ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 4 квартал 2017 год - часть 3

 

  Главная      Учебники - Газпром     ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 4 квартал 2017 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4   ..

 

 

ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 4 квартал 2017 год - часть 3

 

 

55 

 

В мире интерес к теме сланцевого газа проявляется преимущественно в странах с ограниченными 
запасами и ресурсами традиционного газа, зависимых от импорта энергоресурсов. Для России, как 
страны  с  высокой  самообеспеченностью  энергоресурсами,  добыча  относительно  дорогого 
сланцевого  газа  на  текущий  момент  не  представляет  существенного  интереса  в  связи  с 
экономическими и экологическими преимуществами традиционного газа.   

Риски и возможности,  связанные  с  развитием  производства газа из нетрадиционных источников, 
учитываются  при  планировании  деятельности  ПАО  «Газпром».  В  целях  сохранения 
конкурентоспособности  производства  и  поставок  природного  газа,  добытого  на  традиционных 
месторождениях,  ПАО  «Газпром»  контролирует  инвестиционные  и  эксплуатационные  затраты 
на  производство,  совершенствует  и  внедряет  новые  технологии,  повышающие  эффективность 
добычи традиционного газа, и осуществляет мониторинг развития производства углеводородов из 
нетрадиционных источников в различных регионах мира.  

 

 

Риски, связанные с развитием возобновляемых источников энергии (ВИЭ). 

Многие страны проводят активную политику по стимулированию развития электрогенерации на 
базе  ВИЭ  (энергия  ветра,  солнечная  энергия,  энергия  биомассы,  малая  гидроэнергетика, 
геотермальная  энергия,  низкопотенциальное  тепло),  в  том  числе  путем  государственного 
субсидирования. 

Следствием  подобных  мер  в  последние  годы  стало  частичное  вытеснение  газа  из  сегмента 
электрогенерации. 

Тем  не  менее,  на  текущий  момент  появилась  тенденция  снижения  и  значительного  ограничения 
предоставления  государственной  поддержки  ВИЭ.  Данная  ситуация  благоприятна  для 
возобновления справедливой конкуренции «природный газ/ ВИЭ». 

Для  обеспечения  надежности  поставок  электроэнергии  на  базе  ВИЭ  необходимо  создание 
электрогенерирующих  резервов  на  базе  других  видов  топлива  с  высокими  требованиями  к 
маневренности  оборудования.  С  этой  точки  зрения  именно  природный  газ  является  экологически 
чистым  и  самым  эффективным  видом  топлива,  обеспечивающим  надежную  поддержку 
производства электроэнергии из возобновляемых источников. 

 

 

2.4.2. Страновые и региональные риски 

 
В  случае  реализации  одного  или  нескольких  из  перечисленных  ниже  рисков  ПАО  «Газпром» 
предпримет  меры  по  минимизации  негативных  последствий.  Для  снижения  части  рисков 
Эмитентом  предпринят  ряд  мер  защиты,  в  большей  степени  связанных  с  реализацией 
производственной  программы  Эмитента,  и  разработаны  мероприятия  по  действиям  Эмитента 
при реализации рисков. Предварительная разработка соответствующих мероприятий затруднена 
неопределенностью развития ситуации, и параметры проводимых мероприятий будут зависеть от 
особенностей создавшейся ситуации в каждом конкретном случае.  

ПАО «Газпром» не может гарантировать, что действия, направленные на преодоление возникших 
негативных изменений, смогут привести к исправлению ситуации, поскольку описанные факторы 
находятся вне контроля ПАО «Газпром». 

 

Политико-экономические риски. 

В  соответствии  с  изменениями  политической  и  экономической  конъюнктуры  и  в  целях 
совершенствования  банковской,  судебной,  налоговой,  административной  и  законодательной 
систем  Правительство  Российской  Федерации  проводит  ряд  последовательных  реформ, 
направленных на стабилизацию российской экономики.  

В период с 2014 г. Европейский союз (ЕС), США и некоторые другие государства ввели ряд санкций 
против России и некоторых российских юридических лиц. Некоторые из этих санкций влияют на 
деятельность  ПАО  «Газпром»,  ПАО  «Газпром  нефть»  и  ряда  других  компаний,  в  том  числе 
«Газпромбанк» (Акционерное общество), а некоторые из них предусматривают общие ограничения 
хозяйственной деятельности в определенных отраслях экономики России. 

