ РАСКАЧИВАЕТ ПЕРЕДНЕЙ ЧАСТЬЮ КОРПУСА. 

Если приходится иметь дело с лошадью, имеющей от природы тяжелую массивную переднюю часть 

с широкой грудью, то при работе такой лошади на пиаффе неминуемо раскачивание передней частью. Это 
происходит потому, что лошадь с широко поставленными передними ногами обычно тяжело держится на 
одной диагонали (основное условие пиаффе), и стремится перенести всю тяжесть своей головы и шеи на 
стоящие на земле ноги — это одна из причин раскачивания. Другая причина заключается в том, что для 
подъема  предплечья  и  сгибания  запястного  сустава  у  такой  лошади  недостаточно  работы  только  мышц 
плеча, и она усиливает их шейной мышцей той же стороны, что ей легче всего сделать, наклоняя голову и 
шею в противоположную поднятой ноге сторону. Очевидно, этот природный недостаток нельзя исправить, 
и  наезднику  остается  только  сгладить  впечатление  тяжеловесности,  а  не  усиливать  его,  как  это  часто 
делается в цирке. 
 
 

 

69 

 

ЛОШАДЬ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ПИАФФЕ СТАВИТ НОГИ ОДНОЙ ДИАГОНАЛИ ВПЕРЕД, А НОГИ 

ДРУГОЙ – НЕМНОГО НАЗАД. 

 

Причиной  такого  неправильного  исполнения  может  быть  или  укоренившаяся  привычка  лошади, 

идущая  от  несогласованного  воздействия  шенкелей  и  поводьев  всадника,  или  же  болезненное  состояние 
ног лошади. 

Привычка, как известно, очень легко укореняется в памяти лошади. Может быть, в начале обучения 

пиаффе  лошадь  сделала  совершенно  случайно  два-три  таких  неправильных  движения.  Наездник  мог  не 
заметить  этой  ошибки  и  поощрить  лошадь,  и  она  вошла  у  нее  в  привычку.  Несогласованность  работы 
шенкелей и поводьев всадника также может породить этот дефект, если на одной диагонали он ее больше 
задерживает или посылает, чем на другой. Если причиной неправильного движения является физический 
недостаток, то какая-либо одна нога лошади (обычно задняя) недостаточно сгибается, не может так далеко 
подступать  под  центр  лошади  и,  следовательно,  не  может  так  далеко  выдвигать  противоположную  ей 
переднюю ногу. В данном случае без лечения искоренить этот недостаток полностью невозможно, однако 
он  может  быть  до  некоторой  степени  сглажен,  если  при  пиаффировании  требовать  от  лошади  меньшего 
сбора, а само пиаффе сделать более частым. 

Для исправления этого недостатка под седлом следует посылать лошадь в тот момент, когда ноги 

отстающей диагонали готовятся ступить на землю, и наоборот, осаживать поводьями в момент наступания 
ног  опережающей  диагонали.  Теоретически  это  логично,  но  на  практике  очень  трудно  уловить  такие 
моменты,  так  как  промежутки  между  ними  очень  коротки  и  далеко  не  каждый  дрессировщик  может 
ощущать неправильное подступание задних ног лошади. Значительную помощь тут может оказать зеркало. 
Гораздо  легче  учить  лошадь  правильному  пиаффе  без  всадника.  Для  этого  мундштучные  поводья 
подтягиваются  на  шею  лошади,  а  дрессировщик  с  помощником  становятся  по  бокам  лошади,  держа  ее 
свободно на развязных поводьях. Лучше надеть поверх оголовья капцунг и держать за два пристегнутых к 
нему повода. Наездник становится с той стороны лошади, с которой диагональ больше выступает вперед. 
Когда лошадь начнет в таком положении выполнять свое искаженное пиаффе, то наезднику будут видны 
все ошибки ее движений. Исправляя их, он туширует хлыстом обращенную к барьеру отстающую заднюю 
ногу и, действуя поводом своей стороны, удерживает диагональ, которая выдвигается вперед. Помощник 
же,  стоя  с  другой  стороны,  туширует  спереди  другую  заднюю  ногу  в  тот  момент,  когда  она  хочет 
выдвинуться вперед. Следует сказать, что подобная работа требует большой согласованности двух людей, 
терпения  и  спокойствия.  Наездник  должен  поймать  момент,  когда  лошадь  сделает  два-три  правильных 
шага, прекратить работу, огладить и поощрить лошадь. 
 

