55
В мире интерес к теме сланцевого газа проявляется преимущественно в странах с ограниченными
запасами и ресурсами традиционного газа, зависимых от импорта энергоресурсов. Для России, как
страны с высокой самообеспеченностью энергоресурсами, добыча относительно дорогого
сланцевого газа на текущий момент не представляет существенного интереса в связи с
экономическими и экологическими преимуществами традиционного газа.
Риски и возможности, связанные с развитием производства газа из нетрадиционных источников,
учитываются при планировании деятельности ПАО «Газпром». В целях сохранения
конкурентоспособности производства и поставок природного газа, добытого на традиционных
месторождениях, ПАО «Газпром» контролирует инвестиционные и эксплуатационные затраты
на производство, совершенствует и внедряет новые технологии, повышающие эффективность
добычи традиционного газа, и осуществляет мониторинг развития производства углеводородов из
нетрадиционных источников в различных регионах мира.
Риски, связанные с развитием возобновляемых источников энергии (ВИЭ).
Многие страны проводят активную политику по стимулированию развития электрогенерации на
базе ВИЭ (энергия ветра, солнечная энергия, энергия биомассы, малая гидроэнергетика,
геотермальная энергия, низкопотенциальное тепло), в том числе путем государственного
субсидирования.
Следствием подобных мер в последние годы стало частичное вытеснение газа из сегмента
электрогенерации.
Тем не менее, на текущий момент появилась тенденция снижения и значительного ограничения
предоставления государственной поддержки ВИЭ. Данная ситуация благоприятна для
возобновления справедливой конкуренции «природный газ/ ВИЭ».
Для обеспечения надежности поставок электроэнергии на базе ВИЭ необходимо создание
электрогенерирующих резервов на базе других видов топлива с высокими требованиями к
маневренности оборудования. С этой точки зрения именно природный газ является экологически
чистым и самым эффективным видом топлива, обеспечивающим надежную поддержку
производства электроэнергии из возобновляемых источников.
2.4.2. Страновые и региональные риски
В случае реализации одного или нескольких из перечисленных ниже рисков ПАО «Газпром»
предпримет меры по минимизации негативных последствий. Для снижения части рисков
Эмитентом предпринят ряд мер защиты, в большей степени связанных с реализацией
производственной программы Эмитента, и разработаны мероприятия по действиям Эмитента
при реализации рисков. Предварительная разработка соответствующих мероприятий затруднена
неопределенностью развития ситуации, и параметры проводимых мероприятий будут зависеть от
особенностей создавшейся ситуации в каждом конкретном случае.
ПАО «Газпром» не может гарантировать, что действия, направленные на преодоление возникших
негативных изменений, смогут привести к исправлению ситуации, поскольку описанные факторы
находятся вне контроля ПАО «Газпром».
Политико-экономические риски.
В соответствии с изменениями политической и экономической конъюнктуры и в целях
совершенствования банковской, судебной, налоговой, административной и законодательной
систем Правительство Российской Федерации проводит ряд последовательных реформ,
направленных на стабилизацию российской экономики.
В период с 2014 г. Европейский союз (ЕС), США и некоторые другие государства ввели ряд санкций
против России и некоторых российских юридических лиц. Некоторые из этих санкций влияют на
деятельность ПАО «Газпром», ПАО «Газпром нефть» и ряда других компаний, в том числе
«Газпромбанк» (Акционерное общество), а некоторые из них предусматривают общие ограничения
хозяйственной деятельности в определенных отраслях экономики России.