56 

 

2 августа 2017 года Президент США  подписал  Закон «О  противодействии противникам  Америки 
путем  санкций»  в  отношении  расширения  санкционного  режима  против  Российской  Федерации 
(далее  –  Закон  США  от  2  августа  2017  г.).    Закон  США  от  2  августа  2017  г.  создает  риск 
экстерриториального  применения  некоторых  санкционных  ограничений  США  и  может 
отрицательно сказаться на участии иностранных лиц в отдельных новых проектах Компании. 

Введенные  санкции  потенциально  могут  оказать  влияние  на  реализацию  отдельных  проектов 
Компании, привести к отклонениям от планируемых проектных показателей, однако, на текущий 
момент  не  являются  основанием  для  изменения  стратегических  направлений  деятельности  или 
корректировки  перечня  приоритетных  проектов  ПАО  «Газпром»,  определенного  Долгосрочной 
программой  развития  ПАО  «Газпром»  (газовый  бизнес,  2018-2027)  (утверждена  решением  Совета 
директоров ПАО «Газпром» от 19.12.2017 №3059).  

Газпром  много  лет  целенаправленно  проводит  политику  импортозамещения,  стимулируя 
внедрение передовых технологий и решений российскими производителями. Благодаря этой работе 
доля  импорта  в  общем  объеме  материально-технических  ресурсов,  поступивших  дочерним 
обществам и организациям ПАО «Газпром», снизилась. 

 

Риски, связанные с процессом глобализации.  

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 

 

Риски, связанные с развитием кризисных явлений в мировой экономике. 

Нестабильность  глобальной  финансовой  системы,  геополитическая  напряженность  в  отдельных 
регионах  мира,  низкие  темпы  роста  экономик  европейских  стран,  замедление  темпов  роста 
экономики Китая, увеличение процентных ставок в США приводят к сохранению высокой степени 
неопределенности  в  мировой  экономике  и  рискам  волатильности  на  финансовых  и  сырьевых 
рынках.  

Неблагоприятные  экономические  условия,  включая  риски  сохранения  в  длительной  перспективе 
низких цен на нефть, продукты нефтепереработки и цен на газ могут оказать негативное влияние 
и на деятельность Группы.  

ПАО  «Газпром»  проводит  консервативную  финансовую  политику,  которая  обеспечивает 
устойчивость  финансового  состояния  и  оптимизацию  долгового  портфеля,  что  позволит 
реагировать на возможное ухудшение ситуации.   

 

Риски, связанные с выходом в новые регионы и на новые рынки. 

Одними из основных принципов построения стратегии Группы Газпром являются диверсификация 
и  расширение  деятельности  -  новые  рынки,  новые  транспортные  маршруты,  новые  продукты. 
В настоящее  время  продуктовый  портфель  Группы  включает  трубопроводный  природный  газ, 
нефть,  нефтепродукты,  нефтехимические  продукты,  продукты  переработки  газа  и  газового 
конденсата,  газомоторное  топливо,  сжиженный  углеводородный  и  природный  газы,  электро-  и 
теплоэнергию.  Обществом  осуществляется  выход  на  новые  экспортные  рынки  Китая 
(трубопроводный газ), Индии, стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Ближнего Востока и Африки.  

Выход на новые рынки связан как с возможностью получения дополнительных преимуществ, так и 
с рисками недооценки экономической и политической ситуации в странах региона. 

Выход  ПАО  «Газпром»  на  китайский  рынок  газа  влечет  за  собой  риски,  связанные  с 
государственным регулированием газовой отрасли Китая.  

В настоящее время в Китае в целях обеспечения импортных поставок природного газа, расширения 
внутреннего рынка газа, содействия энергосбережению и уменьшению выбросов вредных веществ, а 
также  для  повышения  эффективности  использования  ресурсов  проводится  общенациональная 
программа реформирования  механизмов  ценообразования  на  природный  газ.  В  марте  2016  года 
Правительство Китая одобрило 13-й пятилетний план социально экономического развития КНР, 
определяющий основные принципы и приоритеты развития на 2016-2020 гг. Необходимо отметить 
возросшую  важность  экологических  вопросов  в  новом  цикле  планирования,  10  из  25  целевых 
количественных показателей плана связаны с экологией (по сравнению с 8 из 24 в 12-й пятилетке). 
С  учетом  стремления  Китая  к  разрешению  экологических  проблем,  в  том  числе  за  счет 

57 

 

импортного природного газа, а также планов по развитию производства дорогого нетрадиционного 
газа,  можно  ожидать,  что  реформы,  проводимые  правительством  Китая  по  либерализации 
системы ценообразования и стимулированию потребления природного газа, будут продолжены.  