ЛОШАДЬ ОТ ДЕЙСТВИЯ ШПОРЫ ОТБИВАЕТ ЗАДНЕЙ НОГОЙ. 

При  внимательном  наблюдении  можно  видеть,  что  отбивать  лошадь  может  двояко:  вперед  в 

направлении действующей шпоры или ударом назад отставляя ногу в сторону. В первом случае она злобно 
реагирует  на  шпору,  во  втором  мы  имеем  дело  с  физическим  недостатком  ноги,  затрудняющим  ее 
сгибание.  Чтобы  отучить  лошадь  отбивать,  надо  приучить  ее  к  шпоре  постепенно,  и  если  к  началу 
обучения  пиаффе  дефект  не  устранен,  то  это  следует  считать  большим  недостатком  подготовки.  Еще  до 
пиаффе  сбор  лошади  должен  быть  усовершенствован,  что  невозможно  сделать,  не  приучив  лошадь  к 
шпоре. Если лошадь была «зашпорена», то на некоторое время лучше совсем снять шпоры. Однако чтобы 
убедиться в причине отбивания лошади, следует практиковать работу на пиаффе «в руках» (как говорилось 
ранее).  Если  при  работе  в  руках  лошадь,  работая  нормально,  не  пытается  отбить,  значит,  дело  не  в 
состоянии лошади, а в резкости действия шпорой. Если же ноги лошади вполне здоровы и отбивание ногой 
вошло  в  привычку,  то  бывает  полезно,  поставив  позади  лошади  опытного  помощника,  сильным  ударом 
хлыста  не  дать  ей  отбить.  Это  грубое  воздействие  иногда  приводит  к  результатам.  Далеко  не  каждая 
лошадь  способна  исполнять  медленное  пиаффе.  Наиболее  способными  к  пиаффированию  оказываются 
лошади,  имеющие  высоко  поставленную,  не  отягощенную  переднюю  часть,  не  длинные  предплечья, 
высоко  расположенные  запястья,  сильный  подвижный  круп  и  поясницу,  сильные  бедра  и  скакательные 
суставы, которые не должны быть очень раскрытыми. 
 
 
 

 

70 

Г

ЛАВА 

5.

 

ПАССАЖ 

 

Пассаж  заключается  в  равномерном  коротком  движении  с  высоким  подъемом  и  выдержкой 

диагональных  ног  в  воздухе.  При  правильном  пассаже  лошадь  так  высоко  поднимает  диагонали,  что 
передняя часть копыта поднятой передней ноги доходит до половины пясти другой ноги, стоящей на земле, 
а копыто поднятой жадней ноги — до нижней трети высоты плюсны. Чем выше лошадь поднимает ноги 
при  движении  пассажем  и  чем  ровнее  промежутки  времени  между  подъемами  диагональных  ног,  тем 
эффектнее пассаж. Пассаж причисляется к естественным движениям лошади, и можно наблюдать, как на 
свободе  полная  сил  лошадь,  резвясь,  идет  пассажем.  Лошадь,  идущая  пассажем,  должна  быть  сильно 
собрана, но ее фигура не должна принимать от этого напряженного и укороченного положения, а наоборот, 
каждым своим движением она как бы демонстрирует раскованность. 
 