 

Риски, связанные с транзитом природного газа.  

ПАО  «Газпром»  находится  под  влиянием  рисков,  связанных  с  транспортировкой  природного  газа 
через территорию транзитных стран.  

Одной  из  таких  стран  является  Украина.  В  настоящий  момент  опасения  относительно 
надежности  поставок  газа  в  Европу  через  территорию  Украины  обусловлены  как  политической 
нестабильностью  в  данной  стране,  усугубляемой  неблагоприятной  экономической  обстановкой, 
так  и  накопленной  задолженностью  НАК  «Нафтогаз  Украины»  перед  ПАО  «Газпром»  за 
поставленный газ. 

В  целях  минимизации  этого  риска  и  с  учетом  экономической  эффективности  поставок  газа  в 
долгосрочной перспективе ПАО «Газпром» диверсифицирует экспортные маршруты поставок газа. 
Примером  такой  работы  является  организация  экспортных  поставок  по  газотранспортным 
системам: «Ямал-Европа», проходящей по территории Белоруссии и Польши, и «Северный поток», 
соединившей  напрямую  Россию  и  Германию  через  акваторию  Балтийского  моря,  минуя  третьи 
страны. 

В  рамках  диверсификации  маршрутов  экспортных  поставок  российского  трубопроводного 
природного  газа  на  традиционный  для  ПАО  «Газпром»  европейский  рынок  реализуется  проект 
«Северный 

поток 

2», 

предусматривающий 

строительство 

двух 

ниток 

общей 

производительностью  55  млрд  куб.  м.  в  год.  График  реализации  проекта  предполагает 
одновременную  укладку  обеих  ниток  газопровода  и  их  ввод  в  эксплуатацию  в  IV  квартале  2019  г. 
Ожидаемый  срок  завершения  детального  проектирования  –  первая  половина  2018  г.  Ведутся 
работы по производству труб и их обетонированию. На сегодняшний день все крупные контракты 
для  проведения  строительных  работ  в  2018  и  2019  гг.  заключены.  Получение  национальных 
разрешений  на  строительство  по  трассе  газопровода  в  соответствующих  органах  Дании, 
Германии, России, Швеции и Финляндии ожидается в первом полугодии 2018 года.  

21 февраля 2017 года  вступило в силу  Соглашение между  Правительством  Российской Федерации 
и Правительством Турецкой Республики по проекту газопровода «Турецкий поток», подписанное в 
ходе  визита  Президента  Российской  Федерации  В.В. Путина  в  Турецкую  Республику  10  октября 
2016 года. Документ предусматривает возможность строительства двух ниток газопровода по дну 
Черного  моря  из России  в Турцию  общей  производительностью  31,5  млрд  куб.  м  в  год,  включая 
строительство сухопутной транзитной нитки до границы Турции с сопредельными странами. 

7 мая 2017 года у российского побережья Черного моря в районе г. Анапа началась укладка морского 
участка  газопровода  «Турецкий  поток».  4  ноября  2017  г.  завершена  укладка  двух  ниток  морского 
участка газопровода «Турецкий поток» в исключительной экономической зоне России. В настоящее 
время  продолжаются  работы  по  укладке  труб  в  исключительной  экономической  зоне  Турецкой 
Республики. 

2 августа 2017 г. вступил в силу Закон США от 2 августа 2017 г., который, в частности, наделяет 
Президента  США  правом  во  взаимодействии  (координации)  с  союзниками  США  вводить 
определенные санкционные меры  в отношении любого лица, которое сознательно после принятия 
Закона  США  от  2  августа  2017  г.,  совершало  инвестиции  или  продавало  товары,  поставляло 
технологии  или  оказывало  услуги  Российской  Федерации  (на  сумму  более  1  млн.  долл.  США  или  в 
совокупности  в  течение  года  на  общую  сумму  более  5  млн  долл.  США)  в  сфере  строительства  и 
обслуживания российских трубопроводов, экспортирующих энергоресурсы. 

В  отношении  указанного  положения  Закона  США  от  2  августа  2017  г.  Государственный 
Департамент  США  31 октября 2017  г.  выпустил  разъяснение,  согласно  которому  санкционные 
меры  не  должны  затрагивать  инвестиции  в  проекты,  начатые  до  2  августа  2017  г.  При  этом 
согласно  разъяснениям  под  «началом»  проекта  следует  понимать  момент  подписания  договора  о 
реализации проекта. 

Также  ограничения  не  будут  затрагивать  инвестиции  и  деятельность  для  целей  обычного 
обслуживания уже существующих трубопроводов, введенных в эксплуатацию до 2 августа 2017 г., а 
также любые инвестиции и договоры займа, осуществленные и заключенные до 2 августа 2017 г. 

 

58 

 

(Более  подробно  информация  о  проектах  ПАО  «Газпром»  представлена  в  п.3.3  Планы  будущей 
деятельности эмитента). 

 
Кредитный риск. 

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 
 

Риски, связанные с географическими и климатическими условиями.  

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 

 

2.4.3. Финансовые риски 

 
В  случае  реализации  одного  или  нескольких  из  перечисленных  ниже  рисков  ПАО «Газпром» 
предпримет  меры  по  минимизации  негативных  последствий.  Для  снижения  части  рисков 
Эмитентом  предпринят  ряд  мер  защиты,  в  большей  степени  связанных  с  реализацией 
производственной  программы  Эмитента,  и  разработаны  мероприятия  по  действиям  Эмитента 
при реализации рисков. Предварительная разработка соответствующих мероприятий затруднена 
неопределенностью развития ситуации, и параметры проводимых мероприятий будут зависеть от 
особенностей создавшейся ситуации в каждом конкретном случае.  

ПАО «Газпром» не может гарантировать, что действия, направленные на преодоление возникших 
негативных изменений, смогут привести к исправлению ситуации, поскольку описанные факторы 
находятся вне контроля ПАО «Газпром». 

 

Риски, связанные с денежно-кредитной политикой Центрального Банка Российской Федерации.  

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 

 

Риск мирового финансового кризиса. 

Неблагоприятные  экономические  условия  на  мировых  финансовых  рынках  могут  оказать 
негативное  влияние  на  способность  ПАО  «Газпром»  привлекать  новые  займы  и  рефинансировать 
текущую  часть  задолженности  на  прежних  условиях.  Общее  понижение  уровня  ликвидности 
может оказать влияние на платежеспособность контрагентов ПАО «Газпром» и их способность 
обеспечивать своевременное погашение задолженности перед Обществом. 

Неопределенность  развития  ситуации  на  рынках  капитала  может  потребовать  пересмотра 
прогнозов  Общества  в  отношении  будущих  денежных  потоков  и  резервов  под  обесценение 
финансовых  и  нефинансовых  активов.  В  текущих  условиях  ПАО  «Газпром»  предпринимаются 
необходимые меры по обеспечению устойчивого развития деятельности Группы. 

При этом преобладание валютной составляющей в выручке ПАО «Газпром» и структуре долговых 
обязательств и рублевой составляющей -  в операционных и инвестиционных затратах снижают 
риски,  связанные  с  возможным  ослаблением  рубля  в  случае  снижения  цен  на  сырьевых рынках,  но 
оказывают негативное влияние на динамику свободного денежного потока ПАО «Газпром» в случае 
укрепления рубля при относительно стабильных ценах на нефть. 
 

Риски, связанные с изменениями валютных курсов. 

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 
 

Риски, связанные с изменениями процентных ставок. 

Привлекая заемный капитал, ПАО «Газпром» подвержено воздействию рисков, связанных с 
изменениями процентных ставок. 

Некоторую часть долгового портфеля ПАО «Газпром» составляют кредиты иностранных банков. 
Процентная ставка по обслуживанию большинства этих кредитов базируется на основе ставок по 

59 

 

межбанковским  кредитам  LIBOR/EURIBOR.  Увеличение  данных  процентных  ставок  может 
привести к удорожанию обслуживания долга ПАО «Газпром». 

При  этом  на  текущий  момент  долговой  портфель  Эмитента  преимущественно  сформирован 
кредитами и займами с фиксированной процентной ставкой, что оказывает существенное влияние 
на снижение данного риска. 
 