СПОСОБНОСТЬ

 

ЛОШАДЕЙ

 

К

 

ПАССАЖУ 

 

Обучить  движению  пассажем  можно  каждую  лошадь,  обладающую  нормальными  пропорциями  и 

достаточной энергичностью. Но есть лошади, которые от природы предрасположены к нему. Их строение 
наиболее  благоприятно  для  пассажа:  хороший  выход  шеи,  свободная  пристановка  головы,  косое  плечо  и 
лопатка,  короткое  предплечье  с  высоко  расположенным  запястьем,  сильная  поясница  и  круп,  а  самое 
главное — сильные  бедра  и  скакательные  суставы.  Из  наших  отечественных  пород  наибольшей 
способностью  обладают  терские,  арабские,  буденновские  и  тракененские.  Но  встречаются  экземпляры 
лошадей, предрасположенных к пассажу независимо от породы. В спортивных обществах можно встретить 
поставленных  на  пассаж  лошадей  самых  различных  пород,  вплоть  до  орловского  рысака  (некоторые 
экземпляры этой породы способны к очень высоким и эффектным движениям). 

Трудно,  а  иногда  и  невозможно  обучить  хорошему  пассажу  лошадей  с  пристановкой  головы, 

ограничивающей ее движения (сбор), короткой шеей и затылком, узким ганашом, а также прямым отвес-
ным плечом, свислым крупом, раскрытыми углами скакательных суставов (прямая нога) и отставленными 
задними ногами. Кроме экстерьерных данных способность лошади к пассажу в большой мере зависит от ее 
характера  и  темперамента.  Так  лошадь,  обладающая  энергичным  темпераментом,  будет  более 
приспособлена для обучения пассажу, чем вялая и флегматичная. 
 

О

 

СПОСОБАХ

 

ОБУЧЕНИЯ 

 

В прошлые времена до обучения пассажу лошадей обучали пиаффе. Чтобы критически отнестись к 

этому  способу  обучения,  нужно  быть  знакомым  с  ним  и  ясно  представлять  себе  его  принципы.  К 
сожалению,  большинство  наших  наездников,  будучи  знакомыми  только  с  системой  Джемса  Филлиса, 
отрицательно относятся ко всему остальному. 

В русской берейторской школе существовало даже правило: не давать идти пассажем, пока лошадь 

не будет в совершенстве пиаффировать. Такого же мнения придерживаются и зарубежные специалисты в 
настоящее время. 

Вполне понятно, что лошадь, уже обученная пиаффе, легко пойдет пассажем, так как каданс этого 

аллюра и равновесие уже выработаны на пиаффе. Следовательно, метод вполне реален. Наезднику остается 
только вызвать посылом движение вперед. При выработке пассажа с помощью лонжи лошадь выводилась в 
манеж на развязной уздечке под гуртой. Поверх развязной уздечки надевался капцунг. К носовому кольцу 
капцунга  пристегивалась  лонжа.  Дрессировщик  двигался  с  лошадью  вдоль  барьера,  держа  в  одной  руке 
лонжу на метр от кольца капцунга, а в другой руке — фарпайч, которым он побуждает лошадь двигаться 
вперед, а лонжей сдерживая излишек этого движения, не позволяя лошади броситься вперед. Когда таким 
образом  достигнута  ритмичность  движения  лошади  сокращенной  рысью,  дрессировщик  один  или  с 
помощью помощника туширует одну из поднятых ног, добиваясь более высокого подъема. Не привыкшая 
к тушированию лошадь вначале от прикосновения хлыста резким движением бросается вперед, но «цук» 
капцунга  сдерживает  ее,  и  свою  стремительность  она  вынуждена  употребить  на  высоту  подъема 
конечностей,  что  в  итоге  создает  красивую  картину.  Иногда  вместо  обыкновенной  лонжи  применялась 
лонжа-палка,  что  позволяло  наезднику  поворачивать  голову  лошади  не  только  в  свою  сторону,  но  и  от 
себя. 

 

71 

По  существу,  вся  эта  работа  являлась  прототипом  работы  «в  руках»  и,  несмотря  на  кажущуюся 

грубость, она требовала большой согласованности дрессировщика в работе лонжей и хлыстом. Применение 
лонжи, капцунга и развязок было вполне целесообразным, так как наездникам того времени приходилось 
иметь  дело  с  большими,  грубыми  и  часто  злыми  жеребцами,  с  которыми  работать  было  очень  нелегко. 
Развязки сдерживали и собирали лошадь, капцунг умерял ее пыл, а хлыст побуждал к энергичным движе-
ниям. 