предполагаемые действия эмитента на случай отрицательного влияния изменения процентных 
ставок на деятельность эмитента: 
В  целях  управления  финансовыми  рисками  проводится  оценка  портфеля  рыночных  рисков. 
Мероприятия  по  оценке  рыночных  рисков  производятся  регулярно  на  основе  количественной 
модели.  Разработанная  модель  учитывает  прогнозные  значения  валютных  курсов,  цен 
углеводородов,  базовых  ставок  на  рассматриваемый  период,  а  также  фундаментальные 
зависимости  между  ними.  Мероприятия  по  управлению  рыночными  рисками  предусматривают 
возможность использования различных финансовых инструментов, в т.ч. производных. 
Эмитент  обеспечивает  поддержание  достаточных  резервов,  банковских  кредитных  линий  и 
резервных  заемных  средств.  Осуществляется  постоянный  мониторинг  прогнозируемых  и 
фактических денежных потоков и выполняется анализ графиков движения денежных средств по 
финансовым  требованиям  и  обязательствам  Эмитента.  Эти  мероприятия  позволяют 
своевременно принимать решения относительно необходимости дополнительного финансирования 
(краткосрочного, среднесрочного, долгосрочного). 
В  случае  негативного  влияния  изменения  процентных  ставок  на  финансово-экономическую 
деятельность, Эмитент планирует провести анализ рисков и принять соответствующее решение 
в  каждом  конкретном  случае.  В  случае  существенных  неблагоприятных  изменений  процентных 
ставок привлечение Эмитентом новых заимствований может быть отложено, а инвестиционная 
программа пересмотрена. 
Эмитент проводит (и планирует проводить) сбалансированную политику в области привлечения 
заемных  средств  и  стремится  максимизировать  долю  долгосрочных  обязательств  с 
фиксированными ставками в своем долговом портфеле. 

 

Риски,  связанные  с  привлечением  ПАО  «Газпром»  денежных  средств  на  российском  рынке 
корпоративных облигаций. 

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 

 

Риски, связанные с влиянием инфляции.  

Изменение  индекса  потребительских  цен  оказывает  определенное  влияние  на  уровень 
рентабельности  ПАО  «Газпром»  и,  как  следствие,  на  финансовое  состояние  и  возможность 
выполнения  обязательств,  однако  это  влияние  не  является  фактором  прямой  зависимости.  При 
этом  рост  инфляции  в  РФ  приводит  к  общему  росту  процентных  ставок,  в  том  числе  и  по 
рублевым облигациям Эмитента, что может потребовать от Эмитента адекватного увеличения 
ставок купонов. 

Малая зависимость  рентабельности ПАО  «Газпром» от изменения  индекса потребительских цен  
обусловлена,  в  основном,  тем,  что  в  периоды  умеренного  роста  инфляции,  когда  кредитно-
денежная  политика  Центрального  Банка  обычно  направлена  на  поддержание  обменного  курса 
рубля, в результате чего происходит падение величины покупательной способности национальной 
валюты, рост расходов ПАО  «Газпром» будет компенсироваться увеличением  доходов от продаж 
на  внутреннем  рынке,  поскольку  в  соответствии  с  тарифной  политикой  Российской  Федерации 
предполагается  поэтапное  увеличение  цен  на  газ  темпами,  сопоставимыми  с  темпами  роста 
инфляции.  

Несмотря  на  то,  что  даже  при  значительном  увеличении  уровня  потребительских  цен 
ПАО «Газпром» сохраняло рентабельность деятельности, нет никаких гарантий, что возможное 
увеличение  или  уменьшение  потребительских  цен  не  приведет  к  падению  уровня  рентабельности 
ПАО «Газпром» в будущем.  

Существующий  в  настоящее  время  уровень  инфляции  не  оказывает  существенного  влияния  на 
финансовое  положение  Эмитента.  В  соответствии  с  прогнозными  значениями  инфляции,  она  не 
должна  оказать  существенного  влияния  на  платежеспособность  Эмитента,  в  частности,  на 
выплаты по ценным бумагам. 

60 

 

Критическим  уровнем  инфляции  для  Эмитента  может  стать  рост  инфляции  в  2-3  раза  по 
сравнению с 2015 годом и длительное сохранение ее на этом уровне. 
Эмитент  ведет  мониторинг  индекса  потребительских  цен  и  проводит  мероприятия  по 
оптимизации издержек. 

 

Влияние финансовых рисков на показатели финансовой отчетности.   

Величина  денежных  потоков  в  иностранной  валюте  в  соответствии  с  ПБУ  23/2011  «Отчет  о 
движении  денежных  средств»,  утвержденным  приказом  Минфина  РФ  от  02.02.2011  №  11н, 
пересчитывается  в  рубли  по  официальному  курсу  этой  иностранной  валюты  к  рублю, 
устанавливаемому  Центральным  Банком  Российской  Федерации  на  дату  осуществления  или 
поступления платежа. 

Изменение  курса  иностранных  валют,  сравнимое  с  изменениями,  произошедшими  в 
декабре 2014 года,  окажет  значительное  влияние  на  статьи  Отчета  о  движении  денежных 
средств, включающие обороты в иностранной валюте.  

В  Отчете  о  финансовых  результатах  в  составе  прочих  доходов  и  расходов  отражаются 
положительные  и  отрицательные  курсовые  разницы 

–  результат  от  переоценки 

соответствующего  актива,  в  том  числе  дебиторской  задолженности,  или  обязательства,  в  том 
числе  задолженности  по  кредитам  и  займам,  стоимость  которых  выражена  в  иностранной 
валюте (пересчитанные в соответствии с ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость 
которых выражена в иностранной валюте», утвержденным приказом Минфина РФ от 27.11.2006 
№  154н),  и,  в  результате,  их  сумма  может  оказать  существенное  влияние  на  чистую  прибыль 
Общества. 

Поскольку  экспортная дебиторская задолженность ПАО  «Газпром» выражена в долларах США  и 
других  конвертируемых  валютах,  изменение  курса  иностранных  валют  приведет  к  изменению 
статей баланса, в которых отражена данная дебиторская задолженность.  

Рост  курса  иностранных  валют  по  отношению  к  рублю  приведет  к  увеличению  статьи  баланса, 
отражающей  задолженность  по  кредитам  и  займам,  вследствие  наличия  большого  портфеля 
кредитных ресурсов, выраженного в конвертируемой валюте (долларах США или евро).  

Изменение  цен  на  газ,  в  первую  очередь,  скажется  на  объеме  выручки  от  реализации  Компании  и 
окажет существенное влияние на чистую прибыль Общества. 

Инфляционные  процессы,  в  результате  которых  происходит  удорожание  используемых  в 
производстве материалов и сырья, могут оказать влияние на увеличение валюты баланса.  

Также  инфляционные  процессы  в  экономике  Российской  Федерации  могут  оказать  существенное 
влияние  на  чистую  прибыль  Общества  в  связи  с  тем,  что  возможности  ПАО  «Газпром»  по 
повышению  цен  на  газ,  реализуемый  на  внутреннем  рынке,  ограничены  государственным 
регулированием,  то  есть  не  могут  меняться  Обществом  в  зависимости  от  изменений  темпов 
инфляции  и,  в  то  же  время,  затраты  Общества,  которые,  в  основном,  выражены  в  рублях, 
изменяются в соответствии с темпами инфляции.
 

Вероятность  негативного  влияния  указанных  рисков  на  результаты  деятельности  Эмитента 
незначительна.    При  этом  значительные  неблагоприятные  изменения  процентных  ставок 
отразятся, в первую очередь, в следующих разделах отчетности по МСФО: 

•  в Отчете о совокупном доходе строки: Финансовые доходы и Финансовые расходы;  

•  в  Отчете  о  движении  денежных  средств:  строки  Капитализированные  и  уплаченные 

проценты, Полученные проценты, Уплаченные проценты. 
 

2.4.4. Правовые риски 

 
В  случае  реализации  одного  или  нескольких  из  перечисленных  ниже  рисков  ПАО  «Газпром» 
предпримет  меры  по  минимизации  негативных  последствий.  Для  снижения  части  рисков 
Эмитентом  предпринят  ряд  мер  защиты,  в  большей  степени  связанных  с  реализацией 
производственной  программы  Эмитента,  и  разработаны  мероприятия  по  действиям  Эмитента 
при реализации рисков. Предварительная разработка соответствующих мероприятий затруднена 
неопределенностью развития ситуации, и параметры проводимых мероприятий будут зависеть от 
особенностей создавшейся ситуации в каждом конкретном случае.  

61 

 

ПАО «Газпром» не может гарантировать, что действия, направленные на преодоление возникших 
негативных изменений, смогут привести к исправлению ситуации, поскольку описанные факторы 
находятся вне контроля ПАО «Газпром». 

 
Риски, связанные с изменением валютного регулирования. 

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 

 

Риски, связанные с изменением налогового законодательства. 