Пассаж, полученный при обучении этим способом, по описаниям и старым гравюрам представлял 

собой величественную и парадную картину. 

Подготовку  лошади  к  пассажу  лучше  начинать  «в  руках».  Повод  при  этом  следует  разбирать,  как 

при боковых движениях. Это позволяет дрессировщику видеть движения лошади и улавливать каждый мо-
мент  воздействия  на  нее,  согласуясь  с  ее  движениями.  Работу  следует  вести  на  вольте  с  помощником. 
Помощник все время слегка туширует задние ноги лошади концом хлыста, а дрессировщик одной рукой 
удерживает ее голову прямо и в сборе, легко прикладывает хлыст к боку в момент поднятия односторонней 
задней  ноги  или  в  момент  опускания  односторонней  передней.  Если  при  этом  дрессировщик  будет  все 
время  следить  за  сохранением  ровного  темпа  движения  и  хлыст  будет  прикладываться  к  боку  лошади 
точно в указанные моменты, то лошадь очень скоро от хлыста будет выдерживать приподнятую заднюю 
ногу,  а  от  выдерживания  повода  сделает  более  высокие  движения  передними  ногами.  За  удачное 
исполнение  следует  ее  сейчас  же  обласкать  и  прекратить  на  время  работу.  Снова  начинать  упражнение 
надо  теми  же  приемами,  действуя  хлыстом  очень  осторожно,  выжидая,  когда  от  усиления  его  действия 
(туширования)  лошадь  снова  сделает  требуемое  движение.  Через  три-четыре  урока  лошадь  будет 
исполнять  уже  более  или  менее  связно  два-три  высоких  темпа.  Это  и  есть  начало  пассажа.  Очень 
постепенно дрессировщик заставляет свою лошадь делать все большее и большее количество таких темпов. 
Здесь  необходимо  помнить,  что  не  только  количество,  но  и  качество  решают  дело.  Постепенно  лошадь 
будет  привыкать  и  исполнять  эти  начальные  темпы  по  первому  требованию  дрессировщика.  С  самого 
начала  эту  работу  лучше  производить  на  обе  стороны.  Очень  часто  на  первых  порах  лошадь  на  одну 
сторону  идет  лучше,  чем  на  другую.  Работу  по  кругу  (вольту)  полезно  чередовать  с  работой  по  прямой, 
чаще  меняя  направление.  Лошадь  должна  усвоить,  что  от  нее  требуется.  Поэтому  следует  немедленно 
прекращать работу, как только она сделает высокое и энергичное движение. 

Хотя  выше  и  говорилось,  что  лошадь,  обученная  пиаффе,  легко  пойдет  пассажем,  этого  можно 

добиться совершенствованием рыси, а затем уже, сокращая пассаж, довести его до пиаффе. Начинать пас-
саж следует в том случае, если рысь доведена до совершенства, то есть до полного сбора. Двигаясь в сборе, 
лошадь становится легкой и послушной. Это возможно только тогда, когда сбор основывается на прочном 
стремлении лошади вперед, иначе — на ее импульсивности. Это правило в основном относится к пассажу, 
и тот дрессировщик, который игнорирует эти советы, никогда не добьется от лошади хорошего пассажа. 

Можно  утверждать,  что  лошадь,  которая  добросовестно  была  проведена  через  все  стадии  рыси, 

может  идти  пассажем,  а  лошадь,  пассаж  которой  доведен  до  возможного  совершенства,  умеет 
пиаффировать. Итак, пассаж и пиаффе — это два аллюра, которые своим совершенствованием помогают 
друг другу. 

Выслав лошадь на рысь и хорошо собрав ее, дрессировщик усиливает шенкеля и слегка удерживает 

ее  поводом.  От  этого  воздействия  шаги  лошади  сразу  же  делаются  выше  и  реже.  Если  в  это  же  время 
дрессировщик  будет  прикладывать  Шпоры  в  такт  движения  диагональных  ног,  то  лошадь  начнет  как  бы 
подскакивать.  Это  будет  первый  намек  на  пассаж  под  всадником.  Будучи  поощрена  за  это,  лошадь  при 
переходе с рыси в шаг будет брать этот темп и охотно отбивать его. 
С тех пор как дрессировщику удалось получить от своей лошади несколько шагов пассажа, он должен быть 
особенно  осторожным  в  дальнейшей  работе  и  с  этого  времени  резко  разграничивать  движения 
обыкновенной,  хотя  бы  и  очень  собранной  рыси,  с  движением  пассажа,  предъявляя  к  рыси  и  пассажу 
совершенно  различные  требования,  иначе  рысь  сольется  с  пассажем,  а  пассаж  будет  похож  на  рысь  и

 

с 

самого начала своего возникновения утратит присущую ему грациозность. 

Дело в том, что, усвоив первые темпы пассажа и будучи поощрена за них, лошадь, желая угодить, 

будет предлагать их и при исполнении рыси. Неопытному дрессировщику это может льстить, и позволяя 
лошади это, он получит смесь рыси и пассажа, так называемый «плавунец». Этого следует избегать. 

Надо  сказать,  что  не  все  лошади  при  обучении  пассажу  начинают  его  одинаково.  Одни  с  каждым 

уроком  улучшают  и  повышают  темп  рыси  и  таким  образом  незаметно  переходят  в  редкий,  отчетливый 
темп пассажа. Другие при собирании взмахивают передней ногой, выдерживая ее в воздухе. Третьи, делая 
взмах,  ударяют  ногой  о  землю.  Получается  впечатление,  что  таким  движением  лошадь  как  бы  нарушает 
аллюр, но это и есть начало пассажа, за что надо немедленно

 

поощрить лошадь. Часто бывает, что такое 

 

72 

начальное движение лошадь производит только одной ногой или диагональю. Некоторое время приходится 
довольствоваться  и  этим.  Случается,  что,  выбросив  одну  из  передних  ног  и  сделав  ею  более  высокое 
движение, лошадь теряет упор в повод, и мах второй ногой у нее не выходит. Рука дрессировщика должна 
быть очень чутка, чтобы мягко удержать лошадь в этот момент и облегчить ей вынос другой диагонали. 
Как  только  лошадь  сделала  более  или  менее  связно  два-три  маха,  можно  считать,  что  она  поняла 
требования  дрессировщика  и  теперь  необходимо  терпеливо  заставлять  ее  делать  все  большее  и  большее 
количество  шагов  пассажа,  но  не  перетруждая  и  давая  ей  отдых  (работа  «гаммами»).  Неравномерность 
ритма пассажа бывает различна, начиная от очень собранной (сокращенной) до самого усиленного темпа. 
Так  и  пассаж  в  течение  всей  выездки  очень  изменчив  и  может  исполняться  лошадью  различно:  то  более 
коротко, то с большим движением вперед. С самого начала дрессировщик не должен допускать этой измен-
чивости,  а,  выбрав  наиболее  свойственный  данной  лошади  темп  (рабочий  темп,  на  котором  лошадь 
держится легче и охотнее при наименьшем посыле со стороны всадника), совершенствовать его. Хорошо 
выработанная на пассаже лошадь проходит каждый раз одно и то же расстояние одинаковым количеством 
шагов.  Однако  при  дальнейшем  совершенствовании  пассажа  дрессировщик  может  дать  пассажу  любой 
темп: он может сократить его почти до пиаффе или усилить до такой степени, что кажется, будто лошадь 
летит над землей. 

Парящие  движения  лошади.  Всегда,  даже  в  самом  широком  темпе,  пассаж  должен  сохранять 

парящий  характер,  что  достигается  напряжением  спинных  мышц,  и  если  это  прекращается,  пассаж 
становится  рысью.  Определение  «парящие  движения  на  пассаже»  можно  понимать  в  буквальном  смысле 
слова, так как при каждом шаге лошади есть заметный для глаза момент, когда ни одна нога не касается 
земли. Этот момент придает всему движению воздушность и энергичность. 