ПАО  «Газпром»  осуществляет  уплату  федеральных,  региональных  и  местных  налогов,  в 
частности,  налога  на  добавленную  стоимость,  акциза  на  природный  газ,  предусмотренного 
международными  договорами  РФ,  налога  на  прибыль  организаций,  налога  на  добычу  полезных 
ископаемых, транспортного и водного налога, налога на имущество организаций, земельного налога. 
Статус  ПАО  «Газпром»,  как  крупнейшего  налогоплательщика  в  Российской  Федерации, 
реализующего  большое  количество  капиталоёмких  проектов,  обуславливает  необходимость 
непрерывного  и  продуктивного  диалога  с  федеральными  и  региональными  органами  власти  по 
вопросам налогообложения. Приемлемый уровень налоговой нагрузки является одним из факторов 
стабильного  развития  и  новых  инвестиций,  которые  при  высоком  налоговом  бремени 
сложнореализуемы. 

В  последние  годы  законодательство  о  налогах  и  сборах  все  чаще  подвергается  изменениям, 
дополнениям  и  уточнениям,  касающимся  как  общих  вопросов  налогообложения,  так  и  порядка 
исчисления и уплаты отдельных налогов. 

Наиболее  актуальными  из  последних  свершившихся  изменений  и  законопроектных  инициатив  по 
внесению изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации являются: 

1.  Федеральный  закон  от  27.11.2017  №  335-ФЗ  «О  внесении  изменений  в  части  первую  и  вторую 
Налогового  кодекса  Российской  Федерации  и  отдельные  законодательные  акты  Российской 
Федерации», который предусматривает следующие изменения в налоговом законодательстве: 

а)  введен  вычет  НДПИ  на  газовый  конденсат  при  производстве  широкой  фракции  легких 

углеводородов (ШФЛУ) и  закреплен  следующий порядок вычета: ставка налогового вычета НДПИ 
на конденсат начинается от 147 рублей/т в январе 2018 года и растет ежемесячно на 147 рублей/т 
(к концу 2018 года вычет составит 1764 рублей/т, к концу 2019 года 3528 рублей/т), с декабря 2019 
ставка  вычета  будет  зафиксирована  на  уровне  5280  рублей  на  тонну  извлеченной  из  конденсата 
ШФЛУ; 

б) закреплен порядок применения ставки НДС 0 % в отношении услуг транспортировки газа 

по газопроводу «Турецкий поток»; 

в)  отменен  повышающий  коэффициент  Кгп  для  газа,  добываемого  компаниями  Группы 

Газпром из ачимовских залежей; 

г)  сняты  ограничения  по предельному  сроку  применения  ставок  НДПИ  для  новых  морских 

месторождений всех категорий сложности, при сохранении периода их применения, но предельные 
сроки применения освобождения от таможенных пошлин не изменены; 

д)  предусмотрено  право  субъектов  Российской  Федерации  устанавливать  в  отношении 

движимого  имущества  ставку  налога  на  имущество  организаций,  не  превышающую  1,1  %  в 
2018 году. 

2.  Федеральный  закон  от  14.11.2017  №  323-ФЗ  «О  внесении  изменений  в  часть  первую  Налогового 
кодекса Российской Федерации», расширяющий основания для предоставления рассрочки по уплате 
налогов  -  налогоплательщикам  предоставлена  возможность  получить  рассрочку  по  уплате  сумм 
налогов,  начисленных  по  результатам  налоговой  проверки,  при  условии,  что  решение  налогового 
органа не обжалуется налогоплательщиком. В качестве обеспечения исполнения обязательств по 
уплате  налогов  предусмотрено  обязательное  представление  налогоплательщиками  банковской 
гарантии.
 

3.  Федеральный  закон  от  27.11.2017  №  340-ФЗ  «О  внесении  изменений  в  часть  первую  Налогового 
кодекса  Российской  Федерации  в  связи  с  реализацией  международного  автоматического  обмена 
информацией  и  документацией  по  международным  группам  компаний»,  согласно  которому 
налогоплательщики,  являющиеся  участниками  международной  группы  компаний,  совокупная 
выручка которых в соответствии с  консолидированной финансовой отчетностью составляет не 
менее 50 млрд рублей, будут ежегодно уведомлять налоговые органы об участии в международной 

62 

 

группе  компаний  и  представлять  по  требованию  ФНС  России  национальную  документацию. 
Материнская  компания  международной  группы  компаний  или  уполномоченный  участник 
международной  группы  компаний  должны  ежегодно  готовить  глобальную  документацию  для 
представления по требованию ФНС России, а также подавать в ФНС России страновой отчет с 
информацией  в  разрезе  юрисдикций  о  сумме  выручки  (в  т.ч.  по  сделкам  с  участниками 
международной  группы  и  иными  лицами), сумме  прибыли  (убытка),  сумме  уплаченного  и 
начисленного налога на прибыль организаций (налога с дохода (прибыли) иностранной организации), 
размере уставного капитала, численности работников и др.  
Законом  установлены  следующие  санкции,  которые  не  применяются  за  правонарушения, 
выявленные в отношении отчетных периодов, начинающихся в 2017-2019 годах: 