Чтобы  пассаж  был  безукоризненным,  темп  в  воздухе  должен  быть  выдержан  с  большей 

длительностью, чем на земле, в противном случае пассаж становится непластичным и неэлегантным. 

Посадка  всадника  во  время  пассажа.  Красота  самого  блестящего  аллюра  лошади  пропадает,  если 

сидящий  на  ней  всадник  сутулится,  гнется  вперед  и  весь  поглощен  лошадью.  Уже  сам  пассаж,  как  гово-
рилось  выше,  предрасполагает  всадника  к  прямой,  мягкой  и  элегантной  посадке.  С  другой  стороны, 
ритмичность пассажа невозможна без мягкой и глубокой балансирующей посадки всадника. Правильность 
пассажа  нарушается  каждым  незначительным  неправильным  его  движением.  Единственная  возможность 
не нарушить взятого лошадью равновесия состоит в том, что всадник с максимальной точностью согласует 
свои  движения  с  движениями  лошади  так,  чтобы  соприкосновение  его  с  лошадью  ни  на  один  момент  не 
ослаблялось.  Это  достигается  мягким  и  плавным  опусканием  в  седло,  а  не  насильственным  прижатием  к 
нему. И даже тогда, когда приходится прибегать к активным действиям шенкелей и шпор, надо делать это, 
не  нарушая  спокойствия,  мягкости  и  глубины  посадки.  Со  своей  стороны,  только  правильный  пассаж 
предрасполагает всадника к такой посадке, тогда как малейшее его искажение способно исказить и посадку 
всадника.  Так  как  на  пассаже  всадник  должен  иметь  глубокую  посадку,  то  на  первых  уроках  обучения 
лошади  пассажу  рекомендуется  опускать  стремя  на  одну-две  дырки  ниже  нормального.  При  глубокой 
посадке  расширяется  площадь  соприкосновения  всадника  с  боками  лошади, увеличиваются  возможности 
посыла. Горделивость и парадность фигуры лошади на пассаже требует парадности и в осанке всадника. 
Горизонтальность спины лошади с величественной поступью переда говорит о том, что и посадка всадника 
должна  быть  с  вертикальным  и  несколько  поданным  назад  корпусом,  с  оттянутым  для  глубины  вниз 
каблуком и слегка откинутой назад головой. 
 

ДЕЙСТВИЯ

 

ШЕНКЕЛЕЙ

 

И

 

ПОВОДЬЕВ

 

ПРИ

 

ПАССАЖЕ 

 

Неправильно  считают,  что  для  пассажа  всадник  должен  обладать  очень  сильными  шенкелями. 

Доказательством ошибочности этого мнения служат примеры езды на пассаже хрупких девушек. Значит, 
дело не в силе шенкелей, а в умении придать лошади нужное ей равновесие. Шенкеля же только оживляют 
взятое  лошадью  равновесие  и  поддерживают  его.  Сильное  сжимание  шенкелями,  которое  сдавливает 
лошади  ребра,  ведет  к  неестественному  положению  лошади  и  движению  с  поджатым  хвостом,  тогда  как 
мягкое прикладывание шенкеля с угрожающим положением шпоры и ее тонкие уколы в те моменты, когда 
лошадь  поднимает  одностороннюю  с  ней  заднюю  ногу,  способствуют  ее  выносу,  не  нарушая  хода  и 
равновесия. Набор же повода в этот момент заставляет заднюю ногу еще более подступить под тяжесть, а 
переднюю ногу — подняться выше. Действуя только шпорами, наездник не добьется пассажа. Движения 
лошади  будут  натянуты,  конвульсивны  и  напряженны.  Строгая  постановка  лошади  в  повод  также  не 
приводит на пассаже к желательным результатам, особенно если она произведена грубо. Она не облегчает 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  7  8  9  10   ..