- за непредставление уведомления об участии в международной группе компаний или представление 
уведомления об участии в международной группе компаний, содержащего недостоверные сведения - 
в размере 50 тыс. рублей;  

-  за  непредставление  странового  отчета  или  представление  странового  отчета,  содержащего 
недостоверные сведения - в размере 100 тыс. рублей;  

- за непредставление глобальной и/или национальной документации - в размере 100 тыс. рублей. 

4. Федеральный закон от 27.11.2017 № 361-ФЗ «О внесении изменений в статью 426 части второй 
Налогового  кодекса  Российской  Федерации»,  в  соответствии  с  которым  действующие  размеры 
тарифов страховых взносов сохранены на период по 2020 год включительно.  

5.  Федеральный  закон  от  28.12.2017  №  436-ФЗ  «О  внесении  изменений  в  части  первую  и  вторую 
Налогового  кодекса  Российской  Федерации  и  отдельные  законодательные  акты  Российской 
Федерации», основные положения которого (в части налогообложения иностранных организаций) 
предусматривают: 

а)  освобождение  от  налогообложения  прибыли  контролируемых  иностранных  компаний 

(КИК), осуществляющих трейдинговые операции на ликвидных газовых рынках; 

б)  уточнение  положений  переходного  периода  по  КИК  (в  части  исключения  критерия 

контроля не по доле участия); 

в)  правила  переноса  на  будущее  убытков  КИК  -  уточнено,  что  совокупная  сумма  убытка, 

переносимого на будущие периоды, определяется путем сальдирования сумм прибылей (убытков) до 
налогообложения по данным финансовой отчетности КИК за 3 финансовых года, непосредственно 
предшествующих  финансовому  году,  начинающемуся  в  2015 году.  В  указанную  сумму  возможно 
включение  убытков  от  переоценки  финансовых  активов.  Урегулирован  порядок  учета  и 
корректировки убытков, накопленных в составе прочего совокупного дохода. 

г)  порядок  налогообложения  операций  КИК  с  финансовыми  активами  (включая  ценные 

бумаги)  -  установлены  принципы  исчисления  финансового  результата  от  таких  операций, 
определяемого  как  доходы  от  выбытия  финансовых  активов,  уменьшенные  на  цену  их 
приобретения  либо  на  стоимость  финансовых  активов  согласно  данным  учета  на  начало 
финансового  года,  начинающегося  в  2015 году,  если  соответствующие  активы  приобретены  до 
начала указанного периода. 

д)  порядок  распределения  налога  КИК,  являющейся  участником  иностранной  КГН,  для 

целей  уменьшения  налоговых  обязательств  контролирующего  лица  -  установлен  закрытый 
перечень 

принципов 

распределения 

налога 

иностранной 

консолидированной 

группы 

налогоплательщиков  на  ее  участников  (одним  из  трех  способов:  пропорционально  доле 
выручки/дохода, доле прибыли до налогообложения, доле чистых активов либо по данным налоговой 
отчетности  КИК).  При  этом  в  отношении  каждой  иностранной  КГН  может  быть  установлен 
свой порядок. 

е)  устранение  необходимости  неоднократной  подачи  документов,  подтверждающих 

условия  освобождения  прибыли  КИК  от  налогообложения  в  рамках  многоуровневых  цепочек 
владения в Российской Федерации - установлено право не подавать соответствующие документы, 
в случае если участие российского контролирующего лица в КИК реализовано исключительно через 
иное российское лицо, при условии представления сведений об организации, которая их подает. 

ж) не учитывается прибыль КИК, направленная на формирование обязательных резервов в 

составе капитала КИК в соответствии с законодательством иностранного государства. 

з) деофшоризационные нормы применительно к налогоплательщикам - физическим лицам - 

устранены  неточности  в  части  налогообложения  при  распоряжении  налогоплательщиками  - 
физическими  лицами  ценными  бумагами  и  иным  имуществом,  полученными  при  ликвидации 
(прекращении) КИК.  

и) отдельные положения концепции налогового резидентства юридических лиц  - уточнено 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4   ..